Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 00:27, лекция
На организацию бухгалтерского учета в стране оказывают влияние две группы факторов: объективные и субъективные. Объективные факторы отражают особенности развития национальной экономики. Их влияние можно оценить через анализ нормативно-правовой базы, действующей в государстве.
Лекция 1
Тема: Сущность и характеристика международной системы учета и от-четности.
1.1 Характеристика национальных систем бухгалтерского учета.
1.2 Назначение международной стандартизации бухгалтерского учета.
1.3 Международные профессиональные бухгалтерские организации, их роль и назначение.
1.4 Необходимость создания международной системы учета и отчетно-сти.
Лекция 2
Тема: Бухгалтерский учет как информационная система. Характеристика видов бухгалтерского учета.
1.1 Бухгалтерский учет как информационная система.
1.2 Основные пользователи финансовой отчетности.
1.3 Виды бухгалтерского учета, их значение, характеристика и выполняемые задачи.
1.4 Отличительные особенности финансового и управленческого бухгалтерского учета.
Лекция 3
Тема: Методология международных стандартов финансовой отчетности.
1.1 Фундаментальные концепции (принципы) бухгалтерского учета.
1.2 Элементы финансовой отчетности.
1.3 Виды и классификация стандартов финансовой отчетности.
1.4 Значение международных стандартов финансовой отчетности.
Лекция 4
Тема: Основные элементы учетно-аналитической системы. Система бухгалтерского учета и бухгалтерских записей.
1.1 Система финансового учета и бухгалтерских записей. Основные учетные регистры, используемые в финансовом учете. Предварительный баланс.
1.2 Классификация счетов бухгалтерского учета.
1.3 Основные элементы учетно-аналитической системы.
Лекция 5
Тема: Основные формы финансовой отчетности зарубежных компаний.
1. Балансовый отчет, его сущность, значение и порядок составления.
2. Отчет о прибылях и убытках (счет продаж и прибылей и убытков).
3. Отчет о движении фондов и отчет о движении наличности.
Лекция 6
Тема: Порядок расчета и учета амортизации основных средств.
1. Сущность амортизации основных средств. Системы амортизационных отчислений.
2. Методы начисления амортизации.
Лекция 7
Тема: Порядок расчета налогов с доходов зарубежных компаний.
1. Виды налогов, уплачиваемых зарубежными компаниями.
2. Основной корпорационный налог на прибыль.
3. Авансовый корпорационный налог на прибыль.
4. Отсроченное налогообложение.
Лекция 8
Тема: Оценка финансового состояния зарубежных компаний.
1. Основные финансовые показатели деятельности компании.
2. Методика расчета основных показателей, характеризующих финансово-экономическую деятельность компании.
3. Интерпретация финансовой отчетности.
Лекция 9
Тема: Теоретические основы исчисления затрат и результатов деятельности компаний.
1. Понятие и виды затрат на производство продукции.
2. Классификация затрат.
3. Методы оценки затрат в системе управленческого учета.
4. Учет материальных и трудовых затрат.
5. Учет накладных расходов.
Лекция 10
Тема: Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
1. Сущность и назначение калькулирования. Виды калькуляций.
2. Методы калькулирования.
3. Учет распределения затрат по объектам калькулирования.
Лекция 11
Тема: Измерение и оценка затрат на основе нормативной стоимости (стандарт-кост) и на базе переменных затрат (директ-костинг).
1. Стандарт-кост как система учета нормативных затрат. Выявление и учет отклонений от нормативов расходов.
2. Особенности учета затрат в системе «директ-кост». Достоинства и недостатки систем учета затрат.
3. Методы учета затрат.
Лекция 12
Тема: Учет расходов предприятия по местам затрат и центрам ответствен-ности
1. Понятие места и центра затрат. Классификация мест и центров затрат.
2. Виды центров ответственности.
3. Методы группировки издержек по местам формирования и центрам ответ-ственности. Распределение затрат по местам и центрам ответственности.
Лекция 13
Тема: Использование данных управленческого учета для оценки эффективности производственной деятельности компаний.
1. Особенности учетной информации для планирования и управления деятельностью компании.
2. Основные концепции снижения себестоимости продукции.
Примерами хозяйственных операций, в результате которых включается в работу учетно-аналитическая система любого зарубежного предприятия и начинается процесс последовательного формирования первичной, сгруппированной и отчетной информации, могут служить следующие: покупка товарно-материальных ценностей, продажа готовой продукции, поступление денежных средств на расчетный счет, начисление и выплата заработной платы, расчет величины причитающихся к уплате налогов и их перечисление в бюджет и т.п.
На предприятиях нередко случаются значительные события, которые, однако, не являются до определенного момента основанием для отражения связанных с ними последствий в информационной системе бухгалтерского учета. Это происходит в тех случаях, когда данные события не удовлетворяют всем отмеченным выше критериям, например, найденное инженерно-конструкторской службой предприятия удачное техническое решение, которое способно существенным образом улучшить качество выпускаемой продукции и снизить ее себестоимость, или внезапная смерть одного из собственников предприятия. Эти и им подобные факты являются важными событиями для данного предприятия, однако их влияние на имущество, на финансовые ресурсы и обязательства, на величину собственного капитала предприятия произойдет не сразу, а лишь по истечении определенного промежутка времени. Кроме того, до определенного момента не представляется возможным произвести объективную стоимостную оценку влияния их последствий на финансовое состояние данного предприятия. Следовательно, несмотря на всю значимость событий подобного рода, они не являются объектами учета и не находят в нем своего отражения.
1.2 Система финансового учета и бухгалтерских записей. Основные учетные регистры, используемые в финансовом учете. Предварительный баланс.
Система финансового учёта базируется на огромном числе исходных данных. Записи бухгалтерского учёта могут формироваться из следующих компонентов:
- счета-фактуры, кредитовые авизо и отчёты;
- книги внесения платежей, банковские отчёты (балансы) и т.д.;
- контракты;
- платёжные ведомости;
- документы по учету запасов и т.д.
Систему финансового учёта можно изобразить в виде следующей схемы (рис.4):
Рис.4 Схема системы финансового учёта.
В системе записей финансового учёта используются различные книги бухгалтерского учёта.
Кассовые книги.
Кассовая книга это книга первоначальных записей движения денежных средств. Это означает, что запись о какой-либо хозяйственной операции первоначально поступает в систему бухгалтерского учёта в виде данных, которые заносятся в кассовую книгу. Кассовая книга обычно используется как для записи сделок за наличные, так и для сделок через банк, а также для скидок за наличный расчёт, предоставленных заказчикам и полученных от поставщиков. Многие кассовые книги ведутся с анализом, что означает (в дополнение к записям денежных поступлений и затрат) заранее заданное разбиение доходов и расходов, т.е. анализ налога на добавленную стоимость, закупок сырья, расходов на автотранспорт, канцелярские принадлежности, телефон, свет, отопление и т.д.
Можно также вести малую кассовую книгу для записи различных небольших платежей, например, почтовых расходов, расходов на чистящие средства, проездных расходов и т.д.
Книги (журналы) учёта хозяйственных операций.
Книги (журналы) текущего учёта хозяйственных операций являются книгами первоначальных записей и обычно ведутся для записи кредитных хозяйственных операций.
Например:
книга текущих (ежедневных) продаж, в которой записываются продажи в кредит;
книга текущих (ежедневных) покупок, в которую записываются покупки в кредит, например, сырьё;
книга текущих возвратов проданных товаров;
книга текущих возвратов покупок.
Бухгалтерские учётные регистры.
К учётным регистрам относятся многочисленные и различные финансовые отчёты, которые используются для хранения и накопления информации финансового учёта. Существуют следующие типы учётных регистров:
Главная бухгалтерская книга в ней ведутся счета, используемые для подготовки счёта продаж и прибылей и убытков, а также балансового отчёта, например, акционерный капитал, здания, оборудование, приспособления, покупки, продажи, расходы на транспорт и т.д.;
Учётный регистр продаж – в котором для каждого заказчика в кредит (дебитора) ведутся отдельные записи с указанием суммы долга данному предприятию;
Учётный регистр покупок – в нём ведутся записи сумм, которые предприятие должно каждому из поставщиков (кредиторам).
Указанные регистры можно разбить в свою очередь ещё на ряд регистров.
Журналы.
В Великобритании можно использовать журналы для записи исправлений (корректировки ошибок). Однако многие предприятия не ведут таких журналов.
Система ведения двойных записей.
Двойственный эффект любой хозяйственной операции реализуется с помощью системы бухгалтерского учёта по методу двойных записей. Каждый отдельный счёт используется для накопления и хранения бухгалтерской информации, необходимой для составления итоговых финансовых отчётов. В Великобритании система двойных записей действует следующим образом: левая сторона финансового отчёта используется как дебет, а правая как кредит. В системе двойных записей, применяемой в США, дебет выводится справа, а кредит слева.
Бухгалтерский учёт сделок за наличный расчёт и банковских выплат / поступлений
Платёж со счёта в банке отражается следующим образом.
Результатом кредитования банковского счёта на определенную сумму является уменьшение остатка на счёте в банке (или увеличение овердрафта).
На сумму платежа происходит кредитование банковского счёта и дебетование соответствующего счёта номинальной (главной) бухгалтерской книги.
Обработка поступлений на банковский счёт происходит наоборот, т.е. банковский счёт дебетуется на данную сумму, а соответствующий счёт главной бухгалтерской книги кредитуется на эту же сумму.
На практике счёт для сделок за наличный расчёт и банковский счёт ведутся ежедневно, но перенос сумм в соответствующие отдельные счета главной бухгалтерской книги выполняются периодически (еженедельно или ежемесячно). Вот почему кассовая книга называется книгой первоначальных записей. Первоначальная запись для хозяйственной операции "наличные/банк" вводится в кассовую книгу, а затем на какую-то из последующих дат, когда происходит перенос данной хозяйственной операции в соответствующий счёт главной бухгалтерской книги, составляется соответствующая двойная запись.
Бухгалтерский учёт для кредитных операций.
В системе с двойными записями также записываются подробности покупок и продаж товаров /услуг в кредит.
Для продаж в кредит механизм двойных записей состоит в том, что происходит дебетование дебитора и затем – кредитование вашего счёта продаж в главной бухгалтерской книге.
Для покупок в кредит система двойных записей действует наоборот, т.е. происходит кредитование вашего кредитора (т.е. поставщика товаров/услуг в кредит) и последующее дебетование соответствующего счёта, например, счёта покупок сырья, в номинальной (главной) бухгалтерской книге.
Что происходит в учёте, когда ваши дебиторы оплачивают свои задолженности? Здесь используется система двойных записей для операций с наличными. Полученные наличные дебетуются на счёт наличных или банковский счёт в кассовой книге, а счёт заказчика, направившего деньги, кредитуется, что уменьшает или ликвидирует его долг. Иными словами, происходит увеличение суммы наличности или остатка на счёте в банке (либо снижение овердрафта) (в результате дебетования) и одновременно снижается сумма долга дебитора (заказчика).
Операции с наличными, которые выплачиваются кредиторами, выполняются наоборот, т.е. происходит снижение суммы наличности и остатка на банковском счёте или увеличение овердрафта (кредитование счёта наличности и банка) и снижается сумма долга кредитору. Необходимо обратить внимание на то, что счета заказчика в кредит (т.е. дебиторов) ведутся в учётном регистре продаж. Это происходит потому, что нам нужно знать, сколько денег должен каждый заказчик. Поэтому их счета называются личными (персональными), и нам приходится вести личную запись для сумм долга каждого заказчика в кредит.
Перевод с одного счёта на другой.
Двойную запись следует использовать для перевода сумм с одного счёта на другой. Например, если нам нужно перевести какие-то расходы на другой счёт, мы просто кредитуем счёт, с которого выполняется перевод данной суммы (тем самым сокращая этот счёт на величину переводимой суммы) и затем дебетуем счёт затрат, на который выполняется перевод данной суммы (тем самым увеличиваются накопленные затраты, относимые на этот счёт).
Сальдо по счёту – это разность между суммами левой и правой сторон этого счёта, т.е. разность между суммами дебета и кредита.
Предварительный баланс.
В конце отчётного периода по каждому счёту выводится сальдо, на основании которых составляется предварительный баланс. Обе стороны баланса должны быть равны между собой. Предварительный баланс – это сумма сальдо по всем счетам. В силу концепции двойственности (принципа двойной записи ) каждой записи по дебету соответствует запись по кредиту и наоборот. Тем самым, предварительный баланс является арифметической проверкой того, что все хозяйственные операции отражены по принципу двойной записи. Однако это не позволяет выявлять такие ошибки, как, например, перенос сумм на неверный счёт. Но как запомнить, какие элементы включаются в предварительный баланс? Для этого достаточно запомнить код АОДКЗ, который соответствует первым буквам пяти главных статей предварительного баланса (рис. 5).
Предварительный баланс по состоянию на 31 декабря 20ХХ года | ||
АОДКЗ
| Дебет Ł 000 | Кредит Ł 000 |
Активы, т.е. машины, оборудование, дебиторы и т.д. Обязательства, т.е. кредиторы, займы Доходы, т.е. продажи (реализация), плата за аренду Капитал и резервы, т.е. акционерный капитал, нераспределенная прибыль (сальдо счета прибылей и убытков) Затраты, т.е. покупки, заработная плата и т.д. | 1200 (А)
300 (З) |
100 (О) 400 (Д) 1000 (К)
|
| 1500 | 1500 |
Рис.5 Предварительный баланс и его составляющие (АОДКЗ)
После заполнения предварительного баланса необходимо внести некоторые корректировки для согласования с определёнными концепциями финансового учёта, например:
предоплаты (авансы);
накопления (доходов и затрат);
закрытие запасов;
амортизация;
предполагаемые дивиденды;
переводы средств в резервы и т.д.
Итоговые отчёты.
Затем подготавливаются итоговые отчёты. Информация, необходимая для счёта продаж и прибылей и убытков, переводится на этот счёт со счетов учётных регистров. Все остальные сальдо счетов учётных регистров заносятся в балансовый отчёт и переносятся как открытые сальдо на следующий отчётный период.
Использование книг текущих хозяйственных операций для системы двойных записей.
В случаях, когда предприятие имеет большой объём покупок и/или продаж в кредит, рекомендуется использовать систему книг хозяйственных операций. Личные счета заказчиков, которые ведутся в учётном регистре продаж и учётном регистре покупок для каждого отдельного заказчика или поставщика, следует подробно записывать или изменять для каждой, связанной с ними хозяйственной операции. Однако соответствующая запись в счёте продаж и счёте покупок главной бухгалтерской книги будет вноситься с использованием суммы всех хозяйственных операций за определённый период (неделю, месяц).
Отражение продаж в кредит с помощью книг текущих хозяйственных операций происходит аналогичным образом.
Но на практике книга текущих хозяйственных операций может иметь вид:
подшивку счетов-фактур (копий счетов-фактур);
переплетённых книг или свободно скреплённых листов;
компьютерных лент или дисков.
Контрольные счета.
Контрольный счёт составляется с целью арифметической проверки точности сальдо, содержащихся в каком-либо учётном регистре. Они формируются по простому принципу, который показан на рис.6.
1.3 Классификация бухгалтерских счетов.
Как правило, для эффективного управления предприятием редко требуется учетная информация, касающаяся только какой-то одной, отдельно взятой обособленной хозяйственной операции. Для принятия правильных управленческих решений гораздо более полезной бывает обобщенная и систематизированная определенным образом информация о группах однородных хозяйственных операций; а также об отдельных объектах учета.