Аудит расчетных и кредитных операций

Автор: Марина Макеева, 23 Ноября 2010 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Контроль за движением денежных средств, расчетами и банковским кредитом является одной из основных задач для предприятий. Обычно контроль осуществляется аудиторами. Если в составе организации нет аудиторской службы, то необходимо прибегнуть к помощи сторонней аудиторской фирмы.
В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы учета и аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками, расчётов с покупателями и заказчиками, кредитных операций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Нормативные документы, используемые при аудите
расчётных и кредитных операций………………………………………….5
2. Цель и задачи аудита расчетов с поставщиками
и покупателями……………………………………………………………...7
3. Подготовка и планирование аудиторской проверки………………………..9
4. Аудит расчётов с поставщиками и подрядчиками………………………...12
5. Аудит расчётов с покупателями…………………………………………….31
6. Аудит кредитных операций…………………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………...45
Список литературы……………………………………………………………..47
Приложения……………………………………………………………………..49

Работа содержит 1 файл

Курсовая аудит расчетных и кредитных операций.doc

— 288.50 Кб (Скачать)

• проценты, причитающиеся к уплате по договору коммерческого кредита, включаются в стоимость товарно-материальных ценностей (работ, услуг), приобретенных на условиях коммерческого кредита, если эти проценты начислены до принятия ценностей к учету. После этой даты проценты учитываются в составе операционных до-ходов (расходов).

Проверка  расчетов по претензиям. В случаях если счет поставщика оплачен и акцептован до поступления ТМЦ (оказания работ, выполнения услуг), а при приемке на склад обнаружились недостача ТМЦ против отфактурованного количества либо несоответствие принятых ТМЦ (работ, услуг) по ценам, качеству, номенклатуре против оговоренных в договоре величин — поставщикам предъявляется претензия. На неудовлетворенные претензии поставщику должен быть предъявлен иск. При проверке таких операций аудитор должен обратить внимание на следующие моменты:

• все претензии в соответствии с новым Планом счетов учитываются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты по претензиям»;

• необходимо убедиться в том, что претензия действительно была предъявлена и что отраженные на счете 76 (субсчет «Расчеты по претензиям») суммы соответствуют значениям, указанным в коммерческом акте:

• претензия должна быть предъявлена своевременно;

• пакет документов, приложенных к претензии и исковым заявлениям, должен быть доказательным. В частности, здесь должны присутствовать, как минимум: претензионный расчет, коммерческий акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приеме ТМЦ (в качестве при приемке выполненных работ, оказанных услуг), претензионное удостоверение о полномочии участников количественной и качественной выбраковки, документы, подтверждающие произведенные расходы, стоимость которых возмещается за счет поставщика.[10]

Проверка  учета курсовых и  суммовых разниц. Если у проверяемого предприятия есть поставщики-нерезиденты, а также в случаях, когда расчеты между контрагентами-резидентами производятся в рублях, а в договоре сумма указана в иностранной валюте или в условных единицах, в учете возникают курсовые и суммовые разницы. При проверке аудитор должен убедиться в правильности расчета курсовых разниц, отнесенных на вне-реализационные доходы и расходы организации. В соответствии с п. 7 ПБУ 3/2000 пересчет производится по курсу ЦБ РФ, действующему на дату совершения операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности. Курсовые разницы подлежат отражению на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (по дебету счета 91 — если курсовая разница положительная, по кредиту — если отрицательная).[17]

В случае образования  суммовых разниц необходимо учитывать следующее. Если эти разницы возникли до принятия товарно-материальных ценностей к учету — разницы относятся на уменьшение (увеличение) расходов по обычным видам деятельности (п. 6.6 ПБУ 10/99 и п. 6 ПБУ 5/01). Соответственно в учете должны присутствовать дополнительные либо сторнировочные записи по дебету счетов учета внеоборотных активов, производственных запасов и затрат и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». При возникновении суммовых разниц после принятия товарно-материальных ценностей к учету — они отражаются в составе прочих до-ходов и расходов организации (на счете 91).

Проверка  соответствия данных аналитического учета  оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. В ходе проведения этой процедуры проверяется полнота и достоверность отражения на счетах синтетического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Аудитору необходимо сверить методом пересчета итоговые данные по регистрам аналитического учета с суммами, отраженными на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и на субсчетах к этому счету. В частности, в случае ведения учета по журнально-ордерной форме счетоводства итоговые данные по журналу-ордеру № 6 должны совпадать с оборотами и остатками по счету 60, при этом ведомость учета неотфактурованных поставок (ф. № 6-с), ведомость учета материалов в пути (ф. № 6а-с) должны в сумме соответствовать одноименным субсчетам к счету 60. При автоматизированном способе ведения учета  необходимость в данной процедуре отпадает, так как все сводные  регистры формируются автоматически на основании однократно введенной первичной информации.[25]

Проверка  правильности отражения  в отчетности итоговых данных по расчетам с поставщиками и  подрядчиками.

Основная цель — определение достоверности  сумм кредиторской и дебиторской задолженностей в части расчетов с поставщиками и подрядчиками, отраженных в отчетности аудируемого предприятия. Проверяются бухгалтерский баланс (в части статей актива «Авансы выданные» и статей пассива «Поставщики и подрядчики», «Векселя к уплате») и приложение к бухгалтерскому балансу. Основные нарушения при отражении сумм дебиторской и кредиторской задолженностей в отчетности — зачет различных статей задолженности между собой. В ходе проверки аудитору следует убедиться, что суммы, отраженные в активе, пассиве баланса и в приложении к бухгалтерскому балансу соответствуют остаткам дебиторской и кредиторской задолженностей на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

Учет  налога на добавленную  стоимость. Суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат вычету из общей суммы исчисленного к уплате налога на добавленную стоимость и отражаются на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».[26]

Предприятие вправе произвести налоговые вычеты, если:

• товар (работа, услуга) принят к учету;

• товар (работа, услуга) фактически оплачен, что подтверждается первичными документами;

• на приобретенный товар (работу, услугу) имеется выписанный в установленном Налоговым кодексом порядке счет-фактура.

При проверке учета  НДС по приобретенным ценностям (работам, услугам) аудитору следует  учесть следующее:

1) счета-фактуры,  составленные и выставленные  с нарушением установленного  НК РФ порядка (несоблюдение  обязательных рек-

визитов, отсутствие подписей ответственных лиц), не могут служить основанием для принятия НДС к возмещению;

2) составление  счетов-фактур и ведение книги  покупок обязательно для всех  налогоплательщиков как в случае  осуществления операций, подлежащих  налогообложению, так и освобождаемых от налогообложения (исключение составляют освобожденные от налогообложения операции, осуществляемые банками, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами, а также операции по реализации ценных бумаг);

3) если обязательство по условиям сделки выражено в иностранной валюте, то суммы, указываемые в счетах-фактурах, также могут быть выражены в иностранной валюте.

Проверяя суммы  предъявленного к возмещению НДС, аудитор  сверяет соответствие оборотов за отчетный период по дебету счета 68 «Расчеты с бюджетом» в корреспонденции со счетом 19 с итоговыми суммами за этот период в книге покупок.

Типичные  ошибки

Проводя аудит  расчетов с поставщиками и подрядчиками, аудитор должен знать о возможных  ошибках и нарушениях, свойственных данному разделу учета. Наиболее типичные из них сгруппированы следующим образом.[13]

1. В части  организации первичного учета:

• арифметические ошибки при фиксировании оперативного факта (при измерении количества, веса, размеров и т.п.);

• несвоевременная регистрация оперативного факта на носителе информации;

• регистрация хозяйственных операций в документах неунифицированной формы (в случае если для данной операции унифицированный документ предусмотрен);

•  отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юридическую силу;

• нарушения, допущенные при оформлении первичного документа (заполнение документов средствами, не допускающими их долговременное хранение, нарушения при внесении исправлений в первичный документ);

• отсутствие графиков документооборота;

• ошибки при регистрации документа (количественные либо качественные расхождения при переносе данных из документа в учетные регистры);

• несвоевременная регистрация документа в учетном регистре (либо отсутствие данных в учетном регистре по отдельным первичным документам);

• нарушения сроков хранения документации в архиве;

• уничтожение первичных документов без акта о выделении документов к уничтожению;

•  нарушения при оформлении дел с первичной учетной документацией (касается кассовых и банковских документов).

2. В части  организации бухгалтерского и  налогового учета:

• перекрытие задолженности одного контрагента авансами, выданными другому контрагенту (проводка: Дт 60—Кт 60 субсчет «Авансы выданные», 76);

• несвоевременное списание задолженности в связи с неверным исчислением сроков исковой давности (проводка: Дт 91 «Прочие доходы и расходы» — Кт 60);

• возмещение входящего НДС по неотфактурованным поставкам (проводки Дт 19—Кт 60 субсчет «Неотфактурованные поставки» и Дт 68—Кт 19);

• отсутствие корректировки по списанным на затраты ТМЦ (работам, услугам), ранее отраженным как неотфактурованные поставки, документы по которым поступили и имеют несоответствия с ранее отраженными в учете показателями;

• возмещение входящего НДС по поставкам, обеспеченным выданными организацией собственными векселями;

• несвоевременное предъявление претензий поставщикам (проводка: Дт 76 субсчет «Расчеты по претензиям» — Кт 60), отражение на счете 76 субсчет «Расчеты по претензиям» нереальных сумм;

• счетные ошибки при исчислении курсовых разниц (проводки Дт 91—Кт 60 или Дт 60-Кт 91);

• неправильное отражение на счетах учета суммовых разниц;

• списание безнадежного долга на счет прочих доходов и рас-ходов при наличии ранее образованного резерва под эту задолженность (проводка Дт 91—Кт 60);

• неправомерное признание задолженности безнадежной и ее списание за счет резерва по сомнительным долгам либо за счет внереализационных расходов (проводки Дт 63 или 91—Кт 60 субсчет «Авансы выданные»);

• отсутствие аналитического учета по: поставщикам, неоплаченным в срок расчетным документам, неотфактурованным постав-

кам, авансам  выданным, выданным векселям, просроченным оплатой векселям и др. (исходя из требований нормативных актов);

    • нарушение методологии учета в части неверно составленных корреспонденций счетов.

    Завершая  проверку расчетов с поставщиками и  подрядчиками, аудитор обобщает выявленные отклонения и несоответствия и уточняет предварительную оценку реальности сальдо. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Аудит расчётов  с покупателями 

Так же как и  при проверке расчетов с поставщиками непосредственную проверку расчетов с покупателями начинают с установления соответствия данных бухгалтерского баланса, Главной книги, регистров синтетического и аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», актов сверки расчетов с данными по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет».[11]

При сверке обращают внимание на соблюдение следующих правил:

  • аналитический учет по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.
  • дебиторская задолженность, по которой создан резерв по сомнительным долгам, должна быть уменьшена на сумму резерва.

Одновременно  на основе данных аналитического учета  по соответствующим счетам расчетов проверяют правильность группировки дебиторской задолженности на краткосрочную и долгосрочную с выделением "просроченной", а из нее - длительностью свыше 3 месяцев и более чем через 12 месяцев. Исходя из требований составления отчетности к долгосрочной относится задолженность, которая должна быть погашена в течение 12 месяцев, а не на дату заключения договора.[29]

Информация о работе Аудит расчетных и кредитных операций