Бухучет затрат на производство и калькулирование себестоимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Стратегическими задачами разработки рекомендаций являлись: обеспечение оптимального уровня издержек производства, увеличение прибыли, повышение конкурентоспособности предприятия.

Содержание

Введение. Правовая база учета затрат и себестоимости продукции
1. Основы управления затратами на производство и реализацию
продукции
1.1. Понятие управленческого и бухгалтерского учета
1.2. Классификация затрат в управленческом учете
1.2.1. Понятие себестоимости и классификация затрат в целях принятия управленческих решений
1.3. Управление затратами на производство и реализацию продукции
2. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости
продукции
2.1. Понятие расходов организации и определение их величины
2.2. Признание расходов организации
2.3. Учет расходов по элементам затрат
2.4. Учет затрат на производство продукции по статьям калькуляции
2.5. Сводный учет затрат на производство
3. Методы учета затрат на производство и калькулирование
себестоимости продукции
3.1. Метод учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
3.2. Показатели затрат и себестоимости продукции, методика их расчета
3.3. Отражение в бухгалтерской отчетности расходов организации
4. Учет затрат на производство продукции в условиях компьютерных технологий
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Копия Курсовой проект мой.docx

— 169.39 Кб (Скачать)

Размер постоянных затрат почти не зависит от изменения  объема производства продукции. К постоянным расходам относят амортизационные  отчисления по зданиям и сооружениям, заработную плату управленческого  персонала, арендные платежи и др. Из калькуляционных статей в качестве постоянных расходов принимаются общехозяйственные расходы.

В расчете на единицу продукции постоянные расходы  изменяются вместе с изменением объема производства. При этом возникает обратная пропорциональная зависимость.

Например, если при объеме производства продукции в 100 тыс. руб. общехозяйственные расходы составляют 20 тыс. руб., то в расчете на единицу продукции (1 руб.) эти расходы составляют 20 коп.

При увеличении объема производства вдвое общехозяйственные  расходы не изменяются, а в расчете на единицу продукции они составляют 10 коп. (20 тыс. руб. : 200 тыс. руб.), или в 2 раза меньше, чем при первоначальном объеме производства.

Следует отметить, что в составе общехозяйственных  расходов какая-то их часть может оказаться зависимой от объема производства. Например, при значительном увеличении объема производства может быть увеличена заработная плата менеджерам, как правило, улучшается их техническое оснащение (мобильными телефонами, транспортом и др.), может возрасти стоимость телефонных переговоров и т. п.

Постоянные расходы, оставаясь  независимыми от объема производства, могут изменяться под влиянием других факторов (роста цен при инфляции и т. п.).

Эти изменения  принимают во внимание при сопоставлении  фактической величины общехозяйственных расходов с плановой. Они должны учитываться при планировании этих постоянных расходов на следующие периоды.

Вместе с тем указанные  и другие подобные изменения, как  правило, не оказывают существенного влияния на величину общехозяйственных расходов и поэтому в планировании, учете и контроле общехозяйственные расходы принимаются в качестве постоянных.

Следует отметить, что затраты  являются постоянными только в пределах определенного уровня деловой активности (объема производства или продаж). При существенном изменении уровня деловой активности (релевантного уровня) изменяются и постоянные расходы. Поэтому если рассматривать постоянные расходы за длительный период времени (несколько лет), то можно заметить ступенчатый характер изменения постоянных расходов.

Принимаемые и  не принимаемые в расчет (релевантные  и нерелевантные)

Принимаемые в  расчет затраты (релевантные) — это затраты, имеющие отношение к принимаемому решению. Не принимаемые в расчет затраты (нерелевантные) не имеют отношения к принимаемому решению.

Пример. Необходимо решить вопрос о выборе транспортных средств для поездок одного или нескольких представителей организации города Иваново в Москву.

При использовании  поезда (выходит из города поздно вечером и приходит в другой город рано утром) стоимость поездки на одного работника составляет 850 руб. (500 руб. — стоимость билетов; 300 руб. — суточные; 50 руб. — оплата постельного белья).

Для исчисления расходов на поездку на служебном  автомобиле нужно определить принимаемые  в расчет затраты. К таким затратам отнесены:

  • стоимость бензина — 700 руб.;
  • заработная плата водителя — 200 руб.;
  • отчисления на социальные нужды — 52 руб.;
  • итого 952 руб.

Затраты по страхованию  автомобиля, амортизационные отчисления по нему и некоторые другие в расчет не были приняты, поскольку они не зависят от принимаемого решения.

На основании осуществленных расчетов можно сделать вывод  о целесообразности использования поезда для поездки одного сотрудника в г. Москва. При поездке двух—четырех сотрудников выгоднее использовать служебный транспорт.

Явные затраты — это затраты, которые осуществляет организация в процессе производства и продажи продукции (работ, услуг).

Альтернативные (вмененные) затраты возникают в условиях ограниченных ресурсов при выборе альтернативных вариантов из нескольких. Они означают упущенную выгоду, возникающую при ограниченных ресурсах.

Пример. Организация имеет 10 грузовых автомобилей, занятых перевозкой строительных материалов. Поступил заказ на перевозку мебели, для выполнения которого нужно выделить одну машину. При отказе от перевозки десятой части строительных материалов сумма дохода уменьшится на 50 тыс. руб. Эта сумма считается вмененными затратами. Величина вмененных затрат должна быть компенсирована при заключении договора на перевозку мебели.

В первичных бухгалтерских  документах альтернативные затраты  не отражаются, поскольку носят расчетный характер. Указанные расходы иногда называют «воображаемыми».

Безвозвратные затраты (затраты истекшего периода) — это затраты, которые уже возникли в результате ранее принятого решения. На сумму понесенных затрат уже не могут повлиять никакие альтернативы. К безвозвратным затратам относят остаточную стоимость амортизируемого имущества. При любом варианте использования этого имущества остаточную стоимость списывают либо на затраты по производству продукции (в виде амортизационных отчислений), либо на операционные расходы (при продаже и списании имущества). К безвозвратным затратам относят также стоимость ранее закупленных материальных ресурсов, которые по ряду обстоятельств невозможно использовать (так называемые неликвиды) и т. п.

Инкрементные  и маргинальные затраты

Инкрементные (приростные, или дифференциальные) затраты являются дополнительными и возникают при производстве дополнительной продукции или продаже дополнительных товаров. Если, например, в результате дополнительного выпуска продукции затраты увеличатся на 500 тыс. руб., то эта сумма составляет инкрементные затраты.

Маргинальные (предельные) затраты — это дополнительные затраты на единицу продукции (а не на весь выпуск).

 

 

 

 

    1. Управление затратами на производство и реализацию продукции

Управление – это целенаправленное при помощи определенных способов и методов воздействие на управляемую систему с целью достижения поставленных целей. Управление текущими затратами также имеет свои цели и осуществляется при помощи определенной системы. Необходимость управления затратами предприятия вытекает непосредственно из той роли, которую они играют в экономике предприятия, а именно из их прямого участия в формировании прибыли предприятия. Именно прибыль, в конечном итоге, выступает основным условием конкурентоспособности предприятия, позволяет предприятию осуществлять расширенное воспроизводство и реализовывать свою социальную функцию. Именно потенциал прибыльности, определяемый не в малой мере способностью предприятия контролировать свои затраты, характеризует ценность предприятия, эффективность его текущего управления.

Ясно, что предприятию необходимо управлять прибылью. Не пускаясь в  долгие доказательства, скажем, что  эффективное управление затратами  в современных условиях становится действенным, а иногда чуть ли не единственным способом управления прибылью и повышения  конкурентоспособности предприятия.

Таким образом, цель управления затратами – поддержание, максимизация и оптимизация прибыльности предприятия.

Критерием, относительно которого можно было бы оценивать эффективность управления затратами, некоторые специалисты предлагают считать снижение издержкоемкости продукции (основной деятельности) предприятия.

По мнению специалистов, управление затратами на предприятии включает:

– знание того, где, когда и в каких объемах  расходуются ресурсы предприятия;

– знание закономерностей  поведения разных видов затрат;

– прогноз того, где, когда и в каких объемах  необходимы дополнительные ресурсы;

– умение обеспечить максимально высокий уровень  отдачи от использования ресурсов предприятия;

– систематическое  выявление и использование резервов снижения затрат и себестоимости  в целом;

– организацию  системы управления производством, ориентированной на постоянный контроль затрат и поиск резервов их эффективного снижения;

– сосредоточение на предупреждении затрат, а не на их учет;

– вовлечение в  систему управления затратами всех видов затрат.

При этом необходимо указать на трудности, с осуществлением и формализацией  управления текущими затратами. Основными  являются следующие:

1. Затраты характеризуются многообразием,  динамизмом и, естественно, трудностью  их измерения, учета и оценки. Необходимо хорошо представлять  себе их особенности и закономерности  поведения. Все это значительно  усложняет управление.

2. На уровень текущих затрат  и управление ими оказывают  влияние расходы и управленческие  решения прошлых периодов. Это  обуславливает в определенных  случаях слабую реализуемость  текущих затрат.

3. Есть мнение, что менеджмент  издержек не означает управление  издержками как таковыми. Это  управление деятельностью, в результате  которой возникают затраты. Это  делает крайне необходимым для  успешного управления затратами  обладание обширными знаниями  и опытом в области планирования, анализа, инвестирования, управления  производством, запасами, трудовыми  ресурсами, организацией труда  и производства и многих других  областях знаний. Таким образом,  управление затратами, если оно  желает быть успешным, должно  быть комплексным и объединять  усилия всех служб и подразделений  предприятия, для чего может  понадобиться создание специального отдела по контролю затрат и координации работ по управлению ими (что мы и наблюдаем сегодня на западных фирмах).

4. Существует трудность в составлении  схемы путей экономии ресурсов, общей для всех предприятий.  Все зависит от характера производства, от используемой технологии, от  конкретных условий, в которых  протекает производственный процесс.  Это говорит о том, что создание  системы управления затратами  и управление ими требуют творческого  подхода, что выдвигает как  необходимое условие высокий  профессиональный потенциал управленческих  кадров предприятия.

Как мы уже отмечали, управление –  это целенаправленное воздействие. Основа же качественного управления заключается в определении объекта, направления и способов такого воздействия. Управление затратами должно включать следующие процедуры: планирование, учет затрат, анализ учетной информации, принятие решений на основе результатов  анализа и осуществление необходимых  воздействий на затраты с целью  их оптимизации

Схема взаимосвязи процедур управления затратами может быть представлена следующим образом (см. рис. 1).


 

 

 

Рисунок 1 – Взаимосвязь  процедур управления затратами

Необходимо также отметить, что  управление затратами должно быть текущим, или оперативным, – направленным на выявление и устранение текущих  негативных изменений в затратах и их причин – и перспективным  – направлено на поиск и использование  резервов снижения затрат.

Традиционная система управления затратами.

Необходимость управления затратами  очевидна. Основа любого эффективного управления – четкое представление  об управляемом объекте. Для этой цели применяется широкая классификация  затрат на производство и реализацию продукции. Необходимо сделать некоторые  пояснения. Затраты по экономическим  элементам классифицируются на материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные мероприятия, амортизацию  и прочие затраты.

Прямыми затратами называются затраты, которые непосредственно могут быть отнесены на то или иное изделие, группу изделий. Непрямые (косвенные) затраты, соответственно, - затраты, которые не могут быть соответственно отнесены на то или иное изделие, а нуждаются в распределении.

Таблица 2 – Классификация затрат на производство продукции.

Вид классификации

Подразделение затрат

По экономической роли в процессе производства

Основные и накладные

По составу (однородности)

Одноэлементные и комплексные

По способу включения в себестоимость  продукции

Прямые и косвенные

По отношению к объему производства

Переменные, условно-переменные и условно-постоянные

По периодичности возникновения

Текущие и единовременные

По участию в процессе производства

Производственные и коммерческие

По эффективности

Производительные и непроизводительные


 

Планирование затрат осуществляется по двум направлениям: составляются схемы  затрат и калькулируется себестоимость  продукции.

Информация о работе Бухучет затрат на производство и калькулирование себестоимости