Аудит расчетных и кредитных операций

Автор: Марина Макеева, 23 Ноября 2010 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Контроль за движением денежных средств, расчетами и банковским кредитом является одной из основных задач для предприятий. Обычно контроль осуществляется аудиторами. Если в составе организации нет аудиторской службы, то необходимо прибегнуть к помощи сторонней аудиторской фирмы.
В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы учета и аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками, расчётов с покупателями и заказчиками, кредитных операций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Нормативные документы, используемые при аудите
расчётных и кредитных операций………………………………………….5
2. Цель и задачи аудита расчетов с поставщиками
и покупателями……………………………………………………………...7
3. Подготовка и планирование аудиторской проверки………………………..9
4. Аудит расчётов с поставщиками и подрядчиками………………………...12
5. Аудит расчётов с покупателями…………………………………………….31
6. Аудит кредитных операций…………………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………...45
Список литературы……………………………………………………………..47
Приложения……………………………………………………………………..49

Работа содержит 1 файл

Курсовая аудит расчетных и кредитных операций.doc

— 288.50 Кб (Скачать)

На практике бывают случаи, когда подлинные акцептные  поручения – например, на перечисление денежных средств отделениями связи, на выплату почтовых переводов –  уничтожают, а списанные суммы  по учету относят на взаимные расчеты  с другими предприятиями. Результаты проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками можно отразить в ряде рабочих документов (таблицах, справках).[17]

      Одним из этапов при проведении аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками может  быть инвентаризация (взаимная сверка) расчетов. Эту процедуру целесообразно проводить посредством запроса к контрагенту о состоянии расчетов на определенную дату, прилагая к запросу выписку — расшифровку задолженности, числящейся на аудируемом предприятии.

      При пренебрежении проведением инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками, как правило происходит нарушение  Методических указаний по инвентаризации расчетов и финансовых обязательств, в соответствии с которыми на предприятии ежегодно в сроки, установленные руководством организации, должна осуществляться инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами. В ходе инвентаризации устанавливаются сроки возникновения задолженности, реальность ее погашения, тождественность расчетов с различными организациями, правильность и обоснованность числящейся на балансе суммы задолженности по недостачам и хищениям, правильность и обоснованность числящихся по балансу сумм дебиторской и кредиторской задолженности, а также предъявлены ли иски на взыскание в принудительном порядке дебиторской задолженности.[20]

      Учитывая, что сами предприятия инвентаризацию расчетов, как правило, проводят некачественно  или не проводят вовсе, эту работу должен организовать аудитор. Для этого  можно использовать следующий этап проверки - получение подтверждения от третьих лиц. Аудитор может запросить данные об остатках на счетах или данные о конкретных счетах-фактурах, если суммы в них значительны. Запросы-подтверждения или акты сверок (обычно используют именно их) могут быть оформлены на бланке предприятия. Предприятие, получившее запрос, проставляет    сумму, которую оно подтверждает. Такой запрос отсылают поставщику в двух экземплярах, один из которых возвращается аудитору.

Результаты инвентаризации расчетов должны быть оформлены актом. В акте следует перечислить наименование проинвентаризованных счетов и указать суммы выявленной несогласованной дебиторской и кредиторской задолженности, безнадежных долгов, кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности.

      По указанным видам задолженности к акту инвентаризации расчетов должна быть приложена справка, в которой приводятся наименования и адреса дебиторов и кредиторов, сумма задолженности, за что числится задолженность, с какого времени и на основании каких документов.

      По  суммам дебиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности, в справках указываются лица, виновные в пропуске этих сроков. Анализ имеющихся на аудируемом предприятии материалов инвентаризаций расчетов или проведение инвентаризации самим аудитором дает возможность сосредоточить внимание на проверке тех расчетов, по которым установлены расхождения.

      Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются, как правило, безналичным путем  с применением форм: расчетов платежными поручениями в порядке плановых платежей;  в порядке зачета взаимных требований; с использованием векселей.[32]

      Формы расчетов между плательщиком и получателем  средств определяются договором  или соглашением. Аудитор должен обратить особое внимание на наличие  всех оправдательных документов, а  в отдельных случаях запросить в банках копии недостающих документов.

      Результаты  предварительной оценки действующих  договоров системы расчетов с  поставщиками и подрядчиками, результаты инвентаризации и анализ опроса служащих можно использовать в определении  набора аудиторских процедур по проверке.[33]

     План  и программа проведения аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками строятся с учетом результатов проверки системы внутреннего контроля данного раздела. При этом план аудита должен охватить следующие основные направления проверки:

• правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками с позиций действующего законодательства;

• организация первичного учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;

• организация бухгалтерского учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;

• организация налогового учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками.[13] 
 

Содержание плана  и программы проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками приведены  в табл. 1 и 2. 

Таблица 1. План аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

№ п/п Планируемые виды работ Период  проведения аудита Исполнитель Примечания
1. Правовая   оценка  договоров   с   поставщиками и подрядчиками 01.03.04 -03.03.04 Сидоров П.П. При возникновении необходимости — привлечение эксперта
2. Аудит организации  первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками 01.03.04 -06.03.04 Петрова Л.В.  
 
3. Аудит состояния  задолженности перед поставщиками и подрядчиками 04.03.04 -06.03.04 Сидоров П.П.  
 
4. Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете различных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками 07.03.04 -25.03.04 Сидоров П.П. Петрова Л.В.  
 
5. 
 
 
Проверка соответствия данных аналитического  учета  расчетов  с  поставщиками и подрядчиками данным

сводного (синтетического) учета

26.03.04 -

27.03.04 
 

Петрова Л.В. 
 
 
 
 
 
 
 
6. 
 
Проверка   организации    налогового учета  по расчетам с поставщиками и подрядчиками 26.03.04 -

30.03.04 

Сидоров П.П. 
 
 
 
 
 

        Разработка программы проведения аудита включает те же этапы, что и разработка общего плана аудита. Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Она служит подробной инструкцией аудиторам и одновременно — средством контроля сроков проведения работы для руководителя аудиторской организации и аудиторской группы.[15]

      Аудитору  следует документально оформить программу аудита, присвоить номер (код) каждой проводимой аудиторской процедуре, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в рабочих документах. Содержание программы аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками приведены в таблице № 2.

Таблица  2. Программа аудита

Проверяемая организация

Период аудита

Количество человеко-часов                   

Руководитель  аудиторской группы

Состав аудиторской  группы

Планируемый аудиторский  риск

Планируемый уровень  существенности

№ п/п Перечень  аудиторских процедур по разделам аудита Период проведения аудита Исполнитель Рабочие доку-менты аудитора Примечания
1. 

1.1

1.2

Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками

Экспертиза договоров  с поставщиками

Экспертиза договоров  с подрядчиками

01.03.04 -03.03.04 Сидоров П.П. Договор, соглашения, контракты; копии переписки или заключение эксперта (в случае его привлечения) При проверке применять  непредставительную выборку
2. 
 

2.1 
 
 

2.2 
 

2.3 

2.4 

2.5 
 

2.6

Аудит организации  первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Проверка достоверности

(полноты и  точности) фактов оприходования  ТМЦ,

принятия к  учету работ, услуг

Проверка оперативности

регистрации фактов поступления сырья и материалов, оказания услуг

Проверка законности первичной учетной документации

Проверка соблюдения графика документооборота

Проверка полноты  и точности регистрации документа  в учетных регистрах

Проверка организации  хранения документов и организации  доступа к

ПУД

01.03.04 -

06.03.04 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Петрова Л.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Первичные

документы

(накладные,

счета-фактуры,

акты сдачи-

приемки), дого-

воры, данные

складского

учета, данные

бухгалтерского

учета, книга

покупок, гра-

фики докумен-

тооборота, ор-

ганизационно-

распорядитель-

ная документа-

ция по вопросам хранения и

доступа к ПУД

При осуществ-

лении провер

ки по поступ-

лению ТМЦ —  применять

репрезентативную  выборку

(метод систе-

матического

отбора), операции по принятию к учету

услуг (работ) — выборка непредставительная

3. 

3.1 

3.2 
 
 
 

Аудит состояния  задолженности перед поставщиками и подрядчиками

Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности

Проверка правильности списания дебиторской задолженности, безнадеж-

ной ко взысканию

04.03.04-

06.03.04 
 
 
 
 

Сидоров П.П. 
 
 
 
 
 
Регистры  бух.

учета, акты

сверок, ответы

на запросы

поставщикам,

решения судов

в части призна-

ния задолжен-

ности безна-

дежной ко взы-

сканию и проч.

Провести    выборочную    инвент-цию задолженности,списанные

безнадежные

долги      проверять сплошным

методом

4. 
 
 
 

4.1 

4.2 

4.3 

4.4

4.5

Проверка  правильности

отражения в бухгалтерском

учете отдельных операций

по  расчетам с поставщиками

и подрядчиками

Проверка расчетов по неотфактурованным поставкам

Проверка расчетов по век-

селям выданным

Проверка расчетов по коммерческим кредитам

Проверка расчетов по претензиям

Проверка учета  курсовых и

суммовых разниц

07.03.04 -

25.03.04 
 
 
 
 
 
 

Сидоров П.П.

Петрова Л.В.

Регистры  бух-

галтерского

учета, первичные  документы

(накладные,

счета-фактуры,

акты сдачи-

приемки), дого-

воры, претензи-

онные письма с

прилагающейся

документацией

Проверку про

водить сплош

ным методом 
 
 
 
 
 
 

5. 
 
 
 

5.1 
 
 

5.2 

Проверка  соответствия данных аналитического учета  расчетов с поставщиками и подрядчиками данным сводного (синтетического) учета

   Проверка соответствия данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического

учета

Проверка правильности

отражения в  отчетности

итоговых данных по расчетам с поставщиками и подрядчиками

6.03.04 -

7.03.04 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
регистры аналитического

учета, регистры

синтетического

сводного) учета, отчетность 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
6. 
 

6.1 

6.2 

6.3

6.4

Проверка  организации налогового учета по расчетам с поставщиками

и подрядчиками

Налоговый учет процентов

по векселям и коммерческим кредитам

Налоговый учет сомни-

тельной задолженности

Налоговый учет суммовых разниц

Учет налога на добавленную стоимость

26.03.04-

30.03.04 
 
 

Сидоров П.П. 
 
 
 
 
Регистры  на-

логового учета, регистры бухгалтерского

учета, договоры

первичные

документы

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Руководитель  аудиторской организации _______________

Экспертиза    договоров    с     поставщиками. Договоры этой группы оформляют операции по поступлению на предприятие различных товарно-материальных ценностей и имущественных прав. Сюда относятся: договор купли-продажи, договор поставки, договор энергоснабжения, договор мены. Аудитору в ходе проведения аудита надлежит убедиться в том, что форма заключенного договора полностью соответствует экономическому смыслу совершенной предприятием сделки. Кроме того, должна быть получена уверенность в том, что договор содержит все существенные условия риск признания договора недействительным отсутствует. Как правило, договоры с поставщиками проверяют, используя репрезентативную выборку, поскольку все они достаточно однотипны, и при проверке определенного количества отобранных договоров можно составить мнение о всей проверяемой совокупности.[13]

Экспертиза  договоров с подрядчиками. Гораздо более трудоемкая процедура — подтверждение факта выполнения работ, оказания услуг по договорам с подрядчиками. Здесь наиболее распространены: договор подряда, договор возмездного оказания услуг, договор на выполнение НИОКР. Это связано с тем, что предметом названных договоров является выполнение определенной работы и сдача ее результатов заказчику. Некоторые виды работ и услуг при этом не имеют вещевого выражения и определить их содержание и полноту не всегда просто. Среди договоров данной группы наибольший риск с точки зрения аудита представляют договоры возмездного оказания услуг, как то: реклама, маркетинговые исследования, консультационные услуги, нотариальные услуги, пожарные услуги, охранные услуги и т.д. Как правило, все перечисленные услуги очень дорогие, а риск того, что подтверждающие их совершение первичные документы (а для аудитора — аудиторские доказательства) некачественные — очень велик. Кроме того, здесь велика вероятность наличия фиктивных договоров, обеспечивающих фиктивные выплаты.[25]

При аудите следует  применять либо сплошную проверку таких  договоров, либо непредставительную выборку  договоров с большой степенью риска, опираясь на личное суждение аудитора. В случае возникновения необходимости аудитору следует привлечь к правовой экспертизе договоров эксперта, компетентного в юридических вопросах. 

Аудит организации первичного учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками

При проверке учета  расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитору необходимо оценить качество первичной информации, поступающей  в систему бухгалтерского учета. Связано это с тем, что практически  все документы данного раздела  поступают на предприятие извне, увеличивая внутрихозяйственный и контрольный риски при проведении аудита данного раздела.[16] Причин тому несколько:

• отсутствие многократного контроля за первичными документами на стадии их создания и проверки (как это происходит с документацией, создаваемой на предприятии);

• сложность восстановления отсутствующих и исправления неправильно оформленных документов;

• большая вероятность несвоевременного поступления подтверждающих документов;

• значительная часть первичных документов, подтверждающих совершение этих операций (особенно операций, связанных с договорами на оказание услуг) не унифицирована. Отсюда риск того, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей, если будут какие-либо сомнения в правильности оформления документов и их комплектности.

Аудит организации  первичного учета строится по следующей  схеме:

1. Определяется  степень воздействия на организацию  первичного учета различных внутренних  и внешних факторов (среди внешних  — требования законодательства, принадлежность организации, специфика отрасли, размеры предприятия, местоположение, используемые ресурсы; внутренние факторы - организационная структура, философия управления и стиль работы руководителей, методы распределения полномочий и ответственности, информационное и кадровое обеспечение, техническая оснащенность).

2. Оцениваются  величины внутрихозяйственного  риска системы первичного учета  на данном участке по результатам  проведения аналитических процедур.

3. Определяются  примерные объемы первичной учетной документации, представляемой к проверке, по данному разделу учета.

При проведении аудита организации первичного учета  по разделу учета расчетов с поставщиками и подрядчиками применяются следующие  методы сбора аудиторских доказательств:

Проверка  достоверности фактов оприходования товарно-материальных ценностей, принятия к учету работ, услуг (далее ТМ Ц). Основная цель — достижение уверенности в том, что на предприятии присутствует вся первичная документация по всем поступившим ценностям и всем оказанным услугам за отчетный период. Выборку на данном участке целесообразно осуществлять следующим образом: операции по поступлению ТМЦ — выборка репрезентативная (осуществлять с помощью случайного или систематического отбора); операции по приобретению работ, услуг — выборка непредставительная, в зависимости от предмета договоров, их стоимости и прочих факторов. При этом, проверяя полноту отражения приобретенных работ, услуг, аудитор может использовать информацию о типичном «наборе» услуг, предоставляемых проверяемой организации за определенный период, которую возможно получить в результате устного опроса или используя учетные регистры за предыдущие периоды. Проводя эту процедуру, аудитору надлежит сверить данные первичных приходных документов с договорами на поставку с тем или иным поставщиком. Затем необходимо проверить наличие счетов-фактур от поставщиков по каждой конкретной сделке (целесообразно использовать журнал регистрации счетов-фактур). После чего сверить данные вышеуказанных документов с данными складского учета или с информацией от бухгалтерии о принятых к учету работах, услугах.[29]

Информация о работе Аудит расчетных и кредитных операций