Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 16:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов аудита расчетов с персоналом по оплате труда, разработка методики аудита учета операций по оплате труда на примере конкретного предприятия.
В соответствии с целью данной работы можно сформулировать и ее задачи, а именно:
Изучение нормативно – правового регулирования учета и аудита оплаты труда;
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Краткая характеристика деятельности ИП Николаевой Е.Н.……………….5
2.Цели и задачи аудита расчетов с персоналом по оплате труда…………….7
3.Нормативно-правовая база, источники информации для проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда………………………………………..8
4.Проверка системы внутреннего контроля и оценка ее надежности………..11
5.Уровень существенности и аудиторский риск………………………………24
6.План и программа аудита расчетов с персоналом по оплате труда………38
7.Аудиторская проверка расчетов с персоналом по оплате труда ИП Николаевой Е.Н.…………………………………………………………………43
8. Оценка и оформление результатов аудита (аудиторское заключение) расчетов с персоналом по оплате труда………………………………………52
Заключение………………………………………………………………………58
Список использованной литературы………………………………………….60
Приложения……………….……
4. Проверка системы внутреннего контроля и оценки ее надежности.
Поскольку в ходе аудиторской проверки не представляется возможным проверить все операции, всю документацию клиента, аудиторы определяют риск аудита как разновидность предпринимательского риска [23].
Для
снижения аудиторского риска, получения
большей уверенности в
Повышение требований к финансовой отчетности, которые сформировались в начале 2000-х годов, изменили подходы к анализу системы внутреннего контроля. Наблюдается общая тенденция к ужесточению мер по подготовке достоверной отчетности. Появилось стремление обязать аудиторов давать в своих отчетах оценку системы внутреннего контроля. Это выразилось в разработке стандартов, обеспечивающих учет качества контроля аудируемых лиц.
В прежних стандартах системы внутреннего контроля определялась как совокупность мероприятий, в которых заинтересованы, прежде всего, аудируемые лица. В новой редакции сделан акцент на надежность финансовой отчетности, а также на возможность руководителей предприятий снижать риск с помощью системы внутреннего контроля.
В последние годы в субъектах хозяйствования успешно формируются системы внутреннего контроля и аудита, результаты, деятельности которых учитываются при проведении аудиторских проверок. Вопрос об организации системы внутреннего контроля органически связан с управленческой структурой субъекта хозяйствования, его стратегией и постановкой управленческого и финансового учета, порядком составления внутрипроизводственной (управленческой) отчетности.
В соответствии со стандартами аудита система внутреннего контроля представляет систему, состоящую из пяти составляющих. Первая составляющая - контрольная среда - включает позицию, осведомленность и действия руководства. В составе контрольной среды обозначены положения о том, чтобы руководители предприятий в явном виде сообщали своим подчиненным требования в отношении честности и уважения этических норм. Важно также уделять внимание компетентности. Руководство обязано анализировать, какие качества требуются для выполнения тех или иных работ. Остальные факторы контрольной среды, такие, как философия руководства, организационная структура, полномочия и ответственность, практика и политика в отношении человеческих ресурсов, остались прежними или претерпели исключительно редакционные изменения.
Понимание
аудитором контрольной среды
имеет особое значение при изучении
вопросов, связанных с угрозой
мошенничества. Аудитор должен понять,
каким образом руководство
Вторая составляющая системы внутреннего контроля - оценка бизнес-риска аудируемым лицом как процесс выявления рисков, их возможных последствий и реагирование на них.
Третья составляющая системы внутреннего контроля - информационная система, связанная с целями финансовой отчетности и состоящая из процедур и записей. Аудитор должен понимать, как организация доносит информацию о ролях и обязанностях конкретных сотрудников, а также существенных вопросах, имеющих отношение к финансовой отчетности. В бухгалтерии должно быть четко расписано, кто что делает и кто за что отвечает. Аудитору следует проверить, насколько хорошо подготовлены служебные инструкции и насколько добросовестно они выполняются.
Четвертая
составляющая системы внутреннего
контроля - контрольные действия. Под
ними понимаются политика и процедуры,
которые помогают удостовериться, что
распоряжения руководства выполняются.
К ним относятся процедуры
и мероприятия, проводимые аудируемым
лицом и выходящие за пределы
непосредственного ведения
Пятая составляющая системы внутреннего контроля - мониторинг средств контроля. Под ним понимается процесс оценки качества функционирования системы внутреннего контроля. Он выполняется с помощью постоянного наблюдения, отдельных оценок надежности средств и позволяет убедиться, что средства контроля функционируют эффективно. Аудитор должен понимать основные виды мероприятий, которые проводит организация для мониторинга внутреннего контроля финансовой деятельности.
Что касается оценки риска существенных искажений, то аудитор должен установить, уместно ли при оценке рисков существенных искажений данное средство контроля. Надо принять во внимание оценку уровня существенности, размер аудируемого лица, природу его бизнеса, сложность систем, составляющих системы внутреннего контроля. Самый простой, но наименее надежный способ получения аудиторских доказательств об системе внутреннего контроля - расспросы сотрудников клиента, а самый надежный - наблюдение аудитора за контрольными процедурами. К сожалению, аудитор физически не в состоянии лично проследить за ними. Внутренний контроль может обеспечить только частичную уверенность в достижении цели. Если в результате проведенных процедур по оценке риска не обнаружено каких-либо эффективных средств контроля, то аудитор исключает эффект контроля из соответствующих оценок рисков. Аудитор должен планировать и осуществлять процедуры проверок по существу для каждой существенной операции.
Проверка процедур контроля проходит две стадии. На первой стадии аудитор выясняет, существует ли данная процедура у аудируемого лица. На второй стадии он устанавливает, выполняют ли процедуры контроля предполагаемые функции. Тесты применяются только для тех составляющих системы внутреннего контроля, которые были признаны аудитором надлежащими для предотвращения, обнаружения и исправления. Временные рамки тестов - это период времени, с которым связано проведение аудиторских процедур. Масштаб аудиторских тестов средств контроля напрямую связан с оценкой риска аудитором. Все описанные действия аудитора должны быть отражены в рабочей документации.
Бухгалтерский
учет ИП Николаевой Е.Н. в проверяемом
периоде осуществлялся главным
бухгалтером. Организация вела учет
автоматизированным способом учета
с использованием компьютерной техники
и бухгалтерской программы. Все
рабочие процессы и хозяйственные
операции выполнялись главным
Оценка системы учета и внутреннего контроля ИП Николаевой Е.Н. в Таблице 1.
Наименование аудируемого лица | ИП Николаева Е.Н. |
Проверяемый период | С 01.01.2011 по 31.12.2011гг. |
ФИО лица, составившего документ | Бондарева О.О. |
Дата составления документа | 03.12.2011г. |
ФИО лица, проверявшего документ | |
Дата проверки документа |
Показатели | Критерии | Фактическое количество баллов | ||||
Варианты ответов | Шкала баллов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
1. ОЦЕНКА КОНТРОЛЬНОЙ СРЕДЫ | ||||||
1.
Уровень профессиональной |
Высокий | 8-10 | 9 | |||
Средний | 5-8 | |||||
Низкий | 1-3 | |||||
2.
Наличие и функционирование |
Да | 5-10 | 0 | |||
Частично | 1-5 | |||||
Нет | - | |||||
3.
Наличие ответственного |
Да | 8-10 | 8 | |||
Нет | - | |||||
4.
Работа с аудиторскими |
Да | 8-10 | 8 | |||
Нет | - | |||||
Не всегда | 3-5 | |||||
5. Наличие и соблюдение единой методики учета в головном предприятии и его филиалах, структурных подразделениях (в т.ч. консолидированной отчетности) | Да | 8-10 | 9 | |||
Нет | - | |||||
2. ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УЧЕТА | ||||||
2.1. Учетная
политика и основные принципы
ведения бухгалтерского и |
||||||
1. Наличие учетной политики | Да, с обобщенными данными | 5-8 | 8 | |||
Да, с раскрытием сведений об учете и налогообложении | 8-10 | |||||
Нет | - | |||||
2. Учетная политика применяется | последовательно от одного отчетного периода к другому | 8-10 | 8 | |||
непоследовательно | 1-5 | |||||
3. Изменения в учетную политику | вносятся в соответствии с требованиями нормативных актов по бухгалтерскому учету | 5-10 | 8 | |||
с несоблюдением требований нормативных актов по бухгалтерскому учету | 1-5 | |||||
4. Учетная политика применяется | всеми структурными подразделениями организации | 5-10 | 7 | |||
не всеми структурными подразделениями организации | 1-5 | |||||
не применяется структурными подразделениями организации | - | |||||
5.
В учетной политике |
раскрыты достаточно полно | 5-10 | 5 | |||
частично раскрыты | 3-5 | |||||
не раскрыты | - | |||||
6. Наличие в учетной политике противоречивых положений | Да | 1-5 | 5 | |||
Нет | 5-10 | |||||
7. Наличие в учетной политике методов учета отличных от установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету и налоговым законодательством | Да | 1-5 | 5 | |||
Нет | 5-10 | |||||
2.2. Структура
и характеристика финансово- |
||||||
1.
Наличие в структуре |
Да | 5-10 | 0 | |||
Нет | - | |||||
2.
Наличие графика |
Да | 1-5 | 4 | |||
Нет | - | |||||
3.
Наличие должностных |
Да | 1-5 | 4 | |||
Нет | - | |||||
2.3. Формы
и методы отражения |
||||||
1.
Применение единого рабочего
плана счетов бухгалтерского
учета (в том числе всеми
филиалами и структурными |
Да | 5-10 | 7 | |||
Нет | - | |||||
Частично | 1-5 | |||||
2.
Система налогового учета |
только регистров бухгалтерского учета | 1-5 | 8 | |||
самостоятельно
разработанных регистров |
5-8 | |||||
регистров
бухгалтерского учета и самостоятельно
разработанных регистров |
5-10 | |||||
3.
Финансово-хозяйственные |
только на основании первичных документов | 5-10 | 8 | |||
без подтверждающих первичных документов | - | |||||
4.
В организации разработаны |
Да | 5-10 | 0 | |||
Нет | - | |||||
Частично | 1-5 | |||||
5.
Финансово-хозяйственные |
Да | 5-10 | 7 | |||
Нет | - | |||||
Не всегда | 1-5 | |||||
6.
В случае наличия на |
Да | 1-5 | 0 | |||
Нет | - | |||||
7. Ведение бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета | Да | 5-10 | 9 | |||
Нет | - | |||||
8.
Имущество, являющееся |
Да | 5-10 | 9 | |||
Нет | - | |||||
9.
Соответствие данных |
Да | 5-10 | 9 | |||
Нет | - | |||||
Не всегда | 1-5 | |||||
10.
Соответствие данных остатков
по счетам синтетического |
Да | 5-10 | 9 | |||
Нет | - | |||||
Не всегда | 1-5 | |||||
11.
Порядок и сроки хранения |
Соответствуют требованиям нормативных актов полностью | 5-10 | 5 | |||
Соответствуют требованиям нормативных актов частично | 1-5 | |||||
Не
соответствует требованиям |
- | |||||
2.4. Компьютерная обработка данных (КОД) | ||||||
1.
Способ ведения учета и |
Полностью компьютеризированный учет | 5-10 | 9 | |||
Смешанный | 5-8 | |||||
Ручной | 1-5 | |||||
2. Тип используемой компьютерной программы | Использование лицензированной программы | 5-10 | 9 | |||
Программа разработана самим предприятием | 5-8 | |||||
Использование нелицензированной программы | 1-5 | |||||
3.
Система компьютерной |
охватывает отдельные участки учета, автоматизирует работу отдельных подразделений | 1-5 | 8 | |||
охватывает весь бухгалтерский и налоговый учет | 5-8 | |||||
охватывает всю деятельность организации (полностью интегрированная система) | 5-10 | |||||
2.5. Составление
бухгалтерской и налоговой |
||||||
1.
Наличие ответственного |
Да | 1-5 | 0 | |||
Нет | - | |||||
2.
Бухгалтерская и налоговая |
С соблюдением требований законодательства | 5-10 | 9 | |||
С нарушением требований законодательства | 1-5 | |||||
3.
Соблюдение предприятием |
Да | 5-10 | 9 | |||
Нет | - | |||||
Не всегда | 1-5 | |||||
3. ОЦЕНКА КОНТРОЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР | ||||||
1. Служба внутреннего аудита или отдела внутреннего контроля | Действует | 5-10 | 0 | |||
Отсутствует | - | |||||
2.
Проведение проверок своих |
Да | 5-10 | 8 | |||
Нет | - | |||||
Не всегда | 1-5 | |||||
3. Ревизионная комиссия (ревизионный отдел) | Действует | 1-5 | 0 | |||
Отсутствует | - | |||||
4. Инвентаризационная комиссия |
Утверждена руководителем и действует | 1-5 | 0 | |||
Отсутствует | - | |||||
5.
Комиссия по приему, вводу в
эксплуатацию и списанию |
Утверждена руководителем и действует | 1-5 | 0 | |||
Отсутствует | - | |||||
6. Служба по контролю за выполнением обязательств по заключенным договорам, предъявлением претензий и выполнением обязательств по предъявленным организации претензиям | Утверждена руководителем и действует | 1-5 | 0 | |||
Отсутствует | - | |||||
7.
Наличие приказа о проведении
плановых инвентаризаций |
Да | 1-5 | 0 | |||
Нет | - | |||||
8.
Документы по проведению |
Да | 1-5 | 4 | |||
Нет | - | |||||
9. Проведение сверок расчетов с партнерами (ежегодное, ежеквартальное) | Да | 5-10 | 4 | |||
Нет | - | |||||
При необходимости | 1-5 | |||||
10.
Отслеживание своевременности |
Да | 5-10 | 0 | |||
Нет | - | |||||
Нерегулярно | 1-5 | |||||
11.
Работа с персоналом: проведение
оперативных совещаний, |
Да | 5-10 | 0 | |||
Нет | - | |||||
Иногда | 1-5 | |||||
12.
Наличие договоров с |
Да | 5-10 | 0 | |||
Нет | - | |||||
Не полностью | 1-5 | |||||
Итоговая оценка (фактическое количество баллов) | х | 219 | ||||
Баллы | Фактическая надежность системы внутреннего контроля в процентах | |||||
Максимальное количество баллов | 400 | 55 | ||||
Фактическое количество баллов | 219 |
Информация о работе Аудиторская проверка расчетов с персоналом по оплате труда