Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении теоретических и практических аспектов аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА 5
1.1 Роль и значение аудита в хозяйственной деятельности предприятия 5
1.2 Регламентация аудиторской деятельности в РФ 11
1.3 Цели и задачи аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками 15
ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ 19
2.1 Изучение и оценка и внутреннего контроля товарных операций 19
2.2 Расчет уровня существенности и аудиторского риска 27
2.3 Программа аудита 31
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ И ЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ 39
3.1 Источники и методы сбора аудиторских доказательств 39
3.2 Проведение процедур средств контроля, процедур по существу и их документирование 44
3.3 Информация полученная по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 55

Работа содержит 1 файл

АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАЩИКАМИ.doc

— 476.50 Кб (Скачать)

     При этом особое внимание должно быть уделено  просроченной задолженности и задолженности  с истекшим сроком исковой давности. Аудитору следует выяснить причины  возникновения такой задолженности  и уточнить, какие были приняты  меры к ее взысканию. При наличии дебиторской задолженности необходимо установить дату и причину ее возникновения.

     В случае если среди контрагентов предприятия  есть поставщики-нерезиденты, осуществляющие поставки за иностранную валюту, следует  выяснить, как велся учет курсовых разниц, и уточнить производился ли пересчет остатков по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на отчетную дату. При наличии поставщиков-резидентов, договоры на поставку от которых выражены в иностранной валюте (или в условных единицах), необходимо определить каким образом в учете отражались суммовые разницы, возникшие до даты принятия товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг) к учету и после этой даты.

     Основная  цель поверки расчетов с покупателями и заказчиками – установить правильность ведения учета расчетов за реализованную (отгруженную) продукцию, выполненные работы, оказанные услуги.

     В ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками должны быть решены следующие задачи:

  • проверка правильности оформления первичных документов по реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности;
  • контроль над выполнением условий договоров и контрактов;
  • подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности;
  • оценка правильности оформления и отражения в учете предъявленных претензий;
  • проверить правильность отражения в учете сумм неистребованной дебиторской задолженности по договорам поставки (купли-продажи и др.)
  • проанализировать правильность оформления и отражения в учете полученных авансов, отражаемых на счете 64 «Расчеты по авансам полученным».

     При проверке расчетов с поставщиками и  подрядчиками, покупателями используются приемы фактического и документального контроля, аналитические процедуры, логический анализ, устные опросы должностных лиц по отдельным вопросам данного раздела аудиторской программы.

     При аудите расчетов с использованием различных форм безналичных расчетов выясняется наличие всех оправдательных документов, а при необходимости проводятся встречные сверки в банке или у покупателя, поставщика.

     Аудитор, исходя из конкретных целей аудита расчетов, устанавливает: правильность и завершенность сумм, относимых к дебиторской задолженности; право собственности организации на подлежащие оплате ценности; обоснованность оценки сумм дебиторской задолженности, включаемой в баланс; правильность корреспонденции и отражения на счетах дебиторской задолженности; обоснованность отнесения дебиторской задолженности к соответствующему периоду; арифметическую точность и соответствие статей дебиторской задолженности в балансе итогам учетных регистров и Главной книге; правильность раскрытия краткосрочной, долгосрочной и просроченной дебиторской задолженности в финансовой отчетности.

 

ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ

2.1 Изучение и оценка  и внутреннего  контроля товарных  операций

     I. Аудиторская проверка первичного учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками. При проверке учета расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитору необходимо оценить качество первичной информации, поступающей в систему бухгалтерского учета. Практически все документы по расчетам поступают на предприятие извне, увеличивая внутрихозяйственный и контрольный риски при проведении аудита. Причинами этого являются:

    - отсутствие много кратного контроля  за первичными документами на  стадии их создания и проверки (как это происходит с документацией, создаваемой на предприятии);

    - сложность восстановления отсутствующих  и исправления неправильно оформленных  документов;

    - большая вероятность несвоевременного  поступления подтверждающих документов;

    - значительная часть первичных  документов, подтверждающих совершение этих операций (особенно операций, связанных с договорами на оказание услуг), не унифицирована. Отсюда риск того, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей, если будут какие-либо сомнения в правильности оформления документов и их комплектности.

    В таких условиях анализ организации  первичного учета позволит аудитору более квалифицированно провести основные аудиторские процедуры по данному разделу и более обоснованно определить объемы выборки и способы отбора элементов проверяемой совокупности. Результаты организации первичного учета позволяют делать вывод о качестве первичной учетной документации, которая будет использоваться аудитором в качестве аудиторских доказательств.

    Аудиторская проверка организации первичного учета строится по схеме:

    Определяется  степень воздействия на организацию  первичного учета различных внутренних и внешних факторов. Внешние факторы: требования законодательства, принадлежность организации, специфика отрасли, размеры предприятия, местоположение, используемые ресурсы.

    Внутренние  факторы: организационная структура, стиль управления и стиль работы руководителей, методы распределения  полномочий и ответственности, информационное и кадровое обеспечение, техническая оснащенность.

    Оценивается внутрихозяйственный риск системы первичного учета по результатам проведения аналитических процедур.

    Определяется  примерный объем первичной учетной  документации, представляемой к проверке.

    При проведении аудита организации первичного учета по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками применяются следующие методы сбора аудиторских доказательств:

    а) Проверка достоверности (полноты и  точности) фактов оприходования товарно-материальных ценностей, принятия к учету работ, услуг. Основной целью проверки является достижение уверенности в том, что на предприятии присутствует вся первичная документация по всем поступившим ценностям и всем оказанным услугам за отчетный период. Выборку на данном участке целесообразно осуществлять следующим образом: операции по поступлению товарно-материальных ценностей проводится выборка репрезентативная, которая осуществляется с помощью случайного или систематического отбора; операции по приобретению работ, услуг проводят с помощью выборки непредставительной, в зависимости от предмета договоров, их стоимости и прочих факторов. При этом, проверяя полноту отражения приобретенных работ, услуг, аудитор может использовать информацию о типичном «наборе» услуг, представляемых проверяемой организации за определенный период, которую можно получить в устном опросе используя учетные регистры за предыдущие периоды. При проведении данной процедуры аудитор сверяет данные первичных приходных документов с договорами на поставку с тем или иным поставщиком. Затем аудитор проверяет наличие счетов-фактур от поставщиков по каждой конкретной сделке, при этом используя журнал регистрации счетов-фактур. После чего аудитор сверяет данные этих документов с данными складского учета или с информацией от бухгалтерии о принятых к учету работам, услугам.

    б) Проверка законности оформления и содержания первичной учетной документации по операциям расчетов с поставщиками и подрядчиками. Проведение этой процедуры является обязательным. Цель данной процедуры получение достаточного количества доказательств того, что весь массив первичной документации имеет юридическую силу (соблюдены все требования к оформлению документации). Аудитор полистно просматривает те документы, которые были отобраны им для проверки ранее (в соответствии с выбранными критериями). К проверке документации, оформляющей операции, по которым были обнаружены расхождения, подходят с особой тщательностью.

    По  результатам проведения данной процедуры  аудитор выявляет общий уровень  соблюдения правил оформления документов по данному участку и, выявив нарушения, отражает их в акте проверки. Информацию по операциям, где документов не было обнаружено, либо они оформлены неверно (отсутствуют отдельные реквизиты, либо в документах имеются неоговоренные исправления) обязательно учитывают в дальнейшем, при проверке их отражения на счетах учета.

     Данная  проверка нацелена на получение достаточного количества доказательств того, что при принятии документа к учету были соблюдены принципы:

  1. Было достаточно оснований для регистрации документа в системе учета;
  2. Все документы, оформляющие проверяемые операции, зарегистрированы полностью;
  3. Все документы зарегистрированы своевременно;
  4. Все документы зарегистрированы в соответствующих данной хозяйственной операции учетных регистрах;
  5. Все документы отраженны в соответствии с экономической сущностью операции и по всем документам проведен точный количественный и качественный перенос данных в систему учета;
  6. Документ принят к учету единожды.

     Выборка документов, проверяемых в рамках данной процедуры, должна проводиться  с учетом результатов предшествующих процедур. Особо внимательно подходят к:

     - документам, на которые не составлены  графики документооборота;

     - операциям, где отсутствуют либо  первичные документы, либо определенные реквизиты в них.

     в) Проверка организации хранения документов и организации доступа к первичной учетной документации. Цель проведения этой процедуры – установить, соблюдены ли на предприятии правила хранения документации в процессе текущей деятельности и правила хранения документов в архиве предприятия. Если на предприятии нет четко установленного порядка хранения документации в период исполнения документов и в период хранения уже исполненных документов в архиве, возникает большой риск несанкционированного доступа к первичной документации. Это, в свою очередь, может привести как к утере документов, так и к разного рода злоупотреблениям с первичной учетной документацией: припискам, исправлениям в документах, уничтожению или подлогу документов.

     Все организации обязаны хранить  первичную учетную документацию не менее пяти лет. Соблюдение этого срока также надлежит проверить в ходе проведения данной процедуры.

    II. Аудиторская проверка организации бухгалтерского и налогового учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. С учетом результатов по проведенным ранее процедурам, аудитор может приступить к детальной проверке оборотов и сальдо по счетам учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Для проверки правильности и полноты отражения в учете и отчетности операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками аудитором применяются процедуры:

    а) Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженностей. Целью данной процедуры является достижение уверенности в том, что задолженности контрагентов и задолженности перед контрагентами числятся на счетах учета в реальных значениях. Наиболее эффективным способом проведения данной процедуры является инвентаризация расчетов. С учетом того, что на некоторых предприятиях инвентаризация расчетов проводится некачественно или не проводится совсем, аудитор вправе настоять на проведении данной процедуры. В процессе инвентаризации устанавливаются сроки возникновения задолженности, реальность ее погашения, тождественность расчетов с различными организациями, правильность и обоснованность числящихся по балансу сумм дебиторской и кредиторской задолженностей, а также предъявлены ли иски на взыскание просроченной дебиторской задолженности. Инвентаризацию лучше проводить с помощью запросов к контрагентам аудируемой организации о состоянии расчетов на определенную дату с приложением к запросу расшифровки задолженности. Запросы-подтверждения или акты сверок могут быть оформлены на бланке предприятия. Такой запрос отправляется поставщику или подрядчику в двух экземплярах, один из которых с подтвержденной или не подтвержденной суммой возвращается аудитору. Это одна из важнейших процедур аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, так как операции с кредиторской задолженностью и погашением ее наличными денежными средствами представляют возможность для мошенничества, растрат и искажений данных финансовой отчетности. Важно принимать данный факт во внимание и знать типичные методы совершения и сокрытия подобных действий.

    б) Проверка расчетов по неотфактурованным  поставкам. Целью данной процедуры  является проверка отражения на счетах учета операций по получению товарно-материальных ценностей, работ, услуг от сторонних организаций, не подтвержденных в течении определенного срока первичными документами. Отсутствие таких документов выявляется в ходе проведения аудита системы первичного учета по данному разделу. При проверке необходимо учитывать:

Информация о работе Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками