Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 00:27, лекция
На организацию бухгалтерского учета в стране оказывают влияние две группы факторов: объективные и субъективные. Объективные факторы отражают особенности развития национальной экономики. Их влияние можно оценить через анализ нормативно-правовой базы, действующей в государстве.
Лекция 1
Тема: Сущность и характеристика международной системы учета и от-четности.
1.1 Характеристика национальных систем бухгалтерского учета.
1.2 Назначение международной стандартизации бухгалтерского учета.
1.3 Международные профессиональные бухгалтерские организации, их роль и назначение.
1.4 Необходимость создания международной системы учета и отчетно-сти.
Лекция 2
Тема: Бухгалтерский учет как информационная система. Характеристика видов бухгалтерского учета.
1.1 Бухгалтерский учет как информационная система.
1.2 Основные пользователи финансовой отчетности.
1.3 Виды бухгалтерского учета, их значение, характеристика и выполняемые задачи.
1.4 Отличительные особенности финансового и управленческого бухгалтерского учета.
Лекция 3
Тема: Методология международных стандартов финансовой отчетности.
1.1 Фундаментальные концепции (принципы) бухгалтерского учета.
1.2 Элементы финансовой отчетности.
1.3 Виды и классификация стандартов финансовой отчетности.
1.4 Значение международных стандартов финансовой отчетности.
Лекция 4
Тема: Основные элементы учетно-аналитической системы. Система бухгалтерского учета и бухгалтерских записей.
1.1 Система финансового учета и бухгалтерских записей. Основные учетные регистры, используемые в финансовом учете. Предварительный баланс.
1.2 Классификация счетов бухгалтерского учета.
1.3 Основные элементы учетно-аналитической системы.
Лекция 5
Тема: Основные формы финансовой отчетности зарубежных компаний.
1. Балансовый отчет, его сущность, значение и порядок составления.
2. Отчет о прибылях и убытках (счет продаж и прибылей и убытков).
3. Отчет о движении фондов и отчет о движении наличности.
Лекция 6
Тема: Порядок расчета и учета амортизации основных средств.
1. Сущность амортизации основных средств. Системы амортизационных отчислений.
2. Методы начисления амортизации.
Лекция 7
Тема: Порядок расчета налогов с доходов зарубежных компаний.
1. Виды налогов, уплачиваемых зарубежными компаниями.
2. Основной корпорационный налог на прибыль.
3. Авансовый корпорационный налог на прибыль.
4. Отсроченное налогообложение.
Лекция 8
Тема: Оценка финансового состояния зарубежных компаний.
1. Основные финансовые показатели деятельности компании.
2. Методика расчета основных показателей, характеризующих финансово-экономическую деятельность компании.
3. Интерпретация финансовой отчетности.
Лекция 9
Тема: Теоретические основы исчисления затрат и результатов деятельности компаний.
1. Понятие и виды затрат на производство продукции.
2. Классификация затрат.
3. Методы оценки затрат в системе управленческого учета.
4. Учет материальных и трудовых затрат.
5. Учет накладных расходов.
Лекция 10
Тема: Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
1. Сущность и назначение калькулирования. Виды калькуляций.
2. Методы калькулирования.
3. Учет распределения затрат по объектам калькулирования.
Лекция 11
Тема: Измерение и оценка затрат на основе нормативной стоимости (стандарт-кост) и на базе переменных затрат (директ-костинг).
1. Стандарт-кост как система учета нормативных затрат. Выявление и учет отклонений от нормативов расходов.
2. Особенности учета затрат в системе «директ-кост». Достоинства и недостатки систем учета затрат.
3. Методы учета затрат.
Лекция 12
Тема: Учет расходов предприятия по местам затрат и центрам ответствен-ности
1. Понятие места и центра затрат. Классификация мест и центров затрат.
2. Виды центров ответственности.
3. Методы группировки издержек по местам формирования и центрам ответ-ственности. Распределение затрат по местам и центрам ответственности.
Лекция 13
Тема: Использование данных управленческого учета для оценки эффективности производственной деятельности компаний.
1. Особенности учетной информации для планирования и управления деятельностью компании.
2. Основные концепции снижения себестоимости продукции.
Таким образом, можно считать, что определённая хозяйственная операция будет включена в показатели продаж после доставки соответствующих товаров и выставления счёта-фактуры, т.е. до фактической оплаты. Даже если наличные не были получены, хозяйственная операция будет включена в показатель продаж (реализации) в целях определения дохода, т.е. расчёта прибыли или убытка.
Рассмотрим пример, в котором показано действие концепции реализации.
Пример 1.1. Расчёт продаж (реализации) в целях финансового учёта
Имелась следующая информация о продажах на 11 июня 19Х7г.:
| f000 |
Продажа за наличные. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 12 |
Наличные, поступившие от заказчиков, которые получили товары в кредит и счета-фактуры в апреле. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
17 |
Доставленные заказчиком товары, по которым еще не выставлены счета-фактуры. . . . | 21 |
Счета-фактуры, выставленные заказчиками за товары, доставленные в мае | 43 |
Показатель продаж, т.е. сумма, которая будет включена в счет продаж (реализации) на 11 июня 19Х7г. |
|
| f000 |
Продажа за наличные. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 12 |
Продажи в кредит (с выставлением счетов-фактур). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 43 |
| — |
| 55 |
|
|
Сумма 17000 фунтов стерлингов была включена в показатель продаж в апреле, т.е. когда были выставлены соответствующие счета-фактуры, а сумма в 21000 фунтов стерлингов за доставленные заказчикам товары, по которым не выставлены счета-фактуры, будет включена в показатели продаж после выставления соответствующих счетов-фактур. Однако следует отметить, что некоторые предприятия выставляют свои счета-фактуры вместе с поставляемыми товарами.
Концепция реализации означает, что при продаже в кредит прибыль отражается до поступления денег на счёт. В случае безнадёжного долга, когда его приходится списывать, в статье дебиторов делается поправка для отчётного периода, в котором он списывается. Это означает, что предприятие могло уплатить налог на прибыль от суммы продажи в одном отчётном периоде, а указанная сумма стала безнадёжным долгом в следующем отчётном периоде. В случае безнадёжного долга предоставляется освобождение от налога, однако имеется задержка по времени между уплатой налога на прибыль от продаж и освобождением от налога по безнадёжным долгам.
3) Концепция осторожности (предусмотрительности).
В основе концепции осторожности лежат правила, которые можно сформулировать с помощью следующих утверждений: "не предсказывать прибыли" и "предусматривать все возможные убытки". Применение этой концепции означает, что в финансовых отчётах нужно скорее недооценивать прибыль, нежели завышать её.
Использование концепции осторожности можно проиллюстрировать следующими примерами:
- не учитывать никакой прибыли в течение года по незаконченным долгосрочным контрактам, когда конечный результат является неопределённым;
- предусматривать резерв на безнадёжные долги. Показатель прибыли уменьшается на сумму этого резерва, и сумма по дебиторам снижается на сумму накопленного резерва на безнадёжные долги в балансовом отчёте.
4) Концепция материальности.
Отражение в бухгалтерском учёте многих хозяйственных операций зависит от того, насколько значительной является рассматриваемая сумма, а что считать значительной суммой, зависит от мнения лица, принимающего решение.
Рассмотрим, как можно применить концепцию материальности.
Карандаш может служить и больше 1 года , но поскольку его стоимость незначительна, она будет отнесена к издержкам при расчёте прибылей или убытков на тот период, когда карандаш был приобретён. Аналогичным образом компания (организация) может иметь запас канцелярских принадлежностей или рекламной литературы. Если стоимость этого запаса считается значительной, она будет перенесена на следующий отчётный период и отнесена к расходам при расчёте прибылей за этот период или за период, когда этот запас будет исчерпан. Если стоимость этого запаса признана незначительной, она будет отнесена к издержкам при расчёте прибылей или убытков за текущий период.
Однако следует помнить, что понятие "значительный" прежде всего зависит от масштаба данного предприятия. Суммы, которые считаются значительными в небольших и средних компаниях, могут рассматриваться как незначительные в больших компаниях.
Рассмотрим влияние концепции материальности на определение дохода и оценку активов на рис.1.2.
Хозяйственная операция рассматривается | Счет продаж и прибылей и убытков (определение дохода) | Балансовый отчет (оценка активов) |
Как значительная | Исключается или списывается некоторая часть каждый год | Переносится на следующий отчетный период как остаток |
Как незначительная | Списывается, т.е. относится н затраты как один расход | Исключается, т.е. она уже списана |
Рис.1.2. Влияние концепции материальности на определение дохода и оценку активов.
Как видно из рис.1.2, концепция материальности используется для того, чтобы решить, какую операцию нужно применить к данной транзакции, т.е. списать или перенести на следующий период (пролонгировать). Списание означает отнесение данного расхода при расчёте прибылей или убытков на текущий период. Перенос означает, что нужно учесть весь расход или какую-то часть как неистекшие затраты и перенести его как остаток в балансовом отчёте на следующий отчётный период.
Если рассматриваемый элемент является основным средством, то можно описать этот процесс как капитализацию данных затрат. Но следует иметь в виду, что концепция материальности применяется также к доходу, т.е. при незначительном доходе, относящемся к следующему отчётному периоду, он может быть включён в доход текущего отчётного периода. Это зависит от лица, принимающего решение, т.е. конкретного бухгалтера.
5) Концепция сопоставляемости (накопления).
Эта концепция, связанная с описанной выше концепцией материальности, предусматривает отнесение к отчётному периоду только тех расходов, которые произошли в течение этого периода. Мы можем тем самым (в целях сопоставления) разбивать наши расходы на истекшие и неистекшие издержки. Истекшими издержками называются затраты, которые можно отнести к текущему отчётному периоду независимо от факта их оплаты. Неистекшими издержками называются затраты, которые были произведены независимо от факта их оплаты в текущем отчётном периоде, но которые не будут полностью использованы до следующего отчётного периода. Часть истекших издержек, которая ещё не оплачена, является срочными накоплениями, или накопленными непогашенными затратами.
Затраты, оплаченные в течение текущего периода, но связанные с последующими отчётными периодами, называются предоплатами (авансами), или расходами, произведенными авансом.
Таким образом, целью концепции сопоставления является включение в счёт продаж и прибылей и убытков за текущий отчётный период только тех затрат и доходов, которые были использованы или получены в течение этого периода.
6) Концепция стоимости.
Элементы финансовых отчётов обычно отражаются по их первоначальной стоимости, либо по первоначальной стоимости за вычетом амортизации (износа). Однако стандарты бухгалтерского учёта, которые дают рекомендации по финансовому учёту, в определённых случаях отходят от концепции стоимости, например, при переоценке основных средств, а также при оценке запасов сырья, незавершённого производства и готовых изделий.
7) Концепция функционирующего предприятия.
В соответствии с этой концепцией финансовые отчёты должны готовиться, основываясь на предположении, что данное предприятие будет продолжать работать в обозримом будущем и не будет ликвидировано. Предположение о ликвидации предприятия приводит к искажению стоимости предприятия и его средств. Это значит, что в случае ликвидации предприятия произойдёт оценка активов по их ликвидационной стоимости, т.е. что можно будет выручить при достаточно быстрой распродаже имущества данного предприятия.
8) Концепция самостоятельно хозяйствующего субъекта.
Концепция самостоятельно хозяйствующего субъекта определяет, что при формировании финансовых отчётов предприятия личные и частные операции владельца следует рассматривать отдельно от хозяйственных операций данного предприятия. Однако в случае отдельных предпринимателей или партнёров это не всегда возможно, поэтому любые личные затраты накапливаются на счёте заимствований. Если дело касается компаний, следует следить за тем, чтобы личные операции директоров, которые проводятся через бухгалтерские книги компании, не учитывались как затраты при расчёте прибылей или убытков. Если подобные затраты попадут в счёт, этот счёт уже не будет отражать "истинную и беспристрастную" точку зрения.
9) Концепция постоянства.
Если финансовые отчёты предполагается использовать каким-либо образом для сравнения, то показатели этих отчётов должны формироваться единообразно. Т.е. финансовая обработка хозяйственных операций должна проводиться одинаково для текущего отчётного периода, а также от одного отчётного периода к другому. Это способствует более достоверному сравнению показателей и обеспечивает более высокую степень объективности, т.е. специалисты, подготавливающие отчёты, не имеют права произвольно изменять порядок расчёта показателей.
10) Концепция раскрытия информации.
Изменения, которые оказывают существенное влияние на содержимое формируемых финансовых отчётов, должны быть опубликованы. Компании несут правовые обязательства по раскрытию определённой информации в своих публикуемых финансовых отчётах, как, например, учётной политики и важных изменений. Эта концепция может входить в противоречие с концепцией постоянства. Поэтому данное положение следует трактовать следующим образом: вы должны составлять ваши финансовые отчёты на постоянной основе (базе), но при внесении изменений в эту базу вы должны объявить об этих изменениях и объяснить их.
11) Концепция объективности / беспристрастности.