Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 02:22, курсовая работа
Цель работы – теоретическое исследование и проведение аудита кредитов и займов.
Задачи:
• Изучить теоретические основы учета и аудита кредитов и займов,
• Рассмотреть источники проверки,
• Изучить порядок проведения аудиторской проверки,
• Провести аудиторскую проверку ООО «Электроагрегат»,
• Выяснить причины допущенных нарушений.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы учета и аудита кредитов и займов
1.1 Теоретические основы учета кредитов и займов……………………6
1.2 Теоретические основы аудита кредитов и займов…………………15
2. Организационно-экономическая характеристика ООО «Электроагрегат»
2.1. Краткая характеристика ООО «Электроагрегат»………………….37
3. Аудиторская проверка учета кредитов и займов на примере ООО «Электроагрегат»
3.1. Планирование аудиторской проверки……………………………....38
3.2. Методология аудиторской проверки………………………………..41
3.3. Отчет по аудиторской проверке ООО «Электроагрегат»…………47
3.4. Аудиторское заключение……………………………………………48
Заключение………………………………………………………………………51
Список литературы……………………………………………………………...54
Приложения……………………………………………………………………..1-4
Договор займа в отличие от кредитного договора, который всегда является платным, может быть как возмездным (с уплатой процентов), так и безвозмездным.
Источник уплаты процентов теперь не зависит от того, от кого получен заем, для каких целей он предназначен, так как на «Расходы организации» установлен общий порядок списания расходов по выплате процентов по кредитам, и по займам.
При проверке операций, связанных с возвратом займа, аудитор должен руководствоваться ст. 809 ГК РФ, которой установлено, что, если в договоре отсутствуют условия о размере процентов, то их размер определяется существующей в месте нахождения заимодавца ставкой банковского процента на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.
Если проценты по договору займа получены лицом, работающим в данной организации, то удержание подоходного налога должно быть осуществлено бухгалтерией этой организации.
Подводя итоги, аудитор делает
выводы о способности организации
продолжать свою деятельность в будущем,
т.е. определяет, как в организации
соблюдается принцип
· наличие кредитов и займов, превышающих договорные пределы;
· непогашение кредитов и займов;
· неуплата процентов;
· соотношение основного и заемного капитала.
Если заемные средства превышают величину капитала, то организация существует только за счет займов. Если ситуация обратная, то проценты по долгам низкие, следовательно, у организации достаточно прибыли для того, чтобы рассчитаться с акционерами и выплатить дивиденды.
Информационная база.
Информационной базой для проверки кредитов и займов являются:
· Учетная политика предприятия.
· Первичные документы по разделу (участку) учета:
· Регистры аналитического учета по разделу (участку) учета.
· Регистры синтетического учета по разделу (участку) учета.
· Бухгалтерская отчетность.
В учетной политике необходимо указать такие сведения:
· состав и порядок списания дополнительных затрат на займы;
·способ начисления и распределения процентов по заемным обязательствам;
· порядок учета доходов от временного вложения заемных средств.
Учетная политика формируется исходя из установленных ПБУ № 1 допущений и требований.
К нормативным документам, регулирующим вопросы получения заемных средств, бухгалтерского учета и налогообложения операций с ними относят:
Договоры и первичные документы по оформлению и отражению в учете операций по кредитам и займам.
К ним относятся:
- кредитные договоры и договоры займа;
- другие условия кредитных договоров:
выписки банков из лицевых счетов организаций по движению кредитов и займов;
- кассовая книга: приходные и расходные кассовые ордера;
- объявления на взнос наличными;
- приказы руководителя и акты инвентаризации расчетов;
- документы, подтверждающие целевое использование кредита или займа;
- приказ об учетной политике.
Согласно п. 14 ПБУ перечень
лиц, имеющих право подписи
Документы, которыми оформляются
хозяйственные операции с денежными
средствами, подписываются руководителем
организации и главным
Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
Регистры аналитического учета. Планом счетов бухгалтерского учета устанавливается состав обязательных аналитических группировок по каждому бухгалтерскому счету.
Экономический субъект в
соответствии с принятой учетной
политикой, разработанными системами
управленческого, финансового налогового
учета, применяемой формой счетоводства
может применять различные
При аудите банковских кредитов аудитор часто встречается с тем, что на предприятии не ведется аналитический учет кредитов. Поэтому в целях экономии рабочего времени аудитору не всегда следует сразу приступать к проверке правильности начисления процентов по банковским кредитам, если на предприятии плохо отлажен аналитический учет кредитов. В подобных случаях аудитору следует сгруппировать все кредитные договоры по определенным признакам и только затем начать проверку правильности начисления и отражения в бухгалтерском учете предприятия процентов по банковским кредитам или поручить выполнить эту работу работникам бухгалтерии проверяемого предприятия.
Регистры синтетического
учета. Состав регистров синтетического
учета зависит от применяемой
на предприятии формы
В настоящее время на российских предприятиях применяют следующие основные формы учета:
- журнально-ордерную;
- мемориально-ордерную;
- автоматизированную.
Следует отметить, что большое количество предприятий, где только часть бухгалтерского учета компьютеризирована, синтезируют журнально-ордерную или мемориально-ордерную форму учета с автоматизированной.
Учет кредитов при мемориально-ордерной форме счетоводства ведется в мемориальном ордере, которому присваивают определенный номер, а при журнально-ордерной форме счетоводства – в журнале-ордере № 4.
Если бухгалтерский учет
на предприятии полностью
- журнал-ордер по счету;
- карточка по счету;
- анализ счета;
- обороты по счету на определенную дату.
Бухгалтерская отчетность,
в которой находит отражение
учет кредитов и займов, должна включать:
официальную бухгалтерскую
Банковские кредиты находят
отражение в бухгалтерском
В учетной политике предприятия представлено описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту.
Альтернативным учетным решением по учету банковских кредитов в данном случае может быть способ начисления и учета процентов по полученным кредитам.
При первом способе проценты за пользование банковским кредитом отражаются в учете предприятия по мере оплаты и отражаются следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 20 (26, 99)
Кредит счета 51 (52) – на сумму начисленных и уплаченных процентов.
Второй способ заключается в том, что проценты за пользование банковским кредитом начисляются. В бухгалтерском учете при этом делают запись:
Дебет счета 20 (26,99)/Кредит счета 66 (67) – на сумму начисленных процентов;
Дебет счета 66 (67)/Кредит счета 51 (52) – на сумму уплаченных процентов.
В случаях, когда на предприятии используют второй способ учета банковских процентов, начисленные проценты учитываются отдельно от кредитов.
1.2.Теоретические основы аудита кредитов и займов
Основные положения организации аудита кредитов и займов.
Письмо об аудиторском
задании готовится аудитором
согласно МСА 210, а также российскому
федеральному правилу (стандарту). Письму-обязательству
должно предшествовать официальное
обращение официальное
Письмо-обязательство, направляемое аудитором исполнительному органу потенциального клиента до заключения договора, является официальным согласием аудиторской организации на проведение аудита финансовой отчетности экономического субъекта. Оно должно обеспечить однозначное толкование сторонами условий предстоящего договора, определения взаимных прав, обязательств и ответственности аудиторской организации и экономического субъекта.
В стандарте даны обязательные указания, касающиеся условий аудиторской проверки, обязательств аудиторской организации и экономического субъекта, а также указано, какие дополнительные сведения должны включаться в письмо-обязательство.
Установлено, что для разовых
соглашений между аудиторской организацией
и экономическим субъектом
Международный стандарт аудита МСА 310, а также российские правила аудиторской деятельности требуют, чтобы аудиторская организация получила знания о деятельности аудируемого лица в объёме, достаточном для выявления и понимания событий, финансово-хозяйственных операций и методов работы, которые в соответствии с профессиональным суждением аудитора могут оказать значительное влияние на финансовую отчетность, либо на подходы к аудиту, либо на аудиторское заключение.
Уровень знаний аудитора, необходимый
для выполнения аудиторского задания,
включают информацию об экономике в
целом и той области
Договор о проведении аудита является документальным отражением и подтверждением того, что аудитор принимает назначение, соглашается с целями и объёмом аудита, а также формой аудиторского заключения и иных отчетов.
Обычно в договоре указывается:
· цель аудита финансовой отчетности;
· объём аудита;
· форма аудиторского заключения и иных отчетов;
· требование свободного доступа ко всем бухгалтерским записям
· стоимость выполнения аудиторского задания.
Аудитор не должен соглашаться на изменение условий задания при отсутствии разумного обоснования.
Перед началом проведения аудиторской проверки необходимо разработать ее общий план:
· предварительное планирование
· сбор общих сведений о клиенте
· сбор информации о правовых обязательствах клиента
· оценка существенности, аудиторского риска.
· ознакомление с СВК и оценка риска контроля
· разработка общего плана и программы аудиторской проверки
Предварительное планирование аудиторской проверки
Планирование аудита является одним из важнейших процессов в осуществлении аудиторской проверки. Нормы, применяемые при этом, описаны в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Планирование аудита».
Это подготовительный этап,
в ходе которого создаются необходимые
предпосылки планирования процесса
проверки. Предварительное планирование
базируется, прежде всего, на принятии
решения о начале или продолжении
сотрудничества с клиентом и системе
подбора квалифицированных
Наиболее ценный источник
информации – это аудитор, услугами
которого ранее пользовался
Сбор общих сведений о клиенте
Этот этап планирования необходим
для адекватного проведения проверки.
Лишь обладая достаточными знаниями
о бизнесе клиента, отрасли в
целом и его положении в
отрасли, можно эффективно спланировать
и провести аудиторскую проверку.
Аудиторам важно иметь
Детальное ознакомление с бизнесом клиента и положением в отрасли помогает выделить наиболее важные области аудиторской проверки – оценку степени риска и выявление природы ошибок, определение возможных проблем и нетипичных операций и т.д. Для этого необходима информация как о внешних факторах, находящихся вне контроля руководства компании-клиента, так и о внутренних.