Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 06:35, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение организации учета основных средств в МУП «НЖКХ». В соответствии с целью определены задачи:
-изучить теорию вопроса;
-дать обзор нормативных документов, регулирующих учет основных средств;
-охарактеризовать состояние первичного, синтетического и аналитического учета основных средств;
-провести анализ условий хозяйствования предприятия;
-сделать выводы по результатам проведенного исследования и предложить мероприятия по совершенствованию учета основных средств.
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы учета основных средств
1.1 Основные нормативные документы, регламентирующие
учет основных средств 7
1.2Обзор литературных источников по учету основных средств 11
1.3 Экономическое содержание основных средств, их классификация
и порядок оценки 20
1.4 Документальное оформление движения основных средств 29
Глава 2. Организационно- экономическая характеристика
МУП «НЖКХ»
2.1 Общая характеристика предприятия МУП «НЖКХ» 31
2.2 Экономическая характеристика МУП «НЖКХ» 32
2.3 Организация учетной работы на МУП «НЖКХ». Учетная политика
и ее значение в организации учета основных средств 37
Глава 3. Учет основных средств
3.1 Аналитический и синтетический учет объектов основных
средств 40
3.2 Учет наличия и поступления основных средств 41
3.3 Учет амортизации основных средств 50
3.4 Виды ремонта основных средств и организация их учета 53
3.5 Учет выбытия основных средств 59
3.6 Инвентаризация и переоценка основных средств 63
Глава 4. Автоматизация учета основных средств 71
Заключение 77
Список литературы
Синтетический учет основных средств ведется на компьютере, где на основании первичных документов по движению, выбытию и ликвидации объектов основных средств формируется документ произвольной формы.
На МУП «НЖКХ» к счету 01 «Основные средства» открыты субсчета.
Аналитический учет – это учет, при котором детально отражаются все характеристики проводимой хозяйственной операции. Для осуществления аналитического учета используют аналитические счета, которые открывают к сложным синтетическим счетам и отражают на них каждую хозяйственную операцию, записанную по дебету и кредиту синтетического счета.
В МУП «НЖКХ» для организации учета и контролем за сохранностью основных средств каждому объекту основных средств при принятии его к бухгалтерскому учету присваивается соответствующий инвентарный номер, под которым он числится до момента выбытия.
Для учета разных классификационных групп основных средств на предприятии предусмотрены карточки различной формы, что обеспечивает отражение в них необходимых сведений об учитываемых объектах. В МУП «НЖКХ» применяются следующие формы инвентарных карточек: инвентарная карточка учета основных средств (для зданий и сооружений) (ф. № ОС-6); инвентарная карточка учета основных средств (для машин, оборудования, инструмента, производственного и хозяйственного инвентаря) (ф. №14). В карточках дается краткая характеристика объектов и его индивидуальные особенности. Карточки составляют в одном экземпляре и хранят в бухгалтерии предприятия. Карточки учета движения основных средств являются, по существу, счетами аналитического учета движения основных средств по их классификационным группам. Данные инвентарных карточек ежемесячно сверяют суммарно с данными синтетического учета основных средств.
3.2 Учет наличия и поступления основных средств
Основные средства могут поступить на предприятие одним из следующих способов:
1.Приобретение за плату или в обмен на другое имущество;
2.Сооружение и изготовление;
3.Внесение учредителями в счет вкладов в уставный капитал;
4.Безвозмездное получение;
5.В других случаях.
Рассмотрим порядок бухгалтерского учета и налогообложения операций по приобретению основных средств на конкретной ситуации, имевшей место в МУП «НЖКХ».
Приобретался объект за плату, договорная стоимость которого без НДС – 450 000 руб. плюс НДС – 81 000 руб. Посреднической организации уплачено 12 000 руб. (в том числе НДС – 1831 руб.). За консультации по приобретению уплачено 6000 руб. (в том числе НДС – 915 руб.). Командировочные расходы, связанные с приобретением объекта, составили 1000 руб. (проезд, проживание, суточные и др.). За регистрацию сделки с недвижимостью взыскана плата в размере 4175 руб. При доводке доведении объекта до рабочего состояния произведены затраты самого предприятия на сумму 20 000 руб., включая: 11 000 руб. – стоимость материалов; 9000 руб. – заработная плата собственного строительного участка с отчислениями во внебюджетные социальные фонды. Оплачены услуги сторонней организации по монтажу объекта на сумму 15000 руб. (в том числе НДС – 2288 руб.). За доставку транспортной организации уплачено 4500 руб. вместе с НДС. Для приобретения основных средств был взят кредит в банке в размере 300000 руб.
В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:
Д-т 51 К-т 66 300 000 – получен кредит в банке;
Д-т 08 К-т 60 450 000 – оприходован объект основных средств;
Д-т 19 К-т 60 81 000 – выделен НДС по оприходованному объекту основных средств;
Д-т 60 К-т 51 531 000 – оплачен счет поставщика основных средств.
В отличие от материалов, сырья, по которым НДС возмещается из бюджета после их оприходования и оплаты, для возмещения НДС по основным средствам недостаточно оприходования их на счет 08 и оплаты. Одним из необходимых условий является также ввод основных средств в эксплуатацию с обязательным составлением акта приемки-передачи по форме № ОС-1.
При приобретении основных средств у физических лиц, в том числе у предпринимателей без образования юридического лица, НДС к зачету не принимается, а включается в первоначальную стоимость, поскольку физические лица не являются плательщиками НДС.
При приобретении объекта непроизводственного назначения (для медпункта, базы отдыха и других целей) НДС относится на собственные источники.
Дальнейшая схема бухгалтерских проводок выглядит следующим образом:
Д-т 08 К-т 76 4175 – отнесена плата за постановку на учет при приобретении основного средства на увеличение первоначальной стоимости;
Д-т 76 К-т 51 4175 – оплачена госпошлина.
Д-т 08 К-т 60 15 000 – отражена стоимость услуг
подрядной организации по монтажу оборудования (в том числе НДС);
Д-т 60 К-т 51 15 000 – оплачены услуги подрядной организации;
Д-т 08 К-т 60 4500 – отражена стоимость услуги подрядной
транспортной организации по доставке объекта основных средств (в том числе НДС);
Д-т 60 К-т 51 4500 – оплачены услуги сторонней
транспортной организации;
Д-т 08 К-т 60 6000 – получены консультационные услуги;
Д-т 60 К-т 51 6000 – оплачены консультационные услуги;
Д-т 08 К-т 76 12 000 – отражены посреднические услуги сторонней
организации;
Д-т 76 К-т 51 12 000 – оплачены посреднические услуги.
Так же на первоначальную стоимость основных средств могут быть отнесены другие затраты, непосредственно связанные с их приобретением, как то: плата за постановку на учет, государственная пошлина, страховая пошлина, страховые платежи, оплата услуг оценщиков. В Методических указаниях не содержится исчерпывающего перечня таких затрат. Главный критерий при определении затрат, относимых на первоначальную стоимость, - они должны быть непосредственно связаны с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств и доведением их до состояния, в котором они пригодны к использованию.
Необходимо отметить, что на счет 08 относятся командировочные расходы в пределах установленных норм. Суммы сверх норм списываются на собственные источники. НДС, уплаченный по затратам на командировку в пределах норм (проживание и проезд), не выделяется и не возмещается, а также должен относится на счет 08:
Д-т 71 К-т 50 1000 – выданы под отчет денежные средства
для командировки;
Д-т 08 К-т 71 1000 – списаны командировочные расходы на
увеличение первоначальной стоимости;
Д-т 08 К-т 70 9000 – начислена заработная плата
своим работникам за доведение объекта основных средств до рабочего состояния;
Д-т 08 К-т 10 11 000 – списаны материалы, истраченные на
доведение основных средств собственными силами;
Д-т 08 К-т 68 3600 – начислен НДС на объем работ, выполненных хозяйственным способом ((11000+ +9000) х 18%);
Д-т 08 К-т 51 21 000 – оплачены проценты по кредиту (за время от поступления средств из банка до момента ввода основного средства в эксплуатацию).
Уплата
процентов после ввода объекта
основных средств, для приобретения
которого был взят кредит, относится
уже на собственные источники. Также
на собственные источники
При вводе объекта основных средств в эксплуатацию были сделаны проводки:
Д-т 68
К-т 19 81000 – принят к зачету НДС;
Д-т 01
К-т 08 537 275 – списываются
все затраты на первоначальную стоимость
объекта основных средств (24600+450000+1000+4175+6000+
Необходимым
условием зачета НДС, кроме оплаты и
производственного характера
Таким образом, первоначальная стоимость рассмотренного выше объекта основных средств составила 537 275 руб.
Кроме того, на практике предприятия встречалось сооружение и изготовление основных средств хозяйственным способом (частично с привлечением подрядчиков).
Предприятие «НЖКХ» изготовило котел для котельной.
При этом в учете сделали следующие бухгалтерские записи:
Д-т 08 К-т 10 60 000 – списываются материалы, отпущенные на строительство (НДС по ним возмещается после оприходования и оплаты);
Д-т 08 К-т 23 9000 – списываются услуги вспомогательных производств (ремонт оборудования, занятого в строительстве);
Д-т 08
К-т 51 5000
– уплачены проценты по кредиту
банка, по-лученному для
Д-т 08 К-т 70 16 500 – начислена заработная плата
своим работникам, занятым в строительстве (строительная группа, отдел капитального строительства, охрана объекта и др.);
Д-т 08 К-т 69 4300 – произведены отчисления
во внебюджетные фонды социального страхования на зарплату своим работникам.
Для строящегося
объекта приобреталось
Д-т 07 К-т 60 54 000 – оприходовано оборудование с НДС;
Д-т 08 К-т 07 54 000 – списывается в монтаж оборудование;
Д-т 08
К-т 10,70,69 23 000 – понесенные затраты
по монтажу оборудо-вания
Для выполнения части работ привлекались подрядчики (для возведения крыши и ее покрытия):
Д-т 08 К-т 60 28 000 – отражена стоимость объема работ
подрядчика по возведению крыши вместе с НДС;
Д-т 08 К-т 60 13 000 – учтены затраты вместе с НДС по оплате ус- луг коммунальных служб за воду, отопление, газ, электроэнергию для строящегося объекта;
Д-т 08 К-т 60 12 000 – отражена стоимость работ вместе с НДС подрядной проектной организации по изготовлению плана земельного участка под строительств и разработку рабочего проекта объекта.
Услуги подрядчиков относим на счет 08 по мере начисления, а не по мере оплаты.
Итак, объем работ, выполненных хозяйственным способом, включает в себя:
- 60 000 – стоимость материалов;
- 9000 – стоимость услуг вспомогательных производств;
- 16 500 – зарплата;
- 4300 – отчисления на зарплату;
- 23 000 –
затраты по монтажу
Итого сумма затрат составляет 112 800 руб. На эту сумму следует начислить НДС: