Индивидуальная
бухгалтерская отчетность предназначена
для: выявления конечного финансового
результата деятельности хозяйствующего
субъекта - чистой прибыли (убытка) и распределения
ее между собственниками; представления
в надзорные органы; выявления признаков
банкротства хозяйствующих субъектов;
формирования единой государственной
базы статистического наблюдения и макроэкономических
показателей. Главная задача в области
индивидуальной бухгалтерской отчетности
заключается в обеспечении гарантированного
доступа заинтересованным пользователям
к качественной, надежной и сопоставимой
информации о хозяйствующих субъектах.
Для решения этой задачи индивидуальную
бухгалтерскую отчетность необходимо
составлять по российским стандартам,
разрабатываемым на основе МСФО.
Консолидированная
финансовая отчетность предназначена
для характеристики финансового положения
и финансового результата деятельности
группы хозяйствующих субъектов, основанной
на отношениях контроля. Консолидированная
финансовая отчетность выполняет исключительно
информационную функцию и представляется
заинтересованным внешним пользователям.
Согласно концепции 2004 г. необходимо установить
обязательное составление консолидированной
финансовой отчетности по МСФО, а также
обязательный аудит и публикацию ее.
Управленческая
отчетность предназначена для использования
в управлении хозяйствующим субъектом
(руководством, другим управленческим
персоналом). В связи с этим содержание,
периодичность, сроки, формы и порядок
ее составления определяются самостоятельно
хозяйствующим субъектом. Вместе с тем
Концепцией 2004 г. подчеркивается целесообразность
такого построения управленческой отчетности,
при котором содержание и порядок ее составления
основываются на тех же принципах, на каких
составляется индивидуальная бухгалтерская
и консолидированная финансовая отчетность.
Налоговая
отчетность (налоговые декларации) предназначена
для фискальных целей и обязательна для
составления хозяйствующими субъектами,
круг которых установлен налоговым законодательством.
Главная задача в области налоговой отчетности
заключается в снижении затрат на ее формирование
путем существенного приближения правил
налогового учета к правилам бухгалтерского
учета.
Второе
направления развития - создание инфраструктуры
применения МСФО – включает следующие
элементы: законодательное признание
МСФО в Российской Федерации; процедура
одобрения МСФО; механизм обобщения
и распространения опыта применения
МСФО; порядок официального перевода
МСФО на русский язык; контроль качества
бухгалтерской отчетности, подготовленной
по МСФО, в том числе аудит; обучение
МСФО.
Реализация
еще одного направления - усиления контроля
качества бухгалтерской отчетности
- предполагает, в частности, разработку
стандартов аудиторской деятельности,
соответствующих Международным
стандартам аудита, и контроль качества
работы аудиторов и аудиторских
организаций.
Для
реализации следующего направления - изменение
системы регулирования бухгалтерского
учета и отчетности - предполагается
организация взаимодействия профессионального
сообщества и органа государственного
управления (Минфина России).
В
последнем направлении акцентируется
внимание на совершенствование бухгалтерского
образования. Предполагается переориентация
учебных программ средних и высших
учебных заведений, а также программ
подготовки профессиональных бухгалтеров
и аудиторов на углубленное изучение
МСФО; мониторинг качества учебных
программ средних и высших учебных
заведений, а также программ подготовки
профессиональных бухгалтеров и
аудиторов; обеспечение соответствия
учебных программ подготовки профессиональных
бухгалтеров и аудиторов соответствующим
международным программам.
1.4 Международные стандарты
финансовой отчетности
и "Концепция подготовки
и представления финансовой
отчетности"
Международные
стандарты финансовой отчетности -
это правила, устанавливающие требования
к признанию, оценке и раскрытию
финансово-хозяйственных операций для
составления финансовых отчетов компаний
во всем мире.
Разработкой
и совершенствованием международных
стандартов учета занимается специальная
организация - Комитет по международным
стандартам бухгалтерского учета (КМСФО),
созданный 29 июня 1973 г. в соответствии
с соглашением бухгалтерских
органов Австралии, Канады, Франции,
Германии, Японии, Мексики, Нидерландов,
Объединенного Королевства и
Ирландии, а также США. Деятельность
Комитета направляется Советом, состоящим
из представителей 13 стран и 4 организаций.
КМСФО
объявило в качестве основных целей
в том числе разработку и публикацию
МСФО, а также работу по совершенствованию
и гармонизации правил, стандартов
учета и процедур, связанных с
представлением финансовой отчетности.
КМСФО
стремится максимально упростить
разрабатываемые стандарты и
обеспечить возможность их эффективного
использования в различных странах. МСФО
постоянно пересматриваются с учетом
изменений, происходящих в мировой экономике,
и достижений в теории бухгалтерского
учета.
КМСФО
не принуждает страны, принимающие
участие в его работе, к полному
переходу на свои стандарты - в любом
случае приоритет отдается национальным
стандартам. В то же время при
представлении бухгалтерской отчетности,
составленной по стандартам, отличающимся
от МСФО, все случаи несоблюдения МСФО
должны раскрываться отдельно.
Международные
стандарты финансовой отчётности приняты
как обязательные в нескольких странах
Европы. В большинстве стран Европы
отчётность в соответствии с МСФО обязаны
подготавливать компании, чьи ценные бумаги
обращаются на бирже.
В
США, где сейчас применяются собственные
стандарты бухгалтерского учёта US GAAP,
в августе 2008 года Комиссией по ценным
бумагам и биржам
был представлен предварительный план
перехода на МСФО и отказа от GAAP. В соответствии
с этим планом, уже с 2010 года транснациональные американские компании
(ожидается, что к этому времени их будет
не менее 110) будут в обязательном порядке
предоставлять отчётность по МСФО. Предполагается,
что с 2014
года формирование
отчётности по МСФО станет обязательным
для всех американских компаний.
В 1998 году
в России принята и исполняется программа
реформирования бухгалтерского учёта
в соответствии с МСФО. В частности, с 2005 года
все кредитные организации обязаны подготавливать
отчётность в соответствии с нормами МСФО.
Национальный
совет по стандартам финансовой отчетности
(Фонд НСФО)
ведет работу по созданию комплекта национальных стандартов финансовой
отчетности
(СФО) с июня 2006 года.
В
2011 году принято Положение о признании
МСФО и их разъяснений для применения
на территории Российской Федерации (Постановление
Правительства РФ от 25.02.2011 № 107). Предполагается,
что каждый документ МСФО будет проходить
отдельную экспертизу на предмет
применимости в России. Решение о
вступлении документа МСФО в силу
будет принимать Министерство финансов
РФ.
По
словам бывшего министра финансов РФ
Алексея Кудрина, уже сейчас 61 из
100 крупнейших российских компаний осуществляют аудит
по МСФО. Однако прежде чем законодательно
закрепить обязательное применение МСФО,
их необходимо адаптировать и перевести
на русский язык.
Система
международных стандартов, разработанная
КМСФО, охватывает все основные вопросы,
связанные с составлением финансовой
отчетности предприятиями и организациями.
К ним относятся:
IFRS
- IFRS 1
Первое применение Международных стандартов
финансовой отчётности (First Time Application of
International Financial Reporting Standards)
- IFRS 2
Платеж, основанный на акциях (Share-Based Payments)
- IFRS 3
Объединения бизнеса (Business Combinations)
- IFRS 4
Договоры страхования (Insurance Contracts)
- IFRS 5
Долгосрочные активы, предназначенные
для продажи, и прекращенная деятельность
(Non-current Assets Held for Sale and Discontinued Operations)
- IFRS 6
Разведка и оценка запасов полезных ископаемых
(Exploration for and Evaluation of Mineral Resources)
- IFRS 7
Финансовые инструменты: раскрытие информации
(Financial Instruments: Disclosures)
- IFRS 8
Операционные сегменты (Operating segments)
IAS
- IAS 1
Представление финансовой отчётности
(Presentation of Financial Statement)
- IAS 2
Запасы (Stocks)
- IAS 7 Отчёты о движении денежных
средств (Cash
Flow Statements)
- IAS 8
Учетная политика, изменения в бухгалтерских
оценках и ошибки (Accounting Policies, Changes in Accouting
Estimates and Errors)
- IAS 10
События после окончания отчетного периода
(Events After the Balance Sheet Date)
- IAS 11
Договоры на строительство (Construction Contracts)
- IAS 12
Налоги на прибыль (Income Taxes)
- IAS 16
Основные средства (Property, Plant and Equipment)
- IAS 17
Аренда (Leases)
- IAS 18
Выручка (Revenue)
- IAS 19
Вознаграждения работникам (Employee Benefits)
- IAS 20
Учет государственных субсидий и раскрытие
информации о государственной помощи
(Accounting for Goverments Grants and Disclosure of Goverment Assistance)
- IAS 21
Влияние изменений обменных курсов валют
(The Effects of Changing in Foreign Exange Rates)
- IAS 23
Затраты по займам (Borrowing Costs)
- IAS 24
Раскрытие информации о связанных сторонах
(Related Party Disclosures)
- IAS 26
Учет и отчётность по пенсионным планам
(Accounting and Reporting by Retirement Benefit Plans)
- IAS 27
Консолидированная и отдельная финансовая
отчётность (Consolidated and Separate Financial Statements)
- IAS 28
Инвестиции в ассоциированные предприятия
(Investments in Associates)
- IAS 29
Финансовая отчётность в гиперинфляционной
экономике (Financial Reporting in Hyperinflationary Economies)
- IAS 31
Участие в совместном предпринимательстве
(Financial Reporting of Interests in Joint Ventures)
- IAS 32
Финансовые инструменты — представление
информации (Financial Instruments: Presentation)
- IAS 33
Прибыль на акцию (Earnings per Share)
- IAS 34
Промежуточная финансовая отчётность
(Interim Financial Reporting)
- IAS 36
Обесценение активов (Impairment of Assets)
- IAS 37
Резервы, условные обязательства и условные
активы (Provisions, Contingent Liabilities and Contingent Assets)
- IAS 38
Нематериальные активы (Intangible Assets)
- IAS 39
Финансовые инструменты - признание и
измерение (Finansial Instruments: Recognition and Measurement)
- IAS 40
Инвестиционное имущество (Investment Property)
- IAS 41
Сельское хозяйство (Agriculture)
Помимо
стандартов, обязательными для применения
являются толкования, раскрывающие тот
или иной вопрос применения стандартов:
- IFRIC 1
Изменения в обязательствах по демонтажу
и ликвидации основных средств, восстановлению
среды и иных аналогичных обязательствах
(Changes in Existing Decommissioning, Restoration and Similar Liabilities)
- IFRIC 2
Доли участия в кооперативах и подобные
финансовые инструменты (Members' Shares in Co-operative
Entities and Similar Instruments)
- IFRIC 4
Определение наличия в сделке отношений
аренды (Determining whether an Arrangement contains a Lease)
- IFRIC 5
Права на доли, возникающие в связи с фондами
вывода из эксплуатации, восстановления
и экологической реабилитации (Rights to Interests
arising from Decommissioning, Restoration and Environmental Rehabilitation
Funds)
- IFRIC 6
Обязательства, возникающие в связи с
участием в специализированном рынке
— отходы электротехнического и электронного
оборудования (Liabilities arising from Participating in
a Specific Market — Waste Electrical and Electronic Equipment)
- IFRIC 7
Применение подхода, требующего пересчёта
финансовой отчётности в соответствии
с IAS 29 Финансовая отчётность в условиях
гиперинфляции (Applying the Restatement Approach under
IAS 29 Financial Reporting in Hyperinflationary Economies)
- IFRIC 8
Сфера применения IFRS 2 (Scope of IFRS 2)
- IFRIC 9
Ссылки на пересмотр результатов анализа
встроенных производных инструментов
(Reassessment of Embedded Derivatives)
- IFRIC 10
Промежуточная финансовая отчётность
и обесценение (Interim Financial Reporting and Impairment)
- IFRIC 11
IFRS 2 — Операции с акциями группы и казначейскими
акциями (IFRS 2 — Group and Treasury Share Transactions)
- IFRIC 12
Договоры концессии по предоставлению
услуг (Service Concession Arrangements)
- IFRIC 13
Программы лояльности клиентов (Customer Loyalty
Programmes)
- IFRIC 14
IAS 19 — Предельная величина актива пенсионного
плана с установленными выплатами, минимальные
требования к финансированию и их взаимосвязь
(IAS 19 — The Limit on a Defined Benefit Asset, Minimum Funding Requirements
and their Interaction)
- IFRIC 15
Договоры на строительство недвижимости
(Agreements for the Construction of Real Estate)
- IFRIC 16
Хеджирование чистой инвестиции в зарубежную
деятельность (Hedges of a Net Investment in a Foreign Operation)
- IFRIC 17
Распределения акционерам в неденежной
форме (Distributions of Non-Cash Assets to Owners)
- IFRIC 18
Получение активов от клиентов (Transfers of
Assets from Customers)
- SIC 7
Введение евро (Introduction of the Euro)
- SIC 10
Государственная помощь: отсутствие конкретной
связи с операционной деятельностью (Government
Assistance — No Specific Relation to Operating Activities)
- SIC 12
Консолидация: организации специального
назначения (Consolidation — Special Purpose Entities)
- SIC 13
Совместно контролируемые организации:
неденежные вклады со стороны предпринимателей
(Jointly Controlled Entities — Non-Monetary Contributions by Venturers)
- SIC 15
Операционная аренда. Стимулы (Operating Leases
— Incentives)
- SIC 21
Налоги на прибыль: возмещение переоценённой
стоимости активов, не подлежащих амортизации
(Income Taxes — Recovery of Revalued Non-Depreciable Assets)
- SIC 25
Налоги на прибыль: изменения в налоговом
статусе компании или её акционеров (Income
Taxes — Changes in the Tax Status of an Entity of its Shareholders)
- SIC 27
Оценка существа операций, облечённых
в юридическую форму аренды (Evaluating the Substance
of Transactions Involving the Legal Form of a Lease)
- SIC 29
Договоры концессии по предоставлению
услуг:Раскрытие информации (Service Concession
Arrangements: Disclosures)
- SIC 31
Выручка: бартерные операции, включающие
рекламные услуги (Revenue — Barter Transactions Involving
Advertising Services)
- SIC 32
Нематериальные активы: затраты на Интернет-сайт
(Intangible Assets — Web Site Costs)