Бухгалтерский баланс и его роль в управлении предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики большое значение имеют изучение и использование в практической работе экономических методов управления. Предприятие – самостоятельный элемент экономической системы – взаимодействует с партнерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами, в процессе чего с ними возникают финансовые отношения.

Содержание

Введение 5
1 Бухгалтерский баланс и его роль в управлении предприятием 7
1.1 Бухгалтерский баланс – понятие, содержание и правила оценки
его статей 7
1.2 Роль бухгалтерского баланса в управлении предприятием 13
1.3 Эволюция бухгалтерского баланса в России 16
2 Действующая практика составления бухгалтерского баланса 23
2.1 Порядок составления бухгалтерского баланса 23
2.2 Содержание бухгалтерского баланса 26
2.3 Совершенствование составления бухгалтерского баланса 47
Заключение 52
Список использованных источников 54
Приложение А 58

Работа содержит 1 файл

Курсовая по БФО.doc

— 274.50 Кб (Скачать)

      Основное  содержание бухгалтерского баланса будет представлено в следующей главе. Конкретизация содержания баланса по годам осуществляется приказами Минфина РФ по квартальной и годовой отчетности.

      Одним из важнейших элементов методологии  бухгалтерского учета является правила  оценки имущества, капитала и обязательств организации при составлении бухгалтерской отчетности. Правила оценки статей баланса установлены Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности и инструкциями (указаниями) по составлению бухгалтерской отчетности.

      Оценка  имущества производится организацией для его отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении. В соответствии с положением по бухгалтерскому учету и отчетности основные средства и нематериальные активы отражают в балансе по остаточной стоимости; сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тару, запасные части и другие материальные ресурсы – по фактической себестоимости; готовую и отгруженную продукцию в зависимости от порядка списания общехозяйственных расходов и использования счета 40 «Выпуск продукции, работ, услуг» - по полной или неполной фактической производственной себестоимости и по полной или неполной нормативной (плановой) себестоимости продукции.

      Товары  в организациях, занятых торговой деятельностью, отражаются в балансе по стоимости их приобретения.

      Незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в  балансе по нормативной (плановой) производственной себестоимости или по прямым статьям  расходов, а также по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. При единичном производстве продукции незавершенное производство отражают по фактическим производственным затратам. Материальные ценности, на которые цена в течение года снизилась либо которые морально устарели и частично потеряли свое первоначальное качество, отражают в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, когда они ниже первоначальной стоимости приобретения, с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты хозяйственной деятельности.

      Остатки средств предприятия по валютным счетам, другие денежные средства (включая  денежные документы), ценные бумаги, дебиторскую  и кредиторскую задолженность в  иностранных валютах отражают в  отчетности в валюте, действующей на территории РФ, в суммах, определяемых путем пересчета иностранных валют на последнее число отчетного периода.

      Расчеты с дебиторами и кредиторами каждая сторона отражает в своей отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских  записей и признаваемых ею правильными. При разногласиях заинтересованная сторона обязана в установленные сроки передать необходимые материалы на рассмотрение органам, уполномоченным разрешать соответствующие споры. Дебиторскую задолженность, по которой истек срок исковой давности, другие долги, нереальные для взыскания, списывают по решению руководителя предприятия за счет резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты хозяйственной деятельности коммерческой организации и увеличение расходов у некоммерческой организации.

        Списание долга в убыток вследствие  неплатежеспособности не является  аннулированием задолженности. Она  отражается за балансом в течение  5 лет, с момента списания, для  наблюдения за возможностью взыскания  с должника в случае изменения  его имущественного положения. Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности, списывают на финансовые результаты хозяйственной деятельности коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации.

      Отражаемые  в отчетности суммы по расчетам с финансовыми, налоговыми органами, учреждениями банков должны быть согласованы с ними и тождественны. Оставление на балансе неотрегулированных сумм по этим расчетам не допускается. Штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда, арбитража об их взыскании, относят на финансовые результаты и до их получения или уплаты отражают в отчетности получателя и плательщика соответственно по статьям дебиторов или кредиторов.

      В случае продажи и прочего выбытия имущества организации (основных средств, производственных запасов, ценных бумаг и др.) убыток или доход по этим операциям относят на финансовые результаты. Невозмещенные потери от стихийных бедствий списывают по решению руководителя организации на финансовые результаты отчетного года организации (в дебет счета 99 «Прибыли и убытки»).

      Таким образом, в современном понимании  слово бухгалтерский баланс выступает  как способ обобщенного отражения  и экономической группировки, денежной оценки, вложений предприятия в материальные ценности и имущество, воплощающее в себе будущую экономическую выгоду  и обязательств за полученные ценности. 

      1.2 Роль бухгалтерского  баланса в управлении  предприятием

      Одной из важнейших черт бухгалтерского учета  является иерархическая система обобщения учетных данных. Условно ее можно представить в виде пирамиды. На нижнем уровне – множество экономических показателей (натуральных, стоимостных), которые сгруппированы в первичные документы. Поступая в систему бухгалтерского учета часть этих показателей собирается на счетах аналитического учета, с последующим обобщением их на счетах синтетического учета. Наивысшим уровнем обобщения бухгалтерских данных является баланс, с сопутствующими ему формами отчетности, где синтезированы показатели нижнего уровня. Единичные балансы хозяйствующих экономических единиц обобщаются в сводных балансах, в соответствующих вышестоящих органах.

      Значение  баланса настолько велико, что  его выделяют в самостоятельную  отчетную единицу, дополнением которой  является отчет, то есть совокупность всех других форм бухгалтерской отчетности. Роль отчета состоит в том, чтобы дополнять и расшифровать те данные, которые содержатся в балансе. Если в формах бухгалтерской отчетности отражаются показатели, характеризующие ту или иную сторону деятельности предприятия, то в балансе представлено состояние всех его средств на определенную дату и конечный результат деятельности за отчетный период.

      Этот  документ позволяет получить достаточно наглядное представление об имущественном  и финансовом положении предприятия. В балансе отражается состояние средств предприятия в денежной оценке, на определенную дату, в двух разрезах: по составу и по источникам формирования, то есть одна и та же сумма средств предприятия дает возможность получить представление, о том, куда вложены финансовые ресурсы предприятия (Актив баланса), и каковы источники их происхождения (Пассив баланса).

      Составление баланса преследует две цели:

      а) отражение чистой стоимости активов  организации на дату составления  отчетного документа;

      б) отражение состава и направления  использования имущества и источников финансирования, что позволяет сделать  вывод об имущественном и финансовом положении предприятия.

      Баланс  позволяет оценить состав и ликвидность  имущества предприятия, величину собственного оборотного капитала, оборачиваемость оборотных средств, соотношение собственного капитала и обязательств, состояние и динамику дебиторской и кредиторской задолженности и доходность предпринимательской деятельности в целом. Получение такой информации – необходимое условие для принятия обоснованных управленческих решений, а также для эффективности предстоящих вложений капитала и величины финансовых рисков

      Информация  финансовой отчётности используется внешними пользователями, заинтересованными  юридическими и физическими лицами: поставщиками, покупателями, настоящими и потенциальными кредиторами, кредитными учреждениями, налоговыми и статистическими органами, а так же для экономического анализа в самой организации. В результате бухгалтерские отчёты способствуют информированности служащих об управленческих планах и политике, побуждают работающих в организации действовать в соответствии с общими целями и задачами.

      Всё это позволяет конкретизировать цели учёта и отчётности на уровне предприятия, которые в общем можно определить как оценку:

      а) платёжеспособности предприятия (обеспеченности его кредиторской задолженности, ликвидности  и т. п.);

      б) рентабельности;

      в) степени ответственности лиц, занятых  хозяйственной деятельностью, в  рамках предоставленных им полномочий по распоряжению средствами производства и рабочей силой.

      Исходя  из бухгалтерской (финансовой) отчётности изменяются решения о распределении  инвестиционных ресурсов, определяется экономическая политика в регионах, выявляется влияние хозяйственных процессов на социальное положение отдельных членов общества и др.. В последние годы в связи с осуществлением рыночных реформ был выполнен ряд методологических и организационных работ, необходимых для внедрения системы национальных счетов (СНС) в российскую учётную практику. Бухгалтерская же отчётность формируется в рамках конкретного предприятия на микро уровне.

      Освоение  государственной программы перехода на международные стандарты в  области бухгалтерского учёта и  статистики должно обеспечить постепенную разработку наиболее значимых показателей СНС. Хотя СНС возникла намного позднее бухгалтерского учёта, она восприняла его многие общие принципы, например: принцип двойной записи каждой операции, разграничение между активами и пассивами, оценки отдельных статей доходов и расходов и т.д. Эта общность состоит в том, что в конечном итоге целью обеих систем учёта и отчётности является обеспечение информации для принятия решений, связанных с управлением экономикой и повышением её эффективности, хотя и на разных уровнях.

      В настоящее время развиваются  рекомендации по уточнению бухгалтерской  отчётности предприятий с целью  интеграции финансовых показателей  в систему счетов по секторам экономики. Ближайшей задачей, стоящей перед  экономической наукой, является обеспечение через бухгалтерский баланс и другие формы отчётности информационной базы системы национального счетоводства.

      Таким образом, данные баланса, используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем, отчетность необходима для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.

      1.3 Эволюция бухгалтерского баланса в России

      К двадцатым годам XX столетия практически во всех странах и счетных школах бухгалтерия трансформировалась в балансоведение или балансовый учет. И в России в 20-х гг. балансоведение стало самостоятельным научным направлением в науке счетоведения.

      Порядок составления бухгалтерской отчетности и представление ее всем заинтересованным физическим и юридическим лицам  в России регламентировался уставом  о промысловом налоге. Статья 473 устава предписывала ежегодно в журнале  «Вестник финансов» публиковать заключительные балансы и извлечения из годовых отчетов, но структура баланса, состав статей, способы их предоставления и оценки не регламентировались никаким законодательством. Лишь немногие и самые общие правила составления балансов приводились в инструкции от 11 мая 1899 г. « О применении положения о государственном промысловом налоге». Статьей 103 этого положения предусматривалось в дальнейшем разработать форму отчетов и балансов, но эта задача так и не была решена. Тому было несколько причин:

      а) каждый собственник психологически был убежден, что он и только он может правильно сгруппировать  статьи, а все что делают коллеги  неправильно;

      б) имел свободу группировки балансовых статей, самостоятельно формируя план счетов бухгалтер чувствовал себя хозяином положения фирмы, поскольку только он один мог разобраться в этом учетном хаосе;

      в) чем больше разнообразия в учете, тем труднее налоговым инспекторам  было установить сумму причитающегося казне налога.

      г) особенности характера предпринимателей и бухгалтеров того времени.

      Таким образом, предприятия публиковали  отчетность по той форме, в том  объеме, в каком им предоставлялось  необходимым, целесообразным и достаточным. Законодатели того времени пытались найти компромиссное решение  и, в частности, установить общие правила учета, влияющие на размер прибыли. Согласно статье 606 торгового устава, баланс должны были составлять ежегодно, и, во всяком случае, не более чем за 18 месяцев (ст. 614). А по параграфу 55, п. 1 инструкции от 11 мая 1899 г. ежегодно – с 1 января по 31 декабря, если иное не оговорено в уставе предприятия.

Информация о работе Бухгалтерский баланс и его роль в управлении предприятием