Бюджетирование в системе учета

Автор: Kiss358 Kiss358, 24 Октября 2010 в 01:17, курсовая работа

Описание работы

Бюджеты - неотъемлемая часть нашей жизни. Мы сталкиваемся с ними постоянно, на работе и в частной жизни. Почти все организации и частные лица имеют свои бюджеты, более или менее формализованные, разные по объемам и степени разработанности.

Содержание

Введение
1. Бюджеты, их значение в управленческом учете
2. Структура и содержание генерального бюджета предприятия
3. Статические и гибкие бюджеты
4. Разработка смет затрат
5. Целевые показатели при составлении бюджетов
6. План-факт, анализ исполнения бюджетов
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК ПО БУУ.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

Способы прогнозирования объемов продаж определяются спецификой производства. Потенциально возможный объем продаж в организации может определяться на основе полученных на следующий бюджетный период заказов или на основе прогнозов объемов продаж службы маркетинга.

На базе запланированного объема продаж определяется объем и номенклатура производства. Планирование объемов производства включает определение товарного выпуска и валового выпуска.

Определение товарного  выпуска и уровня конечных запасов  готовой продукции осуществляется из фактически имеющихся запасов на конец текущего периода, запланированного объема продаж и желаемого остатка готовой продукции на складе в конце бюджетного периода:

Остатки на начало + Объем  производства – объем  продаж =

= остатки на конец

                                                                                                                             (5.1)

Следовательно,

Объем производства = Объем  продаж + Остатки  на конец –

-  Остатки на начало

                                                                                                                             (5.2)

Определение объема валового выпуска осуществляется с  учетом запланированного товарного  выпуска на основе начального остатка  незавершенного производства (НЗП), планируемого конечного остатка незавершенного производства. Это можно отразить формулой:

НЗП на начало + Валовый  выпуск – Товарный выпуск = НЗП на конец

                                                                                                                             (5.3)

Следовательно,

Валовый выпуск = Товарный выпуск + НЗП на конец –  НЗП на начало

                                                                                                                             (5.4)

На основе плановой величины валового выпуска рассчитывается потребность в основных материалах и трудовых затратах. Подобный расчет составляется на основе норм затрат основных материалов и труда на производство единицы изделия.

Для составления  бюджета закупок необходимо дополнительно рассчитать потребность организации во вспомогательных материалах. Расчет осуществляется на основе анализа внутренней производственной статистики прошлых периодов с целью определения ставки начисления, характеризующей соотношение расхода вспомогательного материала с показателем объема деятельности или отдельной статьи прямых затрат в физическом выражении (базы начисления). Затем путем умножения ставки начисления на плановую величину показателя базы начисления рассчитывается потребность во вспомогательных материалах не общепроизводственные цели через сметное планирование (утверждение сметы общехозяйственных расходов подразделений, в том числе по статье расходования вспомогательных материалов).

Потребность во вспомогательных материалах для  хранения, отгрузки и сбыта продукции может рассчитываться на основе калькуляции ставок начисления. В качестве базы начисления используются показатели физического объема отгрузки (реализации).

Затем калькулируется общая потребность организации  в материалах путем суммирования плановых величин расхода материалов на основные и вспомогательные цели и составляется проект бюджетов с учетом начального остатка запасов материалов на складе и целевого конечного остатка запасов материалов:

Начальные запасы + Закупки  – Потребность  в материалах =

= Конечные запасы

                                                                                                                             (5.5)

Для получения  бюджета закупок в стоимостном выражении следует количество закупаемых материалов умножить на планируемые цены закупки.

Следующим этапом является определение себестоимости  списания материалов в хозяйственную  деятельность и составление бюджета  прямых материальных затрат и бюджета  прямых затрат.

Расчет плановой себестоимости осуществляется на основе принятых в организации методов списания материалов в производство:

- по средневзвешенной  себестоимости;

- ЛИФО;

- ФИФО;

- по себестоимости  единицы материалов.

На основе полученной величины себестоимости списания в  производство и потребности в  основных материалах (в физическом выражении) калькулируется бюджет прямых материальных затрат.

Бюджет прямых затрат в целом составляется путем  объединения бюджетов прямых материальных затрат и прямых затрат труда.

Помимо составления  бюджета прямых затрат необходимо составить бюджет общепроизводственных расходов. Основными методами планирования общепроизводственных расходов (в разрезе отдельных статей) являются:

- калькулирование  на основе расчета плановой ставки начисления (вспомогательные материалы);

- технологическое нормирование (затраты на отопление и освещение производственных помещений, рассчитываемые исходя из норм освещенности (обогрева) и площади производственных помещений);

- сметное планирование (например, фонд оплаты труда общепроизводственных  рабочих);

- расчетные методы (например, амортизация производственных  помещений).

Бюджеты прямых затрат и общепроизводственных расходов формируют бюджет производственных затрат.

Составление бюджета  переменных (зависящих от объема продаж) коммерческих расходов  производится на основе определения плановой ставки начисленных по отдельным показателям объема продаж.

В качестве баз  начисления обычно выбираются показатели тех сторон сбытовой деятельности, которые определяют возникновение  данной  статьи коммерческих расходов.

Затем составляется бюджет постоянных (общехозяйственных  и общекоммерческих) расходов. Основой  составления бюджета постоянных расходов является сметное планирование в разрезе подразделений (служб) организации, контролирующих соответствующие  расходы.

На основе запланированных  величин расходов определяется себестоимость  продажи продукции, что в совокупности с рассчитанной себестоимостью производства позволяет определить конечные финансовые результаты и составить проект отчета о прибылях и убытках.

При составлении  проекта бюджета инвестиций организации исходят из планов по обновлению парка оборудования и возможному капитальному строительству. Расходы по подобным инвестиционным проектам определяются на основе смет с учетом реального выполнения графика освоения средств на начало бюджетного периода.

После составления  инвестиционного бюджета организация  может составить бюджет движения денежных средств, в котором прогнозируется поступление и выбытие денежных средств. При этом принимается во внимание следующая информация:

- осуществляет  ли организация торговлю в  рассрочку или нет;

- на основе  данных прошлых периодов были  ли безнадежные долги, которые  следует учитывать в бюджете  при прогнозировании поступления  выручки за проданную продукцию;

- сроки погашения полученных кредитов и выплаты процентов по ним;

- сроки выплаты  заработной платы;

- сроки осуществления  расчетов с поставщиками за  полученные товарно-материальные  ценности и т.д. 

Следующим этапом является составление прогнозного  баланса на конец бюджетного периода на основе использования информации всех предыдущих бюджетов. Прогнозный баланс отражает состояние имущества организации и источников его образования на конец планируемого бюджета с учетом планируемых изменений.

На основе прогнозного (динамического) баланса составляется прогнозный отчет об изменении финансового состояния. /20, с.48/.

    Итак, бюджетирование - это технология управления бизнесом на всех уровнях компании, обеспечивающая достижение ее стратегических целей с помощью бюджетов, на основе сбалансированных целевых показателей. /18, с. 24/. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. План-факт, анализ  исполнения бюджетов

    Бюджетирование не эффективно без обратной связи. Любая система является жизнеспособной, если имеет в своем составе элементы обратной связи, которые предусматривают анализ того, что сделала система, и текущую корректировку ее поведения по мере поступления сигналов о ее состоянии.

Обратная  связь в бюджетировании включается по результатам контроля выполнения бюджета. Система контроля выполнения бюджета в организации является своеобразным мониторингом ее финансового состояния.

    Процедуры контроля - составной элемент технологических процедур бюджетного управления. Отсутствие единого описания процедур влечет несогласованность действий отдельных работников и целых подразделений. Процедуры контроля и анализа исполнения бюджета устанавливают порядок и последовательность работ в соответствии с принятыми ориентирами и целями предприятия, подготовки финансовой отчетности для внешних и внутренних пользователей. При его проведении идет сравнение фактических и плановых данных и анализ полученных отклонений фактических показателей от плановых по отчетному бюджетному периоду.

Условия работы механизма контроля определяются масштабом  деятельности компании; определением и документальным закреплением процедур контроля; реакцией руководителей соответствующих уровней на выявленные в результате контроля отклонения, своевременностью принятия ими решений по данным отклонениям; налаженностью системы коммуникаций и системы информационного обеспечения управления. /17, с.16/.

    Система внутреннего контроля (контроллинга) исполнения бюджета - это логическая структура формальных и/или неформальных процедур, предназначенная для анализа и оценки эффективности управления ресурсами, затратами, обязательствами компании в течение бюджетного периода. Система контроля исполнения бюджета  является продолжением планирования и сопровождает процесс реализации планов. Контроллинг в экономическом смысле — это наблюдение и управление. Задачи контроллинга состоят в том, чтобы путем подготовки и предоставления необходимой управленческой информации ориентировать руководство на принятие решений и необходимые действия.

Основными элементами системы контроля являются:

· объекты контроля — бюджеты структурных подразделений;

· предметы контроля - отдельные характеристики состояния бюджетов (соблюдение лимитов фонда оплаты труда, расходов сырья и материалов и т.д.);

· субъекты контроля - структурные подразделения предприятия, осуществляющие контроль за соблюдением бюджетов.

    Система внутреннего контроля исполнения сводного бюджета предприятия предполагает:

· текущее принятие управленческих решений на различных уровнях организационной иерархии, исходя из критерия выбора оптимальных альтернатив в рамках установленного бюджетного задания. Эта работа в течение всего бюджетного периода ведется структурными подразделениями - центрами ответственности предприятия;

· поступление от центров ответственности управленческим службам (планово-экономический, финансовый или бюджетный отделы) соответствующей информации о ходе выполнения бюджетного задания;

· анализ текущей информации о выполнении бюджета управленческими службами и подготовка рекомендаций высшему руководству.

    Таким образом, мониторинг исполнения бюджета осуществляется одновременно самими подразделениями, отвечающими за выполнение бюджетного задания, и управленческими службами аппарата управления. Механизм учета ответственности является неотъемлемой и обязательной составляющей внутрифирменного бюджетирования на всех трех стадиях (составление сводного бюджета, контроль исполнения, план-факт анализ исполнения).

Информация о работе Бюджетирование в системе учета