Автор: Марина Макеева, 23 Ноября 2010 в 16:42, курсовая работа
Контроль за движением денежных средств, расчетами и банковским кредитом является одной из основных задач для предприятий. Обычно контроль осуществляется аудиторами. Если в составе организации нет аудиторской службы, то необходимо прибегнуть к помощи сторонней аудиторской фирмы.
В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы учета и аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками, расчётов с покупателями и заказчиками, кредитных операций.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Нормативные документы, используемые при аудите
расчётных и кредитных операций………………………………………….5
2. Цель и задачи аудита расчетов с поставщиками
и покупателями……………………………………………………………...7
3. Подготовка и планирование аудиторской проверки………………………..9
4. Аудит расчётов с поставщиками и подрядчиками………………………...12
5. Аудит расчётов с покупателями…………………………………………….31
6. Аудит кредитных операций…………………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………...45
Список литературы……………………………………………………………..47
Приложения……………………………………………………………………..49
Для определения реальности задолженности анализируются материалы инвентаризации. В случае отсутствия материалов по инвентаризации или если данные инвентаризации вызывают сомнения, аудиторы проводят сплошную или выборочную инвентаризацию расчетов.
Реальность задолженности определяют также проверкой документальной обоснованности остатков дебиторской и кредиторской задолженности по каждому виду расчетов. Суммы задолженности, не подтвержденные документами, относятся к нереальной задолженности. К нереальной задолженности относятся также суммы задолженности с истекшими сроками давности, выявляемые при анализе задолженности по срокам возникновения.[22]
По фактам обнаружения нереальной задолженности аудитор устанавливает причины, виновных лиц и влияние на достоверность соответствующих статей баланса.
Согласно Положению
о бухгалтерском учете и
Истребованная
дебиторская задолженность
По фактам списания не истребованной дебиторской задолженности покупателей в связи с истечением предельного срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные товары (работы, услуги) проверяется правильность определения налогооблагаемой прибыли. Сумма списания такой задолженности не уменьшает финансового результата, учитываемого при налогообложении прибыли.
Процедуры проверки состояния дебиторской задолженности и ее списания пересекаются с проверкой правильности образования и использования резерва по сомнительным долгам. Проверка обоснованности использования резерва по сомнительным долгам рассматривается при проверке списания дебиторской задолженности.[18]
Также как и при аудите расчетов с поставщиками и подрядчиками проверяя расчеты с покупателями, аудитор должен обратить внимание на наличие всех оправдательных документов на реализацию товарно-материальных ценностей, а в отдельных случаях – провести встречные проверки на предприятиях покупателях, при необходимости запросить в банках копии документов.
Программа проведения аудита учета расчетов с покупателями строятся с учетом результатов проверки системы внутреннего контроля данного раздела. При этом план аудита должен охватить следующие основные направления проверки:
• правовая оценка договоров с покупателями с позиций действующего законодательства;
• организация первичного учета операций по расчетам с покупателями;
• организация бухгалтерского учета операций по расчетам с покупателями;
• организация
налогового учета операций по расчетам
с покупателями.[13]
Содержание плана и программы проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками приведены в табл. 3.
Таблица
3.Программа проверки
расчетов с покупателями
№ п\п | Содержание | Источники информации | Приемы проверки |
1. | Наличие и правильность оформления договоров на приобретение ТМЦ | Договора, письма,
счета-фактуры и приходные |
Прослеживание, подтверждение |
2. | Проверка своевременности предъявляемых претензий по качеству и количеству товаров | Акты о расхождении количества и качества полученных ТМЦ | Прослеживание, подтверждение |
3. | Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности | Регистры бухгалтерского учета, ответы на запросы поставщикам | Сканирование и подтверждение |
4. | Проверка полноты оприходования материальных ценностей материально-ответственными лицами | Счета, приходные акты, накладные, данные складского учета | Выборочная проверка, сопоставление |
5. | Наличие и правильность оформления договоров на реализацию ТМЦ | Договора, письма,
счета-фактуры и расходные |
Прослеживание, подтверждение |
6. | Соответствие занесения данных счетов покупателей в учетные регистры | Счета-фактуры, регистры бухучета | Прослеживание |
7. | Проверка реальности дебиторской задолженности | Регистры бухгалтерского учета, ответы на запросы поставщикам | Сканирование и подтверждение |
8. | Проверка реальности списания дебиторской задолженности за счет сомнительных долгов | Аналитические данные по счету 62 | Сканирование |
9. | Проверка правильности списания материальных ценностей с материально-ответственных лиц | Счета, расходные акты, накладные, данные складского учета | Выборочная проверка, сопоставление |
10. | Проверка правильности составленных корреспонденций счетов | Регистры бухучета, счета, платежные поручения | Сканирование, прослеживание |
Для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками в новом Плане счетов предназначен счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" дебетуется в корреспонденции со счетами 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" на суммы, на которые предъявлены покупателям расчетные документы.[31]
Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т. п. На счете 62 также отражаются суммы полученных авансов и предварительной оплаты. Их учет должен вестись обособленно на отдельном субсчете "Расчеты по полученным авансам" счета 62. Аналитический учет должен быть организован по каждому полученному авансу.
Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" корреспондирует со счетами:
Дт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
Кт 90/1 "Выручка".
Дт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
Кт 91/1 "Прочие доходы".
Дт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
Кт 50, 51, 52 счета денежных средств
Дт 50, 51, 52 счета денежных средств
Кт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
Дт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
Кт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
Дт 62, субсчет "Авансы полученные"
Кт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
Дт 91/2 "Прочие расходы"
Кт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
Дт 63 "Резервы по сомнительным долгам"
Кт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
Дт 66, 67 "Расчеты по кратко- долгосрочным кредитам и займам"
Кт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"[19]
Если законом или договором купли-продажи не предусмотрен особый порядок перехода права собственности на товар, то по общему правилу право собственности переходит от поставщика к покупателю в момент отгрузки товаров и отражается записью Дт сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", Кт сч. 90 "Продажи" независимо от того, какой порядок учета выручки принят для целей налогообложения - "по оплате" или "по отгрузке". Сопоставлением дат отгрузки по первичному документу и регистру счета 62 контролируется своевременность отражения операций.[20]
При проверке документальной обоснованности операций устанавливается соответствие формирования цены товара (продукции, работ, услуг) условиям договора, а также правильность сумм НДС и других элементов счетов, предъявляемых покупателям. Полнота и своевременность оплаты счетов покупателями устанавливается путем взаимной сверки данных корреспондирующих счетов 50, 51, 52 и прослеживания записей в регистрах аналитического учета.
При аудите расчетов с покупателями и заказчиками необходимо проверить:
Путем прослеживания и арифметического
контроля устанавливается правильность
ценообразования при реализации продукции
(работ, услуг), используемые наценок; отсутствие
случаев расчетов с покупателями по ценам
ниже себестоимости при бартерных сделках,
взаимозачетах, использовании векселей.[25]
6.
Аудит кредитных операций
Для
осуществления аудиторской
Цель данной аудиторской проверки — получить достаточные доказательства достоверности показателей отчетности, отражающих задолженность организации по полученным заемным средствам.
Для достижения цели аудиторской проверки учета кредитов и займов необходимо проверить:
• реальность и документированность кредитов;
• обоснованность получения кредитов и займов (источники получения заемных средств);
• целевое использование заемных средств, полноту и своевременность их погашения (на какие цели использованы заемные средства, как погашается задолженность по кредитам и займам, наличие просроченных задолженностей);
• оценку остатков по непогашенным кредитам и уплату процентов по ним (учет процентов по кредитам, участие процентов в оценке имущества и в формировании финансовых результатов);
• ведение синтетического и аналитического учета операций по кредитам (применение счетов учета кредитов и займов, отражение операций получения и погашения заемных средств, соблюдение принципов формирования финансовых результатов).[21]
К источникам информации для проверки относятся следующие документы:
1. Учетная политика предприятия.
2. Первичные
документы по разделу (участку)