Аудит расчетов с бюджетом по налогам

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Налогообложение в Казахстане регулируется Налоговым Кодексом Республики Казахстан и подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми на основании и в соответствии с Налоговым Кодексом. Налоговый Кодекс устанавливает ставки налогов и других обязательных платежей, порядок их исчисления и уплаты, компетенцию налоговых органов по обеспечению исполнения, не выполненного в срок налогового обязательства и по принудительному взысканию налоговой задолженности, правила ведения налогоплательщиком налогового учета и представления налоговой отчетности, формы и порядок осуществления налогового контроля со стороны органов налоговой службы, способы обжалования их решений, а также действий (бездействия) их должностных лиц.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РК 5
1.1 Характеристика налоговой системы РК 5
1.2 Роль налогов в социально-экономическом развитии страны 9
2 АУДИТ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГАМ 17
2.1 Программа и планирование аудита 17
2.2 Аудит операций по исчислению НДС 24
2.3 Аудит операций по исчислению КПН 27
3 ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 31
3.1 Методика аудиторской проверки
Заключение
31
36

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 89.57 Кб (Скачать)

       При создании программ аудита обязательств обычно необходимо ответить на следующие  ключевые вопросы:

       Широта  охвата. Какой процент предприятий  должен быть охвачен аудиторскими проверками?

       Отбор. Как определить необходимость проверки?

       Методы. Какой вид аудита должен использоваться, какой должна быть его продолжительность, и какими принципами должны руководствоваться  проверяющие?

       Кадровые  ресурсы и обучение. Какой персонал необходим для проведения аудиторских  проверок, и как он должен быть подготовлен?

       Мониторинг. Какие системы управления необходимы для мониторинга программы аудита (включая установление целей и  временных рамок, проверка качества и обеспечение своевременного получения  дополнительных сумм налогов, обязанности по уплате которых были выявлены в ходе проверок)?

       Для обнаружения таких правонарушений, как занижение оборота, завышение  налоговых вычетов и использование  фальшивых счетов-фактур, требуется  не только проверка налоговой отчетности, но и проверка первичных бухгалтерских  документов у предприятия, которую  должны проводить высококвалифицированные  служащие. Опыт стран, имеющих успешно  действующие программы аудита, показывает также, что в план должны включаться в первую очередь краткосрочные, узконаправленные проверки, охватывающие ограниченный период времени (не более 1-2 налоговых периода). Проверять  нужно широкий к руг предприятий (с учетом их размера и вида деятельности). Большинство аудиторов-экспертов МВФ по налоговому управлению согласны с тем, что в соответствии с международными стандартами эффективная программа аудита НДС должна охватывать 25-30% плательщиков каждый год.

       Кроме того, аудиторские проверки НДС необходимо согласовывать с проверками других видов налоговых обязательств (в  особенности с аудитом подоходного  налога). Если при проведении проверки НДС обнаружено значительное занижение  сведений, данный случай направляется на рассмотрение аудиторского подразделения, проводящего комплексные аудиторские  проверки. В большинстве стран, где  управление НДС и подоходным налогом  осуществляется вместе (или между  ними есть тесная связь), разработка эффективной  программы аудита НДС значительно  улучшает выполнение обязательств и  по подоходному налогу. Такие методы доказали также свою эффективность и совместимость с требованиями бизнеса (налогоплательщики могут реже посещать налоговые органы, а детальные проверки проводятся только в случаях обнаружения значительного занижения сведений).

       Вот пример типичной программы аудита, предлагаемой Международным Валютным Фондом, которая обычно включает следующие  вопросы:

       Проверка  показателей, указанных в отчетах. Производится ежегодно, включает прежде всего:

       1)  проверку подоходного налога и налоговой базы НДС (при этом проверяются такие основные показатели, как уровень прибыли, движение денежных средств, затраты на персонал; эти показатели сравниваются с аналогичными показателями прошлых периодов и показателями других налогоплательщиков, работающих в данной сфере);

       2) перекрестную проверку данных, включенных в отчеты налогоплательщика (в особенности данных по подоходному налогу, НДС и сведений о клиентах).

       Регистрационные проверки. Это внезапные посещения  налогоплательщиков (в основном вновь  созданных малых и средних  организаций), во время которых налоговые  служащие проверяют следующие моменты:

       1) имеет ли налогоплательщик базовые представления о своих обязательствах по налогам;

       2) ведется ли надлежащий учет;

       3) правильно ли выписываются счета-фактуры.

       Проверка  возмещения переплаты «входного» НДС. Предварительные проверки должны касаться всех первых заявок на возмещение налогов (особенно у вновь созданных предприятий); проверки следующих заявок производятся выборочно. Они должны охватывать только тот период, за который представлена заявка.

       Специальные проверки. Проверяются конкретные пункты, в которых обнаружены ошибки при  исчислении налоговой базы. Такой  проверке должны подвергаться не более  половины деклараций по НДС.

       Комплексные проверки. Все случаи значительного  занижения сведений, которые были выявлены при проверке отчетов, регистрационных  проверках, проверках возмещения НДС, специальных проверках, должны направляться подразделению, занимающемуся комплексными проверками всех налоговых обязательств (включая обязательства по НДС  и подоходному налогу). Такие проверки могут охватывать данные за несколько  лет, вплоть до максимального, предусмотренного законодательством.

       Расследование случаев налогового мошенничества. В наиболее серьезных случаях  мошенничества может понадобиться проведение уголовного расследования, что может подразумевать обыски (в офисах или дома), изъятие улик, показания свидетелей и т.д. Такие  расследования должны проводиться в соответствии с уголовным правом.

       Специалистами международного валютного фонда  был произведен анализ эффективности  аудиторской деятельности налоговых  органов 37 стран - информация была получена от 21 страны. Только 2 страны имели адекватные процедуры аудита, и только 11 использовали рекомендованные МВФ методы проведения аудита. Учитывая, что отсутствие действенной  программы аудита подрывает функционирование всей системы НДС, начиная с возмещения налоговых платежей, следует отметить, что большинству стран предстоит  еще сделать многое на этом пути.

       В последние годы улучшение программ аудита являлось постоянным предметом  заботы в ряде стран, включая промышленно  развитые. Например, в 1993 г. внедрение новой системы взимания НДС с операцией между странами Европейского союза потребовало создания нескольких программ, направленных на снижение риска мошенничества. Несмотря на применение данных программ, Комиссия ЕС и большинства стран Европейского союза озабочены ростом количества изощренных способов мошенничества с НДС. Большинство специалистов сходится во мнении, что необходимо приложить значительные усилия для ограничения мошенничества и совершенствование системы НДС, чему послужат, в частности, и программы аудита.

       Почему  эффективные программы аудиторских  проверок особенно важны для взимания НДС?

       Как и от уплаты других налогов, от уплаты НДС можно уклониться. Эффективные  программы аудита увеличивают возможность  обнаружить неуплату НДС и наказать тех налогоплательщиков, которые  не выполняют свои обязательства  по НДС. Способы уклонения от уплаты НДС обычно те же, что и в случае с традиционными налогами с продаж, а именно:

       -уклонение от регистрации предприятий;

       -занижение сведений о валовом доходе;

       -махинации с несколькими ставками налогов;

       -отказ от перечисления налоговым органам налогов, которые были уплачены налогоплательщику его клиентами.

       Однако  мошенничество с НДС может  быть более изощренным, чем с другими  косвенными налогами. Среди способов мошенничества, характерных только для НДС, можно назвать использование  фальшивых счетов-фактур для злоупотребления  системой «входного» НДС, представление  внутренних продаж как экспорта, позволяющее  воспользоваться нулевой ставкой  налога, и предъявление к вычету НДС по товарам, вычет налога по которым  не разрешен. Если не бороться с такими случаями, вся система НДС может  быть подвергнута опасности, особенно когда мошенничество связано  с механизмом налоговых вычетов  и системой возмещения НДС.

       Наиболее  очевидными последствиями неэффективного аудита является ухудшение взимания НДС и потеря доверия к налоговым  органам. Даже если законодательством  предусмотрены значительные штрафные санкции, это не отпугнет налогоплательщиков от стремления минимизировать свои налоговые обязательства, если они уверены в том, что риск проверки невелик. Через некоторое время честные налогоплательщики поймут, что они не могут конкурировать с теми, кто постоянно уклоняется от уплаты НДС, и также начнут уклоняться от его уплаты.

       Обзор МВФ показывает, что в большинстве  стран, где отсутствуют действенные  программы аудита, применяются довольно сложные системы и процедуры  НДС. В ряде случаев налоговые  органы, видимо, считают, что отсутствие эффективных систем аудита компенсируется более жесткими требованиями к учету.

       Почему  программы аудиторских проверок часто неэффективны?

       Существует  несколько причин неэффективности  программ аудита, которые в той  или иной степени характерны для  ряда стран.

       1. Для аудита требуется более  высокая квалификация сотрудников,  чем для большинства других  задач налогового управления. И  иногда бывает сложно найти  достаточное количество высококвалифицированных  аудиторов. 

       2. При проведении проверок существует  возможность сговора между налоговым  специалистом и налогоплательщиком. Это особенно характерно для  тех стран, где велика разница  между заработной платой государственных  служащих и доходами сотрудников  частных компаний. Общеизвестным  способом снижения риска сговора  является организация команд  аудиторов, когда, по крайней  мере, 2 проверяющих участвуют в  проверке. Однако свидетельств, что  данный метод помогает разрешить  проблему коррупции, мало.

       Кроме того, ошибки аудиторов могут нанести  ущерб деятельности предприятия. Все  это приводит к тому, что правительства  иногда не очень охотно поддерживают принятие комплексных аудиторских  программ.

       Однако, кроме этих общих причин, данные анализа экспертов МВФ указывают  на ряд других, более специфичных  факторов, влияющих на эффективность  аудиторских программ. Среди них можно назвать следующие:

       - недостаточная подготовка к введению  НДС; 

       - отсутствие политической воли;

       - отсутствие эффективной правовой  и судебной системы; 

       - нерациональное использование ресурсов. В результате неправильного планирования  процедур и их запутанности  большинство сотрудников вынуждены  заниматься бумажной работой; 

       - отсутствие систем мониторинга  аудита и отбора налогоплательщиков  на проверки. У налоговых органов  некоторых стран все еще отсутствуют  базовые системы аудита. Среди  распространенных недостатков следующие: 1) отсутствие системы отбора объектов  проверки. В настоящее время в  большинстве стран налоговые  органы разработали системы (в  основном компьютерные), которые  выбирают декларации по НДС, подлежащие проверке. Более эффективные системы используют данные о налогоплательщиках и критерии для определения наиболее вероятного увеличения бюджетных доходов. Эти системы часто основаны на перекрестной проверке внутренней информации. Так, они могут сравнивать данные деклараций с основными показателями, сопоставлять информацию о разных налогах (НДС и подоходном) и использовать результаты прошлых аудиторских проверок. Большинство систем использует сведения и из других источников: например, они сравнивают данные таможенных органов о налогах, уплаченных с импортных товаров, с налоговыми вычетами, указанными в декларации; сравнивают таможенную информацию об экспорте с суммой реализации, которая облагается по нулевой ставке; проводят перекрестные проверки данных о продажах и закупках больших компаний и правительственных поставщиков; 2) отсутствие четких целей аудита и нестрогие временные рамки его проведения; 3) применение слишком простых, несовременных методов (например, сплошная проверка всех счетов-фактур в некоторых странах); 4) некорректные системы отчетности по проверкам. В некоторых странах налоговыми проверками занимается не одна организация, а несколько (в т. ч. налоговая полиция, как в некоторых странах с переходной экономикой);

       - отсутствие эффективных программ  обучения.

       Хотя  в большинстве стран неэффективность  аудита обязательств связана с различными техническими и политическими проблемами, необходимо прилагать больше усилий для распространения современных стратегий аудита, разработанных успешно работающими аудиторскими компаниями, несмотря на то, что они потребуют дополнительных материальных и технических ресурсов. Имеющийся опыт позволяет сделать важный вывод: для того чтобы система НДС начала успешно действовать, требуется около 18-24 месяцев. А чтобы работа этой системы стала эффективной, может потребоваться и несколько лет.

Информация о работе Аудит расчетов с бюджетом по налогам