Аудит использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение порядка аудиторской проверки использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы и применение полученных знаний при проверке конкретной организации УП «Спецбелстрой», основным видам работ которого являются текущий ремонт фасадов, а также кровельные работы. В соответствии с целью данной работы можно сформулировать и ее задачи, а именно: определить цели и задачи аудиторской проверки; определить нормативную базу, используемую при проверке; изучить особенности бухгалтерского учета использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы; разработать план и программу аудиторской проверки; разработать методику аудиторской проверки и определить конкретные аудиторские процедуры; сделать вывод о достоверности учетной информации использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы труда и написать аудиторское заключение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...……..3

1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ………………..…………….5

1.1 Задачи и источники аудита использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы……………………………..…………………………………...…5

1.2 Составление плана и программы аудита использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы…………………………………………….……..…8

1.3. Обзор нормативных документов и экономической литературы по теме исследования………………………………..............................................................20

2 АУДИТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ……………………………………………………….…24

2.1 Проверка соблюдения штатно-сметной дисциплины………………….…24

2.2 Проверка использования трудовых ресурсов и рабочего времени……...27

2.3 Проверка эффективности использования фонда заработной платы.........28

2.4 Проверка специальных выплат работникам………………………………30

3 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП АУДИТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ…….…..…..32

3.1 Составление аудиторского заключения по использованию трудовых ресурсов и фонда заработной платы…………………………………………...…….32

3.2 Совершенствование аудита использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы……………………………………………………………...……36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…..38

Список использованных источников……………………….….40

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...41

Работа содержит 1 файл

ВОТ ЭТОна печать готовое.doc

— 344.00 Кб (Скачать)


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...……..3

1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ………………..…………….5

     1.1 Задачи и источники аудита использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы……………………………..…………………………………...…5

     1.2 Составление плана и программы аудита использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы…………………………………………….……..…8

     1.3. Обзор нормативных документов и экономической литературы по теме исследования………………………………..............................................................20

2 АУДИТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ……………………………………………………….…24

     2.1 Проверка соблюдения штатно-сметной дисциплины………………….…24

     2.2 Проверка использования трудовых ресурсов и рабочего времени……...27

     2.3 Проверка эффективности использования фонда заработной платы.........28

     2.4 Проверка специальных выплат работникам………………………………30

3 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП АУДИТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ…….…..…..32

     3.1 Составление аудиторского заключения по использованию трудовых ресурсов и фонда заработной платы…………………………………………...…….32

    3.2 Совершенствование аудита использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы……………………………………………………………...……36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…..38

Список использованных источников……………………….….40

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...41

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В процессе строительства, производства не только используют средства труда и расходуют предметы труда, но потребляют труд. Труд является важнейшим элементом себестоимости работ. За свой труд – выполненную работу, произведенную продукцию, оказанную услугу – работник получает заработную плату. Согласно статье 57 Трудового кодекса Республики Беларусь, заработная плата представляет собой совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время. Заработная плата рабочих-строителей в настоящее время является наиболее динамично изменяющимся элементов затрат в инвестиционно-строительной сфере. В сметном нормировании и ценообразовании строительства она является второй по величине (после материальных) затрат структурной составляющей сметной стоимости строительства. Оплата труда рабочих в строительстве вместе с затратами, рассчитанными на базе заработной платы рабочих-строителей, составляет одну из основных частей сметной себестоимости строительной продукции.

Переход на рыночные отношения также внес изменения в процесс организации заработной платы для стимулирования повышения производительности труда, а также повышения благосостояния жителей страны. Ведь заработная плата – это вознаграждение за труд, а труд в свою очередь является, необходим для получения дохода (прибыли). Именно заработная плата, а зачастую только она, является той причиной, которая приводит рабочего на его рабочее место. Так как заработная плата является основным источником дохода рабочих и служащих, с ее помощью осуществляется контроль за мерой труда и потребления, она используется как важнейший экономический рычаг коренной перестройки управления экономикой, неуклонного осуществления мер по защите социальной справедливости.

Учет труда и заработной платы по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии, поэтому и аудит использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы также, несомненно, является актуальным.

Целью данной работы является изучение порядка аудиторской проверки использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы и применение полученных знаний при проверке конкретной организации УП «Спецбелстрой», основным видам работ которого являются текущий ремонт фасадов, а также кровельные работы. В соответствии с целью данной работы можно сформулировать и ее задачи, а именно: определить цели и задачи аудиторской проверки; определить нормативную базу, используемую при проверке; изучить особенности бухгалтерского учета использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы; разработать план и программу аудиторской проверки; разработать методику аудиторской проверки и определить конкретные аудиторские процедуры; сделать вывод о достоверности учетной информации использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы труда и написать аудиторское заключение.

Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность УП «Спецбелстрой».  Предметом исследования является аудит и ревизия трудовых ресурсов и фонда заработной платы. Теоретическими и методологическими основами для написания работы являлись законодательные акты, инструктивные материалы регламентирующие вопросы бухгалтерского учета заработной платы, методические указания Министерства финансов Республики Беларусь, специальная экономическая литература.

1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

 

 

1.1 Задачи и источники аудита использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы

 

В условиях возникновения новых хозяйственных связей правильный бухгалтерский учет становится важнейшей функцией управления экономикой организаций, так как обеспечивает необходимой информацией о финансово-хозяйственной деятельности соответствующие службы и всех заинтересованных лиц. С помощью ревизии проверяется сохранность, эффективность и рациональность использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы.

Основными задачами контроля использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы является проверка: правильности и своевременности расчетов с работниками по оплате труда на предприятиях и в организациях; соблюдения действующего законодательства о труде; правильности применения должностных окладов; тарифных ставок, сдельных расценок; правильности ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда [7, 246]; проверка обоснованности оформления доплат в связи с отклонением от нормальных условий работы, начисленных выплат за неотработанное время, предусмотренных действующим законодательством; проверка правильности различных удержаний из заработной платы, отнесение расходов к фонду оплаты труда, законность включения отдельных выплат в себестоимость и отчисление в различные фонды; проконтролировать правильность ведения синтетического и аналитического учета расчетов по оплате труда [11, 326]; проверка обоснованности и правильности формирования штатного расписания и установления должностных окладов; соблюдение трудового законодательства при приеме, увольнении и перемещении внутри организации работников; своевременность и обоснованность предоставления и оплаты трудовых и социальных отпусков; учет рабочего времени и контроль личного состава организации; соблюдение организацией нормативных правовых актов, регулирующих начисление сумм стимулирующего характера, удержаний из заработной платы и правильности ведения налогового учета и отчетности и др. [4, 264].

Целью проверки использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы является установление соблюдения требований трудового законодательства, а также эффективности и целесообразности совершенных хозяйственных операций и их отражение на счетах бухгалтерского учета [4, 261].

В ходе проверки используются следующие источники информации: Устав проверяемой организации; протоколы собраний учредителей (совета учредителей); учетная политика; структура организации; штатное расписание; коллективный договор; Положение по оплате труда; Положение о премировании; нормы, сроки и порядок выдачи спецпитания и спецодежды, обуви, других средств индивидуальной ответственности; контракты с работниками; договоры подряда с физическими лицами на выполнение разовых работ; нормы выработки, расценки и т.п.; табели учета рабочего времени; лицевые счета по заработной плате, наряды, рапорты, маршрутные листы, расчетные или расчетно-платежные ведомости либо другие аналогичные регистры по начислению заработной платы; трудовые книжки; личные дела и др. [4, 264]; синтетические данные по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»; первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда, листки о временной нетрудоспособности; нормативно-правовая документация, регулирующая эти операции; учетные регистры (машинограммы) по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 70 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 79 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.д.; финансовая (бухгалтерская) отчетность: бухгалтерский баланс (ф.№1); приложение к бухгалтерскому балансу (ф.№5), пояснительная записка к отчету.

При проверке также надо знать систему первичного учета затрат труда и его оплаты, порядок сводки и группировки первичных документов, учет выполненных работ, оказанных услуг, отработанного времени, произведенной продукции [7, 246].

Учет фонда заработной платы ведется в соответствии с Инструкцией по заполнению форм государственной статистической отчетности по труду. Раздел IV. Фонд заработной платы. Прочие выплаты и расходы, не учитываемые в составе фонда заработной платы, утвержденной постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь №80 от 17.09.2001г.

Трудовые отношения в организациях регулируются Конституцией Республики Беларусь, Трудовым кодексом и другими актами трудового законодательства, коллективными договорами и другими локальными нормативными документами, разрабатываемыми в организациях в соответствии с законодательством [10, 109].

Трудовой Кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 №296-3 в части регулирования трудовых и связанные с ними отношения; правового обеспечения нанимателей и работников. Трудовой кодекс применяется в отношении всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь, если иное не установлено актами законодательства или нормами ратифицированных и вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь или конвенций Международной организации труда (МОТ), участницей которых является Республика Беларусь.

Инструкцию о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты РБ от 20.09.2002 №123 (последняя редакция от 23.03.2009 N 40) в части определения механизма дифференциации и регулирования тарифной части заработной платы работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.

Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденными Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 N 32 и  общими положениями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденными Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 N 34 в части тарификации, или отнесения выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (должностям) и присвоении работникам соответствующих квалификаций.

Инструкцию о порядке повышения тарифных ставок первого разряда коммерческими организациями, утвержденной постановлением Минтруда и Минэкономики от 24.02.2005 №18/23/34 (в ред. постановлений Минтруда и соцзащиты, Минфина, Минэкономики от 27.12.2005 N 189/167/230; от 23.02.2007 N 27/33/39; от 03.04.2007 N 52/52/62; от 14.05.2008 N 78/81/104; от 28.07.2008 N 117/122/155) в части повышения тарифных ставок первого разряда коммерческими организациями;

Положение о порядке организации работы по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения Республики Беларусь, разработанное и утвержденное постановлением Министерства труда от 04.10.2000 №130 (с изм. от 04.06.2002 №87);

Инструкция о порядке осуществления контроля за соблюдением за соблюдением законодательства о занятости населения, утвержденная постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 26.01.2007 №9 [5, 262].

 

 

1.2 Составление плана и программы  аудита использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы

 

В начале проверки аудитор должен выяснить, какие формы и системы оплаты труда применяются в данной организации. Аудитор должен знать, что в соответствии со статьей 63 Трудового кодекса Республики Беларусь формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора.

Следует также ознакомиться с положениями о премировании, действующими нормативными документами и установленными организацией различными доплатами (за работу в сверхурочное время, государственные праздники, праздничные и выходные дни, ночное время, за простой и другие доплаты) [2, 281].

Контролируя правильность и своевременность расчетов с работниками по оплате труда, проверяющие должны руководствоваться действующим законодательством о труде, учредительными документами и Уставом предприятия.

При проверке также надо знать систему первичного учета затрат труда и его оплаты, порядок сводки и группировки первичных документов, учет выполненных работ, оказанных услуг, отработанного времени, произведенной продукции.

Начинать проверку расчетов с рабочими и служащими по оплате труда следует с установления соответствия показателей аналитического учета по оплате труда данным синтетического учета по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в Главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату. Для этого необходимо сверить сальдо по счету 70 на 1-е число месяца в Главной книге и в балансе предприятия с итоговыми суммами (суммами к выдаче) расчетно-платежных ведомостей. Аудитор должен составить вспомогательную таблицу проверки достоверности сальдо по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (Приложение Б).

При выявлении расхождений между данными аналитического и синтетического учета следует установить их причины. Основными причинами расхождений могут быть искажения данных в результате злоупотреблений (завуалирование расхода денежных средств путем исключения из фонда потребления разных выплат и удержаний); неполное удержание авансов; повторное списание денежных документов с отнесением выплат по ним в дебет счета 70; уменьшение дебиторской задолженности или увеличение кредиторской задолженности при переносе сальдо из одной расчетной ведомости в другую; запущенность учета по счету 70.

Информация о работе Аудит использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы