Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:39, курсовая работа
Политика в области оплаты труда является составной частью управления предприятием, и от нее в значительной мере зависит эффективность его работы, так как заработная плата является одним из важнейших стимулов в рациональном использовании рабочей силы.
Каждое предприятие свою политику в области оплаты труда должно строить с учетом финансового состояния (исходя из результатов хозяйственной деятельности), уровня безработицы в регионе, государственного регулирования, положений коллективного договора и уровня заработной платы, выплачиваемых конкурентами.
Введение.......................................................................................................................3
1. Теоретические основы организации учета оплаты труда....................................6
1.1 Сущность труда и его оплаты...............................................................................6
1.2 Формы и системы оплаты труда.........................................................................10
1.3 Нормативное регулирование расчетов..............................................................15
2. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия........26
2.1 Краткая характеристика предприятия...............................................................26
2.2 Организация документооборота на исследуемом предприятии.....................29
2.3 Анализ финансового состояния предприятия..................................32
3. Бухгалтерский учет заработной платы и расчетов с персоналом по оплате труда............................................................................................................................35
3.1. Учет труда и заработной платы........................................................................35
3.2 Порядок расчета среднего заработка для отпускных и пособий
повременной нетрудоспособности.....................................................................37
3.3 Синтетический и аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда............................................................................................................................39 3.4. Свод заработной платы по направлениям затрат.............................................41
3.5. Применение автоматизированных программ для расчетов по оплате труда............................................................................................................................45
Заключение.................................................................................................................49
Список используемых источников и литературы...................................................52
Приложение................................................................................................................57
• за работу в ночное время;
• за работу в многосменном режиме;
•
за совмещение профессий
Работникам
предприятия, кроме выплат по окладам,
тарифным ставкам и премий, в законодательном
порядке производят выплаты за сверхурочную
работу, выполняемую за пределами
установленной
Доплата за сверхурочную работу при сдельной оплате труда производится в размере 50% тарифной ставки рабочего-повременщика соответствующего разряда за первые два часа сверхурочной работы и в размере 100% этой тарифной ставки за последующие часы.
Работа в праздничные дни оплачивается в двойном размере: сдельщикам - по двойным сдельным расценкам; при повременной оплате - в размере двойной часовой или дневной ставки; работникам, получающим месячный оклад, - в размере двойной часовой или дневной ставки сверх оклада при условии проведения работы сверх месячной нормы. По желанию рабочего или служащего, работающего в праздничные дни, дополнительные выплаты могут быть заменены днем отдыха.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
основными принципами учета труда и
заработной платы являются: вклад работника
в общие результаты деятельности предприятия,
справедливая оплата труда, ответственность
предприятия за качественный труд работника,
разделение персонала на группы, тарифная
система оплаты труда, принцип неуклонного
повышения заработной платы, опережающие
темпы роста производительности труда
по сравнению с увеличением его оплаты.
1.3
Нормативное регулирование
расчетов
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ «Каждый имеет право: на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы». «Принудительный труд запрещен».
Регулирование трудовых отношений, в том числе отношений в сфере оплаты труда, в соответствии с Конституцией РФ осуществляется трудовым законодательством и рядом иных нормативных правовых актов: Трудовым кодексом РФ (далее по тексту ТК РФ), федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Среди федеральных законов в сфере труда основополагающее место отводится Трудовому кодексу РФ. ТК РФ имеет бесспорный приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Это означает, что нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ. Все иные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и т.д.) не должны противоречить ТК РФ. В случае возникновения противоречий, соответственно, применяются нормы ТК РФ. Ряд документов советского периода (например, указанные выше) продолжают действовать и сегодня, однако в части, не противоречащей ТК РФ. Соответствующая норма содержится в ст. 423 ТК РФ.
Вопросы оплаты труда регулируются в организации следующими документами:
1)
коллективным договором или
2)
локальными нормативными
3) трудовыми договорами.
Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Уровень прав и гарантий, предусматриваемых коллективным договором, как правило, выше минимальных трудовых стандартов, установленных ТК РФ, иными актами трудового законодательства. Льготы и преимущества, более благоприятные по сравнению с установленными законами условия труда, предусматриваются в коллективном договоре исходя из финансово-экономического положения работодателя.
Важно помнить, что коллективный договор не может содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, то они не могут применяться.
Локальный нормативный акт - это документ, содержащий нормы трудового права, разрабатываемый работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями и действующий «внутри» организации.
Локальными
нормативными актами могут быть правила
внутреннего трудового
Локальный акт принимается работодателем самостоятельно, а в случаях, установленных законодательством (или коллективным договором), с учетом мнения представительного органа работников. Так, работодатель обязан учесть мнение выборного профсоюзного органа при установлении системы оплаты и стимулирования труда, в том числе повышения оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях.
Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
Условия оплаты труда являются
существенными условиями
Действующее трудовое законодательство под термином «оплата труда», понимает не просто размер заработной платы, установленный работнику, а всю систему отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
При
этом существует ряд правил, соблюдение
которых государство
Статьей 130 ТК РФ в систему государственных гарантий включены:
1) величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;
2) величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации;
3) меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
4)
ограничение перечня оснований
и размеров удержаний из
5) ограничение оплаты труда в натуральной форме;
6)
обеспечение получения
7)
государственный надзор и
8)
ответственность работодателя
9) сроки и очередность выплаты заработной платы
При
этом минимальная заработная плата
(минимальный размер оплаты труда (далее
- МРОТ)) определяется как гарантируемый
федеральным законом размер месячной
заработной платы за труд неквалифицированного
работника, полностью отработавшего норму
рабочего времени при выполнении простых
работ в нормальных условиях труда. Иными
словами, МРОТ определяет минимальный
размер тарифной ставки первого разряда
в бюджетных организациях, применяющих
Единую тарифную сетку, и минимальный
размер оклада в иных организациях. Последними
изменениями МРОТ уставлен в размере 4330
рублей
В
зависимости от оснований можно
выделить удержания обязательные (например,
алименты, удерживаемые на основании исполнительного
листа); удержания по инициативе работодателя
(за причиненный работодателю материальный
ущерб; неотработанный аванс, выданный
в счет причитающейся заработной платы
и др.); удержания, производимые по согласованию
между работником и работодателем (кредиты,
ссуды, займы; профсоюзные взносы и др.).
Налоговое законодательство содержит обширный перечень затрат, относящихся к расходам организации на оплату труда. При этом некоторые вопросы квалификации подобных расходов вызывают дискуссии. Чтобы избежать споров с налоговыми органами, необходимо иметь четкое представление о том, какие именно затраты налогоплательщик вправе учесть при
налогообложении прибыли, а также, каков порядок их обложения единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц.
Согласно положениям ст. 255 НК РФ в расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Бухгалтерский
учет расчетов по оплате труда регулируется
следующими нормативно-правовыми актами.
Федеральный
закон «О бухгалтерском учете» от
21.11.1996г. № 129-Ф3 (ред. от 28.09.2010г ) . Закон
регламентирует правила отражения операций
по оплате труда в бухгалтерском учете
предприятий.
Федеральный
закон «Об обеспечении
Постановление
Правительства Российской Федерации
«Об особенностях порядка исчисления
средней заработной платы от 11.04.2003г. №
213 определяет особенности порядка исчисления
средней заработной платы (среднего заработка)
для всех случаев определения ее размера,
предусмотренных ТК РФ
Постановление
Правительства Российской Федерации
«Об утверждении положения о назначении
и выплате государственных пособий гражданам,
имеющих детей» от 30.12.2006г. № 865 устанавливается
порядок и условия назначения и выплаты
государственных пособий гражданам, имеющих
детей.
Положение
по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в Российской
Федерации, утвержденное приказом Минфина
РФ от 29.07.1998 г. № 34н, (в редакции приказа
Минфина от 25.10.2010г )
Расчет компенсации за
Рассмотрев вопросы нормативного регулирования оплаты труда можно сделать следующие выводы:
1)
государство законодательно
2)
конкретные вопросы оплаты
3)
налоговое законодательство
Информация о работе Бухгалтерский учет з п и расчетов по оплпте труда