Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:49, курсовая работа
В данной работе я собираюсь рассмотреть актуальную в настоящее время тему
аудита расчетов с подотчетными лицами. В первом разделе будет приведен обзор
нормативных документов, регламентирующих расчеты с подотчетными лицами,
кратко будет рассмотрен бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами и
приведен состав первичных документов и учетных регистров по расчетам с
подотчетными лицами.
Во втором разделе будут изучены этапы проведения аудиторской проверки
расчетов с подотчетными лицами. Особое внимание планируется уделить методам
сбора аудиторских доказательств, применяемых при проверке расчетов,
применительно к типичным нарушениям расчетов с подотчетными лицами. Также
здесь будет описано оформление результатов аудиторской проверки.
Задачей третьего раздела является ознакомление с методиками проведения
аудиторской проверки, предлагаемыми тремя авторами. Поскольку расчеты с
подотчетными лицами носят массовый, этот этап аудиторской проверки достаточно
трудоемок. В тоже время сами операции весьма однообразны, а методы и
процедуры проверки просты. В третьем разделе также будут рассмотрены типичные
нарушения при осуществлении расчетов с подотчетными лицами и штрафные
санкции, применяемые за нарушения в бухгалтреском учете расчетов с
подотчетными лицами.
Введение.......................................................................3
1. Общая характеристика расчетов с подотчетными лицами.........................4
1.1. Понятие и бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами...............4
1.2. Нормативные документы (с краткими комментариями), регламентирующие
расчеты с подотчетными
лицами......................................................................................................................................................
6
1.3. Состав первичных документов и учетных регистров по расчетам с
подотчетными лицами 11
2. Этапы проведения аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами......12
2.1. Подготовительная деятельность до начала проверки.........................12
2.2. Сбор аудиторских доказательств, применяемых при проверке расчетов........13
2.3. Оформление результатов аудиторской проверки..............................13
3. Аудит расчетов с подотчетными лицами.......................................15
3.1. Аудит расчетов с подотчетными лицами по методике В.И. Подольского........15
3.1.1. Составление программы аудиторской проверки расчетов с подотчетными
лицами.................................... 15
3.1.2. Контрольные процедуры для выявления возможных нарушений................16
3.1.3. Проверка документов по расчетам с подотчетными лицами по форме.........19
3.1.4. Проверка расчетов с подотчетными лицами по содержанию..................20
3.2. Аудит расчетов с подотчетными лицами по методике Н.П. Барышникова........21
3.3. Аудит расчетов с подотчетными лицами по методике Р.А. Алборова...........22
3.4. Типичные нарушения при осуществлении расчетов с подотчетными лицами......25
Заключение....................................................................34
Литература....................................................................36
Приложение 1..................................................................38
Приложение 2..................................................................40
Приложение 3..................................................................41
Приложение 4..................................................................42
Заключение с замечаниями делается при выявлении аудиторами отдельных легко
устранимых недостатков, в целом не меняющих положительной оценки состояния
бухгалтерского учета и отчетности. По всем выявленным недостаткам аудиторы
обязаны дать свои рекомендации и проконтролировать их выполнение.
Отрицательное заключение дается в случае выявления серьезных нарушений и
запущенности бухгалтерского учета и отчетности, в связи с чем бухгалтерская
документация
квалифицируется как
Четвертый вариант завершения аудиторской проверки возможен, если аудиторам не
предъявляются все материалы, необходимые для оценки состояния бухгалтерского
учета и отчетности. В результате аудиторы вынуждены прекратить проверку,
официально уведомив об этом предприятие и свою вышестоящую организацию.
3. Аудит расчетов с подотчетными лицами
3.1. Аудит расчетов с
подотчетными лицами по методике В.И. Подольского 3.1.1. Составление
программы аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами
Перед началом основной проверки расчетов с подотчетными лицами аудитор должен
составить примерную программу изучения документов в зависимости от состояния
данного раздела учета на предприятии. Для сбора информации при составлении
программы аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами можно
использовать вопросник, приведенный в Приложении 2.
По результатам опроса ответственных работников проверяемого предприятия по
вышеназванному вопроснику аудитор может сделать следующие выводы:
1.
Внутренний контроль за
денежных средств из кассы предприятия ослаблен отсутствием на предприятии
установленного приказом руководителя круга лиц, которым могут быть выданы
деньги на хозяйственные нужды.
2. В нарушение п. 11 ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (Утвержден Решением Совета Директоров Центрального Банка России от
22 сентября 1993 г. N 40) лицам, не отчитавшимся за полученные ранее
подотчетные суммы, выдаются новые авансы.
3.
Приказы о направлении
следует проверить не допускается ли под видом командировочный расходов
скрытое авансирование работников предприятия.
4. В нарушение ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ суточные, возмещаемые
сверх норм работникам предприятия, не облагаются подоходным налогом. Кроме
того, со сверхнормативных суточных необходимо начислить взносы в Пенсионный
фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости населения.
5.
В нарушение Закона РФ «О
подоходном налоге с
«О налоге на добавленную стоимость» для целей налогообложения учет
командировочных сумм в пределах норм и сверх норм не ведется.
6.
В нарушение ПОЛОЖЕНИЯ О
ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ,
УСЛУГ), И О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ
НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ (утверждено ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Правительства РФ от
05.08.92 N 552) сметы представительский расходов не разрабатываются и не
утверждаются руководителем предприятия.
7. В нарушение Закона РФ «О налоге на прибыль» и Закона «О налоге на
добавленную стоимость» для целей налогообложения учет представительский
расходов в пределах норм и сверх норм не ведется.
8.
В нарушение ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ
КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ выдача
на расходы, связанные со служебными командировками, производится в суммах,
превышающих необходимые.
3.1.2. Контрольные процедуры для выявления возможных нарушений
По результатам опроса у аудитора складывается определенное мнение о состоянии
расчетов с подотчетными лицами на предприятии. Представленный вопросник
позволяет сделать аудитору целый ряд промежуточных выводов, на основании
которых он в
последствии определит
Для выявления каждого из возможных нарушений или злоупотреблений разработан
определенный набор контрольных процедур. Основными контрольными процедурами
являются:
Процедура 1.1.1 — проверка соответствия подотчетных лиц, получающих наличные
деньги их кассы на хозяйственные расходы, списку лиц, имеющих на это право,
утвержденному руководителем предприятия.
Процедура 1.1.2 — проверка получения подотчетных сумм денежных средств лицам,
не отчитавшимся по ранее полученным авансам.
Процедура 1.1.3. — проверка соответствия фактического расходования
подотчетных сумм целям на которые они выданы.
Процедура 1.1.4. — наличие подотчетных лиц в штате предприятия.
Процедура 1.1.5. — проверка правильности списания подотчетных сумм за счет
чистой прибыли предприятия. В случаях, когда решением руководителя
предприятия сумма, выданная под отчет, не возвращена и списывается за счет
чистой прибыли, аудитору необходимо удостовериться в том, что, во-первых,
решение о списании действительно существует, во-вторых, что с подотчетных
сумм удержан подоходный налог, а также начислены все соц. фонды (включая
Пенсионный фонд 1 % и 28% соответственно).
Процедура 2.1.1 — проверка полноты оправдательных документов по
командировкам,
приложенных к авансовым
Процедура 2.1.2. — проверка наличия приказов о направлении работников в
командировку.
Процедура 2.1.3 — проверка правильности возмещения командировочных расходов.
Нормы возмещения командировочных расходов определены:
· ПИСЬМОМ Минфина РФ от 27.07.92 N 61 (ред. от 27.05.96) "ОБ ИЗМЕНЕНИИ
НОРМ ВОЗМЕЩЕНИЯ КОМАНДИРОВОЧНЫХ РАСХОДОВ С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЯ ИНДЕКСА ЦЕН" — в
пределах РФ — суточные (22 руб.), расходы по найму жилья (145 руб.; без
документов — 4,5 руб.);
· ПИСЬМОМ Минфина РФ от 16.12.93 N 11-02-49 (ред. от 29.03.96) и
ПИСЬМОМ Минфина РФ от 26.04.93 N 52 (ред. от 01.08.94) — соответственно
суточные и расходы по найму жилья при загранкомандировках (в зависимости от
страны);
· ПИСЬМО Минфина РФ от 27.12.96 N 110 "О РАЗМЕРАХ ВЫПЛАТЫ СУТОЧНЫХ ПРИ
КРАТКОСРОЧНЫХ КОМАНДИРОВКАХ НА ТЕРРИТОРИИ РЯДА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН" — нормы
суточных при командировках во все страны — бывшие республики СССР.
Процедура 2.1.4. — проверка правильности ведения учета командировочных
расходов в пределах норм и сверх норм.
Процедура 2.2.1 — проверка удержания подоходного налога с сумм превышения
командировочных расходов сверх установленных норм. Кроме того, со
сверхнормативных расходов начисляют взносы в Пенсионный фонд, Фонд
обязательного медицинского страхования и в Фонд занятости населения (в Фонд
социального страхования отчисления не производятся). При оплате работникам
расходов на краткосрочные командировки как внутри страны, так и ее пределы, в
облагаемый доход работника не включаются:
· суточные в пределах норм, установленных законодательством;
· расходы по найму жилья в пределах норм;
· фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на
проезд до места назначения и обратно, сбор за услуги аэропортов, страховые и
комиссионные сборы, расходы на проезд на аэродром или вокзал в местах
отправления, назначения или пересадок (кроме проезда на такси), на провоз
багажа, пользование постельными принадлежностями в поезде, расходы по
получению загранпаспорта и виз, прописке загранпаспорта, а также по обмену
чека в банке не наличную иностранную валюту.
Процедура 2.2.2 — проверка правильности выделения НДС в сумме командировочных
расходов. Суммы НДС выделяют по
· проезду к месту служебной командировки и обратно;
· затратам на пользование в поездах постельными принадлежностями;
· хранению багажа;
· расходам по найму жилого помещения в пределах норм.
Процедура 3.1.1 — проверка правильности отражения в учете НДС по
приобретенными подотчетным лицами материальным ценностям. НДС выделяется и
относится на счет 19 лишь при покупке ТМЦ у организаций оптовой торговли при
наличии приходного кассового ордера, накладной и счета-фактуры с выделенной
отдельной строкой НДС (ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 (ред. от
29.12.97) "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ").
При покупки ТМЦ в розничной торговой сети суммы НДС не выделяются и относятся
на себестоимость вместе с их стоимостью.
На многих предприятиях независимо от того, у какой организации приобретены
материальные ценности, только на основании того, что они приобретены за
наличный расчет, НДС не выделяется и вместе со стоимостью материальных
ценностей списывается на издержки производства, что приводит к их завышению и
соответственно занижению налогооблагаемой прибыли.
Процедура 4.1.1 — проверка соответствия фактических размеров представительских
расходов сметам. Представительские расходы — это затраты предприятия по
приему и обслуживанию представителей других предприятий, организаций и
учреждений (включая иностранных), прибывших для переговоров с целью
установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников,
прибывших на заседание совета (правления) предприятия и ревизионной комиссии. К
представительским расходам относятся затраты, связанные с проведением
официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия)
представителей (участников), их транспортным обеспечением, посещением культурно
зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и