Аудит расчетных и кредитных операций

Автор: Марина Макеева, 23 Ноября 2010 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Контроль за движением денежных средств, расчетами и банковским кредитом является одной из основных задач для предприятий. Обычно контроль осуществляется аудиторами. Если в составе организации нет аудиторской службы, то необходимо прибегнуть к помощи сторонней аудиторской фирмы.
В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы учета и аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками, расчётов с покупателями и заказчиками, кредитных операций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Нормативные документы, используемые при аудите
расчётных и кредитных операций………………………………………….5
2. Цель и задачи аудита расчетов с поставщиками
и покупателями……………………………………………………………...7
3. Подготовка и планирование аудиторской проверки………………………..9
4. Аудит расчётов с поставщиками и подрядчиками………………………...12
5. Аудит расчётов с покупателями…………………………………………….31
6. Аудит кредитных операций…………………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………...45
Список литературы……………………………………………………………..47
Приложения……………………………………………………………………..49

Работа содержит 1 файл

Курсовая аудит расчетных и кредитных операций.doc

— 288.50 Кб (Скачать)

  МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

            ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

                         ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ 

 КАФЕДРА бухгалтерского  учёта и аудита 
 
 
 
 
 

            КУРСОВАЯ РАБОТА  

    ПО ТЕМЕАУДИТ РАСЧЁТНЫХ И КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ на примере Омского Клинического Диагностического Центра. 
     
     
     
     
     

ИСПОЛНИТЕЛЬ: студентка 44 ГР. Бородина Е.А.

РУКОВОДИТЕЛЬ: ст. преподаватель Николаенко Н.Г. 
 

                                                     ОМСК 2004

Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Нормативные документы, используемые при аудите

      расчётных и кредитных операций………………………………………….5

2. Цель  и задачи аудита расчетов с  поставщиками

        и покупателями……………………………………………………………...7

3. Подготовка  и планирование аудиторской проверки………………………..9

4. Аудит  расчётов с поставщиками и  подрядчиками………………………...12

5. Аудит  расчётов с покупателями…………………………………………….31

6. Аудит  кредитных операций…………………………………………………36

Заключение……………………………………………………………………...45

Список литературы……………………………………………………………..47

Приложения……………………………………………………………………..49 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

          В процессе осуществления  своей деятельности предприятия  вступают в хозяйственные связи  с разными предприятиями, организациями  и лицами. Постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Расчеты могут быть как внешними, так и внутренними, а организации могут выступать как продавцами, так и покупателями. Наиболее распространёнными видами внешних расчётов являются: расчёты с поставщиками и подрядчиками за сырьё, материалы, товары, расчеты с покупателями и заказчиками. От состояния этих расчетов во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность. Из внутренних расчетов следует обратить особое внимание на расчеты с подотчетными лицами и на расчеты с персоналом по прочим операциям. Эти расчеты производятся в основном наличными денежными средствами и связаны с оплатой расходов предприятия. Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление в ней договорной и расчетной дисциплины и улучшение ее финансового состояния. Кроме того, рациональная организация расчетов, правильность постановки их учета предупреждают негативные последствия по этим операциям.

      Расчеты осуществляются в денежной форме. Денежные средства – это финансовые ресурсы организации, самые высоколиквидные активы, возможные обеспечить выполнение обязательств любого уровня и вида. От их наличия зависит своевременность погашения кредиторской задолженности предприятия. Между организациями большинство расчетов производится безналично. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций, замещающих наличные деньги в обороте. Поэтому большое значение имеет учет денежных средств и контроль за их обращением на расчетных и валютных счетах в банках. Отсюда бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, организации расчетов и кредитования.

    В настоящее время в нашей стране нестабильная экономическая ситуация, поэтому существует кризис неплатежей. При нехватке денежных средств предприятия бывают вынуждены привлекать заемные средства. Основными кредиторами, безусловно, являются банки. Поэтому учет банковского кредита и контроль за его своевременным погашением в последние годы имеет особое значение.

      Контроль за движением денежных средств, расчетами и банковским кредитом является одной из основных задач для предприятий. Обычно контроль осуществляется аудиторами. Если в составе организации нет аудиторской службы, то необходимо прибегнуть к помощи сторонней аудиторской фирмы.

    В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы учета и аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками,  расчётов с покупателями и заказчиками, кредитных операций.

    Актуальность  курсовой работы заключается в том, что в современных условиях своевременное  обращение денежных средств, а также тщательно поставленный учет расчетных операций с поставщиками и покупателями, оказывают значительное влияние на финансовые результаты предприятия среди которых основное место занимает прибыль от реализации товарной продукции. При расчетах с поставщиками и покупателями, в зависимости от хозяйственной ситуации, возникает дебиторская и кредиторская задолженность, что существенно влияет на финансовое состояние предприятия. Четкая организация расчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств. В связи с этим возникает необходимость проведения аудиторской проверки расчетных операций.

    Объектом  исследования является Омский Клинический Диагностический Центр.

    Исходя  из актуальности темы, при написании  курсовой работы поставлены следующие  задачи:

  1. рассмотреть понятие основных расчетных операций, банковского кредита, их документальное оформление и отражение на счетах бухгалтерского учета;
  2. охарактеризовать аудиторскую проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, кредитных операций;

    Указанные цели и задачи определили логику изложения  материала и структуру работы, состоящую из двух глав. Первая глава освещает вопросы организации учета и аудита расчетных и кредитных операций. Особенности бухгалтерского учета и аудита данных операций представлены во второй главе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ АУДИТЕ РАСЧЁТНЫХ  И  КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
 
 
      
  1. Гражданский кодекс РФ. Части I и II.
  2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности  в Российской Федерации (Приказ МФ РФ от 29.07.1998 № 34н)
  3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ МФ РФ от 31.10.2001 № 94н)
  4. Налоговый кодекс РФ. Части I и II.
  5. Федеральный закон О внесении изменений и дополнений в часть II Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства РФ о налогах и сборах (Федеральный закон от 06.08.2001 № 110-ФЗ)
  6. ПБУ 1/1998 «Учетная политика организации» (Приказ МФ РФ от 09.12.1998 № 60н)
  7. ПБУ 4/1999 «Бухгалтерская отчетность организации» (Приказ МФ РФ от 06.07.1999 № 43н)
  8. ПБУ 9/1999 «Доходы организации» (Приказ МФ РФ от 06.05.1999 № 32н)
  9. ПБУ 10/1999 «Расходы организации» (Приказ МФ РФ от 06.05.1999 № 33н)
  10. ПБУ 3/2001 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (Приказ МФ РФ от 10.01.2001 № 2н)
  11. ПБУ 15/2001 «Учёт займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»(Приказ МФ РФ от 02.08.2001 №60н)
  12. Положение о безналичных расчетов в РФ (ЦБ РФ от 12.04.2001 №2-П)
  13. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (МФ РФ от 13.06.1995 №49)
  14. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (Утверждено постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N 552 с изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлениями от 12.07.1999 № 794 и 31.05.2001 №420)
  15. О порядке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций или операций, осуществляемых на бартерной основе (МФ РФ от 30.10.1992 № 16-05/4)
  16. Правила (стандарты) аудиторской деятельности.
  17. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.
  18. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации. Приказ Минфина РФ от 28.06.2000г. № 60-н.
  19. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ.
  20. Указ Президента РФ от 20.12.94 г. № 2204 "Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)", в ред. Указа Президента РФ от 31.07.95 № 783.
  21. Инструкция МНС РФ от 15.06.2000 г. № 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".

2. Цель и задачи  аудита расчетов  с поставщиками  и покупателями

Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности  организаций и индивидуальных предпринимателей на договорной и платной основе.

Цель  и основные принципы аудиторской  проверки аудитор определяет согласно правилу (стандарту) N 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Основной целью аудиторской деятельности является выражение мнение о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемых лиц  и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.[10] Следовательно, назначение аудита – это проверка финансовых отчетов с целью:

  • подтверждения достоверных отчетов или консультации их недостоверности;
  • проверки полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;
  • контроль за соблюдением законодательных и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологической оценки активов, обязательств и собственного капитала;
  • выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.[12]

Задача  аудитора состоит:

  • в оценке уровня бухгалтерского учета, квалификации учетных кадров, качество обработки информации (особенно первичной документации), правильность и законность совершения бухгалтерских записей;
  • в оказании помощи предприятиям путем рекомендаций по устранению недостатков, особенно тех нарушений, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности;
  • в необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в данный момент положений, но и ориентировании руководства проверяемой организации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.[12]

В последнее  время в деятельности аудиторов появилась еще одна очень важная функция – это оказание помощи предприятиям в защите их интересов в налоговых органах и арбитражных судах.

     Правильная  организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости  средств организации, укрепление договорной и расчетной дисциплины и улучшение финансового состояния. Кроме того, правильная (рациональная) организация расчетных операций, правильность постановки их учета предупреждают негативные последствия по этим операциям. Проверка правильности отражения в бухгалтерской отчетности расчетных операций является важным и трудоемким этапом аудиторской проверки. [9]

Аудит расчетов с поставщиками и покупателями - лишь часть проверки финансово-хозяйственной  деятельности организации. Его целью является установление соответствия применяемой в организации методики учета, нормативным актам, действующим на территории Российской Федерации. Расчеты с поставщиками и покупателями имеют место практически на любом предприятии. К ним можно отнести следующие расходы:

  • приобретение товарно-материальных ценностей для дальнейшей перепродажи или для собственного потребления;
  • оплата услуг оказанных другими организациями;
  • оказание услуг сторонним организациям.

Основными задачами при аудите расчетов являются:

  • установление реальности дебиторской и кредиторской задолженности;
  • проверка наличия просроченной дебиторской и кредиторской задолженности;
  • установление дебиторской и кредиторской задолженности, по которой прошел срок позывной давности;
  • проверка списания задолженности, срок позывной давности, по которой прошел;
  • проверка правильности учета дебиторской и кредиторской задолженности в зависимости от принятого метода определения реализации и видов реализации;
  • проверка правильности и обоснованности списания задолженности.[14]

      Источником  контрольных данных для проведения аудиторских проверок являются записи по соответствующим счетам бухгалтерского учета в учетных регистрах  и первичных документах, а также  в Главной книге и отчете. Поэтому  аудитор должен установить:

  • имеется ли в организации нормативная база данных, которой должен пользоваться бухгалтер данного участка учета;
  • перечень применяемых первичных документов, порядок их возникновения, система нумерации, заполнения всех реквизитов в первичных документах, наличие регистрационных журналов;
  • наличие оборотных ведомостей, состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций от приема до сдачи в архив;
  • как организован и насколько эффективен внутрихозяйственный контроль расчетных операций;
  • состояние системы бухгалтерского учета расчетных операций.

Информация о работе Аудит расчетных и кредитных операций