Бухгалтерский учет в системе управления предприятий.

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:33, курс лекций

Описание работы

В центре системы управления экономического субъекта находится хозяйственный учет — это система наблюдения, количественного измерения и качественной оценки объекта управления с целью контроля и активного воздействия на них.
Учет выполняет 2 основные функции:
1. Обеспечивает информацией органов управления.
2. Осуществляет контроль за деятельностью организации.

Содержание

Хозяйственный учет и его виды.
Учетные измерители.
Сущность, задачи, принципы бухгалтерского учета.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ.

Работа содержит 1 файл

опорный конспект_теория бух учета.doc

— 605.00 Кб (Скачать)

1. изменения в активе баланса — по одной статье увеличение, по другой — уменьшение на одну и ту же сумму. Валюта баланса при этом не изменяется (операция № 1).

2. изменения в пассиве баланса — по одной стороне увеличение, по другой — уменьшение на одну и ту же сумму (операция № 2); валюта баланса не изменяется.

3. одна статья актива увеличивается одновременно с увеличением одной статьи пассива.

4 одна статья актива уменьшается, и статья пассива уменьшается на ту же сумму (операция № 4). Валюта баланса уменьшается, но на ту же сумму.

 

Вопрос 4. Бухгалтерская отчетность.

 

Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации, а также о результатах ее финансовой и хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных текущего бухгалтерского учета по установленным формам.

 

Формы бухгалтерской  отчетности (начиная с отчетности за 2011 год формы не имеют номеров):

  1. бухгалтерский баланс
  2. отчет о прибылях и убытках
  3. отчет о движении капитала
  4. отчет о движении денежных средств
  5. пояснения к бухгалтерской отчетности
  6. аудиторское заключение (в случаях специальных установленных законом об аудиторской деятельности). Например, ОАО, организации, ценные бумаги которых котируются на бирже и т.д.)

 

Общие требования к отчетности, ее состав, правила  оценки статей определены в ПБУ (положение по бухгалтерскому учету 4/99), утвержденным приказом Минфина № 43н от 6 июля 1999 г.

 

 

Тема 4. Счета бухгалтерского учета и двойная запись.

1. Счета бухгалтерского учета

2. Строение счетов и порядок записи

3. Связь  счетов и баланса

4. Понятие «двойной записи» и виды бухгалтерских проводок

5. Хронологическая  и систематическая запись 

6. Учетный  процесс

7. Аналитический  и синтетический учет

 

Вопрос 1. Счета бухгалтерского учета

В бухгалтерском учете весь ежедневный (текущий учет) учет изменений о состоянии объектов учета осуществляется с помощью бухгалтерских счетов.

Каждая хозяйственная  операция оформляется первичным  документом. (юридическим основанием хозяйственных операций) и запись на счетах, осуществляется на основании  этих документов.

Бухгалтерские счета — способ систематизации изменений, происходящих в состоянии объектов учета (хозяйственных средств и процессов) с целью текущего контроля за производственно-хозяйственной деятельностью организации.

Счета — это  двух ступенчатая группировка изменений:

  1. изменения группируются по отдельным объектам учета (для каждого объекта один или несколько счетов);
  2. изменения, вызывающие увеличение объекта записываются и учитываются отдельно от изменений вызывающих уменьшение объекта (что и предопределило форму счета в виде двухсторонней таблицы)

 

Название счетов и объектов учета как правило совпадают, однако есть и ряд исключений:

  1. если название объекта начинается со слова «задолженность ...», то название счета - «расчеты с кем-либо ...»
  2. объекту незавершенного производства (НЗП) соответствует счет «основное производство»
  3. экономически однородные, но прямо противоположные объекты учитываются на одном счете (например, дебиторы и кредиторы могут учитываться на счете «расчеты с разными дебиторами, кредиторами»)

 

Вопрос 2. Строение счетов и порядок записи

 

Графически счет — это двухсторонняя таблица, обладающая обязательными реквизитами: название, код, название сторон.

 

Касса счет 50

 

Упрощенная  форма счета

дебит

кредит

   

 

 

Элементами счета являются :

  1. САЛЬДО — остаток объекта на отчетную дату.

  Сн —  сальдо начальное

  Ск —  сальдо конечное

  1. оборот — итог записей по дебету (дебетовый оборот)

- итог записей  по кредиту (кредитовый оборот)

Сальдо никогда  не входит в оборот.

 

Текущий учет начинается с открытия счетов. Счета открываются ежемесячно. Открыть счет — значит записать сальдо начальное, разнести по счетам (сделать разноску на счета — это значит записать на счет изменение, которое произошло в объектах учета под влиянием хозяйственных операций.)

Закрыть счет —  значит подсчитать сальдо конечное.

По отношению  к балансу счета делятся на 2 группы:

    1. группа — активные счета, счета, предназначенные для учета изменений в имуществе.
    2. группа — пассивные счета — предназначенные для учета изменений капитала и обязательств.

 

А

 

П

Дебет

Кредит

 

Дебет

Кредит

Сн. ∑

 

+

 

 

 

 

 

Сн ∑

 

+

Д.об. +

Кр. об. -

 

Д. об —

Кр. об +

Ск.  ∑

   

Ск  ∑


 

Сальдо конечное = сальдо начальное +Оборот     - оборот     


Для активного счета :

Ск=Сн+Доб-Коб

Для пассивного счета:

Ск=Сн+Коб-Доб

 

В бухгалтерском учете имеются счета, которые являются одновременно и активными, и пассивными, но в различных ситуациях. Например, счет 76 называется «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Если на нем  отражается задолженность дебиторов (должны нам), счет работает как активный, если кредиторов (должны мы) — счет пассивный.

Текущий учет на счетах ведется в следующей последовательности:

  1. на основании данных баланса открываются счета;
  2. разносятся хозяйственные операции за текущий период;
  3. подсчитываются обороты счетов;
  4. закрываются счета и остатки переносятся в баланс.

 

Совокупность  счетов, используемых на конкретном предприятии  называется Главной книгой.

 

 

Вопрос 3. Связь счетов и баланса

 

Баланс  на 01.01.

 

А

П

О1

О1


 

Главная книга  за январь.

 

 

А

 

П

Дебет

Кредит 

 

Дебет

Кредит

Сн. - О1

 

+

 

 

--

 

 

 

+

Сн - О1


 

--

 

Ск. -  О2

     

 

Ск - О2



 Баланс на 02.01.

 

А

П

О2

О2


 

Главная книга  за февраль.

 

Вопрос 4. Понятие «двойной записи» и  виды бухгалтерских проводок

 

Любая хозяйственная  операция вызывает изменение в 2-х объектах учета.

Двойственная запись хозяйственной  операции вызывает необходимость в  специальном способе их регистрации  — методе двойной записи.

Двойная запись — это  элемент метода бухгалтерского учета, при котором сумма любой хозяйственной  операции отражается на 2-х взаимосвязанных экономическим содержанием операции счетах, по дебиту одного счета и по кредиту — другого. Возникающая между счетами связь называется корреспонденция счетов.

Счета, на которых делаются записи по одной хозяйственной операции называются корреспондирующими.

Указание суммы хозяйственных  операций совместно с корреспонденцией счетов называется бухгалтерской записью, контировкой, счетной формулой, бухгалтерской  проводкой.

Для того чтобы правильно  составить бухгалтерскую проводку необходимо:

  1. согласно хозяйственной операции определить объекты учета, в которых произошли изменения (уточнить вид имущества, либо капитала, либо обязательства).
  2. определить характер изменения (что увеличивается, что уменьшается).
  3. установить счета, предназначенные для учета изменений в этих объектах.
  4. Определить корреспонденцию счетов и составит бухгалтерскую проводку.

 

1. получены наличные  на выдачу заработной платы  — 40 руб..

1. Касса (имущество)                             Расчетный счет (имущество)

2.      +                                                             -

3. 50-Актив                                              51-Актив

4. Д50                                                       К51

 

2.  за  счет  краткосрочной ссуды оплачены  счета поставщиков — 60 руб.

1. Краткоср. кредиты банка                  Задолженность поставщикам

(обязательства)                                 (обязательства)

2.     +                                                        -

3. 66 - Пассив                                         60 - пассив

4. Д60                                                       К66

 

3. оприходованы  материалы от поставщиков —  100 руб.

1. Материалы (имущество)                 Задолженность (обязательства)

2.   +                                                       +

3. 10-Актив                                           60-Пассив

4. Д10                                                    К60

 

4.  выдана заработная  плата работникам — 35 руб.

1. Касса (имущество)                          Задолженность по з/п (обязательства)

2. -                                                         -

3. 50 -Актив                                         70- Пассив

4. Д 70                                                  К50

 

         5. перечислен по назначению налог на доходы физических лиц, удержанный из з/п работников — 200 руб.

1. Расчетный счет (имущество)        Задолженность по налогам и сборам

                                                          (обязательства)

2. -                                                         -

3. 51 -Актив                                        68 - Пассив

4. Д68                                                   К51

 

Значение двойной  записи

  1. осуществляется контроль за учетными записями, т.е. по корреспонденции счетов можно определить содержание и характер хозяйственных операций без пояснительного текста;
  2. осуществляется арифметическая проверка данных бухгалтерского учета, т.к. сумма каждой хозяйственной операции отражается по дебиту одного и кредиту другого счета => итого оборотов по кредиту и дебиту всех счетов за отчетный месяц должны быть равны. В противном случае имеет место ошибка.

 

Виды бухгалтерских  проводок:

1. простые : дебиту одного счета противопоставлен кредит другого счета

2. сложные : дебиту одного счета противопоставлен кредит нескольких счетов, и наоборот.

Сложная корреспонденция  счетов не нарушает сущность двойной записи, т.к. сложную проводку можно разложить на несколько простых.

 

Пример: перечислено  с расчетного счета 143 тыс. руб., в т.ч. в оплату счетов поставщиков — 100 тыс. руб., задолженность по НДС -28 тыс. руб., за аренду авто-10 тыс. руб., в кассу на хоз. расходы — 5 тыс. руб..

 

Расчетный счет (имущество)

Задолженность поставщикам (обязательства)

Задолженность по налогам (обязательство)

Прочие кредиторы 

Касса

-143 тыс. руб.

К 51-Актив

-100 тыс. руб.

Д 60-Пассив

-28 тыс. руб..

Д 68-Пассив

-10 тыс. руб.

Д 76-Пассив

+5 тыс. руб.

Д50-Актив


       

  1. Д60-100                             Д 60  К51 -100 тыс.руб.
  2. Д68-28                               Д 68  К51- 28 тыс. руб.
  3. Д76-10                               Д 76  К51- 10 тыс. руб.
  4. Д50-5                                 Д 50  К51- 5 тыс. руб

К51-143

3. отрицательные — в бухгалтерском учете уменьшение объекта отражается строго на определенной строке счета, на активных счетах по кредиту, на пассивных счетах по дебиту и вместе с тем такая запись иногда противоречит экономическому содержанию операция, хотя формально является верной. В таких случаях исполняется специальный способ записи называемый красное сторно, а сама запись называется сторнировочная. Сумма хозяйственной операции пишется на стороне увеличения, но красным цветом или в рамке, что означает уменьшение объекта.

Информация о работе Бухгалтерский учет в системе управления предприятий.