Бухгалтерский учет денежных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Для осуществления финансово-хозяйственной деятельности каждый субъект хозяйствования должен располагать определенными суммами активов.
Активы представляют собой ресурс, контролируемый организацией как результат хозяйственных операций, которые произошли до отчетного периода и от которых в будущем ожидаются прибыли.
Наиболее ликвидными являются денежные активы — это наличные деньги, деньги на счетах в банке или требования на получение фиксированных сумм денег (счета к получению или векселя к получению).

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Теоретические аспекты бухгалтерского учета денежных средств
1.1 Денежные средства как объект бухгалтерского учета. Задачи
учета денежных средств
1.2 Нормативно-правовое регулирование учета денежных средств
в Республике Беларусь
2 Организация учета денежных средств на предприятии
2.1 Краткая характеристика системы бухгалтерского учета на
предприятии
2.2 Документальное оформление и учет кассовых операций
2.3 Документальное оформление и учет банковских операций
2.4 Инвентаризация денежных средств в кассе предприятия
2.5 Статистическая и бухгалтерская отчетность о движении
денежных средств на предприятии
3 Основные направления совершенствования учета денежных
средств на предприятии
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Бухгалтерский учет денежных средств.doc

— 329.00 Кб (Скачать)

Своевременность и полноту внесения в банк неиспользованных денежных средств проверяют путем  сопоставления даты и суммы зачисления денег на соответствующий счет по данным выписок банка с датой окончания выплаты премий, пособий, пенсий и др., указанной в разрешительной надписи на платежных ведомостях, депонированной зарплаты и других ранее невыплаченных сумм, а также с датой и суммой оприходования денег в кассу по прочим поступлениям. При этом тщательно анализируются полнота и своевременность оприходования в кассу денежных средств, полученных из банка путем встречной и взаимной сверки данных банковских выписок со счетов предприятия, корешков чековых книжек, приходных кассовых ордеров и записей в кассовой книге. При этом следует иметь в виду, что чековые книжки, корешки использованных чеков, а также неиспользованные чеки должны храниться у главного бухгалтера. Испорченные чеки с надписью «Аннулировано» должны храниться подклеенными к корешкам чеков.

При проверке чеков  следует удостовериться в наличии  всех выписок банка со счетов предприятия. Если конечный остаток средств в  предыдущей выписке соответствует  начальному остатку в последующей, то это свидетельствует о наличии всех выписок по данному счету. Недостающие выписки необходимо затребовать в банке. Достоверность выписок определяется по их внешним признакам (наличие необходимых реквизитов, подписей, штампов банка и др.) и путем встречной проверки в банке. Произведенные исправления в выписках заверяются подписью главного бухгалтера и гербовой печатью банка. В обязательном порядке встречной проверке подвергаются выписки, имеющие подчистки и исправления, не подтвержденные банком.

Для облегчения работы и обеспечения полноты проверки оприходования в кассу полученных в банке денег целесообразно составлять ведомость следующей формы. В нее записываются данные всех чеков по возрастающим номерам, включая испорченные и аннулированные чеки. Против номера такого чека в ведомости делается отметка «Аннулировано». Это позволяет выявить факты неоприходования в кассу полученных наличных денег.

При выявлении  случаев неоприходования денег, исправлений, подчисток, расхождений  в номерах или разрыва между датой получения по выписке банка и оприходования их в кассу следует установить их причины. Для этого берутся письменные свидетельства кассира и главного бухгалтера предприятия, проводится встречная проверка в банке.

В дальнейшем проверяют  полноту оприходования денег, полученных за реализованную продукцию, работы, услуги, товарно-материальные ценности и др., использую при этом отчеты об их движении, а также записи по счетам их учета и реализации. Причем дебетовые записи по счетам реализации должны сверяться с кредитовыми записями по счетам учета ценностей, а их кредитовые записи с дебетовыми записями по счету кассы. При наличии задолженности работников или других лиц за купленные ценности необходимо проверить реальность возникновения задолженности.

При этом следует отметить, что ценности, реализуемые предприятием за наличный расчет должны отпускаться только при наличии на товарной накладной (ТН-2) штампа «Оплачено», т.е. после внесения денег в кассу с выдачей на руки квитанции приходного кассового ордера. Запрещается материально ответственным лицам получать наличные деньги за отпускаемые населению ценности со склада предприятия.

В ведомостях на выплату заработной платы, премий, пособий, стипендий и др., а также в  расходных кассовых ордеров и  других документах на выдачу денежных средств проверяется подлинность подписей получателей денег. Для этого подписи в одних ведомостях или других документах сопоставляются с подписями в других, причем особое внимание обращается на исправления и подчистки. В некоторых случаях производится опрос получателей денег.

При проверке кассовых операций уточняют правильность подсчета оборотов по приходу и расходу  в кассовых отчетах, определения  остатков на конец отчетного периода  и переноса их с одной страницы на другую, а также соответствие остатка по отчету кассира на конец месяца остатку по счету 50 «Касса» в Главной книге.

Особое внимание следует уделить обоснованности расхода денежных средств, относимых  на издержки производства и другие счета без оправдательных документов.

На основании данных отчетов кассира и приложенных к ним оправдательных документов, а также записей в учетных регистрах проверяется правильность корреспонденции счетов по движению средств в кассе.

При автоматизированном ведении кассовой книги должна производиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов.

Все выявленные нарушения отражаются в соответствующем  разделе акта ревизии либо аудиторской  проверки со ссылками на прилагаемые  к акту ведомости, таблицы и другие данные, свидетельствующие о допущенных нарушениях.

Проверки  соблюдения Инструкции о порядке ведения кассовых операций могут осуществлять также налоговые и другие государственные контролирующие органы в соответствии с возложенными на них обязанностями и действующим законодательством .

Предложения и  рекомендации по устранению выявленных в ходе проверок кассовой дисциплины недостатков, а также причин и  условий, способствующих совершению хищений, обязательны к выполнению всеми  организациями. При этом ответственность  за соблюдение Правил ведения кассовых операций возлагается на руководителей организаций, главных бухгалтеров, руководителей финансовых служб и кассиров.

2.5 Статистическая и бухгалтерская отчетность о движении денежных средств предприятия

 

Отчетность  организаций классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщения данных, объему содержащихся сведений, назначению. По видам ее подразделяют: бухгалтерскую, налоговую, статистическую, оперативную.

Бухгалтерская отчетность — система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период. Ее составляют на основании данных бухгалтерского учета по единым формам и в объеме, установленном министерствами финансов, сельского хозяйства и продовольствия, статистики и анализа Республики Беларусь [34, с.578].

Содержание  и формы бухгалтерской отчетности в Беларуси полностью унифицированы  и содержат информацию, одинаковую для организаций различных форм собственности, организационно-правовой формы хозяйственной деятельности и масштабов деятельности организации.

Законом «О бухгалтерском  учете и отчетности» (ст. 13) предусмотрено, что при составлении бухгалтерской отчетности должны быть обеспечены:

    • полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации имущества и обязательств;
    • тождество данных аналитического и синтетического учета за отчетный период, а также показателей бухгалтерской отчетности по ним.

 Налоговая отчетность содержит информацию по исчисленным налогам, сборам и расчетам с финансовыми органами и внебюджетными фондами.

Статистическая  отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения отдельных сторон деятельности организации как в натуральном, так и в стоимостном выражении. С ее помощью организация контролирует объекты производства и продажи продукции, ее ассортимент и качество, а также использование оборудования, рабочее время, выполнение норм выработки, производительность труда и т. д.

Предприятие представляет за месяц статистическую отчетность (формы 12-ф) (расчеты) Отчетность о состоянии расчетов (Приложение П).

Оперативная отчетность составляется на основании данных оперативного учета и отражает сведения о выполнении плана производства, производстве и продаже продукции и т. д. Она содержит информацию за короткие промежутки времени — сутки, пятидневку, неделю, половину месяца.

Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год. Для всех организаций это календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно, для вновь создаваемых— с даты их государственной регистрации, создания, образования по 31 декабря включительно.

Предприятие представляет месячную, квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года, по формам, утвержденным действующим законодательством Республики Беларусь.

Бухгалтерский баланс (форма 1) является одной из основных форм бухгалтерской отчетности, отражающей средства организации на определенную дату с разделением их, с одной стороны, по составу и размещению, с другой - по источникам образования и целевому назначению (Приложение Р).

Бухгалтерский баланс (форма 1) составляется на основании  данных главной книги, других регистров бухгалтерского учета по аналитическим счетам на начало года и конец отчетного периода. В актив бухгалтерского баланса организаций включаются статьи, в которых показываются определенные группы элементов хозяйственного оборота, объединенные в зависимости от стадий кругооборота средств.

Статьи бухгалтерской  отчетности на конец года для достоверности  должны быть подтверждены результатами инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Так, в разд. I "Долгосрочные активы" отражаются основные средства (здания, сооружения, машины, оборудование, находящиеся в собственности организации, и т.д.), нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения (инвестиции в дочерние и зависимые общества, другие организации) и др. Раздел II "Краткосрочные активы" объединяет статьи, включающие оборотные средства (текущие активы).

В отчете о движении денежных средств (форма 4) содержится информация о том, какие денежные поступления были у организации в отчетном периоде и на что они расходовались. То есть в форме 4 расшифровываются дебетовые и кредитовые обороты за год по счетам учета денежных средств: 50 "Касса" (включая стоимость денежных документов, находящихся в кассе), 51 "Расчетный счет", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках" (включая счета, открытые по кредитным договорам), 57 "Денежные средства в пути" (Приложении С).

Суммы в форме 4 показываются в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Определения данных видов деятельности даны в п. 132 Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 № 19 (утратило силу).

В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной  валюте формируется информация о движении иностранной валюты по каждому ее виду применительно к отчету о движении денежных средств (форма 4), принятому учетной политикой организации. После этого данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитываются по курсу Национального банка Республики Беларусь  на дату совершения хозяйственной операции. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих показателей.

 Таким образом,  бухгалтерская отчетность отражает  показатели производственно-хозяйственной и финансовой деятельности субъекта хозяйствования, ее составляют по данным бухгалтерского учета, оперативной и статистической отчетности. Основной задачей бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов является обеспечение многочисленных пользователей информацией о финансовом положении организации и тенденциях его изменения за отчетный период.

 

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

 Изучив аспекты  учета денежных средств на предприятии можно сделать соответствующие выводы и при этом разработать рекомендации по совершенствованию учета.  На предприятии ежеквартально и по окончании года составляется приложение к балансу – «Отчет о движении денежных средств», форма которого утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.11 года № 111. Данный  отчет раскрывает информацию в части движения денежных потоков предприятия. Основной целью отчета является получение следующей информации:

  • в каком объеме и из каких источников были получены денежные средства и каковы основные направления их использования;
  • достаточно ли полученной прибыли для обслуживания текущей деятельности;
  • в состоянии ли предприятие расплатится по своим текущим обязательствам.

Поэтому для эффективного управления денежными потоками необходима не только обобщающая информация о движении денежных средств по итогам отчетного периода, но и в течение года (помесячно). Наличие такой информации позволит выявить, испытывало ли предприятие в течение года трудности с наличностью или имелся период, в котором оно не воспользовалось возможностью заработать дополнительные денежные средства, имея значительные денежные остатки в течение достаточно продолжительного периода. Кроме того, такая информация необходима, чтобы знать, привлекало ли предприятие займы или кредиты.

 Кроме того, можно  порекомендовать ежемесячно к  отчету составлять таблицу, позволяющую  дать характеристику движения  денежных средств, получить данные о вложении денежных средств в каждый вид деятельности и раскрыть источники их поступления. Следует разделить таблицу на две части: поступление и расходование денежных средств. В первой части таблицы логично предусмотреть раскрытие поступления денежных средств от производственной и финансовой деятельности, а также возврат средств, отвлеченных от производства (возмещение недостач) и финансирование из других источников. Во второй части таблицы необходимо показывать расходование денежных средств на производственную, финансовую и инвестиционную деятельность, перераспределение прибыли (уплата налогов и сборов), а также отвлечение средств на прочие нужды (выдача кредитов работникам).

Информация о работе Бухгалтерский учет денежных средств