Аудит использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение порядка аудиторской проверки использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы и применение полученных знаний при проверке конкретной организации УП «Спецбелстрой», основным видам работ которого являются текущий ремонт фасадов, а также кровельные работы. В соответствии с целью данной работы можно сформулировать и ее задачи, а именно: определить цели и задачи аудиторской проверки; определить нормативную базу, используемую при проверке; изучить особенности бухгалтерского учета использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы; разработать план и программу аудиторской проверки; разработать методику аудиторской проверки и определить конкретные аудиторские процедуры; сделать вывод о достоверности учетной информации использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы труда и написать аудиторское заключение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...……..3

1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ………………..…………….5

1.1 Задачи и источники аудита использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы……………………………..…………………………………...…5

1.2 Составление плана и программы аудита использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы…………………………………………….……..…8

1.3. Обзор нормативных документов и экономической литературы по теме исследования………………………………..............................................................20

2 АУДИТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ……………………………………………………….…24

2.1 Проверка соблюдения штатно-сметной дисциплины………………….…24

2.2 Проверка использования трудовых ресурсов и рабочего времени……...27

2.3 Проверка эффективности использования фонда заработной платы.........28

2.4 Проверка специальных выплат работникам………………………………30

3 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП АУДИТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ…….…..…..32

3.1 Составление аудиторского заключения по использованию трудовых ресурсов и фонда заработной платы…………………………………………...…….32

3.2 Совершенствование аудита использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы……………………………………………………………...……36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…..38

Список использованных источников……………………….….40

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...41

Работа содержит 1 файл

ВОТ ЭТОна печать готовое.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

При проверке операций по удержаниям из заработной платы необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 108 Трудового кодекса Республики Беларусь при каждой выплате заработной платы общий размер всех удержаний не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных законодательством – 50% заработка. Ограничения не распространяются на удержания из заработной платы работников при отбывании исправительных работ и при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей.

Полученные в ходе проверки нарушения аудитор фиксирует в своих рабочих документах, определяет значимость выявленных нарушений и делает на их основании выводы [2, 283-285].

На заключительном этапе аудита использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы аудитору необходимо проверить своевременность проведения инвентаризации расчетов с персоналом оп оплате труда, были ли соблюдены сроки проведения инвентаризации расчетов, соответствует ли документальное оформление требованиям установленным законодательством Республики Беларусь.

В заключение аудитор формирует пакет рабочих документов, составляет аудиторский отчет и представляет его совместно с рабочей документацией руководителю группы (проверки) (Приложение Б, В, Г, Д, Е).

Типичные ошибки и нарушения:

1. Из-за не оформления либо неправильного оформления первичного учетного документа: необоснованные удержания сумм из заработной платы; необоснованные доплаты за совмещение профессий и должностей, расширение зон обслуживания и т.п.; отсутствие должных инструкций, четко регламентирующих распределение обязанностей и ответственность, что привело к неправильным тарификации работников, присвоению квалификационных категорий служащим; незаконное начисление и выплата премий и вознаграждений; начисление и выплата премий в нарушение положения об оплате труда (положения о премировании);

2. Из-за неправильной корреспонденции счетов: неправильное отражение сумм по начисленным премиям, пособиям, возвратным суммам и т.п.; неправильное отражение начислений по расчетам с работниками организации; необоснованные выплаты материальной помощи; неправильно и необоснованно произведены выплаты социального характера при отсутствии источника для них;

3. Из-за несоблюдения аспектов учетной политики: не определен график инвентаризаций; отсутствует график документооборота; несоблюдение периодичности проведения инвентаризации по оплате труда с работниками организации; нарушается график документооборота;

4. Из-за несоответствия данных аналитического учета данным синтетического: данные конкретных лицевых счетов не совпадают с данными в расчетной (расчетно-платежной) ведомости и главной книге;

5. Данные форм отчетности не увязываются, либо не раскрыта отчетная информация, предусмотренная нормативными правовыми актами как обязательная к раскрытию: данные статистической отчетности не соответствуют учетным и отчетным данным бухгалтерского учета;

6. Другие несоблюдения требований нормативных правовых актов при осуществлении хозяйственной операции: ошибки при исчислении среднего заработка; несоблюдение норм управляемости при формировании штатного расписания, что привело к необоснованному формированию должностных окладов и тарифов, как следствие этого - к завышению сумм начисленной заработной платы; необоснованное применение к тарифным окладам повышающих коэффициентов по технологическим видам работ, производств, видов экономической деятельности; неправильное установление тарифных разрядов; не уведомление органов государственной службы занятости населения, несвоевременное или не в полном объеме уведомление этой службы нанимателем о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией юридического лица или сокращением численности (штата) работников либо о наличии свободных рабочих мест (вакансий); необоснованный отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу гражданина, направленного органами государственной службы занятости населения в счет брони, выпускника государственного учреждения, обеспечивающего получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, в соответствии с договором (заявкой) на обучение, заключенным между указанными учреждением образования и нанимателем, а равно иного лица, заключение трудового договора с которым является обязательным; нарушение без уважительных причин порядка и сроков выплат заработной платы, пенсий и (или) пособий; не создание нанимателем рабочего места для трудоустройства работника, получившего инвалидность в результате трудового увечья или профессионального заболевания на данном производстве, что повлекло расторжение с ним трудового договора; нарушение правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил по охране труда нанимателем, лицом, ответственным за их соблюдение; непроведение нанимателем и уполномоченным должностным лицом нанимателя в установленных законодательством случаях аттестации рабочих мест по условиям труда, нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения и др.

 

 

1.3 Обзор нормативных документов и экономической литературы по теме исследования

 

К нормативным документам, регулирующим вопросы материального стимулирования работников в организациях можно отнести:

1) Декрет N 2 - Декрет Президента Республики Беларусь от 23.01.2009 N 2 "О стимулировании работников организаций отраслей экономики" устанавливает единый норматив на сумму средств, направляемых на выплату премий за производственные результаты и надбавок всех видов и относимых на себестоимость, при включении в затраты, учитываемые при ценообразовании и налогообложении, порядок использования надбавок;

2) Декрет N 17 - Декрет Президента Республики Беларусь от 18.07.2002 N 17 "О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников" устанавливает, что Труд работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, оплачивается на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (ЕТС) в зависимости от сложности и условий труда работников, их квалификации;

3) Декрет N 29 - Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 N 29 "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины";

4) Указ N 450 - Указ Президента Республики Беларусь от 25.09.2007 N 450 "Об установлении доплат за ученые степени и звания";

5) Закон N 1330-XII - Закон Республики Беларусь от 22.12.1991 N 1330-XII "О налогах на доходы и прибыль" регулируют вопросы налогообложения надбавок, доплат и премий;

6) Постановление N 555 - Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.04.2006 N 555 "О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования оплаты труда" регулирует премирование руководителей (их заместителей) и главных специалистов коммерческих организаций, имеющих по итогам предыдущего года убыток от реализации продукции, товаров (работ, услуг);

7) Постановление N 691 - Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.05.2002 N 691 "О порядке стимулирования должностных лиц государственных организаций, иных организаций, имеющих долю государственной собственности, и колхозов за экономию горюче-смазочных материалов" регулирует выплату премий должностным лицам государственных организаций, иных организаций, имеющих долю государственной собственности, и колхозов за экономию горюче-смазочных материалов от внедрения ресурсосберегающих технологий, модернизации производства и освоения новых методов использования транспортных средств;

8) Положение N 1003 - Положение об условиях оплаты труда руководителей организаций от результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.07.2002 N 1003 "Об усилении зависимости оплаты труда руководителей организаций от результатов финансово-хозяйственной деятельности" регулирует заработную плату руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе;

9) Основные положения - Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденные Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.10.2008 N 210/161/151 регулируют размер отнесения премий и надбавок на себестоимость продукции;

10) Постановление N 1748 - Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.11.1999 N 1748 "О дополнительных мерах материального стимулирования высокопроизводительного и качественного труда";

11) Постановление N 31 - Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 26.03.2001 N 31 "О принятии Рекомендаций по повышению материальной заинтересованности работников в соблюдении норм и нормативов материальных и трудовых затрат, их экономии";

12) Положение N 763 - Положение об условиях, порядке и размерах выплаты надбавок за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие), утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2000 N 763 "Об условиях, порядке и размерах выплаты надбавок за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне постоянного места жительства (полевое довольствие)";

13) Постановление N 1906 - Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2001 N 1906 "Об условиях оплаты труда работников коммерческих организаций государственной формы собственности либо с долей собственности государства в их уставном фонде, имеющих просроченную задолженность по иностранным кредитам";

14) Постановление N 105/77/54 - Постановление Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства труда Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь от 24.05.2000 N 105/77/54 "О размерах доплат за работу в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)" регулирует порядок установления этих доплат, порядок их включения в себестоимость;

15) Инструкция N 122 - Инструкция о применении Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденная Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20.09.2002 N 122 определяет заработную плату руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе;

16) Положение N 46/35 - Типовое положение о стимулировании снижения себестоимости продукции (работ, услуг), утвержденное Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства труда Республики Беларусь от 15.03.2000 N 46/35;

17) Рекомендации N 39 - Рекомендации по премированию работников государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе по результатам финансово-хозяйственной деятельности, утвержденные Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.03.2001 N 39;

18) Рекомендации N 132/54 - Рекомендации о моральном и материальном стимулировании работников за экономию и рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов, утвержденные Постановлением Министерства труда и социальной защиты РБ и Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 29.10.2007 N 132/54.

 

2 АУДИТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

 

 

2.1 Проверка соблюдения штатно-сметной дисциплины

 

Проверку комплекса данных вопросов целесообразно начать с контроля соблюдения трудового законодательства с учетом организационной структуры и штатного расписания. Для этого необходимо проверить обоснованность и правильность формирования штатного расписания и установления должностных окладов с учетом норм управляемости.

Норма управляемости – это установленная численность работников или структурных подразделений, которые должны быть непосредственно подчинены одному руководителю. При формировании штатного расписания организации должны руководствоваться Рекомендациями по разработке примерных структур и штатных нормативов численности работников аппарата управления коммерческих организаций государственной формы собственности и организаций с долей собственности государства в их уставах фондах более 50% (Рекомендации №25), Методическими рекомендациями по установлению норм управляемости для руководителей производственных структурных подразделений коммерческих организаций, Инструкцией о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь и др.

Пунктом 22 Инструкции №123 установлены следующие нормы управляемости: управление, служба могут создаваться при численности работников в их штате не менее семи человек (включая должность руководителя); отдел может создаваться при численности работников в его штате не менее четырех человек, включая должность руководителя; сектор (бюро, группа) может создаваться при численности работников в его штате не менее трех человек, включая должность руководителя;

При необходимости в составе структурных подразделений с учетом вышеназванных норм управляемости могут создаваться: в управлении (службе) – отделы, секторы (бюро, группы); в отделе – секторы (группы, бюро);

Количество заместителей руководителя организации устанавливается в зависимости от количества осуществляемых видов и направлений деятельности, структурных подразделений, списочной численности работников и выполняемых функций. Должность менеджера вводится при осуществлении управленческих функций по одному из видов деятельности и руководству подчиненными работниками (не менее двух).

Информация о работе Аудит использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы