Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:49, курсовая работа
В данной работе я собираюсь рассмотреть актуальную в настоящее время тему
аудита расчетов с подотчетными лицами. В первом разделе будет приведен обзор
нормативных документов, регламентирующих расчеты с подотчетными лицами,
кратко будет рассмотрен бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами и
приведен состав первичных документов и учетных регистров по расчетам с
подотчетными лицами.
Во втором разделе будут изучены этапы проведения аудиторской проверки
расчетов с подотчетными лицами. Особое внимание планируется уделить методам
сбора аудиторских доказательств, применяемых при проверке расчетов,
применительно к типичным нарушениям расчетов с подотчетными лицами. Также
здесь будет описано оформление результатов аудиторской проверки.
Задачей третьего раздела является ознакомление с методиками проведения
аудиторской проверки, предлагаемыми тремя авторами. Поскольку расчеты с
подотчетными лицами носят массовый, этот этап аудиторской проверки достаточно
трудоемок. В тоже время сами операции весьма однообразны, а методы и
процедуры проверки просты. В третьем разделе также будут рассмотрены типичные
нарушения при осуществлении расчетов с подотчетными лицами и штрафные
санкции, применяемые за нарушения в бухгалтреском учете расчетов с
подотчетными лицами.
Введение.......................................................................3
1. Общая характеристика расчетов с подотчетными лицами.........................4
1.1. Понятие и бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами...............4
1.2. Нормативные документы (с краткими комментариями), регламентирующие
расчеты с подотчетными
лицами......................................................................................................................................................
6
1.3. Состав первичных документов и учетных регистров по расчетам с
подотчетными лицами 11
2. Этапы проведения аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами......12
2.1. Подготовительная деятельность до начала проверки.........................12
2.2. Сбор аудиторских доказательств, применяемых при проверке расчетов........13
2.3. Оформление результатов аудиторской проверки..............................13
3. Аудит расчетов с подотчетными лицами.......................................15
3.1. Аудит расчетов с подотчетными лицами по методике В.И. Подольского........15
3.1.1. Составление программы аудиторской проверки расчетов с подотчетными
лицами.................................... 15
3.1.2. Контрольные процедуры для выявления возможных нарушений................16
3.1.3. Проверка документов по расчетам с подотчетными лицами по форме.........19
3.1.4. Проверка расчетов с подотчетными лицами по содержанию..................20
3.2. Аудит расчетов с подотчетными лицами по методике Н.П. Барышникова........21
3.3. Аудит расчетов с подотчетными лицами по методике Р.А. Алборова...........22
3.4. Типичные нарушения при осуществлении расчетов с подотчетными лицами......25
Заключение....................................................................34
Литература....................................................................36
Приложение 1..................................................................38
Приложение 2..................................................................40
Приложение 3..................................................................41
Приложение 4..................................................................42
определено, что при инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты
подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого расходования, а
также правильность использования и отчета по суммам выданных авансов каждому
подотчетному лицу.
При большом количестве подотчетных лиц и соответственно при выдаче
подотчетных сумм в крупных размерах несоблюдение юридическими лицами порядка
и сроков проведения инвентаризации данного вида расчетов может привести к
ряду нарушений бухгалтерского учета и налогообложения.
Так, несвоевременная сдача неизрасходованной части подотчетных сумм влечет за
собой нарушение пункта 11 Порядка ведения кассовых операций. Согласно этому
пункту, работники, получившие деньги под отчет, обязаны представить в
бухгалтерию авансовый отчет об израсходованных суммах не позднее трех рабочих
дней по истечении срока, на который они выдан, или со дня возвращения из
командировки.
В случае несвоевременной
сдачи неизрасходованных
проведении проверки налоговым инспектором может быть исчислена материальная
выгода от использования работником денежных средства организации и включена в
налогооблагаемый доход этого работника.
В частности, такое разъяснение дано в письме Госналогинспекции по г. Москве
от 13 ноября 1997 г. № 11-13/29227, где сообщается, что в общеустановленном
порядке производится
налогообложение суммы
денежными средствами, полученными работниками от организаций, при уклонении
от возврата этих средства, просрочке в их уплате или необоснованном
получении.
Причем сумма материальной выгоды в этом случае определяется за все время
нахождения денежных средств у работника, начиная с установленной даты
представления отчета об израсходованных суммах.
Иногда в организациях бывают случаи, когда задолженность по подотчетным
суммам списывается с работника за счет собственных средств организации по
окончании отчетного периода без представления им авансового отчета.
Необходимо учитывать, что невозвращенные в установленные сроки
неизрасходованные подотчетные суммы должны быть отражены в бухгалтерском
учете следующими проводками:
ДЕБЕТ 84 | КРЕДИТ 71 | — списание подотчетных сумм, не возвращенных работниками в установленные сроки (или по которым не представлены авансовые отчеты); |
ДЕБЕТ 70 | КРЕДИТ 84 | — удержание подотчетных сумм из заработной платы; |
ДЕБЕТ 73 | КРЕДИТ 84 | — если нет возможности удержать эти суммы из заработной платы работника |
Невозвращенные
в кассу организации
пунктами 3 и 6 Инструкции Госналогслужбы России от 29 июня 1995 г. № 35 «По
применению закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических
лиц"» считаются доходом работника и облагаются подоходным налогом.
Поскольку такие суммы являются доходом физических, полученным от
работодателя, то
организация также обязана
государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального
страхования РФ, Государственный фонд занятости РФ, фонд обязательного
медицинского страхования.
Однако, если подотчетные средства были выданы работнику организации под отчет
без установления срока их возврата и на момент налоговой проверки, такие
суммы отражены по дебету счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами», оснований
для включения в облагаемый доход работника этих сумм не имеется. Такое
разъяснение дано, в частности, в письме Госналогинспекции по г. Москве от 15
декабря 1994 г. № 11-13/16157.
В дальнейшем, если по окончании отчетного года со счета 71 «Расчеты с
подотчетными
лицами» списывается
оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы, то
необоснованно списанные подотчетные средства должны быть включены в
совокупный облагаемый доход данного работника. При этом на главного
бухгалтера может быть наложен штраф от 2 до 5 размеров минимальной месячной
оплаты труда за ведение бухгалтерского учета с нарушениями действующего
порядка.
Нарушение: к авансовым отчетам не прилагаются либо прилагаются
не имеющие всех обязательных реквизитов первичные оправдательные документы,
подтверждающие произведенные за счет подотчетных сумм расходы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г.
№ 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также пунктом 7 Положения о
бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации все хозяйственные
операции, проводимые юридическими лицами, должны оформляться оправдательными
документами, которые служат основанием для записей в регистрах бухгалтерского
учета.
Первичными оправдательными документами, подтверждающими расходование
подотчетны средств, являются товарные чеки (накладные), кассовые чеки,
квитанции к приходным кассовым ордерам, акты выполненных работ, оказанных
услуг, счета, счета-фактуры, проездные документы, акты закупки материальных
ценностей у физических лиц.
При этом пунктом 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете»
установлено, что
первичные документы
них данных в бухгалтерском учете, если содержат реквизиты, дающие полную
информацию о хозяйственной операции. К обязательным для первичных
бухгалтерских документов реквизитам относятся:
· наименование документа;
· дата составления документа;
· наименование организации, составившей документ;
· содержание хозяйственной операции;
· денежные и натуральные измерители хозяйственной операции;
· наименование должностей ответственных лиц и их подписи, заверенные
печатью организации, продавшей материальные ценности, оказавшей услуги,
выполнившей работы;
Кроме того, в акте закупки материальных ценностей у физического лица должны
быть приведены дополнительные сведения о продавце, такие как адрес его
постоянного местожительства и паспортные данные.
При отсутствии первичных оправдательных документов, подтверждающих
произведенные расходы за счет наличных денежных средства, выданных под отчет,
либо при наличии документов с незаполненными в них обязательными реквизитами
нет оснований для отражения операций по счетам бухгалтерского учета и,
следовательно, эти суммы организация имеет право включать в состав затрат по
производству и реализации продукции (работ, услуг).
Кроме того, согласно статьям 2 и 7 Закона РФ «О подоходном налоге с
физических лиц»,
такие подотчетные суммы
облагаемый доход работника. Так, в частности, в письме Госналогинспекции по
г. Москве от 15 декабря 1994 г. № 11-13/16157 указано, что суммы подотчетных
средств, на которые отсутствуют документы, подтверждающие расходы, включаются
в совокупный облагаемый доход работника.
Особое внимание организациям следует обратить на представление подотчетными
лицами чеков контрольно-кассовых машин при покупке материальных ценностей у
юридических лиц в розничной торговле.
По мнению Госналогинспекции по г. Москве (письмо от 8 сентября 1997 г. №
11-13/21380), подотчетные лица должны предъявлять не только товарные,
но и кассовые чеки в качестве первичных документов, подтверждающих
расходование полученных сумм в розничной торговле.
Во-первых, ни Законом РФ от 18 июня 1993 г. № 5215-1 «О применении
контрольно-кассовых
машин при осуществлении
ни принятыми позже нормативными документами, например, Положением по
применению контрольно-кассовых
машин при осуществлении
населением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г. №
745, не установлена
обязательность расчетов
юридическим лицами за приобретаемые товары с применением контрольно-кассовых
машин.
Во-вторых, статьей 492 Гражданского кодекса РФ содержание договора розничной
купли-продажи определяется как приобретение покупателем в розничной торговле
товаров, предназначенных для личного, семейного или иного использования, не
связанного с
предпринимательской
Подотчетное лицо приобретает материальные ценности в розничной торговле по
поручению и для нужд предприятия, то есть в целях предпринимательской
деятельности. Следовательно,
такие расчеты можно
контрольно-кассовых машин, а в качестве документа, подтверждающего
расходование подотчетных сумм принимать товарный чек.
Ошибка: расчет с другими юридическими лицами выданными под
отчет наличными деньгами в размерах, превышающих установленные лимиты.
Расчеты между юридическими лицами за приобретенные для производственных целей
товары (работы, услуги) наличным деньгами, в том числе и выданными из кассы
организации под отчет, необходимо производить с соблюдением установленных
нормативными актами пределов. Так, письмом Центрального банка РФ от 29
сентября 1997 г. № 525 лимит расчетов наличными деньгами между юридическими
лицами в Российской Федерации по одному платежу составляет с 8 октября 1997
года — 3 000 000 руб., с учетом изменения масштаба цен с 1 января 1998 года —
3000 руб. (для предприятий потребительской кооперации — 5000 руб., для