Бухгалтерский учет в системе управления предприятий.

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:33, курс лекций

Описание работы

В центре системы управления экономического субъекта находится хозяйственный учет — это система наблюдения, количественного измерения и качественной оценки объекта управления с целью контроля и активного воздействия на них.
Учет выполняет 2 основные функции:
1. Обеспечивает информацией органов управления.
2. Осуществляет контроль за деятельностью организации.

Содержание

Хозяйственный учет и его виды.
Учетные измерители.
Сущность, задачи, принципы бухгалтерского учета.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ.

Работа содержит 1 файл

опорный конспект_теория бух учета.doc

— 605.00 Кб (Скачать)

Тема 1. Бухгалтерский учет в системе управления предприятий.

 

  1. Хозяйственный учет и его виды.
  2. Учетные измерители.
  3. Сущность, задачи, принципы бухгалтерского учета.
  4. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ.

 

Вопрос 1. Хозяйственный учет и его виды.

 

Общественное  производство, как сложный комплекс, предполагает координацию действий всех его многочисленных участков —  т.е. организацию управления. Система  управления — это иерархическая, разветвленная структура, разделенная на уровни от макроэкономических (общегосударственных) до локальных.

Система управления любого уровня -  это комплекс взаимосвязанных  элементов.

 

Управляющий объект

учет

контроль

анализ

прогнозирование

регулиро-

вание


 

Объект управления

нацио-

нальное хозяйство

территория

отрасль

предприятие

рабочее место


 

 

В центре системы  управления экономического субъекта находится хозяйственный учет — это система наблюдения, количественного измерения и качественной оценки объекта управления с целью контроля и активного воздействия на них.

Учет выполняет 2 основные функции:

1. Обеспечивает информацией органов управления.

2. Осуществляет контроль за деятельностью организации.

 

Процедура учета  — это:

1. выбор объекта управления.

2. измерение объекта.

3. регистрация данных измерения и их группировка.

Единая система  хозяйственного учета состоит из 3-х неразрывно-связанных между  собой видов учета:

1. оперативный

2. статистический

3. бухгалтерский

Оперативный учет — система наблюдения и контроля за отдельными хозяйственными операциями и процессами для получения оперативной информации и текущего контроля их функционирования.

Статистический  учет — система изучения и контроля массовых социально-экономических  явлений.

Бух. учет — это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организаций и их движений путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

 

Вопрос 2. Учетные измерители.

 

Количественная  характеристика объектов управления требует  соответствующего измерения.

 

Существует 4 вида учетных измерителей:

1. натуральный — количественная характеристика меры, веса и счета, используемая для учета однородных объектов.

2. трудовой (единицы времени — дни, часы) используется для учета затрат труда, необходимых для нормирования труда, контроля за выполнением норм выработки, исчисления з\пл и т.д.

3. условный — используются для характеристики сложных явлений ( кВт/ часы и т.д.). В учете данные показатели не находят отражения.

4. денежный (стоимостной) — всеобщий измеритель для получения обобщенных данных о разнородности объектов учета. Позволяет в едином измерении учитывать объекты, несмотря на их различия в натуральных показателях.

 

Вопрос 3. Сущность, задачи, принципы бухгалтерского учета.

 

ФЗ «О бухгалтерском учете» и др. нормативные акты устанавливают единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета на всех предприятиях независимо от организационно-правовой формы и отрасли деятельности. Конкретизация и механизм реализации этих правил и принципов разрабатывается на каждом предприятии самостоятельно и называется учетная политика, т.е. совокупность приемов и способов ведения бухгалтерского учета.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета  и соблюдение законодательства при совершении хозяйственных операций несет руководитель организации, а главный бухгалтер, назначаемый руководителем несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной отчетности.

 

Задачи бухгалтерского учета:

 1. формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественного положения, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской информации, в том числе для осуществления контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении хозяйственных операций.

2. предотвращение отрицательных результатов деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

 

Пользователи  информации бухгалтерского учета


 

Внутренние:

 

руководители, работники, учредители

Внешние:

 

инвесторы, кредиторы, государство, органы статистики, средства массовой информации, аудиторы


 

Состав информации формируемый в бухгалтерском учете для внешних пользователей регламентирован законодательно.

Принципы  бух. учета (принципы-допущения):

 1. имущественной обособленности (принцип автономности). Имущество и обязательства предприятия существуют отдельно от имущества и обязательств его собственников. В отчетности организации отражается только то имущество, которое признается его собственностью по закону. Таким образом, данный принцип исходит из определения права собственности.

2. принцип непрерывности деятельности организации (принцип действующего предприятия). Основывается на предположении, что предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и не планирует сокращать масштабы деятельности, таким образом, обязательства будут погашаться в установленный срок. Введение бух. учета начинается с момента государственной регистрации и заканчивается при его ликвидации.

3. принцип последовательности применения учетной политики (принцип постоянства). Способы и приемы ведения учета применяются последовательно из года в год обеспечивая сопоставимость данных от деятельности за различные периоды времени.

4. принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности (метод начисления) доходы и расходы и признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, а не на дату получения фактического дохода или выплату денежных средств.

 

Требования  бухгалтерского учета:

  1. полнота учета (все хозяйственные операции должны быть документированы)
  2. осмотрительность (консервативность) — большая готовность к признанию в учете расходов и обязательств, чем доходов и активов.
  3. приоритет содержания над формой факты хозяйственной деятельности должны отражаться в учете не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования.
  4. непротиворечивость — тождество данных аналитического и синтетического учета.
  5. рациональность затраты на ведение бухгалтерского учета должны быть ниже отдачи от него.

 

Вопрос 4. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ

 

Система нормативного  регулирования бухгалтерского учета  имеет 4 уровня:

  1. законы и иные акты законодательства РФ, регулирующие постановку учета, закрепляющие обязанность ведения учета всеми хозяйствующими субъектами, его основные правила и принципы (кодексы законы,  указы Президента).
  2. положения по бух. учету — устанавливают правила ведения учета отдельных объектов или на отдельных участках хозяйствования. Все эти положения утверждает Минфин РФ.
  3. Методические указания, инструкции, рекомендации.
  4. Внутрифирменные стандарты, т.е. приказы, положения, инструкции, разработанные на самом предприятии (приказ об учетной политике)

 

 

Тема 2. Предмет и метод бухгалтерского учета.

1. Понятие предмета и объекта бухгалтерского учета

2. Классификация хозяйственных средств организации

3. Метод бухгалтерского учета

 

Вопрос 1. Понятие предмета и объекта  бухгалтерского учета

 

Предметом бухгалтерского учета является производственная, хозяйственная, финансовая деятельность отдельных  организаций, т.е. бухгалтерский учет обеспечивает непрерывное и сплошное наблюдение и контроль за деятельностью организации. Практическое содержание производственно-хозяйственной деятельности организации состоит в непрерывном использовании хозяйственных средств с целью создания нового продукта, предназначенного для продажи

Д-Т   -   ....П....   -    Т'-Д' 

                         сфера обращения            сфера производства            сфера обращения


               

               снабжение               производство продукции    продажа продуктов



 

Предмет труда, средства труда

Продукт труда 

 

выручка

Готовая продукция

Незавершенное производство

Расходы на производство и сбыт

прибыль




 

Слагаемыми предмета бухгалтерского учета является объекты бухгалтерского учета, т.е. составные части предмета.

 

Объекты бухгалтерского учета

Активы, все  виды хозяйственных средств

(имущество)

      Снабжение

 производство      хоз. процессы

      продажи

КАПИТАЛ

(источники формирования  собственных средств)

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

(источники формирования  заемных средств)

Хозяйственные операции                                   


 

 

Хозяйственные средства — это ресурсы организации, которые обладают свойствами быть конкретной вещью и вместе с тем, быть вещью, приобретенной за счет собственных средств (полученных от собственников или заработанных в виде прибыли) или заемных (полученных от кредитора). Указанный аспект вызвал возникновение двух объектов учета:

  1. имущество (виды хозяйственных средств) -  состав имущества организации всегда имеет натурально-вещественную форму.
  2. источники формирования хозяйственных средств - являются специфической экономической категорией. Они определяют отношение собственности к имуществу и не имеют материального выражения. Капитал — источник формирования собственных средств, обязательства — источник формирования заемных средств.
  3. Хозяйственная операция — это отдельное  хозяйственное действие, факт или событие, вызывающее изменение в объеме, составе, размещении или использовании хозяйственных средств, которое имеет денежное выражение и документальное подтверждение.
  4. Хозяйственный процесс — совокупность однородных целенаправленных хозяйственных операций.

 

Вопрос 2. Классификация хозяйственных средств  организации

 

Многообразие  хозяйственных средств, их различие по составу, назначению и способу  использования вызывает необходимость  классификации имущества организации.

По составу и способности пройти стадии кругооборота имущество организаций подразделяют на: внеоборотные и оборотные активы. Рассмотрим их основные элементы.

Внеоборотные  активы — это хозяйственные средства, участвующие во многих кругооборотах или изъятые из кругооборота на данном предприятии, но числящиеся за ним.

Эти активы подразделяют:

  1. основные средства — средства труда со сроком службы более 1 года, используемом при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг либо для управления организацией. Основные средства не изменяют своей вещественно-натуральные формы, участвуют в кругообороте многократно и переносят свою стоимость на вновь созданный продукт по частям, по мере износа, т.е. путем амортизации. К основным средствам относят:

- здания и  сооружения

- рабочие и силовые машины и оборудования

- измерительные и регулирующие  приборы

- вычислительную технику

- транспортные средства

- производственный и хозяйственный  инвентарь и принадлежности

- продуктивный и племенный  скот

- многолетние насаждения

  1. нематериальные активы — использоваться в деятельности предприятия более 1 года, приносят доход и не имеют натурально-вещественной формы. Сюда относятся:

- объекты интеллектуальной собственности (исключительное право патентообладателя, промышленный образец, селекционное достижение, авторские права на программу для ЭВМ, исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания).

- организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанный в соответствии с юридическими документами, вкладом в уставный капитал).

- деловая репутация — это разница между покупной ценой организации как приобретенное имущество комплекса и стоимостью по балансу всех ее активов и обязательств.

 

Инвестиции — вложения в объекты предпринимательской деятельности. Подразделяются на

  1. капитальные вложения (вложения во внеоборотные активы) — затраты на воспроизводство (строительство покупку) внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов и т.д.)
  2. долгосрочные финансовые вложения — это инвестиции в ценные бумаги уже созданного предприятия (акции и облигации), государственные ценные бумаги, вклады в уставный капитал других предприятий при его создании. Критерий отнесения активов к долгосрочным финансовым вложения – прогноз владения   сроком более 1 года.

Информация о работе Бухгалтерский учет в системе управления предприятий.