Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении теоретических и практических аспектов аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА 5
1.1 Роль и значение аудита в хозяйственной деятельности предприятия 5
1.2 Регламентация аудиторской деятельности в РФ 11
1.3 Цели и задачи аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками 15
ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ 19
2.1 Изучение и оценка и внутреннего контроля товарных операций 19
2.2 Расчет уровня существенности и аудиторского риска 27
2.3 Программа аудита 31
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ И ЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ 39
3.1 Источники и методы сбора аудиторских доказательств 39
3.2 Проведение процедур средств контроля, процедур по существу и их документирование 44
3.3 Информация полученная по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 55

Работа содержит 1 файл

АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАЩИКАМИ.doc

— 476.50 Кб (Скачать)

     Состав  бухгалтерской отчетности бюджетных  организаций определяется Минфином России.

     Для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), устанавливается упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете).

     Таким образом, аудит в соответствии с  Законом об аудите обладает следующими признаками:

     1) является видом предпринимательства,  аудиторские услуги оплачиваются заказчиками;

     2) цель - выражение мнения о достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности  проверяемых лиц и о соответствии  порядка ведения бухгалтерского  учета законодательству Российской  Федерации;

     3) исключительная деятельность, осуществляется специальными субъектами;

     4) профессиональная деятельность;

     5) аудиторские проверки носят независимый  характер;

     6) объект - бухгалтерский учет и  финансовая (бухгалтерская) отчетность.

1.2 Регламентация аудиторской деятельности в РФ

     Нормативно-правовая база аудиторской деятельности в России прошла в своем развитии несколько этапов.

     Первоначально (1987 - 1993 гг.) нормы об аудите содержались  в отдельных правовых актах. На этом этапе отсутствовал единый нормативный  правовой акт, регламентирующий отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

     В 1987 г. были приняты Постановления  Совета Министров СССР от 13 января 1987 г. N 48 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран - членов СЭВ», от 13 января 1987 г. N 49 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран», в которых предусматривалось, что проведение проверки финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности осуществляется за плату советской хозрасчетной аудиторской организацией. Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991 г. обязывал годовые бухгалтерские отчеты предприятий с иностранными инвестициями представлять вместе с заключением аудитора о достоверности отчетности. При этом по союзному законодательству проверка финансовой и коммерческой деятельности таких предприятий могла осуществляться российскими аудиторами, а заключения иностранных аудиторов юридической силы для налоговых органов не имели. Непредставление в налоговые органы аудиторского заключения являлось основанием для привлечения плательщиков к ответственности в установленном порядке.

     В Положении об акционерных обществах, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 601, содержался раздел об аудите. В нем различались внешний и внутренний аудит. В первом случае акционерное общество заключало договор со специализированной организацией для проведения проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности. Аудитор ставил свою подпись на годовом отчете в подтверждение его соответствия имеющейся информации о реальном положении дел. Внутренний аудит общества осуществлялся ревизионной комиссией. Данное Положение устанавливало также правило о том, что годовой отчет общества должен быть проверен и подтвержден назначенной общим собранием акционеров аудиторской организацией.

     С развитием отдельных специальных  сфер предпринимательской деятельности появилась необходимость обязательной аудиторской проверки деятельности банков, страховых организаций, инвестиционных фондов.

     Закон РФ от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон об организации страхового дела) содержал норму, согласно которой страховщики публиковали годовые бухгалтерские отчеты в порядке и в сроки, установленные нормативными правовыми актами РФ, после аудиторского подтверждения достоверности в этих отчетах сведений.

     В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 1992 г. N 1186 «О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий»  аудиторская проверка должна была проводиться в инвестиционных фондах. Положение об инвестиционных фондах (Приложение N 1 к Указу) и Положение о специализированных инвестиционных фондах приватизации, аккумулирующих приватизационные чеки граждан (Приложение N 2 к Указу) устанавливали обязательную ежеквартальную публикацию информации о стоимости активов фонда, удостоверенной заключением независимого аудитора. Акт или другой документ, составленный по результатам аудиторской проверки, являлся неотъемлемой частью годового отчета о деятельности инвестиционного фонда.

     Таким образом, можно говорить о том, что положения о проведении аудиторских проверок, обязанность по представлению финансовой отчетности, подтвержденной аудиторским заключением, в отношении ряда экономических субъектов содержались в многочисленных правовых актах. При этом отсутствовал правовой акт, регламентирующий осуществление аудиторской деятельности.

     Следующий этап (1993 - 2001 гг.) развития нормативно-правовой базы связан с изданием Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263, утвердившего Временные правила аудиторской  деятельности. В данном акте содержалось определение понятия «аудиторская деятельность», устанавливались обязательность лицензирования этого вида деятельности и аттестации аудиторов, их права и обязанности, организация государственного регулирования, которое осуществлялось Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Временные правила сыграли положительную роль в организации правового обеспечения аудита и формировании российского рынка аудиторских услуг.

     В 1994 г. Постановлением Правительства Российской Федерации были определены основные критерии деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская отчетность подлежала обязательной аудиторской проверке. К ним относились такая организационно-правовая форма экономического субъекта, как открытое акционерное общество, независимо от числа акционеров и размеров уставного капитала; банки и другие кредитные учреждения, страховые организации или общества взаимного страхования, инвестиционные институты, внебюджетные фонды, благотворительные и иные фонды, источниками образования которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц, а также другие экономические субъекты, обязательная аудиторская проверка которых по виду их деятельности предусмотрена федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Если в уставном капитале экономического субъекта имелась доля, принадлежащая иностранным инвесторам, также была необходима ежегодная аудиторская проверка. Начиная с отчета за 1995 г. к указанным критериям добавились еще финансовые показатели экономических субъектов (за исключением находящихся полностью или частично в государственной и муниципальной собственности): объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающий в 500 тыс. раз установленный законом минимальный размер оплаты труда в среднегодовом исчислении; сумма активов баланса, превышающая на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законом минимальный размер оплаты труда в среднегодовом исчислении.

     Немаловажное значение имело принятие Банком России в 1997 г. Положения об аудиторской деятельности в банковской системе. Данный документ устанавливал систему организации аудита в банковской сфере, порядок аттестации и лицензирования банковского аудита, применяемые меры воздействия к аудиторам, осуществляющим банковский аудит.

     Эти акты смогли заложить правовые основы осуществления аудиторской деятельности в России, определив направление  развития аудита в целом и отдельных  его видов - таких, как общий аудит, банковский аудит, аудит страховых организаций, бирж, внебиржевых фондов и инвестиционных институтов.

     Третий  этап связан с развитием аудита в  стране и необходимостью совершенствования  законодательного обеспечения аудиторской  деятельности. Временные правила, сыграв свою важную роль в становлении аудита в стране, уже не отражали в полной мере сложившихся условий на рынке аудиторских услуг. В 2001 г. был принят Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», который действовал до 1 января 2009 года.  2009 года стал действовать закон № 307 – ФЗ «Об аудиторской деятельности» за исключением частей 1 - 9 статьи 11, статей 12 и 16 Федерального закона.

     Закон об аудите установил более высокие по сравнению с Временными правилами требования к организации аудита, лицам, осуществляющим аудиторские проверки, уточнил понятие аудиторской деятельности, в том числе обязательного аудита, закрепил принципы аудиторской деятельности, ввел обязанность страхования гражданско-правовой ответственности при обязательном аудите, устанавил системы контроля качества, аттестации и лицензирования аудиторской деятельности.

     К подзаконным актам, содержащим нормы, регулирующие аудиторскую деятельность, относятся также нормативные  правовые акты, издаваемые в пределах своей компетенции уполномоченным федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности - Минфином России.

     К следующей группе документов, регламентирующих аудит, относятся правила (стандарты) аудиторской деятельности, устанавливающие  единые требования к порядку осуществления  аудита, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации.

     Однако  в связи с динамичным развитием  аудиторского рынка можно говорить о необходимости дальнейшего  совершенствования законодательной базы аудиторской деятельности. Российское законодательство об аудите должно отвечать требованиям Международных стандартов аудита (МСА), включать правила о применении международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и предусматривать меры, обеспечивающие эффективное применение введенных правил, системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов, а также предусматривать действенные меры контроля качества аудиторских услуг.

     Несомненно, за государством должны сохраняться  функции нормативно-правового регулирования, координации аудиторской деятельности и выработки стратегии развития аудиторской профессии; аудиторским же объединениям на данном этапе развития могут быть переданы полномочия по организации обучения аудиторов, повышения их квалификации, контроль за качеством аудита.

1.3 Цели и задачи аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками

     Основная  цель проверки – установить соответствие совершенных операций по расчетам с  поставщиками и подрядчиками действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности.

     Согласно  основной цели аудитору в первую очередь  необходимо проверить наличие договоров  с поставщиками и подрядчиками, правильность их оформления и соответствие содержания договоров экономическому смыслу совершенных сделок. При этом все сделки с поставщиками можно разделить на две группы в зависимости от предмета и сущности всех заключаемых договоров. В первую группу входят расчеты с поставщиками. Предмет договоров данной группы – приобретение любых товаров и имущественных прав. Основные формы заключаемых договоров в рамках этой группы: договор купли-продажи, договор поставки, договор энергоснабжения, договор мены. Во вторую группу входят расчеты с подрядчиками. Предметом договоров этой группы является выполнение определенной работы и сдача ее результата заказчику. Основные формы договоров: договор подряда, договор возмездного оказания услуг, договор на выполнение НИОКР. Подобное разделение на группы обусловлено тем, что специфика договоров внутри каждой из групп требует различных подходов при проведении аудита. В первую очередь это разница в используемых приемах сбора аудиторских доказательств и порядке построения аудиторской выборки.

     В ходе аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитор должен:

  • проверить правильность оформления первичных документов по приобретению товарно-материальных ценностей и получению услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения кредиторской задолженности;
  • подтвердить своевременность погашения и правильность отражения на счетах бухгалтерского учета кредиторской задолженности;
  • оценить правильность оформления и отражения в учете предъявленных претензий;
  • проверить списанные безнадежные к взысканию долги;
  • проверить выданные авансы и полученные коммерческие кредиты.

Информация о работе Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками