Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:49, курсовая работа
В данной работе я собираюсь рассмотреть актуальную в настоящее время тему
аудита расчетов с подотчетными лицами. В первом разделе будет приведен обзор
нормативных документов, регламентирующих расчеты с подотчетными лицами,
кратко будет рассмотрен бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами и
приведен состав первичных документов и учетных регистров по расчетам с
подотчетными лицами.
Во втором разделе будут изучены этапы проведения аудиторской проверки
расчетов с подотчетными лицами. Особое внимание планируется уделить методам
сбора аудиторских доказательств, применяемых при проверке расчетов,
применительно к типичным нарушениям расчетов с подотчетными лицами. Также
здесь будет описано оформление результатов аудиторской проверки.
Задачей третьего раздела является ознакомление с методиками проведения
аудиторской проверки, предлагаемыми тремя авторами. Поскольку расчеты с
подотчетными лицами носят массовый, этот этап аудиторской проверки достаточно
трудоемок. В тоже время сами операции весьма однообразны, а методы и
процедуры проверки просты. В третьем разделе также будут рассмотрены типичные
нарушения при осуществлении расчетов с подотчетными лицами и штрафные
санкции, применяемые за нарушения в бухгалтреском учете расчетов с
подотчетными лицами.
Введение.......................................................................3
1. Общая характеристика расчетов с подотчетными лицами.........................4
1.1. Понятие и бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами...............4
1.2. Нормативные документы (с краткими комментариями), регламентирующие
расчеты с подотчетными
лицами......................................................................................................................................................
6
1.3. Состав первичных документов и учетных регистров по расчетам с
подотчетными лицами 11
2. Этапы проведения аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами......12
2.1. Подготовительная деятельность до начала проверки.........................12
2.2. Сбор аудиторских доказательств, применяемых при проверке расчетов........13
2.3. Оформление результатов аудиторской проверки..............................13
3. Аудит расчетов с подотчетными лицами.......................................15
3.1. Аудит расчетов с подотчетными лицами по методике В.И. Подольского........15
3.1.1. Составление программы аудиторской проверки расчетов с подотчетными
лицами.................................... 15
3.1.2. Контрольные процедуры для выявления возможных нарушений................16
3.1.3. Проверка документов по расчетам с подотчетными лицами по форме.........19
3.1.4. Проверка расчетов с подотчетными лицами по содержанию..................20
3.2. Аудит расчетов с подотчетными лицами по методике Н.П. Барышникова........21
3.3. Аудит расчетов с подотчетными лицами по методике Р.А. Алборова...........22
3.4. Типичные нарушения при осуществлении расчетов с подотчетными лицами......25
Заключение....................................................................34
Литература....................................................................36
Приложение 1..................................................................38
Приложение 2..................................................................40
Приложение 3..................................................................41
Приложение 4..................................................................42
мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в
штате предприятия.
Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг)
производится в пределах смет, утвержденных руководителем предприятия, которые
не должны превышать нормативно утвержденных норм (0,5 % от объема реализации
(при реализации до 2 млн. руб. в год), и только при наличии оправдательных
первичных документов, в которых должны быть указаны дата, место, программа
проведения деловой встречи (приема), список приглашенных с обоих сторон
(ПИСЬМО Минфина РФ от 06.10.92 N 94 (ред. от 19.10.95) "НОРМЫ И НОРМАТИВЫ НА
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ, РАСХОДЫ НА РЕКЛАМУ И НА ПОДГОТОВКУ И
ПЕРЕПОДГОТОВКУ КАДРОВ НА ДОГОВОРНОЙ ОСНОВЕ С УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ,
РЕГУЛИРУЮЩИЕ РАЗМЕР ОТНЕСЕНИЯ ЭТИХ РАСХОДОВ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ
(РАБОТ, УСЛУГ), И ПОРЯДОК ИХ ПРИМЕНЕНИЯ").
Процедура 4.1.2 — проверка правильности ведения аналитического учета
представительских расходов в пределах и сверх норм.
Процедура 5.1.1 — проверка правильности выведения остатков на конец отчетного
периода по расчетам с подотчетными лицами. Задолженность подотчетных лиц
предприятию и предприятия подотчетным лицам должна быть показана в регистрах
учета развернуто.
Процедура 6.1.1 — проверка соответствия записей в авансовых отчетах и
журнале-ордере № 7.
3.1.3. Проверка документов по расчетам с подотчетными лицами по форме
Проверка документов по расчетам с подотчетными лицами по форме осуществляется
аудитором с использованием специальной карточки, приведенной в Приложении 3.
При тестировании документов на наличие ошибок аудитору достаточно выявить
пять одинаковых нарушений чтобы сделать вывод о значительном распространении
данной ошибки. Дальнейший поиск таких несоответствий можно опустить.
Для проверки правильности отражения операций по расчетам с подотчетными
лицами аудитор контролирует арифметическую точность и отслеживает
взаимоувязку данных аналитического и синтетического учета. Схема такого
анализа приведена ниже в Приложении 4.
Взаимоувязка аналитический и синтетический данных учета будет зависеть от
формы ведения учета на предприятии. Допустим применяется компьютеризованная
форма учета, следовательно необходимость в блоках № 4 и 5 схемы исчезает,
поскольку расчет данных по синтетическим счетам и формирование оборотно-
сальдовой ведомости производится автоматически бухгалтерской программой. В
данном случае надо сосредоточить внимание на правильности занесения проводок
по расчетам с подотчетными лицами в ЭВМ, а также правильность составления
формы № 1 «Бухгалтерский баланс» на основе машинограммы «Оборотно-сальдовая
ведомость» за отчетный период. (Бухгалтерская программа «1С:Бухгалтерия»
позволяет автоматически по данным журнала хозяйственных операций формировать
готовую форму № 1, однако в этом случае лучше с удвоенной внимательностью
сверить данные Баланса с данными оборотной ведомости, поскольку Баланс будет
формироваться верно лишь после тщательной отладки алгоритма этой процедуры и
соблюдения определенных правил отражения операций.)
3.1.4. Проверка расчетов с подотчетными лицами по содержанию
При проверке расчетов по содержанию аудитору следует помнить следующие
ключевые моменты.
Предельные сроки командировки. В соответствии с п.1 ИНСТРУКЦИИ Минфина
СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.88 N 62 "О СЛУЖЕБНЫХ КОМАНДИРОВКАХ В
ПРЕДЕЛАХ СССР"
служебной командировкой
распоряжению руководителя предприятия на определенный срок в другую местность
для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы (кроме
служебных поездок работников, работа которых протекает в пути или носит
разъездной либо подвижной характер). Максимальные сроки командировки работников
устанавливаются п.4 Инструкции — 40 дней (не считая времени нахождения в пути),
а минимальные сроки не установлены.
При загранкомандировках таких ограничений нет, однако начиная 61 дня
нахождения работника в командировке суточные ему будут начисляться по
ставкам, установленным для работников загранучреждений РФ при командировках в
пределах государства, где находится загранучреждение (ПИСЬМО Минфина РФ от
16.12.93 N 11-02-49 (ред. от 29.03.96) "О РАЗМЕРАХ И ПОРЯДКЕ ВЫПЛАТЫ СУТОЧНЫХ
ПРИ КРАТКОСРОЧНЫХ КОМАНДИРОВКАХ НА ТЕРРИТОРИИ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ").
Отнесение командировочных расходов на затраты производства. Для того,
чтобы командировка была правильно оформлена необходимы документы:
· внутренний приказ директора о направлении в командировку;
· авансовый отчет с приложением документального подтверждения расходов;
· утвержденный директором отчет о командировке, закрытое
командировочное удостоверение.
Нельзя считать командировочными расходы лиц, работающих на предприятии по
договору подряда. Договор подряда относится к числу гражданско-правовых
договоров, и его действие регулируется нормами гражданского права.
Следовательно, на лиц, заключивших договор подряда, не распространяется
законодательство о труде. В связи с этим командировочные расходы граждан,
работающих по договору подряда, не относятся к числу компенсационных выплат,
предусмотренных ст.116 КЗоТ РФ, а являются доходом, подлежащим
налогообложению в общепринятом порядке.
Отнесение на затраты транспортных расходов, связанных с командировкой. В
соответствии с Порядком ведения кассовых операций работнику компенсируются
только транспортные расходы по проезду до места командировки и обратно.
Транспортные расходы, производимые работником в процессе нахождения в
командировке могут быть компенсированы только по приказу руководителя с
отнесением за счет чистой прибыли предприятия.
Пересчет расходов по загранкомандировкам в рубли. В соответствии с
ПОЛОЖЕНИЕМ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ОРГАНИЗАЦИИ,
СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ ВЫРАЖЕНА В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ" (утверждено ПРИКАЗОМ Минфина
РФ от 13.06.95 N 50) расходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по
курсу ЦБ, установленному на дату составления авансового отчета, а не на дату
фактического расходования средств подотчетным лицом.
3.2. Аудит расчетов с подотчетными лицами по методике Н.П. Барышникова
При проверке авансовых отчетов необходимо обратить внимание на следующее:
· имеются ли приказы (распоряжения) о направлении работников в
командировку с указанием цели командировки, страны пребывания и сроков
командировки;
· правильность возмещения командировочных расходов (суточные,
квартирные, стоимость проезда). Согласно Инструкции Росналогслужбы от 11
октября 1995 г. № 39 «О порядке начисления и уплаты налога на добавленную
стоимость» суммы расходов по проезду к месту служебной командировки и
обратно, включая затраты на пользование в поездах постельными
принадлежностями, а также расходы по найму жилого помещения, возмещаемые по
нормам, установленным законодательством, включаются в себестоимость продукции
(работ, услуг)
без НДС. При этом сумм НДС,
оплаченная при возмещении
расходов (в пределах нормы), определяется по расчетной ставке от суммы
указанных расходов,
а сверх нормы — налог
· имеется ли командировочное удостоверение с отметками в месте
пребывания в командировке;
· правильность и своевременность составления авансовых отчетов;
· правильность возмещения затрат на хозяйственные нужды;
· наличие оправдательных документов;
·
полнота и своевременность
· правильность возмещения затрат на представительские расходы.
Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг)
проводится в пределах смет предприятия и только при наличии оправдательных
первичных документов, в которых должны быть указаны: дата и место, программа
проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны
предприятия, величина расходов;
· правильность возмещения затрат при краткосрочных
загранкомандировках. При этом следует помнить, что пересчет расходов по
загранкомандировке, выраженных в иностранной валюте, производится на момент
прибытия работника из командировки (любой из трех дней, в течение которых
командированный обязан сдать авансовый отчет по командировке).
3.3. Аудит расчетов с подотчетными лицами по методике Р.А. Алборова
Приступая к проверке расчетов с подотчетными лицами, аудитор должен сначала
проверить:
· кто ведет учет расчетов с подотчетными лицами (должность,
образование, стаж работы по специальности, нет ли родственных связей с
руководителем, кассиром организации);
· имеется ли в наличии нормативная база для работы бухгалтера;
· кому подотчетен данных бухгалтер и кто его проверяет по исполняемой
работе;
· имеется ли утвержденный руководителем организации список (круг)
подотчетных лиц (круг подотчетных лиц определяется в начале года и список по
ним утверждается руководителем организации).
Далее необходимо сверить остатки сумм по счету 71 «Расчеты с подотчетными
лицами» в журнале-ордере № 7, Главной книге и балансе организации на первое
число последнего месяца перед датой проведения проверки. При наличии
расхождений выявить их причины.
Проверяя записи по каждому лицевому счету в журнале-ордере № 7, необходимо
выявить:
· суммы выдаваемых под отчет авансов;