Бухгалтерский учет и его роль в управлении предприятием на примере ОАО «Балтика»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 08:15, дипломная работа

Описание работы

Целью выполнения моей выпускной работы является систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических профессиональных знаний и навыков, полученных в процессе обучения; исследование роли бухгалтерского учета в принятии решений.
В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:
- исследовать сущность бухгалтерского учета;
- проанализировать значение бухгалтерской информации для управления предприятием;
- изучить особенности бухгалтерского учета на предприятии ОАО «Балтика»;
- определить основные показатели деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Теоретическая часть……………………………………………………………………7
1.1. Бухгалтерский учет и его роль в управлении предприятием……………………...7
1.2. Бухгалтерский баланс. Состав экономических показателей бухгалтерского баланса……………………………………………………………………………………14
1.3.Бухгалтерская отчетность – как информационная база для управленческих решений..…………………………………………………………………………………21
2. Практическая часть...…………………………………………………………………32
2.1. Характеристика предприятия………………………………………………………32
2.2. Бухгалтерская отчетность предприятия…………………………………………...35
2.3. Анализ экономических показателей ОАО « Балтика»……………………………42
Заключение……………………………………………………………………………….52
Глоссарий………………………………………………………………………………...56
Список использованных источников………...…………………………………………58
Приложения………………………………………………………………………………60

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 154.73 Кб (Скачать)

     Финансовые  расходы составили 36783,9 млн. руб. Финансовые доходы составили всего лишь 16198,1 млн. руб., что на 83,4 % меньше чем в 2007 году.

     Валовая прибыль в 2009 году составила 45813,8 млн. руб., что на 11,5 % больше чем в 2008 году.

     В течение 2009 года выросли расходы Компании на сырье и материалы. Производственная себестоимость увеличилась на 23,4 % по отношению к 2008 году. Наиболее существенное влияние на ее увеличение оказали рост цен на солод и хмель. Тем не менее, в 2009 году «Балтика» увеличила операционную рентабельность на 0,2 % по сравнению с предыдущим годом и достигла впечатляющего показателя 24,1 %. Начавшееся осенью 2009 года снижение курса рубля по отношению к другим мировым валютам оказало значительное влияние на увеличение стоимости ряда приобретаемых материалов (в основном упаковки – банки и сырья для ПЭТ-бутылки), а также на увеличение финансовых статей. Изменение курса рубля сказалось также и на увеличении стоимости заимствований, часть из которых номинирована в иностранной валюте. Финансовый рынок в этот период испытал снижение кредитного предложения и рост стоимости заемных средств. Оба эти фактора привели к увеличению стоимости финансовых расходов Компании и снижению рентабельности по чистой прибыли.

     Чистая  прибыль «Балтики» в 2009 году выросла на 11,1 % и достигла 15,5 млрд. рублей.

     В 2009 году «Балтика» завершила важный этап наращивания производственных мощностей в регионах потребления, что позволит «Балтике» в течение ближайших лет при отсутствии резкого роста рынка удовлетворять спрос в продукции Компании.

     Себестоимость реализованной продукции увеличилась на 25,9 % по отношению к 2008 году и составила 47599,5 млн. руб.

     Объемы  продаж Компании в 2010 году сократились на 5,5 %, тем не менее, чистая выручка от реализации за отчетный период выросла по сравнению с 2009 годом на 1,2 % и составила 93 648,7 млн. рублей.

     В 2010 году валовая прибыль составила 512538,0 млн. руб., что на 11,9 % больше чем в 2009 году. Коммерческие расходы сократились на 7,8 % и составили 19150,0 млн. руб.

     В 2010 году операционная прибыль Компании значительно – на 33,1 % – выросла по отношению к 2009 году и составила 29 617,5 млн. рублей.

     Таких существенных результатов Компания добилась благодаря тщательной работе по оптимизации портфеля брендов, эффективным  инвестициям в развитие каналов  продаж и в ключевые регионы.

     Компания  увеличила чистую среднюю цену на пиво на 6,8 %, что соответствует уровню инфляции категории. В связи с  трехкратным повышением акциза на пиво с января 2011 года возможна разнонаправленная динамика отпускных и чистых цен на продукцию пивоваренных компаний. Однако «Балтика», как и все предыдущие годы, продолжает использовать взвешенный подход к ценообразованию.

     Ключевым  фактором, приведшим к росту рентабельности, стало опережающее сокращение операционных затрат.

     В дополнение к благоприятной конъюнктуре  на рынке сырья, обусловленной экономической  ситуацией, и связанному с этим снижению закупочных цен, Компания реализовывала  различные проекты по повышению  операционной эффективности. Среди  наиболее значимых проектов по снижению расходов следует выделить агропроект Компании по выращиванию пивоваренного ячменя, проекты по развитию собственных солодовен, снижающие зависимость Компании от поставщиков. Положительное влияние на сокращение издержек оказали также усилия по заключению долгосрочных договоров с поставщиками, уменьшение объема закупок, цены по которым привязаны к иностранной валюте, и перевод ряда функций на аутсорсинг.

     В результате производственная себестоимость  сократилась на 9,1 % по сравнению с 2009 годом и составила 42359,0 млн. руб. Операционная рентабельность увеличилась на 7,5 п.п. и составила 31,6%. Дополнительный эффект от сокращения издержек был получен в области логистики. Расходы на хранение и на доставку на литр продукции в удельном выражении в 2010 году снизились по сравнению с 2009 годом на 10%. Такие результаты были достигнуты благодаря усилиям Компании по выстраиванию цепочки поставок. Факторами, которые позитивно повлияли на расходы на логистику, стали: оптимизация маршрутов доставки и использования собственного транспорта; уменьшение среднего плеча доставки за счет перекрестного производства; сокращение складских запасов; оптимизация складских мощностей; сдерживание цен поставщиков услуг. В 2010 году Компания вкладывала значительные ресурсы в продвижение продукции. По сравнению с 2009 годом затраты на продвижение продукции сократились в наименьшей степени, чем остальные затраты Компании. В структуре коммерческих затрат произошло существенное перераспределение, что помогло добиться наилучшего эффекта на произведенные вложения.

     В отчетном периоде на 13,2 % сократились  административные затраты. Как и  по другим направлениям, такое улучшение  было достигнуто за счет повышения  эффективности, масштаба и более  широкого использования услуг сторонних  организаций.

     В 2010 году были завершены два крупных инвестиционных проекта: увеличение мощностей солодовни в Ярославле (инвестиции 2010 года – 609 млн. рублей) и модернизация завода «Балтика-Баку» (инвестиции 2010 года – 13,6 млн. долларов США). Остальные инвестиции были направлены на реализацию маркетинговых инноваций, развитие продаж и систем управления. Общий объем инвестиций составил 3,7 млрд. рублей.

     Чистая  прибыль составила 233723,0 млн. руб., что  на 50,6 % больше чем в 2009 году. В целом 2010 год стал очень успешным для Компании.

     Актив баланса содержит сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, т.е. о вложении его  в конкретное имущество и материальные ценности, о расходах предприятия  на производство и реализацию продукции  и об остатках свободной денежной наличности. Каждому виду размещенного капитала соответствует отдельная  статья баланса. По сведениям, предоставленным  в балансе, можно видеть, какие  изменения произошли в активах  предприятия, какую часть составляет недвижимость предприятия, а какую  – оборотные средства, в том  числе и в сфере производства и обращения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     Компания  Балтика на сегодняшний день занимает первое место в России среди других пивоваренных компаний. Ее доля рынка составляет около 35 %. В ходе анализа, проведённого во второй главе проекта, было выяснено, что показатели финансового положения и результатов деятельности исследуемой организации, имеют исключительно хорошие значения. В связи с этим руководство ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» должно проводить мероприятия, направленные на сохранение сложившейся ситуации, закрепить успех.

     Объем продаж компании «Балтика» во многом обеспечивает тот факт, что ее продукция  представлена во всех ценовых сегментах. А поскольку качество и вкус пива всех марок, представленных на рынке мало отличается, а потребители не являются приверженцами одной марки пива, т.е. при отсутствии любимой марки они могут купить любую другую, наиболее похожую по вкусу, то для того, чтобы бренды «Балтика» не терялись среди других марок пива, принадлежащих конкурентам, необходима их постоянная маркетинговая поддержка, хорошие рекламные кампании и акции. Кроме того, чтобы заинтересовывать потребителя нужно периодически видоизменять упаковку товара, модернизировать ее, создавать различные интересные дизайны.

     Также необходимо постоянно заботиться о  развитии дистрибьюторской сети, о поставках продукции потребителю, поскольку это обеспечивает наличие товара в магазинах.

     Главным индикатором пивоварения в стране эксперты называют уровень потребления на душу населения. В прошлом году Россия вышла на 30-е место в мире по потреблению пива с объемом 62 литра в год на человека и в ближайшее время объем не будет увеличиваться большими темпами. Значит, увеличение объемов продаж компании Балтики возможно за счет уменьшения доли других пивоваров. Для этого предлагаем провести ряд мероприятий.

     Основные  мероприятия по улучшению финансового  положения исследуемого предприятия, главным образом, маркетинговые, поскольку именно они позволят сохранить сложившуюся положительную  динамику финансовых показателей за счёт увеличения объёма продаж, сокращения издержек.

     Рассмотрим  более подробно предлагаемые мероприятия.

     1) Укрепление позиций в новых  сегментах рынка

     Акцизная  политика государства на сегодняшний  день способствует развитию премиальных сортов пива; в то же время экономические условия для выпуска дешевых марок ухудшаются, и их производство становится менее выгодным. Поэтому для увеличения объема продаж нужно проводить рестайлинг и активную маркетинговую поддержку премиальной составляющей зонтика «Балтики», а также заняться развитием лицензионных марок. Компании стоит выпустить абсолютно новую дифференцированную марку в лицензионном и премиальном сегменте.

     2) Проведение новой инновационной  маркетинговой политики, использование ярких образов и выгодных предложений. Проведение маркетинговой политики, задача которой является разграничение потребительских аудиторий, для каждой из которых создавать самостоятельные бренды. Цель маркетинговой стратегии – полностью удовлетворять требования всех категорий потребителей, которые хотят получить не только качественное пиво, но и тот продукт, который соответствует их имиджу и подчеркивает индивидуальность.

     3) Проведение рестайлинга, т.е. изменение дизайна продуктовой линейки и поддерживающая рекламная кампания. Это позволит увеличить объемы продаж. Благодаря инновациям в дизайне и упаковке товары станут более интересны потребителям. Для некоторых марок пива можно провести самостоятельно позиционирование, особенно для новых товаров.

     4) Активное развитие сегмента «национальный премиум» - относительно дорогое качественное пиво российских производителей. Этот сегмент, как и премиальный и лицензионный, отличается высокой рентабельностью, к тому же, работая в нем, есть возможность решить стратегические задачи - за счет продвижения нового премиум-пива укрепить позиции своих базовых марок. Выпустив новый сорт для молодежной аудитории, компания получает возможность использовать новые каналы для продвижения своей базовой марки, расширять число потенциальных потребителей, что в конечном итоге позволит увеличить продажи.

     5) Сокращение издержек

     Внедрение нового метода сокращения издержек –  проекта «Бережливое производство», разработанного японскими производителями. Эта система – тандем инструментов повышения эффективности и производственной культуры, которая поддерживает постоянное совершенствование. Система решает следующие задачи. Во-первых, необходимо существенно снизить операционные издержки, сохранив стабильно высокое качество продукции. Во-вторых, создать гибкое производство – получить возможность выпускать как можно больше видов продукции у себя, а не везти её с других заводов компании. И, в-третьих, сформировать производственную культуру, нацеленную на инновационность, постоянное совершенствование и эффективное сотрудничество, поскольку экономия возможна при активном участии в процессе каждого сотрудника

     6) Увеличение покрытия территории

     Надо  удерживать и развивать присутствие  компании с помощью эксклюзивных торговых представителей в не менее 90 % торговых точек в населенных пунктах  с количеством жителей от 5000 человек, а с остальными торговыми точками  в плане продвижения торговых марок должны работать дистрибьюторы  компании с помощью собственных торговых представителей.

     Финансовое  состояние ОАО «Пивоваренная  компания «Балтика» оценивается как очень хорошее. Данную ситуацию характеризует такой показатель как неоправданно высокая доля собственного капитала (80 %).

     Кроме того, в ходе проведённого исследования было выяснено, что:

- на 31 декабря 2009 г. коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами демонстрирует очень хорошее значение, равное 0,46;

- полностью  соответствует оптимальному значению  коэффициент текущей (общей) ликвидности;

Информация о работе Бухгалтерский учет и его роль в управлении предприятием на примере ОАО «Балтика»