Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:33, курсовая работа
В условиях рыночной экономики большое значение имеют изучение и использование в практической работе экономических методов управления. Предприятие – самостоятельный элемент экономической системы – взаимодействует с партнерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами, в процессе чего с ними возникают финансовые отношения.
Введение 5
1 Бухгалтерский баланс и его роль в управлении предприятием 7
1.1 Бухгалтерский баланс – понятие, содержание и правила оценки
его статей 7
1.2 Роль бухгалтерского баланса в управлении предприятием 13
1.3 Эволюция бухгалтерского баланса в России 16
2 Действующая практика составления бухгалтерского баланса 23
2.1 Порядок составления бухгалтерского баланса 23
2.2 Содержание бухгалтерского баланса 26
2.3 Совершенствование составления бухгалтерского баланса 47
Заключение 52
Список использованных источников 54
Приложение А 58
Закрытие счетов должно быть проведено по состоянию на 31 декабря отчетного года. Этой датой бухгалтер закрывает счета 90, 91 и 99.
Счет 90 «Продажи» предназначен для учета доходов и расходов организации по обычным видам деятельности. Каждое предприятие открывает к нему такие субсчета:
- 90-1 «Выручка»;
- 90-2 «Себестоимость продаж»;
- 90-3 «Прибыль/убыток от продаж».
Кроме того, в зависимости от того какие налоги платит фирма, к этому счету открывают и субсчета для учета налогов, предъявляемых покупателю в составе цены товаров, работ или услуг. Сопоставляя обороты по этим субсчетам, в конце каждого месяца бухгалтер определяет финансовый результат деятельности предприятия. Так, если по итогам месяца фирма получила положительную разницу между выручкой, начисленными с выручки налогами и себестоимостью продаж, то бухгалтер делает такую запись:
Дебет 90 субсчет «Прибыль/убыток от продаж» Кредит 99 – отражена прибыль за отчетный месяц.
Убыток же списывается проводкой:
Дебет 99 Кредит 90 субсчет «Прибыль/убыток от продаж» - отражен убыток за отчетный месяц.
В результате на конец каждого месяца сальдо по счету 90 равно нулю. Однако все субсчета счета 90 имеют сальдо, причем их величина увеличивается с января по декабрь. И только в конце года (31 декабря) остатки по этим субсчетам нужно списать на субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж».
На счете 91 отражают прочие доходы и расходы, не связанные с основной деятельностью предприятия. К ним относятся операционные и внереализационные доходы и расходы. На конец каждого месяца счет 91 сальдо не имеет. Однако у его субсчетов есть дебетовые или кредитовые остатки, причем их величина увеличивается с января по декабрь. 31 декабря так же, как и на счете 90, нужно закрывать все субсчета счета 91.
На счет 99 бухгалтер в течение года списывает финансовый результат от обычных видов деятельности, а также от операционных и внереализационных доходов и расходов. Кроме того, на нем учитывают чрезвычайные доходы и расходы. Здесь же отражают задолженность перед бюджетом по налогу на прибыль и штрафы за налоговые правонарушения. Чтобы узнать, как работало предприятие в 2003 году, бухгалтер должен сопоставить годовые дебетовые и кредитовые обороты по счету 99. Если предприятие получило прибыль (кредитовое сальдо), делается проводка: Дебет 99 Кредит 84. А если организация получила убыток, тогда делается проводка: Дебет 84 Кредит 99.
При составлении форм бухгалтерской отчетности используются в основном данные Главной книги. Отчетным годом для всех организаций считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Данные вступительного баланса должны соответствовать данным утвержденного заключительного баланса за период, предшествующий отчетному. В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года причины следует объяснить. Изменения в бухгалтерском балансе, относящиеся как к текущему, так и к прошлому году (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.
Исправления ошибок в балансе подтверждается подписью лиц, ее подписавших, с указанием даты исправления.
Бухгалтерский
баланс подписывается руководителем
и главным бухгалтером
Обобщая
информацию о порядке составления
бухгалтерского баланса, можно сказать,
что составлению отчетности должна
предшествовать значительная подготовительная
работа, осуществляемая по заранее составленному
специальному графику. До начала этой
работы должны быть осуществлены все бухгалтерские
записи на синтетических и аналитических
счетах (включая результаты инвентаризации),
проверена правильность этих записей.
При составлении форм бухгалтерской отчетности
используются в основном данные Главной
книги.
2.2 Содержание бухгалтерского баланса
Бухгалтерский баланс должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату. В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные.
Сдавать баланс, да и другие формы годовой отчетности нужно на новых бланках. Несмотря на то, что чиновники лишь рекомендуют предприятиям эти формы, подавляющее большинство бухгалтеров сдают отчетность все-таки на типовых бланках. Это намного проще, чем разрабатывать свои формы, да и в некоторых налоговых инспекциях отчетность на «самодельных» бланках не примут.
Впрочем, дополнять формы новыми строками никто не запрещает. Дело в том, что в обновленном балансе нет расшифровок для большинства показателей – например, для основных средств, нематериальных активов, долгосрочных финансовых вложений. Однако если необходимо детализировать какую-либо информацию, то бухгалтер вправе добавить в баланс соответствующие строки.
Статьи бухгалтерского баланса, которые в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету подлежат раскрытию и по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств прочеркиваются или не приводятся. Показатели об отдельных активах и обязательствах должны приводится в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Бухгалтерский баланс должен содержать следующие числовые показатели:
Актив баланса
Раздел I «Внеоборотные активы»
Нематериальные активы (строка 110)
Здесь отражают остаточную стоимость нематериальных активов, которые принадлежат предприятию. Исчерпывающий перечень нематериальных активов приведен в пункте 4 Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000). Так, нематериальными активами считаются:
а) исключительные права на объекты интеллектуальной собственности (изобретения, промышленные образцы, полезные модели, компьютерные программы, базы данных, товарные знаки и т. д.);
б) организационные расходы (затраты, которые связаны с образованием юридического лица и признаны вкладом учредителей в уставный капитал);
в) деловая репутация организации.
Кроме того, в составе нематериальных активов нужно показать еще и результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР). Ведь такие результаты Минфин России теперь рекомендует учитывать на счете 04 «Нематериальные активы» (приказ Минфина России от 7 мая 2003 г. № 38н).
До 2001 года в составе нематериальных активов отражались купленные квартиры, а также лицензии и компьютерные программы, на которые у фирмы не было исключительных прав. согласно порядку, который вступил в силу после 2001 года, стоимость квартир, числящихся на балансе, отражается в составе основных средств (строка 120). А стоимость программ и лицензий – как расходы будущих периодов (строка 216).
Как
уже было сказано выше, в балансе
показывают остаточную стоимость нематериальных
активов. Это первоначальная стоимость
минус сумма начисленной
Во
всех случаях сумму амортизации
следует рассчитывать исходя их срока
полезного использования
В ГУП РМ «Развитие села» нематериальные активы отсутствуют.
Основные средства (строка 120)
По
этой строке бухгалтер указывает
остаточную стоимость основных средств,
которые находятся в
Остаточная стоимость основных средств равна их первоначальной стоимости, уменьшенной на сумму начисленной амортизации. В бухгалтерском учете ее можно начислять следующими методами:
- линейным;
- уменьшаемого остатка;
- списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
-
списание стоимости
А
вот в налоговом учете
Амортизация начисляется не на все объекты основных средств. Ее не считают, например, по объектам жилищного фонда и внешнего благоустройства (п. 17 ПБУ 6/01). Вместо амортизации по этим объектам в конце года начисляют износ. Его сумму определяют исходя из Единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов. Износ отражают на забалансовом счете 010 (в справке к бухгалтерскому балансу – по строке 980). А по строке 120 показывают остаточную стоимость неамортизируемых объектов. То есть за вычетом износа.
И в бухгалтерском учете, и для целей налогообложения основные средства, стоимость которых меньше 10000 руб., списывают на расходы сразу. Это установлено пунктом 18 ПБУ 6/01 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ. Соответственно по строке 120 Бухгалтерского баланса их стоимость не показывают.
С 1 января 2004 г. нужно отражать на счета 01 и, следовательно, показывать в балансе по строке 120 имущество, которое куплено, но еще не используется [18]. Такие основные средства модно даже амортизировать [18, п. 61].
На анализируемом предприятии к концу отчетного периода сумма по строке 120 составила 138746 тыс. руб. По сравнению с началом отчетного периода она увеличилась на 28545 тыс. руб. Увеличение произошло, за счет поступления зданий, машин и оборудования, а также инвентаря, транспортных средств, продуктивного скота. Амортизация основных средств на конец отчетного периода увеличилась на 26753 тыс. руб. и составила 61760 тыс. руб. Наибольшему износу подверглись машины, оборудования и транспортные средства.
Незавершенное строительство (строка 130)
Здесь показывают расходы по любым строительно-монтажным работам, а кроме того, сумму вложений в основные средства и нематериальные активы, пока не введены в эксплуатацию. Также по этой строке указывают стоимость оборудования, еще не переданного в монтаж. Помимо этого ту же записывается и покупная стоимость ценных бумаг, право собственности на которые еще не перешло, а также переводится сумма авансов, выданных подрядчику на капитальное строительство.
В
ГУП РМ «Развитие села незавершенное
строительство увеличилось
Доходные вложения в материальные ценности (строка 135)
По этой строке приводят остаточную стоимость имущества, которую собираются сдавать в аренду, лизинг или прокат. Раньше детализировали информацию о доходных вложениях в материальные ценности. Теперь это делать необязательно. Имущество, предназначенное для аренды или проката, учитывают на счете 03, а не 01. Амортизацию же по такому имуществу отражают на счете 02. К нему лучше открыть специальный субсчет. Тогда считать остаточную стоимость подобных основных средств будет намного легче.
По данной статье в ГУП РМ «Развитие села» произошло уменьшение суммы на 7109 тыс. руб. и она составила на конец отчетного периода 33927 тыс. руб. Данная величина отражает остаточную стоимость имущества, которую предприятие передает в лизинг.
Долгосрочные финансовые вложения (строка 140)
Долгосрочными считаются вложения, сделанные более чем на год. Имеются в виду векселя, акции и облигации. Кроме того, это вклады в уставные капиталы других организаций и деньги, вложенные в деятельность простого товарищества. Еще – дебиторская задолженность, которая была получена по уступке права требования, a также банковские депозиты и предоставленные займы [13, п.3]. Долгосрочные финансовые вложения в отчетном году могут стать краткосрочными.
Информация о работе Бухгалтерский баланс и его роль в управлении предприятием