Автор: Kiss358 Kiss358, 24 Октября 2010 в 01:17, курсовая работа
Бюджеты - неотъемлемая часть нашей жизни. Мы сталкиваемся с ними постоянно, на работе и в частной жизни. Почти все организации и частные лица имеют свои бюджеты, более или менее формализованные, разные по объемам и степени разработанности.
Введение
1. Бюджеты, их значение в управленческом учете
2. Структура и содержание генерального бюджета предприятия
3. Статические и гибкие бюджеты
4. Разработка смет затрат
5. Целевые показатели при составлении бюджетов
6. План-факт, анализ исполнения бюджетов
Заключение
Список литературы
Приложение
- бюджет продаж;
- бюджет производства;
- бюджет производственных
запасов (формируется из
- бюджет общепроизводственных расходов;
- Бюджет коммерческих расходов;
- бюджет управленческих расходов.
2. Финансовый бюджет:
- бюджет «Прибыли/убытки»;
- бюджет капитальных затрат (инвестиционный бюджет);
- бюджет движения денежных средств;
- плановый агрегированный баланс.
К финансовым бюджетам можно отнести также кредитный план, налоговый бюджет и т.д.
Торговая организация:
1. Операционный бюджет:
- бюджет продаж;
- бюджет закупок;
- бюджет коммерческих расходов;
- бюджет управленческих расходов;
- прогнозный отчет и прибылях и убытках.
2. Финансовый бюджет:
- бюджет капитальных затрат (инвестиционный бюджет);
- бюджет движения денежных средств;
- кредитный план;
- бюджет «Прибыли/убытки»;
- плановый агрегированный баланс.
Общая схема формирования бюджетов на предприятии представлена в Приложении 2.
Изначально для разработки всех последующих операционных бюджетов составляется бюджет продаж, который разрабатывается на основе данных отдела маркетинга. Объем продаж и его товарная структура предопределяет уровень и общий характер деятельности организации.
В общем виде бюджет продаж можно определить как сводный операционный бюджет, содержащий информацию как о запланированных объемах продаж, цене, размере выручки от основных видов деятельности, так и ожидаемых доходах от прочей деятельности.
При необходимости для формирования бюджета продаж можно предварительно прогнозировать количество продаж, т.е. оставлять прогноз продаж на период бюджетирования. При этом указываются следущие показатели (их количество и детализация зависят от целесообразности и экономической эффективности сбора и обработки учетно-аналитической информации):
- предполагаемые покупатели (клиенты);
- поставляемые товары;
- предполагаемая цена поставляемых товаров;
- сроки поставки
и количество товаров в
- сроки оплаты;
- виды платежных средств.
При разработке бюджета продаж следует учитывать, что объем продажи продукции (товаров, работ, услуг) зависит не только от внутренних факторов, например, себестоимости, ценовой политики (в части контролируемых факторов), производственных мощностей, закупочных возможностей, уровня качества и сервиса, объемов продаж предыдущих периодов, но и внешних, например, деятельности конкурентов, сезонных колебаний продаж, а также изменений макроэкономических показателей (среднего уровня заработной платы, темпов экономического роста отрасли).
Основные требования, предъявляемые к бюджету продаж:
- должен отражать ожидаемый объем выручки от продажи отгруженной продукции по основным видам деятельности в натуральных и стоимостных показателях на бюджетируемый период с разбивкой по месяцам или кварталам; а также по аналитическим показателям- продуктам, потребителям (клиентам), менеджерам по продажам, региональным рынкам;
- должен отражать объем доходов от прочей деятельности в стоимостных (при необходимости и в натуральных) показателях на бюджетируемый период с разбивкой по месяцам или кварталам, а также по видам доходов: оказанию услуг, аренде, продаже имущества;
- оставляется
с учетом ценовой политики
организации, спроса на
- должен предусматривать возможность гибкого бюджетирования (т.е. фиксировать фактические показатели за требуемый отрезок времени) и содержать показатель «ожидаемая цена продукции».
Бюджет продаж следует составлять параллельно с выбором производственной программы и формированием бюджета производства организации. В этом случае можно получить наиболее реальные бюджеты продаж и производства, поскольку бюджет производства составляется на основании предполагаемого спроса и с учетом возможностей организации и служит базой для формирования плана отгрузки.
Пример 1. В организации «Z», производящей и продающей один вид продукции, организован процесс бюджетирования (период бюджетирования- полугодие с делением на месяцы); функциональные полномочия при формировании бюджета продаж между отделами распределены следующим образом:
- отдел маркетинга
формирует данные о прогнозных
объемах сбыта, составляет
- финансовый
отдел на основе прогноза
Согласно Положению о бюджетировании данной организации обязательными показателями прогноза продаж являются ожидаемый объем продаж с делением по покупателям и предполагаемая цена поставляемого товара. При этом предусмотрена возможность при необходимости расширить перечень показателей прогноза продаж. Отдел маркетинга 20 мая представил финансовому отделу организации прогноз продаж:
Организация «Z»
Кому: Финансовый отдел
Показатель | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь |
Ожидаемый
объем
продаж, шт. |
1500 | 1900 | 1900 | 2300 | 2900 | 3500 |
в том числе: | ||||||
организация «М» | 1000 | 1200 | 1200 | 1500 | 2000 | 2500 |
организация «Р» | 500 | 700 | 700 | 800 | 900 | 1000 |
Ожидаемая
цена
единицы продукции (без НДС), руб. |
2000 | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 |
Проанализировав полученный прогноз, финансовый отдел пришел к выводу, что указанная цена продукции не может быть принята бюджетной из-за увеличения себестоимости единицы продукции (в части переменных расходов) на 600 руб. в апреле. После корректировки прогноз продаж принял следующий вид:
Организация «Z»
Показатель | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь |
Ожидаемый
объем
продаж, шт. |
1500 | 1900 | 1900 | 2300 | 2900 | 3500 |
в том числе: | ||||||
организация «М» | 1000 | 1200 | 1200 | 1500 | 2000 | 2500 |
организация «Р» | 500 | 700 | 700 | 800 | 900 | 1000 |
Ожидаемая
цена
единицы продукции (без НДС), руб. |
2600 | 3600 | 3600 | 3600 | 3600 | 3600 |
Прогноз составлен 24 мая 2008 г.
Документ был направлен на согласование в отдел маркетинга. Финансовый отдел приступил к формированию бюджета продаж организации на 2-е полугодие.
Кроме основной деятельности организация оказывает сопутствующие услуги по обслуживанию продаваемой продукции и сдает часть площадей принадлежащего ей на праве собственности здания в аренду.
Был составлен следующий документ:
Организация «Z»
Показатель | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь |
Основной
вид
деятельности: |
||||||
Ожидаемый
объем
продаж (объем продукции отгруженной), шт. |
1500 | 1900 | 1900 | 2300 | 2900 | 3500 |
в том числе: | ||||||
организация «М» | 1000 | 1200 | 1200 | 1500 | 2000 | 2500 |
организация «Р» | 500 | 700 | 700 | 800 | 900 | 1000 |
Ожидаемая
цена
единицы продукции (без НДС), руб. |
2,6 | 3,6 | 3,6 | 3,6 | 3,6 | 3,6 |
Ожидаемая
выручка
(без НДС) |
3900 | 6840 | 6840 | 8280 | 10440 | 12600 |
Фактический объем продаж | ||||||
Фактическая цена продаж (за 1 ед. продукции без НДС) | ||||||
Фактическая выручка (без НДС) | ||||||
Прочие доходы: | ||||||
Ожидаемый объем сопутствующих услуг (без НДС) | 200 | 300 | 300 | 350 | 400 | 450 |
Ожидаемый объем арендных платежей (без НДС) | 150 | 150 | 150 | 150 | 150 | 150 |
Итого
прочих
доходов |
350 | 450 | 450 | 500 | 550 | 600 |
Всего продаж | 4250 | 7290 | 7290 | 8780 | 10990 | 13200 |