Аудит основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

отребность в независимом профессиональном финансовом контроле (аудите) вызвана необходимостью обеспечения пользователей информацией о деловой активности предприятий, подтверждении достоверности данных их учета и финансовой отчетности.
Аудит является независимой экономической экспертизой хозяйственной деятельности предприятий.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………....2
1. Информационная база для проведения аудита основных средств………....4
2. Документальное оформление аудита основных средств…………………...5
3. Разработка плана и программы аудиторской проверки основных средств..8
4. Аудит учетной политики в области основных средств……………..……...11
5. Расчет риска и уровня существенности……………………………………..16
6. Аудит поступления и выбытия основных средств………………………….32
7. Аудит амортизации и использования основных средств…………………..34
8. Типичные ошибки в бухгалтерском учете основных средств……………..36
Заключение…………………………………………………..…………..………37
Список используемой литературы …………………………………….....…...39
Приложения………………………………

Работа содержит 1 файл

пере22.doc

— 298.50 Кб (Скачать)

Информационная  база, которую используем при проверке ОС:

  1. Главная книга;
  2. Бухгалтерский баланс
  3. Приказ об учетной политике
  4. Регистры или расшифровки карточки счета
  5. Первичные документы.

Одной из главной задачи аудита ОС является подтверждение информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности для чего аудитору необходимо изучить весь комплект представленной бухгалтерской отчетности и установить, что:

  1. Данные об остаточной стоимости основных средств на начало и конец отчетного периода, представленные в оборотно – сальдовой ведомости или главной книги соответствую данным по строке 120 бухгалтерского баланса;
  2. Данные о начисленной сумме амортизации включены в строку 020 отчета о прибылях и убытках, причем по строке 090 должны быть показаны доходы от продажи основных средств, а по строке 100 отражена остаточная стоимость проданных активов;
  3. По строке 210 «отчета о движении денежных средств» показана выручка от продажи объектов основных средств, а по строке 290 приобретение объектов основных средств;
  4. Данные в разделе 2 «основные средства» указанные в приложении к бухгалтерскому балансу соответствуют данным аналитического учета по счету 01 и счету 02

Аудитор должен изучить состав и структуру  основных средств по данным регистров  аналитического учета

Эта процедура необходима аудитору для того, чтобы выразить мнение о достоверности данных, отраженных в приложениях к бухгалтерскому балансу.

При проверке сохранности основных средств необходимо проверить условия их хранения и  эксплуатации, установить список лиц, за которыми закреплены отдельные объекты, убедиться в том, что с этими лицами заключены договоры о материальной ответственности.

Большую роль при проверки операций с основными  средствами играют проверка первичных  документов, при этом аудитор будет  осуществлять как формальную проверку этих документов, так и проверку по существу. 

3. Разработка плана  и программы аудиторской  проверки основных  средств

Специфика экономического субъекта, объем и  сложность работы по его проверке каждый раз требует определения  четкой последовательности шагов при проведении аудита и правильного распределения обязанностей между аудиторами, если проверку проводят несколько специалистов. При разработке плана и программы аудиторской проверки используется аудиторский стандарт “Планирование аудита”.3

    План  аудиторской проверки отражает укрупненные  группы аудиторских работ по объектам и группам хозяйственных операций, сроки исполнения работ и исполнителей. План составляется в письменной форме. Цель составления плана:

  • предварительно определить объем и характер необходимых тестов;
  • оценить затраты времени и труда по их проведению;
  • достичь взаимопонимания с клиентом по всем основным вопросам до начала проверки;
  • иметь доказательства обоснованности выполнения аудита и качества его проведения у данного клиента.

      В плане аудита основных средств можно  выделить следующие виды работ:

  1. Аудит наличия и аналитического учета основных средств.
  2. Аудит поступления основных средств.
  3. Аудит выбытия основных средств.
  4. Аудит начисления амортизации.
  5. Аудит переоценки основных средств (если есть переоценка каждый год)
  6. Аудит аренды основных средств (если арендованные или сданные в аренду основные средства занимают существенную часть в общей доле)
  7. Аудит ремонта основных средств (если проводился в текущем году)

      Детализацией  общего плана аудита является аудиторская программа, которая является перечнем аудиторских процедур по каждому виду аудиторских работ. Аудиторские процедуры можно определить как совокупность операций обработки данных, выполняемых для достижения целей аудита при проверке конкретных хозяйственных операций с применением определенных аудиторских процедур. В программе аудиторской проверки указываются:

  1. Цель аудита.
  2. Основные участки работы экономического субъекта и разделы учета, подлежащие проверке.
  3. Характер проверки (сплошная, выборочная).
  4. Закрепление обязанностей за членами бригады аудиторов.
  5. Предполагаемая продолжительность проверки и сроки ее начала и окончания.

      В области учета основных средств  могут быть следующие нарушения, которые аудитор при составлении  аудиторской программы должен принять к сведению:

1.При  ведении аналитического учета.

1.1. Документальное  оформление операций по движению  основных средств документами  произвольной формы.

1.2. Ведение  инвентарных карточек не по  всем видам или объектам основных  средств.

2. Нарушение  дисциплины по осуществлению  контроля за сохранностью основных  средств.

2.1. Отсутствие  заключения договоров о полной  индивидуальной материальной ответственности.

2.2. Отсутствие  некоторых предметов, взятых в  домашнее пользование сотрудниками организации и неоформленные документально.

2.3. Проведение  инвентаризации реже.

3. Нарушение  правильности начисления амортизации.

3.1. Начисление  амортизации реже 1 раза в месяц.

3.2. С  целью умышленного занижения  конечного результата продолжается  начисление амортизации по объектам с истекшими сроками полезного использования.

4. Нарушение в учете аренды основных средств.

4.1. Отсутствие договоров аренды.

5. Нарушение учета и налогообложения поступления основных средств.

5.1. Неправильное формирование первоначальной стоимости объекта основных средств.

5.2. При безвозмездном получении основных средств их стоимость не присоединяется к налогооблагаемой прибыли.

6. Неправильное отнесение имущества к основным средствам.

Поскольку операции с основными средствами, как правило оформляются большим количеством первичных документов, то при наличии у организации достаточно большого количества объектов основных средств применяется аудиторская выборка.

При осуществлении  выборки аудитор может всю  совокупность основных средств разделить на подсовокупности (страты) по следующим признакам:

  1. Территориальная обоснованность. При этом в выборку с равной вероятностью должны попасть основные средства расположенные в различных обособленных подразделениях, проверяемой организации.
  2. Производственные характеристики. Для выборочной проверки необходимо отобрать основные средства, используемые на различных стадиях производственного процесса или в разных производствах.
  3. Классификация в отчетности. Если в отчетности основные средства классифицированы по нескольким группам, то необходимо, чтобы в выборку попали основные средства отраженные по каждой группе. При этом аудитор может принять решение не проверять элементы по какой – либо группе или статье отчетности, если статья либо группа значительно меньше уровня существенности, в этом случае нарушение не может повлиять на достоверность отчетности.
  4. Классификация по амортизационным группам.
  5. Другие.
 

Если  аудитор осуществляет аудиторскую  проверку организации впервые, то он должен получить доказательство того, что:

  1. Начальное сальдо по счетам учета ОС не содержат искажений, которые могут существенно повлиять на финансовую отчетность проверяемого субъекта;
  2. Остатки по счетам учета ОС на начало текущего периода правильно перенесены из предыдущего периода, за исключением случаев изменения начального сальдо в результате переоценки ОС (на конец);

Если  аудиторская проверка данным аудитором  не первая, то аудитору необходимо убедиться, что остатки по счетам учета ОС на начало отчетного периода соответствует  остаткам, подтвержденным в составе финансовой отчетности на конец предыдущего периода.

Очень важным при аудите является проверка того, застрахованы ли ОС и достаточна ли сумма страхового покрытия, проводится ли ее периодический пересмотр. 

      В соответствии с приведенным выше планом разработаем программу аудита основных средств4. При разработке программы используем следующие условные обозначения методов сбора аудиторских доказательств:

1 - инвентаризация;

2 - контрольный  обмер;

3 - формальная  проверка;

4 - арифметическая проверка;

5 - проверка  по существу;

6 - наблюдение;

7 - опрос;

8 - анализ. 

4. Аудит учетной политики в области основных средств

     Целью аудита учетной политики является установление соответствия применяемой в организации  методики бухгалтерского учета действующим в проверяемом периоде нормативным документам для того, чтобы сформировать мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных аспектах.

Задачи  аудита учетной политики:

изучение  системы организации бухгалтерского учета;

оценка  учетной политики;

характеристика  системы документации и документооборота;

Последовательность  работ при проведении аудита учетной  политики можно разделить на три  этапа – ознакомительный, основной и заключительный.

На каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки, позволяющие достигнуть цели и решить задачи аудита. 

В процессе аудиторской проверки учетной политики следует руководствоваться следующими нормативными документами:

Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями);

приказ  Минфина России от 02.07.2010 № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".

Кроме того, необходимо проанализировать приказ об учетной политике организации, график документооборота, рабочий план счетов, перечень лиц, имеющих право подписи на первичных документах, формы первичных документов, описание технологического процесса компьютерной обработки данных и др.

Ознакомительный этап

     Аудитору  необходимо выяснить, кто является ответственным лицом за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности; установить состав и соподчиненность, а также разделение полномочий и ответственности, структуру, функции и задачи бухгалтерской службы.

     Учетная политика организации формируется  главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе ПБУ 1/2008 и утверждается руководителем организации. При этом аудитор должен проверить наличие:

рабочего  плана счетов бухгалтерского учета, содержащего синтетические и  аналитические счета, необходимые  для ведения бухгалтерского учета  в соответствии с требованиями своевременности  и полноты учета и отчетности;

формы первичных учетных документов, применяемые  для оформления фактов хозяйственной  деятельности, по которым не предусмотрены  типовые формы первичных учетных  документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности. 

     Формы первичных документов, применяемые  для оформления финансово-хозяйственных  операций, по которым Госкомстатом России не утверждены унифицированные  формы, должны содержать следующие  обязательные реквизиты:

наименование  документа;

дата  составления документа;

Информация о работе Аудит основных средств