Бухучет затрат на производство и калькулирование себестоимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Стратегическими задачами разработки рекомендаций являлись: обеспечение оптимального уровня издержек производства, увеличение прибыли, повышение конкурентоспособности предприятия.

Содержание

Введение. Правовая база учета затрат и себестоимости продукции
1. Основы управления затратами на производство и реализацию
продукции
1.1. Понятие управленческого и бухгалтерского учета
1.2. Классификация затрат в управленческом учете
1.2.1. Понятие себестоимости и классификация затрат в целях принятия управленческих решений
1.3. Управление затратами на производство и реализацию продукции
2. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости
продукции
2.1. Понятие расходов организации и определение их величины
2.2. Признание расходов организации
2.3. Учет расходов по элементам затрат
2.4. Учет затрат на производство продукции по статьям калькуляции
2.5. Сводный учет затрат на производство
3. Методы учета затрат на производство и калькулирование
себестоимости продукции
3.1. Метод учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
3.2. Показатели затрат и себестоимости продукции, методика их расчета
3.3. Отражение в бухгалтерской отчетности расходов организации
4. Учет затрат на производство продукции в условиях компьютерных технологий
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Копия Курсовой проект мой.docx

— 169.39 Кб (Скачать)

В процессе разработки сметы затрат на производстве в отечественной  экономической науке и практике широко применяется три метода:

1) сметный: смета разрабатывается на основе расчета затрат в масштабах всего предприятия по данным всех других разделов годового плана;

2) сводный метод: смета составляется путем суммирования смет производства отдельных подразделений предприятия за исключением внутренних оборотов между ними. Такой метод предполагает предварительную разработку и свод в единую систему общих затрат по подразделениям основного и обслуживающего производства.

3) калькуляционный метод: смета составляется на основе плановых расчетов по всей номенклатуре продукции, работ, услуг с разложением комплексных статей на простые элементы затрат. Этот метод опирается на выполненные расчеты или калькуляции себестоимости всех без исключения видов продукции, работ, услуг, запланированных в годовой производственной программе предприятия, а также остатков незавершенного производства и расходов будущих периодов.

Необходимо отметить, что сметы  затрат разрабатываются как для  всего предприятия в целом, так  и для отдельных подразделений  предприятия и служат одним из инструментов контроля за затратами. На основе смет затрат определяется производственная и полная себестоимости всей производимой на предприятии продукции (валовой, товарной, реализованной).

Другим направлением планирования затрат на отечественных предприятиях выступает калькулирование себестоимости  единицы продукции, группы изделий. С точки зрения планирования затрат различают плановую и нормативную  калькуляции себестоимости.

Нормативная себестоимость представляет собой затраты на производство продукции, рассчитанные в соответствии с прогрессивными нормами и нормативами расходования ресурсов предприятия (на предприятиях она, к сожалению, рассчитывается крайне редко).

Плановая себестоимость калькулируется на основе принятых за план объемов затрат и в идеале должна отражать предельно допустимые затраты на производство и реализацию продукции.

Плановые калькуляции обычно составляются для всех видов продукции, предусмотренных  в годовом плане производства и реализации. Калькулирование производится по статьям калькуляции. Важным моментом является то, что на отечественных предприятиях до настоящего времени калькулируется полная себестоимость единицы продукции. Это значит, что все косвенные затраты подлежат обязательному распределению между отдельными видами продукции (при многономенклатурном производстве).

Система учета затрат, применяемая  на отечественных предприятиях, является неотъемлемой частью бухгалтерского учета  на предприятии, который, выражаясь  языком современной терминологии, называют по ряду признаков финансовым учетом (что обуславливает некоторую  ограниченность его применения для создания эффективной системы управления затратами.

При таком учете применяются  две стандартные группировки  по их видам: по элементам затрат и  по статьям калькуляции. Первая группировка в большей степени соответствует нуждам внешних пользователей (о чем свидетельствует необходимость обязательного их отражения в форме бухгалтерского учета № 2 «Отчет о прибылях и убытках», в разделе III). Но с помощью данных, полученных в результате такой группировки, определяют финансовые результаты, рассчитывают некоторые экономические показатели (например, трудоемкость и прочие “емкости”), характеризующие производство в целом.

Другая группировка (по статьям  калькуляции) позволяет несколько  детализировать содержание элементов  затрат, хотя и большая часть статей калькуляции являются комплексными. Группировка затрат по статьям калькуляции  раскрывает большие возможности  для анализа затрат, создает условия  для определения полной себестоимости  единицы продукции и установления цен.

Учет ведется также и в  разрезе видов продукции и  мест возникновения затрат: цехов, участков, служб и других структурных подразделений  предприятия. Затраты в течение  месяца учитываются на соответствующих  схемах. После необходимых перегруппировок  и распределения общехозяйственных  расходов определяется себестоимость  произведенной продукции.

На основании учета, плановых смет и плановых нормативных калькуляций, как правило, ежемесячно проводится анализ затрат на производство.

Традиционно основными направлениями  анализа затрат на производство и  реализацию являются три следующие:

а) анализ затрат на производство по экономическим  элементам;

б) анализ затрат на одну денежную единицу;

в) анализ себестоимости отдельных  изделий.

Анализ себестоимости по экономическим  элементам проводится по трем направлениям:

а) определяются абсолютные отклонения фактических значений каждого элемента сметы от плановых (или базисных);

б) определяется удельный вес каждого  элемента затрат в общей сумме  затрат (т. е. устанавливается структура  затрат);

в) определяется отклонение фактического значения доли того или иного элемента в общей сумме затрат от планового (если надо – от базисного).

Такой анализ преследует две основные цели:

а) определить результаты исполнения сметы (смет) затрат и изменение их долей в общей сумме затрат;

б) определить характер производства (материалоемкое, трудоемкое, фондоемкое) и основные направления поиска резервов снижения себестоимости.

Поиск – постоянный и систематический  – путей снижения как общего уровня затрат, так и отдельных их видов является одним из важнейших элементов управления затратами. Контроль затрат и их эффективное (т.е. без негативных последствий) снижения – вот конечная цель любой системы управления текущими затратами.

Стратегический аспект повышения  эффективности управления текущими затратами на предприятии.

Важным, определяющим моментом для  построения системы управления затратами  является определение стратегии  предприятия. Важность стратегии и  стратегического планирования для успешного функционирования и конкурирования предприятия сегодня очевидна для большинства специалистов. Однако многие предприятия рассматривают стратегию как нечто оторванное от практики управления, и управления затратами в частности. Особенно это касается, так называемых базовых конкурентных стратегий, которые определяют способ поведения предприятий во внешней среде. Важность этих стратегий заключается в том, что они являются не только основой стратегического управления затратами, но и обуславливают выбор необходимой системы для эффективного текущего управления затратами. При этом большая опасность сокрыта в стремлении предприятия использовать несколько базовых конкурентных стратегий.

Базовые конкурентные стратегии:

1. Стратегия дифференциации. Целью  стратегии является придание  товару (продукту) отличительных свойств,  которые важны для покупателя  и отличают данный товар от  предложений конкурентов. Несмотря  на то, что наличие отличительных  качеств требует, как правило,  более высоких издержек, успешная  дифференциация позволяет компании  добиться большей рентабельности  за счет того, что рынок готов  принять более высокую цену.

2. Стратегия лидерства по издержкам.  В центре внимания стратегии  – низкие издержки по сравнению  с конкурентами. Преимущество в  отношении издержек создает относительно  эффективную защиту против всех пяти конкурентных сил.

3. Стратегия фокусирования. Специализация  на нуждах одного сегмента  или конкретной группы потребителей  без стремления охватить весь  рынок. Ее цель – удовлетворить  потребности выбранного целевого  сегмента лучше, чем конкуренты. Такая стратегия может опираться  как на дифференциацию, так и  на лидерство по издержкам,  но только в рамках целевого  сегмента. В результате стратегия  фокусирования разбивается на  следующие две стратегии: 

- фокусированная  дифференциация

- фокусирование  лидерство по издержкам.

 


 



 

 

    1. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
    1. Понятие расходов организации и определение их величины

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

В составе расходов не учитывают:

- выбытие активов, которое связано с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.);

- вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);

- затраты по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

- суммы, израсходованные в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

- перечисленные авансы, задаток в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

- деньги, направленные на погашение кредита, займа, полученных организацией.

Расходы организации в зависимости  от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

- расходы по обычным видам деятельности;

- прочие расходы.

Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.

Расходы по обычным видам деятельности отражаются по дебету счетов:

20 «Основное производство»,

21 «Полуфабрикаты собственного  производства»,

23 «Вспомогательные производства»,

25 «Общепроизводственные расходы»,

26 «Общехозяйственные расходы»,

28 «Брак в производстве»,

29 «Обслуживающие производства  и хозяйства»,

44 «Расходы на продажу» и др.

Затем после закрытия счетов и соответствующего распределения они отражаются по дебету счета 90 «Продажи».

Прочие расходы отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет «Прочие расходы») и по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» (в части чрезвычайных расходов).

Расходы по обычным видам деятельности

Эти расходы необходимы для перехода от учета расходов организации к ведению учета затрат на производство.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

Как и в ПБУ 9/99 «Доходы организации», по ряду видов деятельности, а именно:

    • сдача имущества в аренду;
    • предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
    • участие в уставных капиталах других организаций.

Организация самостоятельно для целей  бухгалтерского учета устанавливает, куда их отнести в зависимости от направлений деятельности, характера расходов, размера и условий осуществления.

Расходы по обычным  видам деятельности делятся на две  части:

    • расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;
    • расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи товаров. Это расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.

При формировании расходов по обычным видам деятельности они должны быть сгруппированы по следующим элементам:

    • материальные затраты;
    • затраты на оплату труда;
    • отчисления на социальные нужды;
    • амортизация;
    • прочие затраты.

Для целей управления в бухгалтерском  учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно в учетной политике.

Несмотря на самостоятельность  организации по многим вопросам учета затрат на производство, правила учета затрат на производство продукции, продажи товаров, выполнение работ и оказание услуг в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) планируется установить отдельными нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету.

Информация о работе Бухучет затрат на производство и калькулирование себестоимости