Аудит расчетных и кредитных операций

Автор: Марина Макеева, 23 Ноября 2010 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Контроль за движением денежных средств, расчетами и банковским кредитом является одной из основных задач для предприятий. Обычно контроль осуществляется аудиторами. Если в составе организации нет аудиторской службы, то необходимо прибегнуть к помощи сторонней аудиторской фирмы.
В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы учета и аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками, расчётов с покупателями и заказчиками, кредитных операций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Нормативные документы, используемые при аудите
расчётных и кредитных операций………………………………………….5
2. Цель и задачи аудита расчетов с поставщиками
и покупателями……………………………………………………………...7
3. Подготовка и планирование аудиторской проверки………………………..9
4. Аудит расчётов с поставщиками и подрядчиками………………………...12
5. Аудит расчётов с покупателями…………………………………………….31
6. Аудит кредитных операций…………………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………...45
Список литературы……………………………………………………………..47
Приложения……………………………………………………………………..49

Работа содержит 1 файл

Курсовая аудит расчетных и кредитных операций.doc

— 288.50 Кб (Скачать)

Таблица 5.   Вопросник аудитора для составления  плана и программы  аудиторской проверки раздела учета

№ п/п Вопрос Вариант ответа Информация  или документ, который  следует запросить Назначаемая аудиторская процедура
1 Предприятие получало кредиты только в одном банке Да    
 
 
 
 
 
Нет  
 
«Кредит 1.1.1»
2 Предприятие получало деньги путем зачисления на расчетный счет Да  
 
 
 
 
 
  Нет  
 
«Кредит 1.1.2», «Кредит 1.1.3»
3 Превышение  банковских процентов сверх установленных  норм относили на расходы, учитываемые  при налогообложении прибыли Да  
 
 
 
 
 
 
 
Нет  
 
«Кредит4.1.1»
4 Проценты по долгосрочным кредитам выплачивались после введения объектов основных средств в эксплуатацию Да Акт о введении объектов основных средств в эксплуатацию  
 
 
 
 
 
Нет  
 
«Кредит 3.1.1»
5 Все ли кредиты  и займы были израсходованы по целевому назначению Да  
 
 
 
 
 
 
 
Нет  
 
«Кредит 2.2.1»

По разделу  учета «Кредиты и займы» вопросник  может быть составлен и в форме  набора тестов. Особенно удобна такая  форма ознакомления с системой бухгалтерского учета и организацией внутреннего  контроля учета кредитов и займов в случае, когда планируется выборочная проверка.[13]

Перечень  аудиторских процедур

«Кредит 1.1.1»  — проверка полноты первичных  документов, оформляющих получение  и возврат, изменение условий  предоставления кредитов или займов, начисление процентов по ним.

«Кредит 1.1.2»  — проверка полноты первичных документов по кредитам банков, учитываемых на ссудном счете.

«Кредит 1.1.3»  — проверка полноты первичных  документов по займам, полученным наличными  в кассу предприятия.

«Кредит 2.1.1»  — проверка обоснованности включения  процентов по кредитам и займам в состав операционных расходов в зависимости от целевого назначения кредита или займа.

«Кредит 2.2.1»  — проверка фактического соблюдения целевого

назначения кредита.

«Кредит 2.3.1»  — проверка фактической уплаты процентов  по

кредитам и  займам.

«Кредит 3.1.1» — проверка правильности включения процентов по кредитам и займам в инвентарную стоимость объектов внеоборотных активов.

«Кредит 3.3.1»  — проверка правильности включения  процентов по кредитам и займам в  фактическую себестоимость ценных бумаг.

«Кредит 4.1.1» — проверка обоснованности включения в состав налоговых расходов сумм процентов по кредитам и займам.

«Кредит 4.1.2»  — проверка правильности включения  в состав налоговых расходов процентов  по кредитам и займам в пределах норм.

Типичные  ошибки

Приведем перечень типовых нарушений при отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с получением кредитов и займов.[25]

Первый  вид нарушений связан с отсутствием документов, оформляющих кредитные отношения.

1. Отсутствие  кредитного договора или договора займа.

2. Отсутствие  выписок банка со ссудного  счета.

3. Отсутствие  мемориальных ордеров, подтверждающих  списание в безакцептном порядке  сумм возврата кредита.

4.Отсутствие  мемориальных ордеров, подтверждающих  списание в безакцептном порядке  сумм процентов, уплачиваемых по кредитным договорам.

5. Отсутствие  дополнительных соглашений к  кредитному договору (договору займа), изменяющих процентную ставку  по кредиту (займу), сроки возврата  кредита (займа), другие условия  кредитного договора или договора  займа.

Второй  вид нарушений связан с нарушением принципов формирования расходов.

1. Неправильное  отнесение затрат по полученным  займам и кредитам к отчетным  периодам (затраты должны признаваться  текущими расходами того периода,  в котором они произведены,  за исключением той их части, которая включается в фактическую себестоимость приобретаемых товарно-материальных ценностей.

2. Неправильное  отражение процентов по полученным  займам и кредитам в бухгалтерском  учете (затраты по полученным  займам и кредитам, включаемые в текущие расходы организации, являются ее операционными расходами и подлежат включению в финансовый результат организации, то есть отражению на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

3. Неправильное  отражение процентов по полученным  займам и кредитам в случае если организация использует средства полученных займов и кредитов для осуществления предварительной оплаты материально-производственных запасов, других ценностей, работ, услуг или выдачи авансов и задатков в счет их оплаты. (Расходы по обслуживанию указанных займов и кредитов относится организацией-заемщиком на увеличение дебиторской задолженности, образовавшейся в связи с предварительной оплатой и (или) выдачей авансов и задатков на указанные выше цели. При поступлении в организацию заемщика материально-производственных запасов и иных ценностей, выполнении работ (услуг) дальнейшее начисление процентов и осуществление других расходов, связанных с обслуживанием полученных займов и кредитов, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке — с отнесением на операционные расходы организации-заемщика.)

Третий  вид нарушений связан с несоблюдением принципов оценки имущества.

1. Включение  в инвентарную стоимость объектов  основных средств, нематериальных  активов и прочих внеоборотных  активов, процентов по кредитам и займам, полученным на эти цели, после принятия этих объектов на учет.

Затраты по полученным займам и кредитам, непосредственно  относящиеся к приобретению и (или) строительству инвестиционного  актива, должны включаться в первоначальную стоимость этого актива и погашаться посредством начисления амортизации (кроме случаев, когда правилами бухгалтерского учета начисление амортизационного актива не предусмотрено. Проценты, связанные с приобретением таких инвестиционных активов, относятся на текущие расходы организации).[16]

2. Включение  в стоимость ценных бумаг процентов  по кредитам и займам, полученным  для приобретения ценных бумаг,  после принятия их к учету.

Четвертый вид нарушений связан с включением в налоговые расходы процентов по кредитам и займам, которые не могут быть в них включены.

1. Включение  в налоговые расходы начисленных  по кредиту или займу процентов  за пользование заемными средствами, но фактически на конец отчетного  периода не уплаченных банку  (при кассовом методе).

2. Включение  в налоговые расходы затрат на оплату процентов по кредитам и займам, превышающим:

А) сумму процентов, рассчитанных по ставке процентов, предусмотренной  договором кредита или займа.

Б) сумму процентов, рассчитанных исходя из срока действия договора кредита или займа, когда фактически кредит или заем превышает сумму процентов от фактически полученной суммы кредита.

3. Невключение  в налоговые расходы процентов  по кредитам и займам, полученным  на инвестиционную и финансовую  деятельность.

Пятый вид нарушений связан с нарушением принципов формирования финансовых результатов.[13]

1. Отнесение  на собственные источники средств  предприятия процентов по кредитам  и займам сверх норматива, установленного  гл. 25 НКРФ.

2. Отнесение  на собственные источники средств  предприятия процентов по кредитам и займам, полученным в иностранной валюте по ставке, превышающей 15 процентов (ст. 269 НК РФ).

Заключение

 

При написании  данной работы изучена литература по предмету аудит, рассмотрены нормативные  документы регулирующие аудиторскую  деятельность, а также методика проведения аудиторской проверки расчетов с поставщиками и покупателями. Аудит расчетов с поставщиками и покупателями дает информацию о достоверности данных бухгалтерского учета о наличии дебиторской и кредиторской задолженности, ее состоянии и сроках образования.

При подготовке и планировании аудиторской проверки аудитор определяет цель и основные задачи проверки. После чего должна быть составлена достаточно подробная  программа проверки расчетов с учетом поставленных целей. Программа проверки должна позволить аудитору при наличии нарушений выявить их все. В ходе проверки также рекомендуется проводить оценку организации внутреннего контроля за организацией учета. Одним из наиболее распространенных способов проверки расчетов с поставщиками и покупателями является инвентаризация расчетных операций.

Инвентаризация  расчетов заключается в выявлении  по соответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах. Учитывая, что сами предприятия в большинстве случаев проводят инвентаризацию расчетов с низким качеством (либо вообще не проводят), аудитор должен установить сроки возникновения задолженности по счетам дебиторов и кредиторов, ее реальность и лиц, виновных в пропуске сроков исковой давности (согласно гражданскому кодексу РФ срок исковой давности установлен 3 года). В случае необходимости нужно провести сверку расчетов с дебиторами и кредиторами с составлением актов сверок. Для этой работы можно привлечь и сотрудников бухгалтерии проверяемого предприятия.

           В курсовой работе рассматриваются  расчеты с покупателями и заказчиками.  Правильное и своевременное их  проведение служит необходимым  условием процесса производства. Эффективность расчетных операций  зависит от состояния бухгалтерского  учета на предприятии. Таким образом, бухгалтерия предприятия должны придерживаться определенных принципов учета и существующей законодательной базы и нормативных документов.

         При проверке состояния расчетов  с покупателями и заказчиками  нужно обратить внимание на  инвентаризацию расчетов, т.е. на выявление по соответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах.

          После проведения аудита в  обязательном порядке должно  быть составлено аудиторское  заключение, в котором отражается результат проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также ошибки выявленные в ходе аудита.

В ОКДЦ раз в  два года проводится ревизия под  контролем ревизионной комиссии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. Законодательные  и нормативные  акты.

  1. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ МФ РФ от 31.10.2001 № 94н)
  2. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности» (Одобрено комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20.08.1999 Протокол №5)
  3. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Понимание деятельности экономического субъекта» (Одобрено комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 27.04.1999 Протокол №3)
  4. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Аналитические процедуры»  (Одобрено комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 22.01.1998 Протокол №2)
  5. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Аудит в условиях компьютерной обработки данных» (Одобрено комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 22.01.1998 Протокол №2)
  6. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности»  (Одобрено комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 09.02.1996 Протокол №1)
  7. Федеральный закон от 07.08.2001г. №119ФЗ «Об аудиторской деятельности»
  8. Федеральный закон РФ от 21.11.96 г. №129ФЗ "О бухгалтерском учете".
  9. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Планирование аудита» (Одобрено комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25.12.1996 Протокол №6)

Информация о работе Аудит расчетных и кредитных операций