Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:00, курсовая работа
Для осуществления финансово-хозяйственной деятельности каждый субъект хозяйствования должен располагать определенными суммами активов.
Активы представляют собой ресурс, контролируемый организацией как результат хозяйственных операций, которые произошли до отчетного периода и от которых в будущем ожидаются прибыли.
Наиболее ликвидными являются денежные активы — это наличные деньги, деньги на счетах в банке или требования на получение фиксированных сумм денег (счета к получению или векселя к получению).
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Теоретические аспекты бухгалтерского учета денежных средств
1.1 Денежные средства как объект бухгалтерского учета. Задачи
учета денежных средств
1.2 Нормативно-правовое регулирование учета денежных средств
в Республике Беларусь
2 Организация учета денежных средств на предприятии
2.1 Краткая характеристика системы бухгалтерского учета на
предприятии
2.2 Документальное оформление и учет кассовых операций
2.3 Документальное оформление и учет банковских операций
2.4 Инвентаризация денежных средств в кассе предприятия
2.5 Статистическая и бухгалтерская отчетность о движении
денежных средств на предприятии
3 Основные направления совершенствования учета денежных
средств на предприятии
Заключение
Список использованных источников
Полученные выписки бухгалтерия предприятия тщательно проверяет по документам, на основании которых произведены платежи. Затем в выписке указывается корреспонденция счетов: по дебетовым оборотам – слева, по кредитовым – справа. Группировку сумм осуществляют путем их подсчета по корреспондирующим счетам, указанным в выписках или непосредственно в документах. Это позволяет сократить количество записей операций.
После декодирования и проверки выписки на основании приложенных документов делается бухгалтерская разметка сумм, прошедших по счету. Для этого против каждой суммы в выписке ставится номер корреспондирующего счета. Кроме того, первичные документы, приложенные к выписке, должны быть погашены, чтобы исключить их двойной учет. Такая процедура является обработкой выписки в бухгалтерии [34, с.142].
Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в официальной денежной единице Республики Беларусь на расчетном счете, открытом в банке, на предприятии предназначен счет 51 «Расчетный счет».
Счет 51 «Расчетный счет» - активный. По дебету его показывается наличие и поступление денежный средств на расчетный счет предприятия, а по кредиту – списание денежных средств с расчетного счета предприятия. Основанием для записей по расчетному счету являются выписки банка по расчетному счету и приложенные к ним денежно-расчетные документы.
При поступлении денег на расчетный счет предприятия производятся следующие записи, приведенные в таблице 2.2:
Таблица 2.2 - Бухгалтерские записи по учету операций на расчетном счете 3012221820014 за декабрь 2011 г.
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция счетов |
Сумма | |
Дебет |
Кредит | ||
Поступили денежные средства за продукцию |
51 |
62-11 |
696 249 189 |
Поступила валюта для продажи |
51 |
57-3 |
281 546 186 |
Получен краткосрочный кредит в банке |
51 |
66-1 |
4 099 000 000 |
Поступили денежные средства от прочих кредиторов |
51 |
76 |
29 596 440 |
Зачислена выручка от продажи основных средств |
51 |
91-1 |
74 710 |
Сданы денежные средства из кассы |
51 |
50 |
9 722 570 |
Поступили денежные средства от поставщика |
51 |
60-1 |
4 800 000 |
Составлено автором на основании Приложения Л
Списание денежных средств с расчетного счета предприятия отражается следующим образом (таблица 2.3):
Таблица 2.3 - Бухгалтерские записи по учету операций на текущем расчетном счете 3012017300910 за декабрь 2011 г.
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция счетов |
Сумма | |
Дебет |
Кредит | ||
Перечислены денежные средства поставщику |
60-1 |
51 |
536 555 746 |
Произведены расчеты с сельскохозяйственным производственным кооперативом |
60-21 |
51 |
1 776 654 |
Погашены % по краткосрочному кредиту |
66-11 |
51 |
208 055 550 |
Составлена автором на основании Приложения Л
Регистром бухгалтерского учета, в котором отражаются операции по расчетному счету на предприятии, является журнал-ордер № 2 «Банковские операции» и ведомость по счету 51 «Расчетный счет». Данные из ведомости заносятся в журнал-ордер в разрезе корреспондирующих счетов. Записи в журнале-ордере производят в хронологическом порядке на основании данных выписок по расчетному счету и прилагаемых к ним документов итогами за каждый день. После записей в журнал-ордер данных последней за месяц выписки по расчетному счету приступают к подсчету дебетовых и кредитовых оборотов по счету 51 «Расчетный счет» и выведению сальдо на конец месяца.
Для хранения денежных
средств в иностранных валютах
При отражении операций в бухгалтерском учете иностранная валюта пересчитывается в рубли по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, действующему на дату выписки расчетно-денежных документов. Параллельно учет ведется и в соответствующей иностранной валюте (долларах, евро, российских рублях и т.д.). Это необходимо для контроля за реальным движением денежных средств в различных валютах.
Каждый валютный счет ведется только в одной свободно конвертируемой валюте (доллар, евро и др.). Конверсионные операции по счетам производятся по соглашению клиента и банка.
Особенность учета валютных средств состоит и в том, что на конец отчетного периода (т.е. на первое число каждого месяца) производится дооценка валютных средств путем доначисления (списания) курсовых разниц. Если курс иностранной валюты вырос, то предприятие имеет положительную курсовую разницу, если снизился – отрицательную. Списывается курсовая разница на счет 98 «Доходы будущих периодов» - положительная, на счет 97 «Расходы будущих периодов» - отрицательная.
Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в иностранных валютах на предприятии предназначен счет 52 «Валютные счета». По дебету счета отражается поступление денежных средств в иностранных валютах, по кредиту – списание денежных средств с валютных счетов. Сальдо указанного счета характеризует наличие свободных средств в иностранной валюте.
На предприятии к счету 52 «Валютные счета» открыты 2 субсчета:
Операции по
валютным счетам отражаются на основании
выписок банка и приложенных
к ним денежно-расчетных
Отражение в бухгалтерском учете операций по счету 52-3 предприятия за февраль 2012 года произведено в следующем порядке (таблица 2.4):
Таблица 2.4 Бухгалтерские записи по учету операций на текущем счете в евро за февраль 2012 г.
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция счетов |
Сумма | |
Дебет |
Кредит | ||
Проведена переоценка в связи с изменением курса валюты |
52-3 |
91-15 |
2 |
Перевод денежных средств с конвертацией |
52-3 |
57-2 |
344 747 432 |
Перечислено за линию по сгущению сыворотки |
60-1 |
52-3 |
335 018 556 |
Проведено округление |
52-3 |
91-15 |
1 |
Проведена переоценка в связи с изменением курса валюты |
52-3 |
91-45 |
70 708 |
Перевод денежных средств с конвертацией |
57-2 |
52-3 |
384 340 935 |
Проведена переоценка в связи с изменением курса валюты |
52-3 |
91-15 |
132 577 |
Перечислены денежные средства поставщику |
60-1 |
52-3 |
384 254 400 |
Проведена переоценка в связи с изменением курса валюты |
91-45 |
52-3 |
8 917 |
Погашен основной долг по долгосрочному кредиту |
67-1 |
52-3 |
9 870 676 |
Перевод денежных средств с конвертацией |
52-3 |
57-2 |
36 774 400 |
Перечислена предоплата за материалы на ремонт |
60-1 |
52-3 |
36 774 400 |
Перевод денежных средств с конвертацией |
52-3 |
57-2 |
232 230 957 |
Перечислены денежные средства поставщику за линию по сгущению сыворотки |
60-1 |
52-3 |
153 658 951 |
Погашен основной долг по долгосрочному кредиту |
67-1 |
52-3 |
78 572 006 |
Начислен процент за хранение денежных средств |
52-3 |
90 |
217 |
Составлено автором на основании Приложения Н
Регистром бухгалтерского учета, в котором отражаются операции по валютным счетам, на предприятии является журнал-ордер № 2.1 «Банковские операции в валюте» и ведомость по счету 52 «Валютный счет».
2.4 Инвентаризация денежных средств в кассе предприятия
В сроки, установленные руководителем субъекта хозяйствования, но не реже одного раза в квартал производится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе.
Ревизию кассы
проводит инвентаризационная комиссия,
назначенная приказом по предприятию.
Члены комиссии в присутствии
кассира проверяют наличие
Результаты инвентаризации оформляют актом ф. Инв.- 13 (Приложение О). В акте фактические остатки кассовой наличности сопоставляют с данными учета, что дает возможность определить недостачу или излишек денежных средств. Акт оформляется в день ревизии кассы и подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии.
Если установлена недостача или излишек денег, кассир представляет комиссии письменное объяснение.
Акт составляется в двух экземплярах: один остается в делах бухгалтерии, другой - у кассира. При смене материально ответственных лиц акт составляется в 3-х экземплярах (материально ответственному лицу, сдавшему ценности, материально ответственному лицу, принявшему ценности, и бухгалтерии).
Частные расписки, якобы подтверждающие получение денег лично у кассира, или сдачу их на хранение, в оправдание остатка денег в кассе не принимаются.
Выявленные при инвентаризации излишки зачисляют в доход предприятия и бухгалтер делает соответствующие бухгалтерские записи:
Д-т сч. 50 «Касса» - К-т сч. 90 «Доходы и расходы от текущей деятельности», субсчет 7 «Прочие доходы от текущей деятельности».
Недостачу относят на виновное лицо и в бухгалтерском учете делают следующие бухгалтерские записи:
Д-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению ущерба» - К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи имущества» - на сумму недостачи;
Д-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - К-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению ущерба» - удержано из заработной платы виновного лица;
Д-т сч. 50 «Касса» - К-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению ущерба» - сумма ущерба внесена виновным лицом в кассу.
Проверка правильности ведения кассовых операций производится сплошным образом. Начиная со дня окончания предыдущей ревизии (аудиторской проверки), все кассовые документы подвергаются сплошной проверке. При этом используются следующие документы и регистры бухгалтерского учета: отчеты кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми ордерами; журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; кассовая книга; корешки чеков использованных чековых книжек; выписки банка со счетов предприятия с прилагаемыми к ним документами; журналы-ордера по кредиту счетов «Касса», «Расчетный счет», «Специальные счета в банках», «Денежные документы», «Денежные средства в пути», «Расчеты по краткосрочным кредитам банков», « Расчеты по долгосрочным кредитам банков», «Кредиты банков для работников»; ведомости к соответствующим журналам-ордерам, ведущиеся по дебету счетов («Касса», «Расчетный счет»), а также машинограммы при механизированной обработке учетной документации.
В первую очередь проверяется правильность оформления первичных документов, по которым производились операции, связанные с получением и выдачей наличных денег. В приходных и расходных кассовых ордерах указывается основание для их составления и перечисляются прилагаемые к ним документы. Иногда на документах могут отсутствовать номер, дата и другие реквизиты, что позволяет их повторное использование. Приходные и расходные кассовые ордера должны в течение отчетного года иметь раздельную нумерацию, выписываться в бухгалтерии предприятия в момент совершения операции и регистрироваться в специальном журнале. При обнаружении пропуска в нумерации указанных ордеров следует тщательно проверить, не вызвано ли это уничтожением документов либо другими злоупотреблениями.
При проверке соблюдения кассовой дисциплины уточняют: использовалась ли кассовая выручка на текущие нужды в пределах установленных норм; использовались ли полученные из банка наличные деньги по целевому назначению; своевременность и полноту возврата в банк неиспользованных денежных средств, полученных на выплату заработной платы, премий, пособий, пенсий, услуг, товарно-материальных ценностей и других поступлений.
Использование наличных денег проверяется путем сопоставления данных о полученных в банке средствах с их расходованием в соответствии с целевым назначением.
Для обобщения информации об израсходовании денежных средств по целевому назначению целесообразно составлять ведомость. Ведомость подписывается главным бухгалтером предприятия.