Бюджетирование в системе учета

Автор: Kiss358 Kiss358, 24 Октября 2010 в 01:17, курсовая работа

Описание работы

Бюджеты - неотъемлемая часть нашей жизни. Мы сталкиваемся с ними постоянно, на работе и в частной жизни. Почти все организации и частные лица имеют свои бюджеты, более или менее формализованные, разные по объемам и степени разработанности.

Содержание

Введение
1. Бюджеты, их значение в управленческом учете
2. Структура и содержание генерального бюджета предприятия
3. Статические и гибкие бюджеты
4. Разработка смет затрат
5. Целевые показатели при составлении бюджетов
6. План-факт, анализ исполнения бюджетов
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК ПО БУУ.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

Гибкий = средние бюджетные   * объем продаж + бюджетные

бюджет      переменные издержки                                  постоянные затраты

                                                                                                                             (3.1)

Для проведения второго уровня анализа необходимо представить в едином формате фактические данные, сформированный на базе фактического объема продаж (или другого показателя - по требованию) гибкий бюджет и показатели жесткого бюджета за отчетный период.

Совокупное отклонение бюджетных данных от фактических  включает:

- отклонение, вызванное  изменением объема производства (продаж) по сравнению с прогнозируемым, определяется путем сопоставления  жесткого и гибкого бюджетов (при  условии, что цена и средние переменные расходы постоянны);

- отклонение  от гибкого бюджета, которое  выявляется при сравнении фактических  данных и гибкого бюджета и  детализируется по каждому показателю, формирующему финансовый результат,  по факторам, вызвавшим эти изменения.

    Таким образом гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.

   

 

4. Разработка смет затрат

Рассматривая планирование деятельности предприятия, чаще всего говорят о краткосрочном (или сметном) бюджетировании.

    Смета (бюджет) предполагает собой финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий. Это прогноз будущих финансовых показателей./2, с.328/.

Смета затрат представляет собой сводный план всех расходов предприятия на предстоящий период производственно-финансовой деятельности. Она определяет общую сумму издержек производства по видам используемых ресурсов, стадиям производственной деятельности, уровням управления предприятием и другим направлениям расходов. В смету включаются затраты основного и вспомогательного производства, связанные с изготовлением и продажей продукции, товаров и услуг, а также на содержание административно-управленческого персонала, выполнение различных работ и услуг, в том числе и не входящих в основную производственную деятельность предприятия. Планирование видов затрат осуществляется в денежном выражении на предусмотренные в годовых проектах производственные программы, цели и задачи, выбранные экономические ресурсы и технологические средства их выполнения. Все плановые задания и показатели конкретизируются на предприятии в соответствующих сметах, включающих стоимостную оценку затрат и результатов. Например, смета расходов составляется как план ожидаемых затрат по различным видам выполняемых работ и применяемых ресурсов. Смета перспективных доходов устанавливает планируемые денежные поступления и расходы на предстоящий период. Смета затрат на производство продукции показывает планируемые уровни материальных запасов, объемы выпускаемой продукции, стоимость различных видов ресурсов и т.д. (приложение 7). Сводная смета показывает все затраты и результаты по основным разделам годового плана социально-экономического развития предприятия./3, с.342/. 

В процессе разработки сметы затрат на производство в отечественной  экономической науке и практике широко применяю три основных метода:

1) сметный метод  — на основе расчета затрат  в масштабах всего предприятия  по данным всех других разделов  плана;

2) сводный метод  — путем суммирования смет  производства отдельных цехов,  за исключением внутренних оборотов  между ними;

3) калькуляционный  метод — на основе плановых  расчетов по всей номенклатуре  продукции, работ и услуг с  разложением комплексных статей на простые элементы затрат.

    Сметный метод является наиболее распространенным на российских промышленных предприятиях. Его применение обеспечивает тесную взаимоувязку и приведение в единую систему расчетов комплексного плана. При этом методе все затраты на производство по отдельным элементам сметы находятся по данным соответствующих разделов годового плана. Порядок определения сметных затрат обычно следующий.

1. Затраты на  основные материалы, полуфабрикаты  и комплектующие устанавливаются  на основе плана годовой потребности материальных ресурсов. В смету включаются лишь те затраты, которые в течение планового периода будут израсходованы и подлежат списанию на производство продукции. Иными словами, потребность в материалах принимается без учета изменения остатков складских запасов.

2. Затраты на  вспомогательные материалы также  принимаются на основании годовых  планов их потребности. В состав  этих затрат принято включать  стоимость расходуемых в плановом  периоде покупных инструментов  и малоценного хозяйственного инвентаря.

3. Стоимость  топлива в смете затрат планируется  безотносительно к его использованию  в технологических процессах  или в хозяйственно-бытовых службах.  Общие затраты устанавливаются  без учета изменения остатков  энергетических ресурсов.

4. Стоимость энергии включается в смету затрат отдельным элементом только в том случае, если предприятие покупает ее у внешних поставщиков. В состав этих затрат входят все виды расходуемой энергии: электрическая (силовая, осветительная), сжатый воздух, вода, газ и др. Если какой-то вид энергии вырабатывается на самом предприятии, то данные затраты относятся на соответствующие элементы сметы затрат (материалы, заработная плата и т.д.).

5. Основная и  дополнительная заработная плата  всех категорий персонала определяется по действующим тарифным ставкам и окладам с учетом сложности и трудоемкости выполняемых работ, численности и квалификации работников. Сюда же включается и фонд заработной платы несписочного состава работающих, который обычно относится на счет основного производства.

На общий фонд заработной платы промышленно-производственного  персонала планируются начисления на социальные нужды по действующим  в плановый период ставкам.

6. Амортизационные  отчисления предназначены для  возмещения износа технологического оборудования, промышленных зданий, производственных сооружений и других основных фондов за счет себестоимости выпускаемой продукции. Общий размер амортизационных отчислений зависит от существующих норм амортизации, срока службы оборудования и первоначальной стоимости основных производственных фондов.

7. Прочие денежные  расходы включают затраты, не  предусмотренные в предыдущих  статьях сметы производства. По  каждой из статей прочих расходов  необходимо обосновать величину  соответствующих затрат по существующим нормам или опытным данным.

Разработанная смета затрат на производство должна также соответствовать запланированному объему реализации товаров и услуг. При необходимости допускается  корректировка планируемых расходов с учетом изменения норматива  складских запасов готовой продукции, незавершенного производства, материальных запасов, затрат будущих периодов и т.п.

Сводный метод  составления сметы затрат на производство предусматривает предварительную  разработку и свод в единую систему  общих затрат по цехам основного и обслуживающего производства. В цеховую смету затрат включаются две группы расходов:

1) прямые издержки  данного цеха на материальные  ресурсы и комплектующие детали, основная и дополнительная заработная  плата, начисления на зарплату, амортизационные отчисления и прочие денежные расходы;

2) комплексные  расходы на услуги других цехов,  а также цеховые расходы и  пр.

    Разработку цеховых смет затрат на производство продукции рекомендуется начинать с заготовительных подразделений предприятия, затем вспомогательных цехов, а после них следует переходить к механообрабатывающим и сборочным цехам. Сводная смета затрат предприятия составляется путем суммирования цеховых смет с последующим исключением из общей суммы внутреннего оборота и корректировкой имеющихся производственных запасов.

    Смета расходов на содержание и эксплуатацию оборудования включает следующие статьи затрат: содержание машин, оборудования и транспортных средств; затраты на ремонт основных средств; эксплуатация машин и оборудования; внутрихозяйственное перемещение грузов; арендная плата за машины и оборудование; износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов; прочие затраты; всего по смете.

Общая сумма  расходов на содержание оборудования и цеховых расходов составляет смету  общепроизводственных или общецеховых расходов. В смету цеховых расходов входят статьи затрат на содержание аппарата управления цехом, амортизацию зданий и сооружений, аренду производственных помещений, содержание и ремонт зданий, охрану труда, научные исследования и изобретательство, износ малоценных предметов и прочие цеховые издержки.

    Смета общехозяйственных или общезаводских расходов разрабатывается на отечественных предприятиях по следующим статьям затрат: расходы на содержание аппарата управления; служебные командировки и перемещения; содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны; амортизация основных средств общехозяйственного назначения; затраты на ремонт основных средств; содержание зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения; производство испытаний, проведение исследований и содержание общехозяйственных лабораторий; охрана труда; подготовка кадров; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; налоги, сборы и прочие обязательные отчисления; потери от простоев по внешним причинам; информационные, аудиторские и консультационные услуги; недостачи и потери материальных ценностей на складах предприятия; прочие расходы; всего по смете.

    Калькуляционный метод разработки сметы затрат на производство продукции основан на использовании выполненных расчетов или калькуляций себестоимости всех без исключения видов продукции, работ или услуг, запланированных в годовой производственной программе предприятия, а также остатков незавершенного производства и расходов будущих периодов. На основе имеющихся расчетов себестоимости отдельных изделий с учетом годовых объемов производства разрабатывается шахматная ведомость, содержащая все экономические элементы и калькуляционные статьи расходов.

    После составления шахматной таблицы затрат разрабатывается уточненная общая, или сводная смета расходов, планируемых предприятием на предстоящий период. Для получения полной себестоимости готовой продукции из общей сметы исключаются расходы на работы и услуги, не связанные с производством валовой продукции, а также добавляются

внепроизводственные расходы и учитывается изменение  расходов будущих периодов.

     Смета затрат на производство используется при разработке финансового плана  предприятия, для определения потребности  в оборотных средствах, при составлении баланса доходов и расходов и определении ряда других показателей финансовой деятельности предприятия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

5. Целевые показатели при составлении бюджетов

    Процесс составления организацией бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из таких этапов, как:

- планирование, с участием руководителей всех  центров ответственности, деятельности  организации в целом, а также  ее структурных подразделений;

- определение  показателей, которые будут использоваться  при оценке этой деятельности;

- обсуждение  планов, с учетом предложенных  поправок.

Составление бюджетов в любой организации имеет  несколько аспектов: организационный, технический и методологический.

Организационный:

Суть организационного аспекта заключается в назначении лиц, которые будут заниматься планированием на постоянной основе, и обеспечение этих лиц необходимой информацией для составления бюджетов.

Технический:

Технический аспект обуславливает необходимость создания на предприятии соответствующей программной среды, обеспечивающей своевременность и успешность составления бюджетов.

Методологический  аспект:

Бюджетирование - это управление на основе сбалансированных показателей. Прежде чем приступать к разработке бюджетов, необходимо определить, на какие показатели ориентируется руководство предприятия, какие индикаторы принимаются в качестве критериев успеха деятельности компании на период планирования. Эти показатели должны быть связаны со стратегическими целями и установлены предельно конкретно. И, наконец, показатели должны представлять систему, охватывающую все элементы финансовой структуры предприятия. /18, с.22/.

Один бюджет может содержать данные о доходах и расходах либо только об одном из них. Единицы, в которых составляется бюджет, могут быть как денежными, так и натуральными (условно-натуральными). При подготовке бюджета необходимо ясно сформулировать его название и период, для которого он составляется.

Процесс построения системы бюджетов начинается с составления  бюджета продаж: сначала определяется цель, а  потом способы ее достижения. В рыночной экономике в условиях конкуренции рынок навязывает производителю количество необходимых к производству товаров и услуг, поэтому планированию продаж, а как следствие, и производства, будет отталкиваться от уровня спроса.

Информация о работе Бюджетирование в системе учета