Аудит основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

отребность в независимом профессиональном финансовом контроле (аудите) вызвана необходимостью обеспечения пользователей информацией о деловой активности предприятий, подтверждении достоверности данных их учета и финансовой отчетности.
Аудит является независимой экономической экспертизой хозяйственной деятельности предприятий.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………....2
1. Информационная база для проведения аудита основных средств………....4
2. Документальное оформление аудита основных средств…………………...5
3. Разработка плана и программы аудиторской проверки основных средств..8
4. Аудит учетной политики в области основных средств……………..……...11
5. Расчет риска и уровня существенности……………………………………..16
6. Аудит поступления и выбытия основных средств………………………….32
7. Аудит амортизации и использования основных средств…………………..34
8. Типичные ошибки в бухгалтерском учете основных средств……………..36
Заключение…………………………………………………..…………..………37
Список используемой литературы …………………………………….....…...39
Приложения………………………………

Работа содержит 1 файл

пере22.doc

— 298.50 Кб (Скачать)

наименование  организации, от имени которой составлен  документ;

содержание  хозяйственной операции;

измерители  хозяйственной операции в натуральном  и денежном выражении;

наименование  должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

личные  подписи указанных лиц (перечень лиц, имеющих право подписи первичных  учетных документов, утверждается руководителем  организации по согласованию с главным  бухгалтером);

правила документооборота и технология обработки  учетной информации.

Аудитор должен проверить, насколько документооборот  соответствует требованию иметь  своевременную и полную информацию для подготовки бухгалтерской отчетности и других целей.

Основной  этап

     Как показывает аудиторская практика, в  учетной политике организации могут быть положения, не содержащие подробной характеристики. В этом случае организация не обеспечивает четкий выбор из рекомендуемых нормативными документами вариантов оформления и отражения в учете определенных хозяйственных операций.

На данном этапе аудиторской проверки необходимо установить, раскрыты ли в учетной политике следующие темы:

1. Выбор  способа начисления амортизации  основных средств. Амортизация  основных средств согласно ПБУ  6/01 производится одним из следующих  способов:

линейным;

уменьшаемого  остатка;

списания  стоимости пропорционально объему продукции (работ);

списания  стоимости по сумме чисел лет  срока полезного использования.

Объекты основных средств стоимостью не более 40 000 руб., разрешается не амортизировать, а списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере их отпуска в производство или эксплуатацию. Конкретный лимит должен быть установлен в учетной политике. Регулярность (периодичность) проведения переоценки стоимости объектов основных средств определяется с учетом требования ПБУ 6/01, согласно которому стоимость основных средств, отражаемая в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, существенно не должна отличаться от текущей (восстановительной) стоимости.

Одной из наиболее распространенных ошибок организации является то, что приказ об утверждении или изменении учетной политики на текущий год датирован датой текущего года. В соответствии с нормами ПБУ 1/2008 способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом, когда был утвержден соответствующий организационно-распорядительный документ. Если в течение отчетного года организацией были внесены изменения, то аудитору необходимо проверить:

произошли ли изменения в законодательстве Российской Федерации или нормативных актах по бухгалтерскому учету;

разработала ли организация новые способы  ведения бухгалтерского учета;

изменились  ли существенно условия деятельности; под существенным изменением условий  деятельности организации понимается реорганизация, смена собственников, изменение видов деятельности и т.п. 

В соответствии с п. 10 ПБУ 1/2008 принятая организацией учетная политика применяется во всех структурных подразделениях организации (филиалами, представительствами и иными подразделениями организации, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их нахождения).

     Исходя  из того, что данные бухгалтерской  отчетности должны быть сопоставимы  с показателями бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного периода (периодов), в случае изменения учетной политики эта сопоставимость достигается с помощью так называемого ретроспективного способа, предполагающего составление отчетности таким способом, как если бы новая учетная политика применялась организацией с начала возникновения фактов финансово-хозяйственной деятельности, в учете которых произошли изменения. Аудитор должен проверить, как были отражены изменения в учетной политике, за счет каких источников.

     Кроме того, при предполагаемом изменении  метода учета в следующем году аудитор должен проверить, отражена ли эта информация в пояснительной записке.

Заключительный  этап

     По  результатам аудита учетной политики необходимо оценить выбранные организацией способы ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности – с позиций их соответствия нормам действующего законодательства и с учетом специфики деятельности организации.

     В заключение перечислим основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате проведения аудита учетной политики:

     - не отражение способов амортизации  или не правильное отражение

     - отсутствие МОЛ

     - не утвержден график документооборота

     - не указано о сроках проведения инвентаризации

     - неуказан порядок образования инвентаризационной комиссии

     - и другие нарушения, несоответствия  законодательству

Аудиторы  делаю как в разрезе целей  БУ так и для целей НУ. По каждому  из разделов аудитор должен сформировать мнение

По результатам  аудита применения декларированных в учетной политике способов ведения БУ и НУ ОС аудитору следует подготовить мнение по вопросам:

  1. Полноты  применения декларированных способов;
  2. По вопросам достаточности элементов учетной политике и об их соответствии специфики и масштабам деятельности проверяемого лица;
  3. О целесообразности применения указанных способов.

На основании  изучения учетной политики аудиторы должны провести тестирование правильности отражения хозяйственных операций в БУ и НУ. 
 
 

5. Расчет риска и уровня существенности

     Концепция существенности существует как в  бухгалтерском учете, так и в аудите. Существенность, или иногда говорят “материальность” (буквальный перевод английского термина materiality), является одним из основных понятий аудита.

     Существенными в аудите признаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

     Аудитор обязан принимать во внимание две  стороны существенности в аудите: качественную и количественную5. С качественной точки зрения аудитор должен использовать свое профессиональное суждение для того, чтобы определить, носят или не носят существенный характер отмеченные в ходе проверки отклонения порядка совершенных экономическим субъектом финансовых и хозяйственных операций от требований нормативных актов, действующих в Российской Федерации. С количественной точки зрения аудитор должен оценить, превосходят ли по отдельности и в сумме обнаруженные отклонения (с учетом прогнозируемой величины неотмеченных отклонений) количественный критерий - уровень существенности.

     Для определения уровня существенности при планировании и проведении аудита аудитор должен основываться на собственных стандартах, если нормативные акты, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации, не устанавливают более жесткие требования.

     Установить  четкие и однозначные критерии существенности совсем непросто.

Для того, чтобы адекватно интерпретировать смысл информации, полученной в ходе аудита, аудитор должен продумать вопрос о том, какие именно документы следует получить и насколько они необходимы для пополнения его знаний о деятельности проверяемого экономического субъекта.

     Аудитор документирует и систематизирует  знания о деятельности экономического

субъекта  в виде постоянных файлов:

а) история  развития экономического субъекта;

б) перечень осуществляемых видов деятельности;

в) положения  учетной политики и ее последовательные изменения;

г) другая информация, имеющая значение не только для последующего аудита проверяемого в настоящий момент экономического субъекта, но и для будущих аудиторских проверок.

     Основными методами получения знаний о деятельности экономического

субъекта  являются:

а) изучение общеэкономических условий деятельности проверяемого

экономического  субъекта (например, национальная экономическая  политика,

система налогообложения и таможенного  контроля, установление лимитов и квот);

б) анализ региональных особенностей, влияющих на деятельность экономического субъекта (например, географическое положение, экономические и налоговые

условия региона);

в) учет отраслевых особенностей сферы деятельности экономического субъекта;

г) знакомство с организацией и технологией  производства;

д) сбор информации о персонале экономического субъекта, ассортименте

выпускаемой продукции, применяемых методах  ведения бухгалтерского учета (форма, учетная политика, степень автоматизации);

е) сбор информации о структуре собственного капитала, анализ размещения и котировок акций;

ж) сбор информации об организационной и  производственной структурах;

проводимой  маркетинговой политике; основных поставщиках  и покупателях;

з) учет наличия и взаимоотношений с филиалами и дочерними (зависимыми)

обществами  и методов консолидации финансовой отчетности, порядка

распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации;

к) сбор информации о юридических и финансовых обязательствах экономического субъекта (имеет важное значение на этапе планирования при определении уровня существенности и расчета внутрихозяйственного риска);

л) знакомство с организацией системы внутреннего  контроля.

     Аудитор может получить знания о деятельности экономического субъекта из следующих источников:

а) официальные  публикации в юридических изданиях, профессиональных,

отраслевых  и региональных журналах и монографиях;

б) статистические данные, официальные отчеты экономических  субъектов,

банковские  отчеты;

в) нормативные  и законодательные акты, регламентирующие деятельность

проверяемого  экономического субъекта;

г) результаты посещения специальных семинаров, конференций, других

аналогичных мероприятий;

д) разъяснения  и подтверждения, полученные от персонала  проверяемого

экономического субъекта.

е) запросы  третьим лицам;

ж) консультации с аудитором, который проводил аудит  в предыдущие периоды;

з) учредительные  документы, протоколы собраний совета директоров и

акционеров, контракты и договоры, бухгалтерская  отчетность прошлых периодов,

планы и бюджеты, положение о бухгалтерии, учетной политике, документообороте;

рабочий план счетов и проводок; схема организационной  и производственной

Информация о работе Аудит основных средств