Аудиторская проверка денежных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 06:48, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы – изучение процедур и методов проведения аудиторской проверки учета денежных средств.

Для осуществления этой цели в работе поставлены следующие задачи:
выявить сущность денежных средств, определить цели и принципы их учета;
рассмотреть теоретические аспекты аудита учета денежных средств на предприятии;
проанализировать постановку и ведение учета денежных средств на предприятии;
провести аудиторскую проверку денежных средств;
разработать рекомендации, направленные на оптимизацию управления денежными средствами предприятия.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты аудита денежных средств 5

1.1 Цели и принципы учета денежных средств на предприятии 5

1.2 Порядок учета денежных средств и денежных документов 8

1.3 Методика аудиторской проверки денежных средств 14

ГЛАВА 2. Организация аудита денежных средств на примере ООО «Орион-Экспрессия» 21

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия 21

2.2 Организация бухгалтерского учета денежных средств в ООО «Орион-Экспрессия» 26

2.3 Проведение аудиторской проверки учета денежных средств в ООО «Орион-Экспрессия» 38

2.4 Рекомендации по повышению эффективности использования денежных средств по результатам аудиторской проверки 44

Заключение 49

Список использованных источников и литературы 51

Приложения 54

Работа содержит 1 файл

Курсовая_аудит_АП денежных средств.docx

— 104.19 Кб (Скачать)

    Однако  для мелких текущих производственных расходов наличными, для расчетов с  работниками по оплате труда, выдачи денег под отчет и т. д. в  каждой организации создается касса. Полную ответственность за сохранность денежных средств и других ценностей, находящихся в кассе, несет кассир.

    При приеме на работу с кассиром должен быть заключен договор о полной материальной ответственности работника за переданные ему под отчет материальные ценности (ф. № 191).

    В некоторых организациях с кассиром не заключают договор, а оформляется  Обязательство кассира.

     Денежные  средства, хранящиеся в кассе, учитывают  на активном синтетическом счете 50 «Касса». В дебет его записывают поступление денежных средств в  кассу, а в кредит — выбытие  денежных средств из кассы [33, c. 189].

     К счету 50 «Касса» могут быть открыты  субсчета:

     50-1 «Касса организации» — учитывают  денежные средства в кассе.

     50-2 «Операционная касса» — учитывают  наличие и движение денежных  средств в кассах товарных  контор (пристаней) и эксплуатационных  участков, остановочных пунктов,  речных переправ, в билетных и  багажных кассах портов, вокзалов  и т.п. этот субсчет открывается  организациями при необходимости.

     50-3 «Денежные документы» — учитывают  находящиеся в кассе организации  почтовые и вексельные марки,  оплаченные авиабилеты, марки госпошлины  и другие денежные документы.

     Для учета кассовых операций применяются  следующие типовые межведомственные формы первичных документов и  учетных регистров: приходный кассовый ордер (форма КО-1), расходный кассовый ордер (форма КО-2), журнал регистрации  приходных и расходных кассовых ордеров (форма КО-3), Кассовая книга (форма КО-4), Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма КО-5).

     Поступление денег в кассу и выдачу из кассы  оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами. Суммы операций записывают в ордерах цифрами  и прописью. Приходные ордера подписывает  главный бухгалтер, а расходные  — руководитель организации и  главный бухгалтер.

     Денежные  средства могут поступать в кассу [24, c. 201]:

  • со счетов в банке на выдачу заработной платы, пенсий, пособий в сумме, определенной в расчетно-платежной ведомости по графе “К выдаче”, после того как будут произведены перечисления в бюджет налога с доходов физических лиц, взносы единого социального налога и др.;
  • в порядке платы за жилую площадь, за пользование коммунальными услугами, за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и т.д.;
  • в виде выручки от продажи за наличный расчет товаров, готовой продукции, товарно-материальных ценностей через собственные ларьки, магазины, столовые и буфеты, выручки от предоставления услуг обслуживающими производствами и хозяйствами (банями, прачечными, парикмахерскими, ремонтно-пошивочными мастерскими и т.д.);
  • в виде взносов работников в порядке погашения задолженности по ссудам на индивидуальные нужды, за товары, купленные в кредит, при возврате неиспользованных подотчетных сумм и переполученных авансов и т. д.

     Единственным  документом на расходование денежных средств из кассы является расходный  кассовый ордер (ф. № КО-2). Он должен быть подписан главным бухгалтером, кассиром и погашен штампом «Оплачено».

     Приходные и расходные кассовые ордера до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью. Количество листов в ней должно быть заверено подписями руководителей организаций и главного бухгалтера.

     Контроль  за правильным ведением кассовой книги  возлагается на главного бухгалтера организации [33, c. 190].

     После окончания рабочего дня кассир должен пересчитать денежную наличность в  кассе, сверить ее с книжным остатком и опечатать (опломбировать) сейф и  помещение кассы. Ключи от сейфов и печати хранятся у кассира, а  дубликаты ключей в опечатанных  кассиром пакетах, шкатулках и др. — у руководителя организации Учреждением банка устанавливается лимит кассы, т.е. предельная сумма остатка денежных средств, которая может храниться в кассе организации.

     Деньги  сверх лимита могут находиться только в период выдачи заработной платы  в течение 3 дней, включая день получения  денег в банке. Утром на 4-й день не выданная (депонированная) сумма  заработной платы должна быть внесена  в банк [33, c. 192].

     Главный бухгалтер должен строго следить  за соблюдением лимита кассы. Не только банки, но и органы государственного и негосударственного контроля (ведомственные  и вневедомственные) систематически проверяют состояние кассовой дисциплины. При выявлении нарушений выясняется, когда, в какой сумме и по какой  причине было допущено превышение лимита денежных средств в кассе.

     За  накопление в кассе наличных денег  сверх установленного лимита на руководителя организации налагается штраф в  трехкратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности [33, c. 191].

     Банки, налоговые инспекции и правоохранительные органы в обязательном порядке проводят проверки соблюдения условий работы с кассовой денежной наличностью  и в случае выявления нарушений  применяют штрафные санкции.

     Каждая  организация вправе открывать в  любом банке расчетные и другие счета для хранения свободных  денежных средств и осуществления  всех видов расчетных, кредитных  и кассовых операций.

     Расчетный счет представляет собой бессрочный вклад организации, т.е. остаток денежных средств, оставшийся на конец года, переходит на следующий год.

     Хранение  денежных средств на счетах в банках имеет большое значение, так как [29, c. 92]:

  • надежно обеспечивается их сохранность от расхищений;
  • контролируется использование по целевому назначению;
  • облегчаются и ускоряются расчеты между юридическими лицами путем применения безналичных форм расчетов.

     Определенную  выгоду имеют организации: банк зачисляет  на их расчетные счета вкладной процент  в определенном размере от среднегодового остатка денежных средств на счете.

     Денежные  средства предприятия, хранящиеся на расчетных  счетах, учитывают на активном синтетическом  счете 51 «Расчетный счет». В дебет  этого счета записывают поступления  денежных средств на расчетный счет, а в кредит — уменьшение денежных средств на расчетном счете. Основанием для записей по расчетному счету  служат выписки банка с приложенными к ним оправдательными документами.

     В случае если предприятие имеет несколько  расчетных счетов, необходимо ведение  аналитического учета в разрезе  расчетных счетов.

     Синтетический учет денежных средств на расчетном  счете ведется в журнале-ордере № 2.

     Денежные  средства, хранящиеся на расчетных  счетах, предназначены как для  основной деятельности, так и для  вложений во внеоборотные активы.

     В силу этого на расчетные счета  зачисляются денежные средства, получаемые в результате основной деятельности организации: выручка от продажи  готовой продукции и товаров, от предоставления услуг, от выполняемых  на сторону работ. Кроме того, на расчетные счета зачисляются  выручка от реализации основных средств, арендная плата за сданные в аренду основные средства, а также выручка  от реализации прочих активов (материалов, сырья, полуфабрикатов, ценных бумаг, нематериальных активов и т. д.), дивиденды по акциям, облигациям и т. п.

     Расходуются денежные средства с расчетных счетов как на основную деятельность (приобретение сырья, материалов, товаров, оплата труда  работников и пр.), так и путем  вложений во внеоборотные активы (на приобретение основных средств, приобретение нематериальных активов и т. д.), а также на финансовые вложения (приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг, предоставление займов и т. д.).

     Поступление и списание денежных средств с  расчетных счетов могут производиться  двумя способами:

  • наличным;
  • безналичным.

     Основной  формой безналичных расчетов является платежное поручение.

     Платежное поручение (форма № 0401060) представляет собой письменное распоряжение владельца  счета на списание денег с его  счета и зачисление их на счет получателя. Оно применяется в основном по нетоварным операциям, для перечисления в бюджет налогов, удержанных из оплаты труда работников, для оплаты счетов организаций связи за услуги, для  расчетов с органами имущественного, социального и медицинского страхования  и в других случаях [12, c. 33].

     Платежные поручения действительны в течение 10 дней со дня выписки, не считая день выписки документа, и принимаются  банками к исполнению без ограничения  суммы только при наличии средств  на счете плательщика.

     Платежные поручения выписываются с использованием технических средств для банка  и всех сторон, участвующих в расчетах. Первый экземпляр должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером  организации и иметь оттиск печати. Помарки и подчистки в платежных  поручениях не допускаются.

     Последние экземпляры расчетных документов (с  отметкой банка) главный бухгалтер  организации должен хранить в  отдельной папке до получения  выписки с расчетного счета в  банке.

     Ежедневно банк составляет для своих клиентов выписку с расчетного счета, которая  представляет собой точную копию  записей на счете. 

1.3 Методика аудиторской проверки  денежных средств

 

     Основная  цель проверки денежных средств состоит  в установлении законности, достоверности  и целесообразности совершения операций с денежными средствами и правильности отражения их в учете. В задачи аудита денежных средств входят:

  • ознакомление с условиями хранения наличных денег и обеспечение их сохранности;
  • изучение правильности документального оформления операций по приходу и расходу денежных средств, ведению кассовой книги и учету кассовых операций;
  • проверка соблюдения кассовой дисциплины, полноты и своевременности оприходования наличности в кассу;
  • соблюдение порядка выдачи и возврата в кассу подотчетных сумм, целевого использования полученных в банке денежных средств;
  • соблюдение лимита кассовой наличности и установленных правил расчетов наличными деньгами с юридическими лицами;
  • определение законности и целесообразности операций по поступлению и списанию средств с банковских счетов предприятия, правильности отражения их в учете;
  • проверка состояния расчетно-платежной дисциплины по заключенным договорам.

     Источниками информационного обеспечения для  проверки денежных средств служат [19, c. 54]:

  • приходные и расходные кассовые ордера с оправдательными документами;
  • журнал регистрации;
  • кассовая книга;
  • журнал-ордер и ведомость по счетам 30 – 35;
  • выписки банка с платежными документами;
  • Главная книга;
  • баланс;
  • отчет о движении денежных средств.

     Приступая к проверке операций аудитору целесообразно  провести тестирование по заранее подготовленному  вопросу, по результатам которого дается оценка состояния учета и внутреннего  контроля денежных средств и составляется программа аудиторской проверки кассовых банковских операций для целенаправленного  сбора документов.

     Доказательство  аудитор получает с помощью приемов [27, c. 115]:

  • участие в инвентаризации кассовой наличности;
  • наблюдение за проведением кассовых операций;
  • устный опрос;
  • получение письменного подтверждения;
  • проверка арифметических подсчетов;
  • анализ полученных данных.

     Целью аудиторской проверки кассовых операций является установление соответствия применяемой  в организации методики учета  и налогообложения операций по движению наличных денежных средств действующим  в РФ в проверяемом периоде нормативным документам для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах.

     Кассовые  операции целесообразно проверять  сплошным методом.

     Аудиторская проверка кассовых операций может быть организована в такой последовательности [19, c. 61]:

  • инвентаризация кассы и обследование условий хранения денежных средств;
  • проверка правильности документального оформления операций;
  • проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств;
  • аудиторская проверка правильности списания денег в расход;
  • проверка соблюдения кассовой и финансовой дисциплины;
  • проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета;
  • оформление результатов проверки.

Информация о работе Аудиторская проверка денежных средств