Аудит кредитов и займов в СПК «Хлебороб» Котовского района Волгоградской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - теоретическое исследование и проведение аудита кредитов и займов.
Основными задачами намеченного плана работ определены:
Правильности документального оформления и своевременности отображения в учете операций по кредитам и займам.
Проверка правильности расчета, процентов по кредитам и займам.
Провести аудиторскую проверку кредитов и займов.
Выявить нарушения и отклонения
Дать аудиторское заключение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Теоретические аспекты аудита расчетов по кредитам и займам…………………………………………………………………………..5
Сущность и необходимость аудита……………………………………….5
Нормативно правовая база аудита кредитов и займов…………………11
Классификация видов нарушений при привлечении кредитов и займов……………………………………………………………………...13
Аудиторская проверка кредитов и займов…………………………….........19
Организационно-экономическая характеристика СПК «Хлебороб» Котовского района Волгоградской области…………………………….19
Планирование аудита СПК «Хлебороб» Котовского района Волгоградской области…………………………………………………..28
Аудит расчетов по кредитам и займам в СПК «Хлебороб» Котовского района Волгоградской области………………………………………….34
Оформление результатов аудита………………………………………..37
3. Совершенствование аудита расчетов по кредитам и займам……………. 39
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………………...46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………

Работа содержит 1 файл

аудит курсач с доработки.docx

— 127.56 Кб (Скачать)

- долгосрочный, предоставляемый на срок свыше  года;

- гарантированный,  предоставляемый под гарантию, под  обеспечение;

-государственный,  в котором в качестве заемщика  выступает государство, а в  роли кредитора - физические и  юридические лица, приобретающие  государственные ценные бумаги;

- банковский, предоставляемый банками в денежной  форме;

- потребительский,  предоставляемый потребителям товаров  и услуг и используемый для  удовлетворения потребительских  нужд;

- международный,  предоставляемый продающей стороной  покупающей стороне в форме  аванса для закупки товаров  у продающей стороны;

- ипотечный,  предоставляемый под залог недвижимости. [25]

     Заем - одна из форм кредита, оформляемых  в виде договора, соглашения между  двумя договаривающимися сторонами: заимодавцем и заемщиком.[26]

     Заемщик - получатель кредита, займа, принимающий  на себя обязательство, гарантирующий  возвращение полученных средств, оплату предоставленного кредита. [16]

Терентьева утверждает, что: «Кредитор - субъект (юридическое или физическое лицо), предоставляющий ссуду и имеющий право на этой основе требовать от дебитора ее возврата или исполнения других обязательств». [26]

Федотов А.В.: «К основным принципам кредитования относят срочность и возвратность, целевой характер, материальную обеспеченность, платность». [27]

     Принцип возвратности означает, что полученные от кредитора финансовые ресурсы  подлежат возврату или погашению  заемщиком в полном объеме. Заемщик  отвечает перед кредитором за полноту  погашения кредита. Данный принцип находит свое практическое выражение в погашении конкретной ссуды путем перечисления соответствующей суммы денежных средств на счет предоставившего ее банка.

Принцип срочности означает необходимость  возврата кредита в точно определенный срок, а не в любое, удобное для  фирмы-заемщика время, т.е. кредит выдается на определенный срок. Срок возврата кредита  предусматривается в кредитном  договоре, при этом сроки погашения  могут быть конкретными или условными, когда сроки уточняются в ходе кредитования.

     Принцип платности означает, что кредит предоставляется  заемщику с условием возврата его  с процентами, которые формируют  прибыль кредитной организации. Размер процента устанавливается в  виде годовых норм или ставок, при  этом процентные ставки могут быть твердыми или плавающими.

     Принцип материальной обеспеченности кредита  выражает необходимость обеспечения  защиты имущественных интересов  кредитора при возможном нарушении  фирмой-заемщиком принятых на себя обязательств.

     Принцип целевого характера кредита выражается в обязательности целевого использования  финансовых средств, полученных от кредитора.

В плане  счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организаций и инструкции по его применению закреплено что  для обобщения информации о состоянии  краткосрочных кредитов и займов, полученных организацией предназначен счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», а для обобщения  информации о состоянии долгосрочных кредитов и займов, полученных организацией предназначен счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». [20]

Данилевский Ю.А. при проведении аудита займов и  кредитов рекомендует проверить:

- классификацию  кредитов и займов на краткосрочные  и долгосрочные;

- расчеты  и отражение на счетах бухгалтерского  учета процентов по кредитам  и займам, а также курсовых  и суммовых разниц (для кредитов  и займов, выраженных в иностранной  валюте);

- реальность  и надлежащее документальное  оформление кредитов и займов;

- кредитные  отношения аудируемого лица;

- целевое  использование заемных средств,  полноты и своевременности их  погашения;

- остатки  и начисленные проценты по  непогашенным кредитам и займам, а также их представление в  бухгалтерской отчетности;

- обоснованность  отнесения процентов по полученным  кредитам и займам к расходам, принимаемым для целей налогообложения прибыли. [8]

     Аудитор проверяет правильность применения плана счетов по видам кредитов, как организован синтетический  и аналитический учет по этим счетам, соответствуют ли данные аналитического учета данным синтетического учета, Главной книге, соответствуют ли остатки в этих регистрах остаткам на соответствующих счетах в балансе  организации.

Основные  виды нарушенийкоторые могут быть выявлены в результате аудита кредитов, займов и средств целевого финансирования:

• отсутствие в организации аналитического учета кредитов и займов, неправильное использование Плана счетов;

• нецелевое использование средств кредитов и займов , их несвоевременное погашение;

• неправильное исчисление процентов по кредитам, займам, а также их отражение на счетах бухгалтерского учета в зависимости от уплаты, а не по окончании отчетного периода;

     По  окончании работ аудитор формирует  мнение по результатам проверки данного  участка учета, составляет пакет  рабочих документов, формулирует  часть аудиторского отчета, относящуюся к области проверки, и представляет его вместе с рабочей документацией руководителю проверки. 

    1. Нормативно  правовая база аудита кредитов и займов
 

   Система нормативного регулирования в России состоит из документов четырех уровней. К первой группе документов относятся:

  • Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 года №129-ФЗ (в редакции от 28.09.2010 N 243-ФЗ). Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, зарегистрированные в качестве юридического лица в соответствии с законодательством РФ. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону. В случае возникновения противоречий с содержанием других федеральных законов нормы права, выступающие предметом Федерального закона, имеют приоритет.
  • Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ (в ред. от 28.12.2010 N 400-ФЗ). Он определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.
  • Российская Федерация. Правительство РФ. Постановление об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности от 23 сентября 2002 г. N 696 (в ред. от 27.01.2011 N 30)
  • Налоговый кодекс РФ, в котором определено понятие расходов и порядок их признания для целей налогового учета; установлены налоги, взимаемые с сельскохозяйственных предприятий и включаемые в себестоимость производимой продукции.
  • Гражданский кодекс РФ, который регулирует правовые основы кредитных отношений. Содержит порядок заключения и расторжения гражданско-правовых договоров.

Второю  группу документов регулирует Министерство финансов РФ, Центральный банк России и другие органы исполнительной власти. К документам второго уровня относятся положения регламентирующие принципы и правила учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения, которые составляют систему национальных стандартов, ориентированную на Международные стандарты финансовой отчетности. В настоящее время в России система национальных стандартов - положений по бухгалтерскому учету включает 22 положения, из них:

  • Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 от 06.10.08 N 106н (в редакции Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 N 144н). Это положение устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ. В положении оговаривается порядок формирования учетной политики, т.е. кем составляется и утверждается, при этом говорится о том какие документы утверждаются, раскрытие и изменение ее.
  • Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 N 107н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.10.2008 N 12523) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011)

     Устанавливает  особенности формирования в бухгалтерском  учете и бухгалтерской отчетности  информации о расходах, связанных  с выполнением обязательств по  полученным займам и кредитам  организаций, являющихся юридическими  лицами по законодательству Российской  Федерации.

К документам третьего уровня относится План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организации и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000г № 94н (в редакции от 08.11.2010 N 142н), составляют основу организации  учета на всех предприятиях независимо от подчиненности, форм собственности, организационно-правовой формы. План счетов представляет собой схему регистрации  и группировки фактов хозяйственной  жизни в бухгалтерском учете и содержит наименования и коды счетов. В Инструкции по применению плана счетов приведена краткая характеристика счетов, раскрыта их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов, порядок учета наиболее распространенных операций. К третьему уровню так же относятся инструкции и методические указания, разрабатываемые и вводимые в действие в разрезе отдельных Положений по бухгалтерскому учету.

Документы четвертого уровня разрабатываются  предприятием и утверждаются руководителем  организации. К ним относятся:

- Устав  предприятия;

- Приказ  «Об учетной политике организации»;

- Рабочий  План счетов организации;

- График  документооборота. 

    1. Классификация видов нарушений  при привлечении кредитов и займов

      В соответствии с пунктом 33 ПБУ 15/08 в бухгалтерской отчетности организации должна отражаться информация о:

    • наличии  и изменении величины задолженности  по основным видам займов, кредитов;

    • величине, видах, сроках погашения выданных векселей и размещенных облигаций;

    • сроках погашения основных видов займов, кредитов, других заемных обязательств;

    • суммах затрат по займам и кредитам, включенных в операционные расходы и в  стоимость инвестиционных активов;

    • величине средневзвешенной ставки займов и кредитов (при ее применении).

      При всем многообразии направлений использования  заемных средств можно выделить основные из них, среди которых –  капитальное строительство, приобретение отдельных объектов основных средств и нематериальных активов, осуществление финансовых вложений (т.е. всего того, что названо в ПБУ 15/08 инвестиционными активами), а также пополнение оборотных средств, необходимых для выплаты заработной платы работникам, приобретения материально-производственных запасов (работ, услуг), уплаты налогов и др.

      Заемные средства могут поступать на расчетные  и валютные счета, на специальные  ссудные счета, а займы – в  том числе и в кассу предприятия. Государство уделяет пристальное  внимание регулированию кредитных  операций, осуществляемых банками.

      Поскольку получение заемных средств порождает  необходимость начисления и уплаты процентов, а порядок отражения  в учете процентов имеет множество  особенностей, проверка достоверности  статьи бухгалтерской отчетности «Кредиты и займы» является достаточно трудоемкой. Вместе с тем методы проверки операций по привлечению кредитов и займов четко и подробно разработаны, имеют  давнюю историю, достаточно однообразны, а сами контрольные процедуры  сравнительно просты. Поэтому именно при проверке данной статьи аудиторам  целесообразно привлекать к работе ассистента.

      Задача  аудитора состоит в том, чтобы:

    • провести опрос сотрудников бухгалтерии  и других служб аудируемого лица (прежде всего – финансового отдела) с целью оценки состояния средств  внутреннего контроля;

    • составить  программу аудита операций по привлечению  заемных средств, включив в нее  необходимый и достаточный перечень аудиторских процедур;

Информация о работе Аудит кредитов и займов в СПК «Хлебороб» Котовского района Волгоградской области