Аудиторская проверка расчетов с персоналом по оплате труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов аудита расчетов с персоналом по оплате труда, разработка методики аудита учета операций по оплате труда на примере конкретного предприятия.
В соответствии с целью данной работы можно сформулировать и ее задачи, а именно:
Изучение нормативно – правового регулирования учета и аудита оплаты труда;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Краткая характеристика деятельности ИП Николаевой Е.Н.……………….5
2.Цели и задачи аудита расчетов с персоналом по оплате труда…………….7
3.Нормативно-правовая база, источники информации для проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда………………………………………..8
4.Проверка системы внутреннего контроля и оценка ее надежности………..11
5.Уровень существенности и аудиторский риск………………………………24
6.План и программа аудита расчетов с персоналом по оплате труда………38
7.Аудиторская проверка расчетов с персоналом по оплате труда ИП Николаевой Е.Н.…………………………………………………………………43
8. Оценка и оформление результатов аудита (аудиторское заключение) расчетов с персоналом по оплате труда………………………………………52
Заключение………………………………………………………………………58
Список использованной литературы………………………………………….60
Приложения……………….……

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа аудит.docx

— 108.45 Кб (Скачать)

 
 
Оценка  надежности системы внутреннего  контроля Надежность  системы внутреннего контроля в  процентах Оценка надежности системы внутреннего контроля в  процентах
Высокая от 81 до 100 процентов x
Средняя от 41 до 80 процентов 55
Низкая от 11 до 40 процентов х
Внутренний  контроль отсутствует 0 до 10 процентов x

 
Качественная  оценка контрольного риска Проценты Контрольного риска (КР) Оценка риска (100% - Фактическая надежность системы  внутреннего контроля в процентах)
Низкий 10-0 x
Средний 50-11 45
Высокий 100-51 х

     Таким образом, можно сделать вывод, что  уровень надежности системы внутреннего  контроля и уровень контрольного риска ИП Николаевой Е.Н. в 2011 г. средний и составляет 55% и 45% соответственно.

      Также следует отметить, что для проведения внутреннего контроля

операций  по оплате труда могут применятся тестовые вопросы, приведенные в Таблице №2.

    Таблица №2. Тесты внутреннего контроля операций по оплате труда ИП Николаевой Е.Н.

№ п/п Содержание Ответы
1.Условиия
1.1. Все ли работники  предприятия получают оплату труда  через кассу? Да
1.2. Проверяется ли свод по начислению и удержанию оплаты труда главным бухгалтером?  
Да
1.3. Во время  отпуска бухгалтера по начисления оплаты труда производится ли его подмена?  
Да
1.4. Сверяет ли бухгалтер  объем выполненных работ с  начислением оплаты труда? Да
1.5. Разработаны ли должностные обязанности работников, осуществляющих начисление оплаты труда?  
Да
2.Реальность
2.1. Подаются ли списки уволенных работников в бухгалтерию? Да
2.2. Сопоставляются  ли периодически ведомости на выплату  заработной платы со сведениями из личных дел служащих?  
Да
2.3. Выписывают  ли ведомости на выплату заработной платы лица, не занимающиеся ее начислением?  
Нет
2.4. Перечисляется на получателя в срок заработная плата  на счет "Депонированная оплата труда?"  
Нет
2.5 Сверяет ли бухгалтер  список депонентов с графой "Депонированная оплата труда" в Своде по начислению и удержанию оплаты труда?  
 
Нет
3.Полнота
3.1. Подаются ли кадрами в бухгалтерию списки вновь нанятых работников?  
Да
3.2. Нумеруются  ли расчетно-платежные ведомости? Да
4.Полномочия
4.1. Все ли ставки по оплате труда определяются приказом руководителя?  
Да
4.2. Сохраняются ли распоряжения об удержании с оплаты труда? Да
4.3. Подписывают ли ведомости лица, составившие их? Да
5.Точность
5.1. Проверяют ли периодически начисления по оплате труда внутренние контролеры?  
Нет
5.2. Сопоставляются  ли данные хронометража, объема выполненных  работ с данными учета затрат времени и начисленной оплатой  труда?  
 
Да
6.Классификация
6.1. Разработаны ли инструкции по учету затрат и удержаний  с оплаты труда?  
Нет
7.Учет
7.1. Сопоставляются  ли начисления на оплату труда с  данными отчетов по социальному  страхованию, пенсионному фонду, отчислениями во внебюджетные фонды?  
 
Да
8.Периодизация
8.1. Проверяет ли ответственный  бухгалтер данные о месячных, квартальных  и годовых накоплениях оплаты труда?  
Да

 

     5. Уровень существенности  и аудиторский  риск 

     Существенность (применительно к установлению достоверной  бухгалтерской отчетности) - это  вероятность того, что применяемые  аудиторские и иные, в том числе  юридические, экспертные и т.д., процедуры  позволяют определить наличие ошибок в отчетности экономического субъекта и оценить их влияние на принятие соответствующих решений ее пользователями.

     Величина  существенности С может быть выражена соотношением:

0 <= С <= 1.

     Следует помнить, что эта величина (С) отражает возможность (или невозможность) определить наличие ошибки, влияющей на достоверность  отчетности экономических субъектов, оценить эту ошибку для принятия соответствующего аудиторского решения. Это качественная составляющая существенности. Количественная же составляющая существенности выражается через определение уровня существенности.

     Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской  отчетности, начиная с которой  квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности  не сможет делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические  решения.

     Так определяется уровень существенности в российском Правиле (стандарте) аудиторской  деятельности "Существенность и  аудиторский риск".

     При нахождении абсолютного значения уровня существенности аудитор должен принимать  за основу наиболее важные показатели, характеризующие достоверность  отчетности экономического субъекта, подлежащего аудиту, далее называемые базовыми показателями бухгалтерской  отчетности.

     Понятия существенности и риска используются в качестве основы методологии и  инструмента планирования аудита.

     Существуют  два основных метода оценки уровня существенности и аудиторского риска:

  • оценочный;
  • расчетный.

   Оценочный метод заключается в том, что  аудиторы, исходя из собственного опыта  и знания клиента, определяют уровень  существенности и аудиторский риск на основании отчетности в целом  или отдельных групп операций как высокий, средний и низкий.

   Расчетный метод предполагает количественный расчет величины уровня существенности и аудиторского риска.

   Указанные методы аудиторы используют в планировании аудита.

Аудитор обязан принимать во внимание уровень  существенности и приемлемый аудиторский  риск:

- на  этапе планирования при определении  содержания, затрат времени и  объема применяемых аудиторских  процедур;

- в ходе  выполнения конкретных аудиторских  процедур;

- на  этапе завершения аудита при  оценке эффекта, оказываемого  обнаруженными искажениями и  нарушениями на достоверность  бухгалтерской отчетности.

     Аудитор должен иметь в виду, что отдельные, отмеченные им искажения сами по себе могут не иметь существенного  характера, а искажения, взятые в  совокупности, а также отмеченные искажения вместе с предполагаемыми (в результате распространения отмеченных в результате выборочной проверки ошибок на всю совокупность данных) могут  иметь существенный характер. Возможны несколько случаев.

     1. Аудитор вправе сделать вывод  о том, что отчетность проверяемого  экономического субъекта является  достоверной во всех существенных  отношениях, если одновременно:

- отмеченные  в ходе аудита и предполагаемые  искажения в сумме составляют  величину, которая намного меньше  уровня существенности;

- качественные  расхождения отмеченных отклонений  порядка ведения учета и подготовки  отчетности экономического субъекта  от требований соответствующих  нормативных документов по профессиональному  суждению аудитора являются несущественными.

     2. Аудитор обязан сделать вывод  о том, что отчетность проверяемого  экономического субъекта в существенных  отношениях не может быть признана  достоверной, если выполняется  хотя бы одно из двух следующих  условий:

- отмеченные  в ходе аудита и предполагаемые  искажения в сумме составляют  величину, которая намного больше  уровня существенности;

- отмеченные  отклонения порядка ведения учета  и подготовки отчетности экономического  субъекта от требований соответствующих  нормативных документов по профессиональному  суждению аудитора имеют существенный  характер.

     3. Используя свое профессиональное  суждение, аудитор обязан взять  на себя ответственность и  принять решение о том, сделать  или нет в данной ситуации  вывод о существенных нарушениях  в проверяемой бухгалтерской  отчетности либо сделать вывод  о необходимости включения соответствующих оговорок в аудиторское заключение, если выполняется одно из следующих условий:

- отмеченные  в ходе аудита и предполагаемые  искажения бухгалтерской отчетности  больше либо меньше, но в целом  близки по величине значению  уровня существенности;

- имеются  расхождения порядка ведения  учета и подготовки отчетности  экономического субъекта с требованиями  соответствующих нормативных документов, но расхождения однозначно не  могут быть признаны существенными.

     Аудитору  следует предложить руководству  проверяемой организации сделать  в установленном порядке исправительные проводки по устранению замеченных им нарушений. Если отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения бухгалтерской  отчетности имеют существенный характер, несогласие руководства проверяемого предприятия с внесением исправлений  может служить для аудитора основанием для подготовки по итогам проверки аудиторского заключения, отличного  от безусловно положительного.

     Аудиторский риск – вероятность того, что  бухгалтерская отчетность экономического субъекта может содержать не выявленные существенные ошибки, а также искажения  после подтверждения аудитором  ее достоверности.

     В соответствии с российскими стандартами  аудитору следует дать оценку состояния  бухгалтерского учета и системе  внутреннего контроля в проверяемой  организации. Это необходимо для  установления вероятности возникновения  ошибок, влияющих на достоверность  показателей финансовой отчетности. На основе такой оценки определяют содержание, масштаб и количество аудиторских процедур. Четко отлаженная система внутреннего контроля существенно  снижает аудиторский риск при  проведении как внешнего, так и  внутреннего аудита. Если в результате проверки системы внутреннего контроля аудитор установит ее эффективность, то может в достаточной степени доверять информации и, следовательно, сократить объем собственной работы. Аудиторский риск состоит из трех частей:

    • неотъемлемый риск;
    • риск средств контроля;
    • риск необнаружения.

     Неотъемлемый  риск(внутрихозяйственный риск) - это установленный аудитором уровень риска, отражающий подверженность финансовой отчетности существенным ошибкам. При установлении уровня внутрихозяйственного риска не принимается во внимание внутрихозяйственный контроль, поскольку он входит в модель аудиторского риска как самостоятельный элемент, называемый риском контроля.

     Величина  внутрихозяйственного риска может  быть выражена соотношением:

0 <= ВХР  <= 1.

     Если  принимать во внимание зависимость  между внутрихозяйственным риском и риском необнаружения, а также  планируемым количеством свидетельств, то внутрихозяйственный риск обратно  пропорционален риску необнаружения  и прямо пропорционален количеству свидетельств.

     При оценке неотъемлемого риска аудитор  может использовать данные аудита прошлых  лет, однако при этом он обязан убедиться  в том, что они справедливы  и для проверяемого года. 
 
 
 
 
 

     Оценка  неотъемлемого риска ИП Николаева Е.Н. в 2011 г. приведена в Таблице 3.

Наименование  аудируемого лица ИП Николаева  Е.Н.
Проверяемый период с 01.01.2011 по 31.12.2011 г.
ФИО лица, составившего документ Бондарева О.О.
Дата  составления документа 16.11.2011 г.
ФИО лица, проверявшего документ  
Дата  проверки документа  

 

Показатели

Критерии

Факт. кол-во баллов

Варианты  ответов

Шкала баллов

1

2

3

4

I. Особенности деятельности, осуществляемой аудируемым лицом

1. Операционная  деятельность:

     

- оказание услуг (без использования  объектов, обслуживающих производств  и хозяйств)

Да

1-3

3

Нет

-

- оказание услуг (с использованием  объектов, обслуживающих производств  и хозяйств)

Да

3-5

3

Нет

-

- выполнение работ (оказание услуг) (без использования объектов вспомогательных  производств (кроме строительно-монтажных  работ))

Да

3-5

3

Нет

-

- выполнение работ (оказание услуг) (с использованием объектов вспомогательных  производств (кроме строительно-монтажных  работ))

Да

5-8

0

Нет

-

- выполнение строительно-монтажных  работ в т.ч. для собственных  нужд (без использования объектов  вспомогательных производств)

Да

5-8

0

Нет

-

- выполнение строительно-монтажных  работ в т.ч. для собственных  нужд (с использованием объектов  вспомогательных производств)

Да

8-10

0

Нет

-

- выпуск продукции (без использования  подсобных производств и хозяйств)

Да

5-8

0

Нет

-

- выпуск продукции (с использованием  подсобных производств и хозяйств)

Да

8-10

0

Нет

-

- производство сельскохозяйственной  продукции

Да

8-10

0

Нет

-

- реализация покупных товаров  (оптовая торговля)

Да

3-5

3

Нет

-

- реализация покупных товаров  (розничная торговля)

Да

5-8

0

Нет

-

- оказание услуг лизинга 

Да

3-5

0

Нет

-

- выполнение НИР

Да

8-10

0

Нет

-

2. Инвестиционная  деятельность:

     

- приобретение (реализация) объектов  недвижимости

Да

5-8

5

Нет

-

- осуществление строительных, монтажных,  пусконаладочных работ

Да

8-10

0

Нет

-

- осуществление НИОКР

Да

3-5

0

Нет

-

- осуществление финансовых вложений

Да

1-3

0

Нет

-

- реализация ценных бумаг

Да

8-10

0

Нет

-

- осуществление операций по уступке  прав требований

Да

8-10

0

Нет

-

3. Финансовая  деятельность:

     

- выпуск акций, облигаций, векселей

Да

8-10

8

Нет

-

- получение (погашение) кредитов  и займов

Да

3-5

3

Нет

-

4. Осуществление внешнеэкономической  деятельности

Да

8-10

0

Нет

-

5. Наличие отраслевых методических  рекомендаций, имеющих свою специфику  и отличия от общепринятых  нормативных документов

Да

5-8

0

Нет

-

6. Продажа имущества

Да

3-5

0

Нет

-

7. Наличие налоговых льгот

Да

3-5

3

Нет

-

8. Осуществление мероприятий за  счет средств, имеющих целевой  характер (бюджетное финансирование, прочие источники)

Да

5-8

0

Нет

-

9. Доля расчетов денежными средствами  в общем объеме расчетов

менее 50%

8-10

8

более 50%

1-5

10. Наличие незавершенного производства  и специфика его оценки

Оценка и  инвентаризация НЗП сложны и специфичны

8-10

0

НЗП легко поддается оценке и инвентаризации

1-5

У организации  отсутствует НЗП 

-

11. Наличие аффилированных лиц

Да

5-8

6

Нет

-

II. Структура организации

1. Соответствие организационной структуры  размеру и степени сложности  бизнеса клиента

Недостаточное

1-5

2

Относительное

1-4

Высокое

-

2. Наличие обособленных подразделений  и филиалов, имеющих отдельный  баланс

Отсутствуют

-

0

Имеются обособленные подразделения и филиалы

8-10

Головная  организация осуществляет функции  расчетного центра (расчеты между  филиалами отражаются в бухучете головной организации)

5-8

3. Наличие территориально удаленных  подразделений, выполняющих отдельные  учетные функции либо оформляющих  первичные документы

Да

5-8

0

Нет

-

4. Географическое положение обособленных  подразделений

На территории одного субъекта РФ и муниц. образования как головная организация

1-2

0

На  территории одного субъекта РФ, но иного  муниц. образования, чем головная организация

2-5

На  территории иного субъекта РФ, чем  головная организация

5-8

За  пределами РФ

8-10

III. Информационная обеспеченность организации

1. Наличие специальной периодической  литературы в организации

Да

-

3

Нет

1-5

2. Наличие регулярно обновляемых  справочно-информационных электронных  баз

Да

-

10

Нет

8-10

IV. Опыт и квалификация работников ответственных за ведение бухгалтерского и налогового учета и составление отчетности

1. Главный бухгалтер имеет высшее  или среднее специальное образование

Да

1-5

1

Нет

5-10

-стаж  работы в данной должности

менее 2 лет

8-10

1

от 2 до 10 лет

3-5

свыше 10 лет

1-3

-стаж  работы в проверяемой организации

менее 1 года

5-10

1

от 1 года до 5 лет

3-5

свыше 5 лет

1-3

2. Средний возраст работников бухгалтерии  и налоговой службы

от 20 до 30 лет

5-10

1

свыше 30

1-5

3. Доля работников бухгалтерии  и налоговой службы, имеющих высшее  или среднее экономическое образование

менее 30%

8-10

1

от 30 до 65%

5-8

более 65%

1-5

4. Доля работников бухгалтерии  и налоговой службы, обучавшихся  за последний год на курсах  повышения квалификации, посещающих  семинары, получающих дополнительное  образование

менее 20%

8-10

0

от 20 до 40%

5-8

свыше 40%

1-5

5. Текучесть кадров бухгалтерии  и налоговой службы

высокая (свыше 40%)

8-10

0

средняя (от 10 до 40%)

5-8

низкая (менее 10%)

1-5

V. Наличие обстоятельств, влияющих на возможность искажения показателей финансовой и налоговой отчетности

1. Угроза непрерывности деятельности

Да

5-10

0

Нет

-

2. Реорганизация

Да

5-10

0

Нет

-

3. Наличие внешнего давления на  руководителей и персонал (со  стороны собственников, проверяющих  органов, вышестоящих организаций)

Да

5-10

0

Нет

-

VI. Роль и место средств вычислительной техники в ведении учета и подготовки отчетности

1. Применяемая система компьютерной  обработки данных

Универсальная

5-8

5

Адаптированная к условиям данной организации

1-5

Разработанная специально для данной организации

1-5

Не  применяется

8-10

Итоговая  оценка (фактическое количество баллов)

Х

Х

70

Информация о работе Аудиторская проверка расчетов с персоналом по оплате труда