Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:24, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение учета кассовых операций в МУ Нефтеюганский районный центр культуры и досуга. Данная организация является получателем бюджетных средств.
Актуальность этой темы состоит в том, что при учете кассовых операций в бюджетных учреждениях возникает очень много ошибок.
Задачи данной работы:
Изучить теоретическую часть учета кассовых операций.
Изучить нормативную документацию на предприятии согласно теме курсовой работы.
Показать учет кассовых операций в бюджетном учреждении на примере выбранного предприятия.
Сделать выводы по учету кассовых операций в бюджетных учреждениях.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ……………………………………………………………………..... 6
Организация и планирование аудиторской проверки………………..….6
Методика аудиторской проверки кассовых операций……………...….17
Типичные ошибки и нарушения выявленные при проведении проверки кассы…………………………………………………………………….…25
ГЛАВА 2. КРАТКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗ НЕФТЕЮГАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА……………………………………………………………………...27
2.1. Общие сведения и организационно-управленческая структура МУЗ Нефтеюганская городская больница…………………………………………...27
2.2. Организация бухгалтерского учета и контроля МУЗ Нефтеюганская городская больница………………………………...............................................31
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ МУЗ НЕФТЕЮГАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА……………………………………………………………….……..37
3.1.Цель, задачи и источники аудиторской проверки…………………………………….........................................................37
3.2. Оценка системы внутреннего контроля и планирование аудиторской проверки………………………………………………………………………….39
3.3. Аудиторская проверка кассовых операций………………………………..48
3.4. Отчет о проведении аудиторской проверки………………………………54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………59
Проведя проверку всех разделов учета, по некоторым статьям баланса аудитор может получить превышение обнаруженных ошибок над уровнем существенности. При этом аудитор сравнивает сумму всех обнаруженных ошибок с величиной существенности S . Если сумма всех ошибок (т. е. общая ошибка) превышает величину существенности и руководство проверяемого предприятия выразило несогласие с внесением исправлений, аудитор должен подготовить по итогам проверки аудиторское заключение, отличное от безусловно положительного. Положительное заключение в этом случае может бы дано лишь при незначительном (до 15%) превышении общей ошибки отчетности над существенностью. Окончательное решение аудитор принимает, руководствуясь профессиональным опытом и качественными характеристиками обнаруженных ошибок. Кроме того, аудитор принимает во внимание значимость тех статей баланса, по которым допущено превышение существенности.
Второй вариант распределения существенности в заключительной части (сравнение найденных ошибок с величиной существенности) идентичен предыдущему, однако призван устранить существенный его недостаток.
Как видно, при первом варианте большая сумма существенности окажется на том счете, у которого больше сальдо на конец периода. И наоборот, счет, не имеющий на конец периода остатка, который должен находить свое отражение в балансе, но участвовавший в учетном процессе, получит существенность равную 0** . То есть любая, даже самая незначительная ошибка, допущенная в операциях по данному счету, приведет к превышению "выделенной" для этого счета существенности. Как правило, большая ошибка содержится по счету, имеющему больший оборот.
Такой "перекос" при распределении существенности по отдельным счетам не приведет к искажению общего результата: сумма значений существенности по всем счетам учета будет по прежнему равна общей существенности, взятой как доля от сальдо баланса. Однако аудитору будет сложнее подтвердить достоверность бухгалтерской отчетности, поскольку одним из наиболее значимых факторов, принимаемых аудитором к рассмотрению, как раз является значимость тех статей, счетов, по которым превышен уровень существенности.
Приведенный ниже вариант распределения существенности по статьям и счетам учета позволяет избежать указанного недостатка за счет распределения пропорционально обороту по счетам (но с учетом остатка), а не пропорционально только конечному остатку по счету. Расчет абсолютной величины существенности производится с целью сравнения ее с величиной обнаруженных в процессе аудиторской проверки ошибок и получения на этой основе вывода о достоверности бухгалтерской отчетности. Следовательно, числовой показатель существенности должен быть сопоставим с числовым показателем обнаруженных в процессе аудиторской проверки ошибок.
После определения общей величины существенности S, аудитор сразу распределяет эту сумму по счетам бухгалтерского учета в следующем порядке:
, где
sn - величина существенности, приходящаяся на счет (субсчет) n (руб.);
tdn- дебетовый оборот за отчетный период по счету (субсчету) n (руб.);
tnk - кредитовый оборот за отчетный период по счету (субсчету) n (руб.);
сn - сальдо на конец периода по счету (субсчету) n (руб.);
Т - оборот за отчетный период по всем счетам (по дебету или по кредиту — они равны) (руб.);
С - сальдо за отчетный период по всем счетам (по дебету или по кредиту — они равны) (руб.).
Показатели Т и С берутся аудитором из оборотно-сальдовой ведомости на конец отчетного периода.
Показатель сn берется для каждого счета, а если оборотно-сальдовая ведомость содержит данные по субсчетам, то распределение существенности происходит сразу по субсчетам, миную суммы по счету в целом.
Остатки по счетам (сn) в оборотно-сальдовой ведомости обычно отражаются в свернутом виде — остаток либо дебетовый, либо кредитовый. Если же в оборотно-сальдовой ведомости у какого-либо счета остаток имеется и по дебету, и по кредиту (такая запись остатков в ряде случаев целесообразна для их последующего перенесения в актив и пассив баланса), показатель сn берется как сумма остатков по дебету и кредиту счета (субсчета).
Итогом распределения существенности по счетам станут показатели с01, с02, с04 . . . , которые в сумме составят общую величину существенности. Получив величину существенности по счетам, аудитор может легко определить существенность по статьям баланса, состоящим из остатков определенных счетов.
Далее аудитор проводит описанное
выше сопоставление общей величины
существенности с общей ошибкой
по статьям баланса, а по статьям,
ошибка в которых превысила выделенный
для них уровень
При выборе варианта распределения существенности аудитор должен исходить из профессиональных соображений с учетом того факта, что второй вариант более трудоемок, но более точен.
Основанием для изменения аудиторской организацией системы базовых показателей и порядка нахождения уровня существенности могут служить:
а) изменения законодательства
в области бухгалтерского учета
и налогообложения, затрагивающие
порядок определения статей баланса
или базовых показателей
б) изменения законодательства в области аудита, устанавливающие требования к методам определения уровня существенности;
в) изменение аудиторской специализации аудиторской организации;
г) значительное изменение
состава экономических
д) смена руководства аудиторской организации.
Установив допустимый уровень существенности, аудитор может приступать к построению аудиторской выборки. Аудиторская выборка может корректироваться в зависимости от целей аудита и от установленных аудитором уровней рисков: риска выборки, допустимой и ожидаемой ошибки и объема генеральной совокупности.
Для того чтобы рассчитать аудиторский риск на участке необходимо проанализировать 3 составляющие аудиторского риска: неотъемлемый риск (НОР), риск средств контроля (РСК), и риск необнаружения (РНО).
АР = НОР * РСК * РНО
НОР – это риск, который связан, как правило, с особенностями, организацией бизнеса клиента средой или окружением в котором функционирует экономический субъект, а так же стилем руководства и опытом», формула расчета следующая:
РНО = АР/(НОР * РСК) (%)
Установим аудиторский риск на уровне 5%, риск средств контроля равен 50%, неотъемлемый риск равен 95%. Получаем: 0,05/(0,9*0,6)=0,09. Таким образом, риск необнаружения равен 9%.
Завершающей стадией планирования является подготовка общего плана и программы аудита. В общем плане должны быть отражены основная цель и направления проверки, способ проведения аудита, установленный уровень существенности, параметры аудиторского риска, определены численность и квалификация рабочей группы аудиторов, их обязанности, ответственность и соподчиненность; указаны сроки проведения проверки, а также дата представления аудиторского заключения и детализированного отчета.
Программа аудита является развитием плана аудита и представляет собой перечень аудиторских процедур, которые необходимы для каждой конкретной части проверки. Аудиторские программы бывают двух видов: 1) программы тестов контроля, которые содержит процедуры для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля предприятия; 2) программы проверки остатков на счетах, которые содержат процедуры для сбора информации непосредственно об остатках на счетах.
Составляя программу проверки кассовых операций, аудитор направляет свои усилия на проверку тех участков, которые не подвергались контролю или мало контролировались бухгалтерией.
Составляя программу, аудитор определяет, какие приемы проверки он будет использовать. Для проверки кассовых операций можно использовать пересчет, сопоставление, прослеживание, сканирование, документальную проверку, подтверждение.
Программа аудита кассовых операций, операций по приобретению и реализации продукции представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур для сбора аудиторских доказательств.
При проверке необходимо установить:
Важным шагом на этапе планирования аудита является комплектация адекватной рабочей группы в зависимости от целей проверки, объема работы и сроков проведения аудита. Так, в случае проведения целевой проверки и при значительном объеме операций рабочую группу аудиторов предлагается разделить на отдельные подгруппы по направлениям проверки. Рабочая группа должна формироваться из аудиторов, специализирующихся на проверках данных операций. При незначительном объеме операций в состав рабочей группы достаточно включить двух - трех аудиторов (специалистов в сфере торговли). Аудиторы должны иметь достаточную теоретическую подготовку в области правовых и экономических основ операций по приобретению и реализации продукции, заключению договоров, механизма их проведения и бухгалтерского учета, а также иметь практический опыт работы в торговле. В необходимых случаях к выполнению отдельных этапов аудита могут быть привлечены эксперты. Работа эксперта и использование предоставленных им материалов регламентированы правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Использование работы эксперта".
Общее руководство проверкой, координация деятельности членов рабочей группы и контроль за соблюдением графика использования рабочего времени должны осуществляться руководителем аудиторской проверки. При разделении рабочей группы на подгруппы по направлениям функции локального руководства целесообразно возлагать на старших аудиторов.
1.2. Методика аудиторской проверки кассовых операций
В виде таблицы опишем в
сравнении три методики аудиторской
проверки кассовых операций трех авторов
и дадим сравнительную
Сравнительная характеристика методик аудиторской проверки кассовых операций
Таблица 1
Автор | ||
Комиссаров В.П. |
Щербаков Н.С. |
Подольский В.И. |
1. Инвентаризация кассы и 2.
проверка наличия и качества
составления внутренних 3.
проверка правильности 4.
проверка полноты и 5.
аудиторская проверка 6. проверка соблюдения кассовой дисциплины; 7.
проверка правильности 8.
оформление результатов |
1. Определение цели и основных задач аудита, подборка нормативных актов. 2. Составление аудиторской 3. Определение возможности использования результатов работы внутреннего аудита. 4. Проверка организации 5. Документальное подтверждение
соответствия данных 6. Выявление существенных 7. Документирование. 8. Письменная информация |
1. Инвентаризация фактического остатка наличных денег в кассе и соответствие его учетным данным по кассовой книге. 2. Проверка по приходным и расходным ордерам полноты и своевременности оприходования и списания наличных денег по кассовой книге. 3. Проверка наличия оправдательных документов к приходным и расходным ордерам на основании которых они оформлены (билеты, счета, чеки, наличие приказа – в I очередь). 4. Проверка законности совершенных хозяйственных операций. 5. Проверка фактического наличия других ценностей, хранящихся в кассе, которые в соответствии с действующими нормативными документами надлежит хранить в кассе (ценные бумаги, бланки строгой отчетности, драгоценные подарки предприятию). 6. Проверка итогов в кассовой книге и других учетных регистров. 7. Обеспечение сохранности денежных средств при их получении, доставке из банка (предприятия), хранении и выдаче на предприятии в соответствии с требованиями рекомендаций МВД РФ по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке. 8. Проверка наличия письменного договора о полной материальной ответственности с кассиром. |
На мой взгляд наиболее актуальной методикой аудиторской проверки кассовых операций является методика Щербакова Н.С.
Аудиторскую проверку денежных средств целесообразно начинать с проверки кассовых операций. Основным нормативным актом, регламентирующим порядок осуществления операций по приему, хранению и выдаче наличных денег в кассе организации, является Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации. Этот документ устанавливает единый порядок хранения наличных денег, их приема, оформления кассовых документов и ведения кассовой книги, ревизии кассы, а также контроля за соблюдением кассовой дисциплины.
При проверке аудитор, кроме того, должен руководствоваться Законом Российской Федерации № 3537-1 «О денежной системе Российской Федерации». В качестве методического материала можно использовать Рекомендации Центрального банка РФ № 113 по осуществлению учреждениями банка проверок соблюдения предприятиями, организациями и учреждениями Порядка ведения кассовых операций в РФ. Наконец, аудитор должен пользоваться нормативными документами, утвержденными соответствующими министерствами и ведомствами, которыми регулируются кассовые операции, имеющие отраслевые особенности (расходование наличных сумм заготовительными организациями, организациями потребительской кооперации, инкассирование торговой выручки и т.п.).
Проверка кассы обычно начинается с проведения инвентаризации кассовой наличности немедленно по прибытию аудитора на место проверки в присутствии кассира и главного (старшего) бухгалтера. При наличии нескольких касс аудитор опечатывает их, чтобы предотвратить возможность покрытия из других источников недостачи денег, изменения остатка денег, выведенного в кассовой книге. Последний кассовый отчет и документы по операциям последнего дня кассир представляет для проверки, а также дает расписку о том, что все приходные и расходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации в кассе нет неоприходованных или не списанных в расход денег. Далее кассир начинает группировку наличных денег по ответствующим купюрам и в присутствии аудитора и главное бухгалтера организации проводит полный полистный их счет, включая опечатанные в пачках деньги, полученные в учреждении банка.
При инвентаризации кассовой наличности аудитору необходимо установить также наличие других ценностей в кассе: ценных бумаг, денежных документов. Результаты инвентаризации наличных денежных средств и других ценностей в кассе сопоставляются данными об их остатках, зафиксированными в бухгалтерском отчете. Выявленные в ходе инвентаризации кассовой наличности лишки по рекомендации аудитора приходуются по приходному кассовому ордеру в доход организации (дебет счета 50 и кредит счета 91), и данная операция записывается в кассовой книге, лишки могут быть результатом умышленных действий (неучтенные средства) или допущенных ошибок при приеме и выдаче денежных средств. Поэтому аудитор должен объективно оценить ситуацию и определить правильную формулировку для акта проверки.