Автор: Марина Макеева, 23 Ноября 2010 в 16:42, курсовая работа
Контроль за движением денежных средств, расчетами и банковским кредитом является одной из основных задач для предприятий. Обычно контроль осуществляется аудиторами. Если в составе организации нет аудиторской службы, то необходимо прибегнуть к помощи сторонней аудиторской фирмы.
В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы учета и аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками, расчётов с покупателями и заказчиками, кредитных операций.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Нормативные документы, используемые при аудите
расчётных и кредитных операций………………………………………….5
2. Цель и задачи аудита расчетов с поставщиками
и покупателями……………………………………………………………...7
3. Подготовка и планирование аудиторской проверки………………………..9
4. Аудит расчётов с поставщиками и подрядчиками………………………...12
5. Аудит расчётов с покупателями…………………………………………….31
6. Аудит кредитных операций…………………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………...45
Список литературы……………………………………………………………..47
Приложения……………………………………………………………………..49
На практике бывают случаи, когда подлинные акцептные поручения – например, на перечисление денежных средств отделениями связи, на выплату почтовых переводов – уничтожают, а списанные суммы по учету относят на взаимные расчеты с другими предприятиями. Результаты проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками можно отразить в ряде рабочих документов (таблицах, справках).[17]
Одним из этапов при проведении аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками может быть инвентаризация (взаимная сверка) расчетов. Эту процедуру целесообразно проводить посредством запроса к контрагенту о состоянии расчетов на определенную дату, прилагая к запросу выписку — расшифровку задолженности, числящейся на аудируемом предприятии.
При
пренебрежении проведением
Учитывая, что сами предприятия инвентаризацию расчетов, как правило, проводят некачественно или не проводят вовсе, эту работу должен организовать аудитор. Для этого можно использовать следующий этап проверки - получение подтверждения от третьих лиц. Аудитор может запросить данные об остатках на счетах или данные о конкретных счетах-фактурах, если суммы в них значительны. Запросы-подтверждения или акты сверок (обычно используют именно их) могут быть оформлены на бланке предприятия. Предприятие, получившее запрос, проставляет сумму, которую оно подтверждает. Такой запрос отсылают поставщику в двух экземплярах, один из которых возвращается аудитору.
Результаты инвентаризации расчетов должны быть оформлены актом. В акте следует перечислить наименование проинвентаризованных счетов и указать суммы выявленной несогласованной дебиторской и кредиторской задолженности, безнадежных долгов, кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности.
По указанным видам задолженности к акту инвентаризации расчетов должна быть приложена справка, в которой приводятся наименования и адреса дебиторов и кредиторов, сумма задолженности, за что числится задолженность, с какого времени и на основании каких документов.
По суммам дебиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности, в справках указываются лица, виновные в пропуске этих сроков. Анализ имеющихся на аудируемом предприятии материалов инвентаризаций расчетов или проведение инвентаризации самим аудитором дает возможность сосредоточить внимание на проверке тех расчетов, по которым установлены расхождения.
Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются, как правило, безналичным путем с применением форм: расчетов платежными поручениями в порядке плановых платежей; в порядке зачета взаимных требований; с использованием векселей.[32]
Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором или соглашением. Аудитор должен обратить особое внимание на наличие всех оправдательных документов, а в отдельных случаях запросить в банках копии недостающих документов.
Результаты предварительной оценки действующих договоров системы расчетов с поставщиками и подрядчиками, результаты инвентаризации и анализ опроса служащих можно использовать в определении набора аудиторских процедур по проверке.[33]
План и программа проведения аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками строятся с учетом результатов проверки системы внутреннего контроля данного раздела. При этом план аудита должен охватить следующие основные направления проверки:
• правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками с позиций действующего законодательства;
• организация первичного учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;
• организация бухгалтерского учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;
• организация
налогового учета операций по расчетам
с поставщиками и подрядчиками.[13]
Содержание плана
и программы проверки учета расчетов
с поставщиками и подрядчиками приведены
в табл. 1 и 2.
Таблица 1. План аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
№ п/п | Планируемые виды работ | Период проведения аудита | Исполнитель | Примечания | |
1. | Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками | 01.03.04 -03.03.04 | Сидоров П.П. | При возникновении необходимости — привлечение эксперта | |
2. | Аудит организации первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками | 01.03.04 -06.03.04 | Петрова Л.В. | | |
3. | Аудит состояния задолженности перед поставщиками и подрядчиками | 04.03.04 -06.03.04 | Сидоров П.П. | | |
4. | Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете различных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками | 07.03.04 -25.03.04 | Сидоров П.П. Петрова Л.В. | | |
5. |
Проверка соответствия
данных аналитического учета расчетов
с поставщиками и подрядчиками данным
сводного (синтетического) учета |
26.03.04 -
27.03.04 |
Петрова Л.В. |
| |
6. |
Проверка организации налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками | 26.03.04 -
30.03.04 |
Сидоров П.П. |
|
Разработка программы проведения аудита включает те же этапы, что и разработка общего плана аудита. Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Она служит подробной инструкцией аудиторам и одновременно — средством контроля сроков проведения работы для руководителя аудиторской организации и аудиторской группы.[15]
Аудитору следует документально оформить программу аудита, присвоить номер (код) каждой проводимой аудиторской процедуре, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в рабочих документах. Содержание программы аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками приведены в таблице № 2.
Проверяемая организация
Период аудита
Количество человеко-часов
Руководитель аудиторской группы
Состав аудиторской группы
Планируемый аудиторский риск
Планируемый уровень существенности
№ п/п | Перечень аудиторских процедур по разделам аудита | Период проведения аудита | Исполнитель | Рабочие доку-менты аудитора | Примечания | |
1. 1.1 1.2 |
Правовая оценка
договоров с поставщиками и подрядчиками
Экспертиза договоров с поставщиками Экспертиза договоров с подрядчиками |
01.03.04 -03.03.04 | Сидоров П.П. | Договор, соглашения, контракты; копии переписки или заключение эксперта (в случае его привлечения) | При проверке применять непредставительную выборку | |
2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 |
Аудит организации
первичного учета расчетов с поставщиками
и подрядчиками
Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования ТМЦ, принятия к учету работ, услуг Проверка оперативности регистрации фактов
поступления сырья и Проверка законности первичной учетной документации Проверка соблюдения графика документооборота Проверка полноты и точности регистрации документа в учетных регистрах Проверка организации хранения документов и организации доступа к ПУД |
01.03.04 -
06.03.04 |
Петрова Л.В. |
Первичные
документы (накладные, счета-фактуры, акты сдачи- приемки), дого- воры, данные складского учета, данные бухгалтерского учета, книга покупок, гра- фики докумен- тооборота, ор- ганизационно- распорядитель- ная документа- ция по вопросам хранения и доступа к ПУД |
При осуществ-
лении провер ки по поступ- лению ТМЦ — применять репрезентативную выборку (метод систе- матического отбора), операции по принятию к учету услуг (работ) — выборка непредставительная | |
3. 3.1 3.2 |
Аудит состояния
задолженности перед Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности Проверка правильности списания дебиторской задолженности, безнадеж- ной ко взысканию |
04.03.04-
06.03.04 |
Сидоров П.П. |
Регистры
бух.
учета, акты сверок, ответы на запросы поставщикам, решения судов в части призна- ния задолжен- ности безна- дежной ко взы- сканию и проч. |
Провести
выборочную инвент-цию задолженности, безнадежные долги проверять сплошным методом | |
4. 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 |
Проверка
правильности
отражения в бухгалтерском учете отдельных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками Проверка расчетов по неотфактурованным поставкам Проверка расчетов по век- селям выданным Проверка расчетов по коммерческим кредитам Проверка расчетов по претензиям Проверка учета курсовых и суммовых разниц |
07.03.04 -
25.03.04 |
Сидоров П.П.
Петрова Л.В. |
Регистры
бух-
галтерского учета, первичные документы (накладные, счета-фактуры, акты сдачи- приемки), дого- воры, претензи- онные письма с прилагающейся документацией |
Проверку про
водить сплош ным методом | |
5. 5.1 5.2 |
Проверка
соответствия данных
аналитического учета
расчетов с поставщиками
и подрядчиками данным
сводного (синтетического)
учета
Проверка соответствия данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета Проверка правильности отражения в отчетности итоговых данных по расчетам с поставщиками и подрядчиками |
6.03.04 -
7.03.04 |
|
регистры аналитического
учета, регистры синтетического сводного) учета,
отчетность |
| |
6. 6.1 6.2 6.3 6.4 |
Проверка
организации налогового
учета по расчетам
с поставщиками
и подрядчиками Налоговый учет процентов по векселям и коммерческим кредитам Налоговый учет сомни- тельной задолженности Налоговый учет суммовых разниц Учет налога на добавленную стоимость |
26.03.04-
30.03.04 |
Сидоров П.П. |
Регистры
на-
логового учета, регистры бухгалтерского учета, договоры первичные документы |
|
Руководитель аудиторской организации _______________
Экспертиза договоров с поставщиками. Договоры этой группы оформляют операции по поступлению на предприятие различных товарно-материальных ценностей и имущественных прав. Сюда относятся: договор купли-продажи, договор поставки, договор энергоснабжения, договор мены. Аудитору в ходе проведения аудита надлежит убедиться в том, что форма заключенного договора полностью соответствует экономическому смыслу совершенной предприятием сделки. Кроме того, должна быть получена уверенность в том, что договор содержит все существенные условия риск признания договора недействительным отсутствует. Как правило, договоры с поставщиками проверяют, используя репрезентативную выборку, поскольку все они достаточно однотипны, и при проверке определенного количества отобранных договоров можно составить мнение о всей проверяемой совокупности.[13]
Экспертиза договоров с подрядчиками. Гораздо более трудоемкая процедура — подтверждение факта выполнения работ, оказания услуг по договорам с подрядчиками. Здесь наиболее распространены: договор подряда, договор возмездного оказания услуг, договор на выполнение НИОКР. Это связано с тем, что предметом названных договоров является выполнение определенной работы и сдача ее результатов заказчику. Некоторые виды работ и услуг при этом не имеют вещевого выражения и определить их содержание и полноту не всегда просто. Среди договоров данной группы наибольший риск с точки зрения аудита представляют договоры возмездного оказания услуг, как то: реклама, маркетинговые исследования, консультационные услуги, нотариальные услуги, пожарные услуги, охранные услуги и т.д. Как правило, все перечисленные услуги очень дорогие, а риск того, что подтверждающие их совершение первичные документы (а для аудитора — аудиторские доказательства) некачественные — очень велик. Кроме того, здесь велика вероятность наличия фиктивных договоров, обеспечивающих фиктивные выплаты.[25]
При аудите следует
применять либо сплошную проверку таких
договоров, либо непредставительную выборку
договоров с большой степенью
риска, опираясь на личное суждение аудитора.
В случае возникновения необходимости
аудитору следует привлечь к правовой
экспертизе договоров эксперта, компетентного
в юридических вопросах.
Аудит организации первичного учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками
При проверке учета расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитору необходимо оценить качество первичной информации, поступающей в систему бухгалтерского учета. Связано это с тем, что практически все документы данного раздела поступают на предприятие извне, увеличивая внутрихозяйственный и контрольный риски при проведении аудита данного раздела.[16] Причин тому несколько:
• отсутствие многократного контроля за первичными документами на стадии их создания и проверки (как это происходит с документацией, создаваемой на предприятии);
• сложность восстановления отсутствующих и исправления неправильно оформленных документов;
• большая вероятность несвоевременного поступления подтверждающих документов;
• значительная часть первичных документов, подтверждающих совершение этих операций (особенно операций, связанных с договорами на оказание услуг) не унифицирована. Отсюда риск того, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей, если будут какие-либо сомнения в правильности оформления документов и их комплектности.
Аудит организации первичного учета строится по следующей схеме:
1. Определяется
степень воздействия на
2. Оцениваются
величины внутрихозяйственного
риска системы первичного
3. Определяются
примерные объемы первичной
При проведении
аудита организации первичного учета
по разделу учета расчетов с поставщиками
и подрядчиками применяются следующие
методы сбора аудиторских
Проверка достоверности фактов оприходования товарно-материальных ценностей, принятия к учету работ, услуг (далее ТМ Ц). Основная цель — достижение уверенности в том, что на предприятии присутствует вся первичная документация по всем поступившим ценностям и всем оказанным услугам за отчетный период. Выборку на данном участке целесообразно осуществлять следующим образом: операции по поступлению ТМЦ — выборка репрезентативная (осуществлять с помощью случайного или систематического отбора); операции по приобретению работ, услуг — выборка непредставительная, в зависимости от предмета договоров, их стоимости и прочих факторов. При этом, проверяя полноту отражения приобретенных работ, услуг, аудитор может использовать информацию о типичном «наборе» услуг, предоставляемых проверяемой организации за определенный период, которую возможно получить в результате устного опроса или используя учетные регистры за предыдущие периоды. Проводя эту процедуру, аудитору надлежит сверить данные первичных приходных документов с договорами на поставку с тем или иным поставщиком. Затем необходимо проверить наличие счетов-фактур от поставщиков по каждой конкретной сделке (целесообразно использовать журнал регистрации счетов-фактур). После чего сверить данные вышеуказанных документов с данными складского учета или с информацией от бухгалтерии о принятых к учету работах, услугах.[29]