Бухгалтерский баланс и его роль в управлении предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики большое значение имеют изучение и использование в практической работе экономических методов управления. Предприятие – самостоятельный элемент экономической системы – взаимодействует с партнерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами, в процессе чего с ними возникают финансовые отношения.

Содержание

Введение 5
1 Бухгалтерский баланс и его роль в управлении предприятием 7
1.1 Бухгалтерский баланс – понятие, содержание и правила оценки
его статей 7
1.2 Роль бухгалтерского баланса в управлении предприятием 13
1.3 Эволюция бухгалтерского баланса в России 16
2 Действующая практика составления бухгалтерского баланса 23
2.1 Порядок составления бухгалтерского баланса 23
2.2 Содержание бухгалтерского баланса 26
2.3 Совершенствование составления бухгалтерского баланса 47
Заключение 52
Список использованных источников 54
Приложение А 58

Работа содержит 1 файл

Курсовая по БФО.doc

— 274.50 Кб (Скачать)

      В те времена составление бухгалтерского баланса понималось не в узком  формальном смысле переноса в него сальдо счетов, а в смысле отражения  действительного, финансового и  материального положения предприятия, и результатов его деятельности. Поэтому одни ссылались на принцип консерватизма (принцип осторожности оценки актива) и списывали, достаточно произвольные, суммы со стоимости движимого и недвижимого имущества, остатков товарно-материальных ценностей, дебиторской задолженности. Чаще это делали предприятия с постоянным ограниченным числом акционеров, но встречались и прямо противоположные факты, когда исходя из явного желания составителя отчетности, преувеличить итог баланса, оценка показанного в нем имущества под разными предлогами завышались.

      В частности, вводились новые статьи типа «неисследованные ископаемые богатства», «движущие силы воды». Такая ситуация имела место в тех случаях, когда владельцы предприятия  хотели показать высокую прибыль, и тем самым оправдать назначение того или иного дивиденда, либо обосновать ходатайство по разрешению выпуска дополнительных акций, облигаций.

      Серьезное отношение к ведению бухгалтерского учета и отчетности появляется с  выделением в учете направления балансоведения и развития науки о коммерческих вычислениях. Первым российским ученым, обратившим внимание на актуальность решения проблемы структурирования и унификации отчетности, был Рощаховский А.К. (1910).

      Проанализировав практику составления отчетности двадцати пятью крупными акционерными предприятиями, Рощаховский обратил внимание на разнообразие структуры публикуемых балансов, вследствие отсутствия единых требований группировки активов и пассивов, неоднозначную трактовку его статей и указал на необходимость ужесточить правила составления отчетности, и регламентировать их специальным указом. Предложив структуру типового баланса акционерного предприятия, он ставил детализацию отдельных статей на усмотрение составителей баланса, по другим рекомендовал состав элементов, необходимых для выделения в балансе.

Таблица 1.1 – Структура типового баланса  акционерного предприятия

Актив Пассив
1 Имущество  реальное: касса, членские  

   взносы, ценные бумаги, имущество 

   постоянное, имущество оборотное

2 Имущество нереальное (подробный 

   перечень)

3 Должники (по  категории) 

4 Корреспонденты  по счетам

5 Переходящие  суммы

6 Расходы по  учреждению предприятия

7 Расходы и  убытки прошлых лет

8 Убыток отчетного  года

1 Капиталы: основной, запасный,

   оборотный, резервный, страховой,

   ремонтный,  резерв премий,

   благотворительный

2 Кредиторы (по  категориям)

3 Корреспонденты  по счетам

4 Переходящие  суммы

5 Нераспределенный  остаток прибылей 

   прошлых  лет

6 Прибыль отчетного  года

Баланс Баланс
 

      Рощаховский один из первых бухгалтеров кто понял значение экономического анализа и роль бухгалтерской отчетности в его реализации. Он подчеркивал, что «результат, выведенный в балансе, выясняется лишь при внимательном изучении баланса, что нередко составляет довольно трудную задачу».

      В 20-е гг. продолжается работа по упорядочению составления и публикации отчетности, однако, совершенствование отчетности шло по линии ее усложнения. В 1929 г. была предложена типовая форма  баланса, представленная в таблице 1.2. После проведения балансовой реформы 1938 г. статьи баланса и их расположение было изменено так, чтобы непосредственно по балансу рассчитывать наличие собственных оборотных средств. 

Таблица 1.2 – Типовая форма баланса  в 1929 году

Актив Пассив
1 Имущество

2 Запасное  оборудование

3 Незаконченные  постройки

4 Незаконченный  капитальный ремонт

5 Материалы

6 Незаконченное  производство

7 Полуфабрикаты

8 Товары  и готовые изделия

9 Денежные  средства

10 Ценные  и процентные бумаги

11 Паи  и акции других предприятий

12 Нереализованные паи

13 Неоплаченные  паи

14 Вклады

1 Капитал

2 Фонды

3 Резервы

4 Бюджетное  финансирование

5 Долгосрочные  кредиты

6 Банки

7 Векселя  выданные

8 Обязательства  по бланконадписательству

9 Кредиторы

10 Доходы  будущих периодов

11 Изменения  уставного капитала

12 Взаимные  расчеты

13 Финансовые  результаты

Баланс Баланс
 

      9 октября 1940 года Народным комитетом  финансов СССР был утвержден  единый для всех отраслей промышленности  план счетов бухгалтерского учета  по основной деятельности. В связи  с этим были внесены поправки в схему бухгалтерского баланса, касающиеся дальнейшей очистки баланса от регулирующих статей.

      В годы войны структура баланса  также изменилась, в частности, была введена группа статей для выявления  размера ущерба причиненного вражеской  оккупацией. В результате дискуссий начала 50–х гг. о возможностях повышения аналитичности отчетности, бухгалтерский баланс был дополнен некоторыми важнейшими показателями финансового плана: прибыль и ее распределение, бюджетное и внутрисистемное финансирование оборотных средств, лимиты банковского кредитования. Кроме того, в соответствии с положением «О бухгалтерских отчетах и балансах» от 12.09.1952 г. в баланс вновь были введены регулирующие статьи, и с этого периода отчетность вновь заполняется в оценке брутто.

      Практически ежегодно вносились изменения в  бухгалтерский баланс и в приложение к нему, и дополнялись новые  статьи и показатели. Баланс промышленного  предприятия 1964 г. характеризуется  значительной детализацией разделов и  содержит 83 статьи в активе и 80 в пассиве, а также плановые и нормативные показатели (нормативы по видам нормируемых оборотных средств, показатели устойчивые пассивы в покрытии нормативов). 

Таблица 1.3 – Укрупненная структура типового баланса промышленного предприятия (на 01.01.1964 г.)

 Актив Пассив
А) Основные фонды и внеоборотные активы

Б) Нормируемые  оборотные средства

В) Денежные средства, расчеты и прочие активы

Г) Средства и  затраты на капитальное строительство

Д) Затраты на формирование основного стада

А) Источники  собственных и приравненных к ним средств.

Б) Кредиты банка  под нормируемые товарно-материальные ценности

В) Разные кредиты  банка, расчеты и прочие пассивы

Г) Источники  средств для капитального строительства

Д) Финансирование затрат на формирование основного стада

Баланс Баланс

   

      В начале 90-х гг. становится очевидна малоэффективность и обреченность планового ведения хозяйства. Экономика  переходит на рыночные принципы. Сложившаяся  система бухгалтерского учета уже  не способна адекватно реагировать  на экономические и политические изменения, происходящие в стране, и требует немедленной реформации, с тем, чтобы соответствовать новому уровню общественных отношений в условиях рынка. Поэтому, в связи с осуществлением мероприятий по переходу на рыночные отношения, Министерство финансов СССР письмом от 12. 09. 1990 г. ввело, начиная с 1991 г., единую отчетность для всех предприятий, объединений и организаций. Номенклатура статей бухгалтерского баланса была существенно укрупнена, исключены плановые показатели, введены дополнительные статьи, отражающие появление новых объектов бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики (ценные бумаги: долгосрочные и краткосрочные; нематериальные активы; расчеты векселями; валютный счет и другие). Однако по прежнему бухгалтерский баланс заполняется в оценке брутто, и содержит ряд статей существенно завышающих его валюту.

      В связи с введением 01.01.1992 г. нового плана счетов бухгалтерского учета  бухгалтерский баланс переориентирован в баланс «нетто», в котором отражались как основные, так и регулирующие статьи. Они показывались справочно, располагаясь на одной и той же стороне баланса (по местоположению основной статьи) и на валюту баланса не влияли.

      С 1996 г. в российской практике действует  форма нетто баланса, исключающая  наличие как основных, так и контрарных (регулирующих) статей. Объекты в балансе отражаются только по остаточной стоимости (в нетто оценке). 

      Летом 2003 года Минфин России утвердил новые  формы бухгалтерской отчетности. Также он указал, сколько форм должна составлять каждая организация и как это делать. Все формы носят лишь рекомендательный характер. Баланс стал менее подробным. Многие строки не нужно расшифровывать. Некоторые строки были удалены, такие как «Фонд социальной сферы», «Целевые финансирования и поступления», но зато появились новые строки: «Отложенные налоговые активы» - в активе и «Отложенные налоговые обязательства» - в пассиве баланса.

      Таким образом, на протяжении всего XX столетия баланс претерпевал значительные изменения, в зависимости от ситуации в стране, типа экономики и других не менее важных факторов. Но начался двадцать первый век, а баланс все еще изменяет свое содержание, и по моему мнению это будет происходить всегда, потому что нет предела совершенству и новые поколения вносят свои знания и опыт.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2 Действующая практика  составления бухгалтерского  баланса  

      2.1 Порядок составления  бухгалтерского баланса

      При составлении бухгалтерских отчетов  должно быть обеспечено соблюдение следующих  условий: полной отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета; осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.

      Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному специальному графику. Важным этапом подготовительной работы составления отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей.

      Закрытие  счетов начинают со счетов производств, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты, и заканчивают счетами с минимальным  количеством потребителей и максимальным количеством встречных затрат. В соответствии с таким подходом закрытие счетов осуществляют в следующей последовательности.

      В первую очередь исчисляют себестоимость  услуг вспомогательных производств  и закрывают счет 23 «Вспомогательные производства» Во вторую очередь  распределяются расходы будущих периодов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закрываются следующие счета: 97 «Расходы будущих периодов», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы». Затем калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства и списывают затраты со счета 20 «Основное производство». После этого осуществляют списание затрат со счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». В порядке последующей очередности производятся записи на счетах по учету капитальных вложений, определяется финансовый результат от деятельности организации, и закрываются счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы», распределяется прибыль и закрывается счет 99 «Прибыли и убытки».

Информация о работе Бухгалтерский баланс и его роль в управлении предприятием