Бухгалтерский учет налога на прибыль

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:07, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – провести исследование порядка организации бухгалтерского учета расчетов по налогу на прибыль. Объектом моего исследования выбрано общество с ограниченной ответственностью «Компьютерные технологии».

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования и учета налогооблагаемой прибыли 7
1.1. Экономическая сущность и функции прибыли. Исторические аспекты налогообложения прибыли в Российской Федерации. 7
1.2. Основные характеристики налога на прибыль 12
1.3. Нормативно-правовое регулирование учета расчетов по налогу на прибыль 31
1.4. Порядок формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в бухгалтерском учете и налоговом учете 35
1.5. Учет расчетов по налогу на прибыль в международной практике 37
Глава II. Бухгалтерский и налоговый учет расчетов по налогу на прибыль ООО «Компьютерные технологии» 45
2.1. Экономическая характеристика ООО «Компьютерные технологии» 45
2.2. Отражение прибыли, постоянных налоговых обязательств и активов, отложенных налоговых обязательств и активов в бухгалтерской отчетности …………………………………………………………………..………………….....56
2.3. Алгоритм расчета налога на прибыль в типовой конфигурации «1С:Управление Производственным Предприятием» в ООО «Компьютерные технологии»…….…………………………………………………..………...…….....56
Глава III. Совершенствование расчетов по налогу на прибыль в ООО «Компьютерные технологии» 78
3.1.Совершенствование учетной политики в части формирования налога на прибыль 78
3.2. Пути совершенствования учетных регистров для целей исчисления налога на прибыль 80
Заключение 81
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Диплом !.doc

— 487.50 Кб (Скачать)

      Прибыль в рыночной экономике - движущая сила и источник обновления производственных фондов и выпускаемой продукции.

      И, наконец, прибыль является источником социальных благ для членов трудового коллектива. За счет прибыли, остающейся на предприятии после уплаты налога, выплаты дивидендов и других первоочередных отчислений (например, на создание резервных фондов), осуществляются материальное поощрение работников и предоставление им социальных льгот, содержание объектов социальной сферы.

      В-третьих, прибыль является источником формирования доходов бюджетов различных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов, а также экономических санкций, и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденные в законодательном порядке.

      Таким образом, прибыль предприятия —  основной фактор его экономического и социального развития. Этот вывод вытекает из цели предпринимательской деятельности.

      Для определения итогов бизнеса предприниматель  должен сопоставить доходы всех видов с расходами на их организацию, т.е. определить финансовый результат хозяйственной деятельности.

      Финансовый результат - конечный итог хозяйственной деятельности предприятия, который выражается в виде валовой прибыли или убытка от различных хозяйственных операций.

      То  есть финансовым результатом может  выступать не только прибыль, но и  убыток, образованный, например, по причине чрезмерно высоких затрат на производство, срыва реализации продукции в связи с нарушением хозяйственных договоров и т.д.

Формирование  финансовых результатов представлено на рисунке 1.

 
 
 
 
 
 

 
 

 
 

Рис 1.1. - Формирование финансовых результатов

     Финансовый  результат от реализации продукции  выступает в форме прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг).

     Финансовый  результат от прочей реализации - от реализации основных средств, нематериальных активов, материалов и т.п.

      Финансовый  результат от внереализационных  операций представляет собой доходы от внереализационных операций, уменьшение на сумму расходов по этим операциям.

      В нашей стране налог на прибыль  вводится не в первый раз. Во времена НЭПа государственные и кооперативные предприятия уплачивали налог с дохода. В ходе реформ 30-х гг. была введена «двухканальная система»: чистый доход предприятия расщеплялся на два элемента - прибыль и налог с оборота. В Советском Союзе налоги в целом и идеологическом смысле рассматривались как чуждый для социалистического государства элемент. Считалось, что между государственными предприятиями и государством в рамках единой социалистической собственности не может быть налоговых отношений, «поскольку чистый доход,  созданный  в  государственном  секторе,  полностью принадлежит государству». Из 268,2 млрд. руб. прибыли в 1989 г. 98,7 % было сформировано на государственных предприятиях, из которых 36 % внесено в бюджет. Изъятие прибыли происходило в различных формах (плата «за фонды», «трудовые ресурсы», и отчисления из прибыли), в дальнейшем замененных индивидуальными нормативами платежей для каждого предприятия. С 1966 г. предприятия стали уплачивать три платежа из прибыли — плата за фонды, фиксированные платежи (рентные) и свободный остаток прибыли. В 70-х начался крупномасштабный эксперимент по переводу отдельных отраслей на нормативно-долевой метод распределения прибыли. В 1977 г. эта модель была распространена на все юридические лица. Суть ее состояла в следующем: для предприятия заранее определялся процент прибыли, передаваемой в бюджет, и процент, оставляемый в его распоряжении, без права вышестоящих органов менять это соотношение в течение календарного года2.

     Следующий эксперимент проводился в 1983-1984 гг., при этом государством устанавливались для каждого предприятия индивидуальные нормативы по отчислениям от прибыли, а оставшейся суммой предприятие могло распоряжаться самостоятельно. В середине 1990 г. предпринимается попытка введения в СССР «линейного» налога на прибыль, который стал взиматься со всех юридических лиц, кроме иностранных. Но после распада СССР этот налог был упразднен. В декабре 1991 г. одновременно были приняты законы о налоге на доход и о налоге на прибыль предприятий и организаций. В дальнейшем выбрали второй вариант, но по банковскому и страховому видам деятельности в 1992 -1993 гг. взимался налог с дохода.

     27 декабря 1991 г. принимается закон  № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организации», к которому за период его десятилетнего действия, было принято более 25 поправок и изменений. К этому Закону первоначально была издана инструкция ГНС РФ № 4 от 06.03.1992 г., в которую было внесено более 5 изменений и дополнений, а до 01.01.2002 г. данный порядок регламентировался инструкцией МНС РФ от 15.06.2000 г. № 62. Отсюда можно сделать вывод, что, пожалуй, ни один налог в России не претерпел столь многочисленных изменений и преобразований, как налог на прибыль. С 01 января 2002 г., согласно главе 25 НК, введен новый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организации. 
 

1.2. Основные характеристики  налога на прибыль

     Налог на прибыль — прямой пропорциональный налог, т.е. его сумма находится  в прямой зависимости от конечного  финансового результата деятельности организации — прибыли. В связи с этим налог на прибыль влияет на инвестиционные процессы и процесс наращивания капитала.

     В доходной части бюджета налог  на прибыль занимает третье место  после НДС и акцизов. В структуре  налоговых доходов федерального бюджета он составляет около 15%. Налог на прибыль является федеральным налогом, однако доходы от его поступлений распределяются между бюджетами разных уровней.

     Помимо  фискального значения этот налог  служит важным инструментом регулирования  экономики, что особенно четко проявлялось в его версии в соответствии с ранее действующим Законом РСФСР от 27 декабря 1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций». В частности, это касалось промышленных, строительных и сельскохозяйственных предприятий, которые в первые два года работы освобождались от уплаты налога, а в третий и четвертый годы уплачивали лишь его часть, а также организаций, осуществляющих капитальные вложения в свое развитие и расширение. С 1 января 2002 г. налог на прибыль организаций действует на всей территории РФ в соответствии с главой 25 НК РФ3.

     Плательщиками налога на прибыль являются российские и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства  и получающие доходы от источников в Российской Федерации.

     Организациями признаются юридические лица, компании и другие  корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации4.

     Таким образом, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий  не являются плательщиками налога на прибыль, они лишь исполняют обязанности  головной организации по уплате этого налога по месту своего нахождения.

     Не  являются плательщиками налога на прибыль  организации, применяющие специальные  налоговые режимы:

     - упрощенную систему налогообложения,  учета и отчетности;

     - единый налог на вмененный  доход;

     - единый сельскохозяйственный налог.

     Вместе  с тем они не освобождаются  от исполнения обязанностей налогового агента и уплаты налога в соответствии со статьями 309-310.

     Индивидуальные  предприниматели также не освобождаются  от исполнения обязанностей налогового агента и уплаты налога, несмотря на то, что не являются плательщиками налога на прибыль в соответствии со ст. 246 НК РФ.

     Объектом  налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком. Что  касается понятия прибыли, то оно  в статье 247 главы 25 Налогового кодекса  РФ (НК РФ) дано по отношению к каждому плательщику налога (табл. 1).

     Как видим, объект налогообложения по налогу на прибыль неразрывно связан с такими понятиями, как доходы и расходы. Поэтому рассмотрим их более подробно.

     Характеристика  объекта налогообложения

     Таблица 1 - Общая характеристика объекта  налогообложения

Плательщики налога на прибыль Определение прибыли, подлежащей налогообложению
1. Российские организации Полученные  доходы, уменьшенные на величину произведенных  расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ
2.1Иностранные  организации - получающие  доходы от деятельности в РФ  через постоянные представительства Полученные  через постоянные представительства  доходы, уменьшенные на величину произведенных  постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ
- получающие  доходы от источников в РФ, не связанные с деятельностью  в РФ через постоянные представительства Доходы от источников в РФ, в том числе:

- дивиденды;

- процентный  доход по долговым обязательствам;

- доходы от  использования в РФ прав на  результаты интеллектуальной деятельности  и другие доходы, определенные  в соответствии со ст. 309 НК  РФ

 

     Прежде  всего, отметим, что в главе 25 НК РФ, налоговая ставка определяется как  один из основных элементов налогообложения. В соответствии с пунктом 1 статьи 53 НК РФ налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Применительно к налогу на прибыль в статье 284 НК РФ законодатель предусматривает несколько налоговых ставок в зависимости от вида полученного дохода. 

     Наряду  с общей налоговой ставкой  в размере 20% (до 2009 года - 24%),  из которых 2% - в федеральный бюджет, 18% - в  бюджеты субъектов РФ, НК РФ устанавливает  специальные налоговые ставки для определенных видов доходов, полученных или выплачиваемых российскими организациями (статья 284 НК РФ). Уплата налога по таким доходам производится в иные сроки. Так, налог должен быть удержан источником выплаты из суммы выплачиваемого дохода при выплате дивидендов российским организациям - по ставке 9%.

     При получении дивидендов от иностранных  организаций налог на прибыль  подлежит исчислению по ставке 15% и  уплате в федеральный бюджет не позднее  срока, установленного для подачи налоговых  деклараций за соответствующий отчетный (налоговый) период организацией-налогоплательщиком.

     Также по ставке 15% подлежат обложению проценты по государственным и муниципальным  ценным бумагам, условиями выпуска  и обращения которых предусмотрено  получение дохода в виде процента.

     По  ставке 10%, зачисляемых в федеральный  бюджет, подлежат обложению доходы иностранных организаций, не связанных  с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство  от использования судов, самолетов  и пр. в связи с осуществлением международных перевозок.

     Доходы, учитываемые при исчислении прибыли, облагаемой по ставке в размере 20%, подразделяются в соответствии с НК РФ на доходы от реализации и внереализационные  доходы. При этом глава 25 НК РФ не препятствует тому, чтобы налогоплательщик самостоятельно классифицировал полученный доход как доход от реализации или внереализационный доход в зависимости от осуществляемых им видов деятельности. Указанные группы доходов, в свою очередь, делятся по видам доходов.

     В отношении расходов в первую очередь отметим, что таковыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, а также убытки в соответствии со статьей 265 НК РФ. При этом:

     - под обоснованными расходами  понимаются экономически оправданные  затраты, оценка которых выражена в денежной форме;

     - под документально подтвержденными  расходами понимаются затраты,  подтвержденные документами, оформленными  в соответствии с законодательством  РФ.

     Кроме того, для признания затрат расходами  необходимо, чтобы они были произведены  для осуществления деятельности, направленной на получение дохода5.

Информация о работе Бухгалтерский учет налога на прибыль