Автор: Марина Макеева, 23 Ноября 2010 в 16:42, курсовая работа
Контроль за движением денежных средств, расчетами и банковским кредитом является одной из основных задач для предприятий. Обычно контроль осуществляется аудиторами. Если в составе организации нет аудиторской службы, то необходимо прибегнуть к помощи сторонней аудиторской фирмы.
В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы учета и аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками, расчётов с покупателями и заказчиками, кредитных операций.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Нормативные документы, используемые при аудите
расчётных и кредитных операций………………………………………….5
2. Цель и задачи аудита расчетов с поставщиками
и покупателями……………………………………………………………...7
3. Подготовка и планирование аудиторской проверки………………………..9
4. Аудит расчётов с поставщиками и подрядчиками………………………...12
5. Аудит расчётов с покупателями…………………………………………….31
6. Аудит кредитных операций…………………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………...45
Список литературы……………………………………………………………..47
Приложения……………………………………………………………………..49
Таблица 5. Вопросник аудитора для составления плана и программы аудиторской проверки раздела учета
№ п/п | Вопрос | Вариант ответа | Информация или документ, который следует запросить | Назначаемая аудиторская процедура |
1 | Предприятие получало кредиты только в одном банке | Да | | |
|
|
Нет | |
«Кредит 1.1.1» |
2 | Предприятие получало деньги путем зачисления на расчетный счет | Да | |
|
|
Нет | |
«Кредит 1.1.2», «Кредит 1.1.3» | |
3 | Превышение банковских процентов сверх установленных норм относили на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли | Да | |
|
|
|
Нет | |
«Кредит4.1.1» |
4 | Проценты по долгосрочным кредитам выплачивались после введения объектов основных средств в эксплуатацию | Да | Акт о введении объектов основных средств в эксплуатацию | |
|
|
Нет | |
«Кредит 3.1.1» |
5 | Все ли кредиты и займы были израсходованы по целевому назначению | Да | |
|
|
|
Нет | |
«Кредит 2.2.1» |
По разделу учета «Кредиты и займы» вопросник может быть составлен и в форме набора тестов. Особенно удобна такая форма ознакомления с системой бухгалтерского учета и организацией внутреннего контроля учета кредитов и займов в случае, когда планируется выборочная проверка.[13]
Перечень аудиторских процедур
«Кредит 1.1.1» — проверка полноты первичных документов, оформляющих получение и возврат, изменение условий предоставления кредитов или займов, начисление процентов по ним.
«Кредит 1.1.2» — проверка полноты первичных документов по кредитам банков, учитываемых на ссудном счете.
«Кредит 1.1.3» — проверка полноты первичных документов по займам, полученным наличными в кассу предприятия.
«Кредит 2.1.1» — проверка обоснованности включения процентов по кредитам и займам в состав операционных расходов в зависимости от целевого назначения кредита или займа.
«Кредит 2.2.1» — проверка фактического соблюдения целевого
назначения кредита.
«Кредит 2.3.1» — проверка фактической уплаты процентов по
кредитам и займам.
«Кредит 3.1.1» — проверка правильности включения процентов по кредитам и займам в инвентарную стоимость объектов внеоборотных активов.
«Кредит 3.3.1»
— проверка правильности включения
процентов по кредитам и займам в
фактическую себестоимость
«Кредит 4.1.1» — проверка обоснованности включения в состав налоговых расходов сумм процентов по кредитам и займам.
«Кредит 4.1.2» — проверка правильности включения в состав налоговых расходов процентов по кредитам и займам в пределах норм.
Типичные ошибки
Приведем перечень типовых нарушений при отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с получением кредитов и займов.[25]
Первый вид нарушений связан с отсутствием документов, оформляющих кредитные отношения.
1. Отсутствие
кредитного договора или
2. Отсутствие выписок банка со ссудного счета.
3. Отсутствие
мемориальных ордеров,
4.Отсутствие
мемориальных ордеров,
5. Отсутствие
дополнительных соглашений к
кредитному договору (договору займа),
изменяющих процентную ставку
по кредиту (займу), сроки возврата
кредита (займа), другие условия
кредитного договора или
Второй вид нарушений связан с нарушением принципов формирования расходов.
1. Неправильное
отнесение затрат по
2. Неправильное
отражение процентов по
3. Неправильное
отражение процентов по
Третий вид нарушений связан с несоблюдением принципов оценки имущества.
1. Включение
в инвентарную стоимость
Затраты по полученным займам и кредитам, непосредственно относящиеся к приобретению и (или) строительству инвестиционного актива, должны включаться в первоначальную стоимость этого актива и погашаться посредством начисления амортизации (кроме случаев, когда правилами бухгалтерского учета начисление амортизационного актива не предусмотрено. Проценты, связанные с приобретением таких инвестиционных активов, относятся на текущие расходы организации).[16]
2. Включение
в стоимость ценных бумаг
Четвертый вид нарушений связан с включением в налоговые расходы процентов по кредитам и займам, которые не могут быть в них включены.
1. Включение
в налоговые расходы
2. Включение в налоговые расходы затрат на оплату процентов по кредитам и займам, превышающим:
А) сумму процентов, рассчитанных по ставке процентов, предусмотренной договором кредита или займа.
Б) сумму процентов, рассчитанных исходя из срока действия договора кредита или займа, когда фактически кредит или заем превышает сумму процентов от фактически полученной суммы кредита.
3. Невключение
в налоговые расходы процентов
по кредитам и займам, полученным
на инвестиционную и
Пятый вид нарушений связан с нарушением принципов формирования финансовых результатов.[13]
1. Отнесение
на собственные источники
2. Отнесение
на собственные источники
При написании данной работы изучена литература по предмету аудит, рассмотрены нормативные документы регулирующие аудиторскую деятельность, а также методика проведения аудиторской проверки расчетов с поставщиками и покупателями. Аудит расчетов с поставщиками и покупателями дает информацию о достоверности данных бухгалтерского учета о наличии дебиторской и кредиторской задолженности, ее состоянии и сроках образования.
При подготовке и планировании аудиторской проверки аудитор определяет цель и основные задачи проверки. После чего должна быть составлена достаточно подробная программа проверки расчетов с учетом поставленных целей. Программа проверки должна позволить аудитору при наличии нарушений выявить их все. В ходе проверки также рекомендуется проводить оценку организации внутреннего контроля за организацией учета. Одним из наиболее распространенных способов проверки расчетов с поставщиками и покупателями является инвентаризация расчетных операций.
Инвентаризация расчетов заключается в выявлении по соответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах. Учитывая, что сами предприятия в большинстве случаев проводят инвентаризацию расчетов с низким качеством (либо вообще не проводят), аудитор должен установить сроки возникновения задолженности по счетам дебиторов и кредиторов, ее реальность и лиц, виновных в пропуске сроков исковой давности (согласно гражданскому кодексу РФ срок исковой давности установлен 3 года). В случае необходимости нужно провести сверку расчетов с дебиторами и кредиторами с составлением актов сверок. Для этой работы можно привлечь и сотрудников бухгалтерии проверяемого предприятия.
В курсовой работе
При проверке состояния
После проведения аудита в обязательном порядке должно быть составлено аудиторское заключение, в котором отражается результат проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также ошибки выявленные в ходе аудита.
В ОКДЦ раз в
два года проводится ревизия под
контролем ревизионной
Список
литературы
1. Законодательные и нормативные акты.