Аудит расчетов с бюджетом по налогам

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Налогообложение в Казахстане регулируется Налоговым Кодексом Республики Казахстан и подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми на основании и в соответствии с Налоговым Кодексом. Налоговый Кодекс устанавливает ставки налогов и других обязательных платежей, порядок их исчисления и уплаты, компетенцию налоговых органов по обеспечению исполнения, не выполненного в срок налогового обязательства и по принудительному взысканию налоговой задолженности, правила ведения налогоплательщиком налогового учета и представления налоговой отчетности, формы и порядок осуществления налогового контроля со стороны органов налоговой службы, способы обжалования их решений, а также действий (бездействия) их должностных лиц.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РК 5
1.1 Характеристика налоговой системы РК 5
1.2 Роль налогов в социально-экономическом развитии страны 9
2 АУДИТ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГАМ 17
2.1 Программа и планирование аудита 17
2.2 Аудит операций по исчислению НДС 24
2.3 Аудит операций по исчислению КПН 27
3 ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 31
3.1 Методика аудиторской проверки
Заключение
31
36

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 89.57 Кб (Скачать)

       Проведением аналитических процедур аудиторская  организация должна выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических процедур следует варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

       При выборе необходимых аудиторских  процедур предпочтение должно отдаваться тем процедурам, которые в наибольшей степени позволяют выявить возможные  ошибки. По характеру эти процедуры  можно подразделить на тесты, позволяющие  определить эффективность систем внутреннего  контроля, и на тесты, выявляющие ошибки по счетам и регистрам (аналитические  процедуры). Аналитические процедуры  могут быть использованы как для  проверки остатков по отдельным бухгалтерским  счетам, так и для оценки финансовой отчетности предприятия в целом. Аналитические процедуры могут приемлемы, когда они подтверждаются другими процедурами, например, сравнение с предыдущими периодами и выявление тенденций.

       Результаты  проводимых аудиторских организацией процедур при подготовке общего плана  и программы следует детально документировать, так как эти  результаты являются основанием для  планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита.

     Общий план аудиторской проверки. После завершения анализа рисков аудиторы, основываясь на предварительных данных об экономическом субъекте и результатах проведенных аналитических процедур, могут приступить к разработке общего плана и программы аудиторской проверки. Созданный непосредственно перед проведением проверки план определяет последовательность действий аудитора, т.е. по каким направлениям и с какой интенсивностью будет проводиться проверка. Для лучшего обзора и рациональной постановки задач могут использоваться графики, диаграммы и компьютерные системы.

       Составляя общий план и программу аудита, аудиторской организации следует  учитывать степень автоматизации  обработки учетной информации, что  также позволит точнее определить объем  и характер аудиторских процедур. При проведении общего планирования большое значение придается профессиональным качествам аудиторов. Им необходимо так организовать свои действия, чтобы  произвести оценку используемой на предприятии  системы учета и внутреннего  контроля с учетом принципа существенности и экономичности проверки.

       В общем плане необходимо предусмотреть  сроки проведения аудита и составить  график его проведения, подготовки отчета (письменной информации руководству  экономического субъекта) и аудиторского заключения. В процессе планирования необходимо учесть: реальные трудозатраты; уровень существенности; проведенные  оценки рисков аудиторской проверки.

       В общем плане аудиторская организация  определяет способ проведения аудиторской  проверки на основании результатов  предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля и  рисков аудита. В случае решения  провести выборочную проверку аудитор  формирует аудиторскую выборку. В общем плане рекомендуется предусмотреть:

  • какие конкретные области надо изучить, чтобы аудит был объективен;
  • какие существенные моменты следует охватить;
  • какие выборочные планы надо разработать;
  • формирование аудиторской группы, ее численность и квалификацию специалистов;
  • распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам проверки;
  • с какими стандартами, процедурами или документами необходимо ознакомить рабочую группу;
  • бюджет рабочего времени для каждого этапа проверки;
  • предполагаемые сроки работы группы;
  • инструктирование всех членов группы об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, с положениями общего плана аудита;
  • контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации.

       Аудиторская организация определяет в общем  плане необходимость привлечения  экспертов в процессе проведения проверки и роль внутреннего аудита.

     Программа аудиторской проверки. Разработка программы проведения аудиторской проверки включает те же этапы, что и разработка общего плана аудита. Программа  является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации общего плана аудита. Программа необходима для наиболее эффективного распределения работы внутри аудиторской группы и для контроля за ходом аудиторской проверки со стороны руководства аудиторской фирмы.

       Аудитор документально оформляет программу  аудиторской проверки, присваивает  код каждой проводимой аудиторской  процедуре, чтобы иметь возможность  в процессе работы делать ссылки ни них в рабочих документах.

       Аудиторскую программу следует составлять в  виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских  процедур по существу.

       Программа тестов средств контроля представляет собой совокупность действий, предназначенных  для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и  учета. Ее цель – выявление существенных недостатков средств контроля экономического субъекта.

       Программа аудиторских процедур по существу включает в себя перечень действий аудитора для детальной проверки верности отражения в бухгалтерском учете  оборотов и сальдо по счетам. Аудитор  должен составить программу аудиторской  проверки по каждому разделу бухгалтерского учета, который он будет проверять. Программа может пересматриваться в процессе проверки в  зависимости  от изменений условий проведения проверки и результатов аудиторских  процедур.

       Выводы  аудитора по каждому разделу аудиторской  программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим  материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской  отчетности экономического субъекта.

       По  окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудиторской  проверки должны быть документально  оформлены и завизированы в установленном  порядке. 

       2.2 Аудит операций по исчислению НДС 

       Проведение  налогового аудита не освобождает экономический  субъект (аудируемое лицо) от налогового контроля, осуществляемого должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции.

       В ходе аудиторской проверки аудиторы должны проверить:

       -правильность исчисления налогооблагаемой базы;

       -правильность применения налоговых ставок;

       -правомерность  применения льгот при расчете  и уплате налогов;

       -правильность начисления, полноту и своевременность перечисления налоговых платежей;

       -правильность ведения аналитического и синтетического учета;

       -правильность составления налоговой декларации.

       Начиная проверку, следует ознакомиться с  результатами предыдущих аудиторских  и налоговых проверок предприятия. Это позволит выяснить характер ошибок, если такие были допущены в учете  в предыдущем отчетном периоде, и  наметить объекты для углубленного контроля.

       Проверка  проводится выборочным или сплошным методом по усмотрению аудитора. До начало проверки целесообразно провести тестирование работников, занимающихся учетом НДС, с целью оценки надежности системы бухгалтерского учета и  системы внутреннего контроля. После  оценки уровня системы контроля определяется необходимый объем аудиторских  процедур.

       Выполнение  работ по аудиту расчетов по НДС включает несколько этапов, в частности:

  1. Ознакомительный этап проверки;
  2. Основной этап проверки;
  3. Заключительный этап.

       Рассмотрим  каждый из этих этапов боле подробно. Ознакомительный  этап проверки. На данном этапе выполняются:

       -оценка систем бухгалтерского и налогового учета;

       -оценка аудиторских рисков;

       -расчет уровня существенности;

       -определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;

       -анализ организации документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.

       На  данном этапе составляется план и  программа аудиторской проверки. Выполнение процедур позволяет рассмотреть  существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить  уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

       Аудитор должен сделать запрос на предоставление организацией следующих основных документов: налоговые декларации по НДС (включая  все уточненные расчеты), книг покупок и продаж, счета-фактуры, акты выполненных работ (услуг), товарные накладные, регистры бухгалтерского учета.

       Аудитору  необходимо получить информацию по следующим  вопросам, касающимся проверяемой организации:

  • как определен порядок исчисления НДС в учетной политике в целях налогообложения;
  • как организована работа по исчислению НДС (назначены ли ответственные лица, распределены ли между ними обязанности, имеются ли в наличии должностные инструкции);
  • каков порядок подготовки, оборота и хранения документов налогового учета и налоговой отчетности, отражения облагаемых оборотов в регистрах бухгалтерского и налогового учета, каким образом происходит обобщение этих данных и как определяется налоговая база;
  • при проведении, каких операций наиболее велик риск возникновения ошибок (как правило, наибольшее количество искажений в связи с исчислением НДС встречается при использовании организацией неденежных форм расчетов - зачета взаимных требований, бартерных операций, оплаты векселями и т.п.);
  • ведется ли аналитический учет товаров, облагаемых НДС по разным ставкам, имеется ли в организации перечень товаров, облагаемых по пониженным ставкам;
  • осуществляются ли операции, освобождаемые от налогообложения;

       представлены  ли в налоговые органы соответствующие  документы, подтверждающие право организации  на освобождение или применение налоговых  вычетов;

  • производится ли сверка статей налоговых деклараций с данными синтетического учета и налоговыми регистрами (книгой покупок и журналом учета полученных счетов - фактур) должностными лицами (главным бухгалтером или заместителем главного бухгалтера, начальником отдела и т.п.) в конце отчетного периода.

       При анализе учетной политики организации  в целях обложения НДС аудитором  устанавливается наличие в ней  положений в части ведения  раздельного учета по видам деятельности и операций.

       Состав  включаемых в программу аудита процедур по существу, направленных на получение  аудиторских доказательств достоверности  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности, как известно, определяется особенностями проверяемых операций, предпосылками подготовки (критериями достоверности) бухгалтерской отчетности, планируемыми уровнями существенности и аудиторского риска, методами аудиторской  деятельности, доступной аудитору информацией. Для аудита расчетов с бюджетом по НДС используются главным образом  приемы проверки соблюдения нормативных  актов при формировании элементов  налогообложения, приемы прослеживания и подтверждения, а также синтаксического (формального) контроля заполнения документов, связанных с исчислением и уплатой НДС.

       Основной  этап проверки. В целях получения достоверных результатов от проведения аудиторской проверки необходимо тщательно проанализировать: статус налогоплательщика; возможность применения налоговых льгот и правильность их использования; объект налогообложения; формирование налоговой базы; правомерность применения вычетов; составление и своевременность сдачи деклараций, а также своевременность уплаты налога. Необходимо, кроме того, проверить были ли у проверяемой организации следующие операции:

       -приобретение  товаров (работ, услуг) у иностранных  лиц, не состоящих в Республике  Казахстан на учете в налоговых  органах;

       -аренда  государственного имущества, имущества  субъектов Республики Казахстан;

       -реализация  на территории Республики Казахстан  конфискованного имущества, бесхозяйных  ценностей, кладов и скупленных  ценностей, а также ценностей,  перешедших по праву наследования  государству.

Информация о работе Аудит расчетов с бюджетом по налогам