Аудиторская проверка кассовых операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение учета кассовых операций в МУ Нефтеюганский районный центр культуры и досуга. Данная организация является получателем бюджетных средств.
Актуальность этой темы состоит в том, что при учете кассовых операций в бюджетных учреждениях возникает очень много ошибок.
Задачи данной работы:
Изучить теоретическую часть учета кассовых операций.
Изучить нормативную документацию на предприятии согласно теме курсовой работы.
Показать учет кассовых операций в бюджетном учреждении на примере выбранного предприятия.
Сделать выводы по учету кассовых операций в бюджетных учреждениях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ……………………………………………………………………..... 6
Организация и планирование аудиторской проверки………………..….6
Методика аудиторской проверки кассовых операций……………...….17
Типичные ошибки и нарушения выявленные при проведении проверки кассы…………………………………………………………………….…25
ГЛАВА 2. КРАТКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗ НЕФТЕЮГАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА……………………………………………………………………...27
2.1. Общие сведения и организационно-управленческая структура МУЗ Нефтеюганская городская больница…………………………………………...27
2.2. Организация бухгалтерского учета и контроля МУЗ Нефтеюганская городская больница………………………………...............................................31
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ МУЗ НЕФТЕЮГАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА……………………………………………………………….……..37
3.1.Цель, задачи и источники аудиторской проверки…………………………………….........................................................37
3.2. Оценка системы внутреннего контроля и планирование аудиторской проверки………………………………………………………………………….39
3.3. Аудиторская проверка кассовых операций………………………………..48
3.4. Отчет о проведении аудиторской проверки………………………………54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………59

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 112.09 Кб (Скачать)

Выявленная в ходе инвентаризации незначительная недостача денег  может быть погашена кассиром путем  внесения недостающей суммы в  кассу организации. Данная операция должна быть также оформлена приходным  кассовым ордером и записана в  кассовой книге. Кассир обязан дать аудитору письменное объяснение причин излишков или недостач. При обнаружении значительных недостач вследствие злоупотреблений аудитор может рекомендовать руководителю организации немедленно отстранить кассира от должности и передать дело следственным органам.

Результаты инвентаризации наличных денежных средств и других ценностей в кассе аудитор  оформляет актом по типовой форме  № ИНВ-15, который кроме аудитора подписывают кассир и главный (старший) бухгалтер проверяемого экономического субъекта. Этот акт является письменным аудиторским доказательством, и  его данные необходимы аудитору в  дальнейшем проверке полноты оприходования и правильности списания денежных средств по кассе. При проверке кассы аудитору необходимо также выяснить: заключен ли с кассиром договор о материальной ответственности или имеется ли в личном деле кассира обязательство о материальной ответственности, предусмотренное Порядком ведения кассовых операций; соответствует ли помещение кассы требованиям, установленным для работы кассира; обеспечены ли охрана кассы и сохранность денег при доставке из банка и во время выдачи заработной платы; имеется ли для хранения денег и других ценностей в кассе сейф или несгораемый шкаф; соблюдаются ли правила хранения ключей от сейфа (несгораемого шкафа) для хранения денег и других ценностей в кассе; соблюдается ли установленный лимит хранения денежной наличности по отдельным датам; проводятся ли периодические внезапные проверки кассы и имеются ли акты по таким проверкам.

Затем аудитор переходит  к проверке правильности документального оформления операций.

На следующем этапе  проверки следует установить: ведут  ли в данной организации по установленной  форме журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; все ли кассовые документы зарегистрированы в журнале, нет ли пропущенных номеров кассовых ордеров; наличие и правильность ведения кассовой книги, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью, а количество листов в ней должно быть заверено подписями руководителя и главного бухгалтера; действительно ли одну кассовую книгу ведут в данной организации (особенно это касается многопрофильных организаций, которые данный порядок часто нарушают).

После выяснения соблюдения установленных требований необходимо переходить к проверке законности совершения кассовых операций, соответствия их Порядку ведения кассовых операций. Проверке подлежат все приходные и расходные денежные документы за ревизуемый период. При проверке кассовых операций особое внимание аудитор должен уделить выявлению правильности, своевременности и полноты оприходования наличных денег. Денежные средства могут поступать из банков, от работников организации в оплату каких-либо услуг, могут быть остатками неиспользованных авансов и др. Тщательной проверке аудитора подлежат полнота и своевременность оприходования денег, полученных по каждому чеку из банка, путем сверки идентичных сумм, записанных на корешках чеков, выписок банка (по шифру, соответствующему получению наличных денег) и приходных кассовых ордеров. Однако это только формальная сторона проверки, а поэтому необходимо также проверить законность поступления денег в кассу по существу.

Следует тщательно проверить  также полноту оприходования выручки от реализации продукции основного производства, общественного питания, услуг вспомогательных, жилищно-коммунального, обслуживающих производств и хозяйств. При проверке приема наличных денег следует сверить записи в кассовой книге, приходных кассовых ордерах, на корешках чеков и выписках банка с отчетами, накладными и счетами по реализации продукции (работ, услуг).

При проверке приходных кассовых документов аудитор должен тщательно изучить (по отдельным не свойственным профилю организации операциям) договоры, заключенные по данным операциям с юридическими и физическими лицами. Особое внимание при проверке кассовых операций необходимо уделить полноте и правильности учета внереализационных доходов (процентов и дивидендов по финансовым вложениям, штрафов по хозяйственным договорам, арендной платы, безвозмездно полученных сумм и т.д.), а также начисления налогов от этих доходов. Необходимо проверить соблюдение размера лимита наличных расчетов с организациями и физическими лицами — предпринимателями за товарно-материальные ценности. Проверяя расходование наличных денег из кассы организации, аудитор должен помнить, что эти операции оформляются расходными кассовыми ордерами или другими надлежаще оформленными документами (платежными ведомостями, счетами, заявлениями и др.). Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером организации или лицами, ими уполномоченными. При проверке необходимо убедиться в юридическом обосновании выдачи из кассы наличных денег (зарплата — есть ли приказы о приеме на работу, перемещениях, увольнениях, отпусках, поощрениях, трудовые договоры, акты приемки выполненных работ и др.; выдача в подотчет — приказы на командировку, о выдаче в подотчет; выдача сторонним лицам — доверенность, если это от организации, фактура или корешок приходного ордера и др.; выдача алиментов — исполнительный лист и др.). Во всех расходных кассовых ордерах должны быть проставлены паспортные данные.

Практика аудиторских  проверок показывает также, что из кассы  иногда в организациях необоснованно  выдают денежные средства физическим лицам (не включенным в списочный  состав работников и без предварительного начисления заработной платы) под видом оплаты за маркетинговые, информационные, агентские и другие услуги, включая эти суммы в состав издержек производства (обращения); с кредита счета 50 «Касса» на затраты производства в организациях списывают также суммы, оформленные как якобы стоимость купленных за наличный расчет материалов (без предварительного их оприходования и без составления по ним расходных документов).

На достоверность финансовой отчетности оказывает влияние правильность отражения операций по движению денежных средств на счетах бухгалтерского учета. Бывают случаи, когда бухгалтер, принимающий  отчеты кассира, умышленно или из-за незнания неправильно составляет корреспонденцию  счетов, что необоснованно приводит к вуалированию доходов организации и уменьшению отчисления налогов в бюджет. Поэтому тщательной проверки требует корреспонденция счетов по каждой кассовой операции.

При проверке кассовых операций можно использовать такие приемы контроля, как чтение документов, проверка (обследование) документов, встречная сверка документов и записей, счетная проверка арифметических данных.

Кассовые операции по приему и списанию денег в расход изучают  по всем документам, приложенным к  кассовым отчетам, по возможности за весь период, подлежащий проверке. При аудите исследуются следующие формы учетной документации по кассовым операциям: № КО-1 «Приходный кассовый ордер», № КО-2 «Расходный кассовый ордер», № КО-3 и КО-За «Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов», № КО-4 «Кассовая книга», № КО-5 «Книга учета принятых и выданных кассиром денег», документы безордерного оформления приема и выдачи денег, регистры по счету 50 «Касса», Главная книга, балансы на соответствующие даты, отчеты о движении денежных средств.

В ходе проверки кассовых операций аудитор должен, кроме того, проверить: периодичность сдачи отчетов  кассира в бухгалтерию, расписки главного бухгалтера или его заместителя о проверке и принятии отчетов и документов к ним; своевременно ли возвращаются в банк остатки денежных средств, полученные на организационно-хозяйственные расходы и на оплату труда; сдается ли в банк вся выручка; имеются ли случаи, когда незаполненные чеки были подписаны руководителем и главным бухгалтером организации; имеются ли случаи выдачи наличных денег в подотчет физическим лицам, не являющимся работниками данной организации.

В заключение следует отметить, что раздел аудиторской программы по проверке кассовых операций должен включить следующие вопросы и направления аудита: инвентаризация наличия и проверка состояния хранения денежных средств и других ценностей в кассе; проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств, поступивших в кассу; исследование правильности списания денег на расход; проверка соблюдения кассовой и финансовой дисциплины; проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета; документирование материалов и результатов проверки; выводы и предложения по результатам аудита.

 

    1. Типичные ошибки и нарушения выявленные при проведении проверки кассы

 

Проводя аудит кассовых операций, аудитор должен знать о возможных  ошибках и нарушениях, свойственных данному разделу учета. Отметим наиболее типичные из них:

1. Прямое хищение денежных  средств.

А) Ничем не замаскированное.

Б) Замаскированное неоформленными документами и расписками

2. Неоприходование и присвоение поступивших денежных сумм.

А) Из банка.

Б) От различных физических и юридических лиц по приходным ордерам.

В) От различных юридических лиц по доверенностям.

3.Излишнее списание денег по кассе.



А) Повторное использование одних и тех же документов.

Б) Неправильный подсчет итогов в кассовых документах и 
отчетах.

В) Списание сумм без оснований или по подложным документам.

Г) Подлог в законно оформленных документах с увеличением сумм списаний.

4.Присвоение сумм, законно начисленных разным лицам и 
организациям.

А) Присвоение депонированной заработной платы и средств, 
начисленных по другим основаниям.

Б) Присвоение сумм, причитающихся другим предприятиям.

5.Расчеты суммами наличных денежных средств, превышающими предельную величину.

А) С другими юридическими лицами и предпринимателями, 
действующими без образования юридического лица.

Б) Поступающими в кассу проверяемого предприятия.

6.Расчеты с населением наличными за готовую продукцию, то 
вары, выполненные работы и оказанные услуги.

А) Без применения контрольно-кассовых машин.

Б) Без регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах.

7.Некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического учета.

Данная классификация  положена в основу разработки аудиторских процедур.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. КРАТКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗ НЕФТЕЮГАНСКАЯ  ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА

 

2.1. Общие сведения и  организационно – управленческая  структура МУЗ Нефтеюганская городская больница

Нефтеюганская центральная городская больница является муниципальным учреждением, координация и регулирование деятельности которой осуществляет Администрация г.Нефтеюганска.

Целью создания Нефтеюганской городской больницы является наиболее полное удовлетворение потребности населения г.Нефтеюганска в квалифицированной медицинской помощи, повышение ее качества, рациональное и эффективное использование кадровых, финансовых и материальных ресурсов НГБ, достижение высоких конечных результатов деятельности всех служб и структурных подразделений НГБ.

Предметом деятельности НГБ г.Нефтеюганск является: осуществление медико-санитарных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и снижение общей заболеваемости, инвалидности и смертности в городе. А также оказание первичной медицинской помощи, в том числе:

  • «скорой» и неотложной медицинской помощи при внезапных заболеваниях и состояниях, угрожающих жизни больного, несчастных случаях и травмах, отравлениях, суицидальных попытках, при родах, острых тяжелых заболеваниях;
  • лечебной и диагностической помощи больным в амбулаторных условиях, включая неотложную и доврачебную медпомощь при острых и обострении хронических заболеваний, травмах и несчастных случаях;
  • диагностика и лечение больных на дому;
  • восстановительное лечение больных в амбулаторных условиях;
  • проведение мероприятий по профилактические заболеваний;
  • оказание стоматологической помощи населению;
  • стационарная помощь больным острыми и с обострениями хронических заболеваний, травмами, ожогами, отравлениями, при беременности, родах;
  • реабилитационные мероприятия в стационарных условиях;
  • отбор и организация направления больных на консультации и стационарное лечение в специализированные республиканские учреждения и МСЭК;
  • строгое выполнение медико-экономических стандартов по оказанию медицинской помощи населению.

Помимо основных видов  деятельности Учреждение вправе осуществлять некоторые виды предпринимательской  медицинской деятельности согласно Постановлению правительства РФ №41 от 23 января 1992г. во всех структурных подразделениях НГБ и согласно прейскуранту цен на медицинские услуги.

Имущество, отраженное в балансе, закреплено за НГБ г.Нефтеюганск на праве оперативного управления. Имущество НГБ является муниципальной собственностью. Источником формирования имущества учреждения, в т.ч. финансовых средств, являются:

  • имущество, закрепленное собственником или уполномоченным им органом в установленном порядке;
  • имущество, приобретенное за счет бюджетных средств, выделяемых учреждению по смете;
  • бюджетные ассигнования и другие поступления;
  • средства, поступившие в соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
  • внебюджетные средства;
  • доход, получаемый от платных видов разрешенной предпринимательской деятельности;
  • доходы от ценных бумаг;
  • амортизационные отчисления;
  • кредиты банков и других кредиторов;
  • безвозмездные и благотворительные взносы, пожертвования организаций, учреждений и граждан;
  • иные источники в соответствии с законодательством РФ

Информация о работе Аудиторская проверка кассовых операций