Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:33, курсовая работа
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи, определяющие внутреннюю структуру работы:
- изучение понятия и состава инвестиционной деятельности;
- изучение порядка проведения аудиторской проверки инвестиций;
- изучение арбитражной практики по вопросам аудита инвестиций.
Введение………………………………………………………………………...
3
1 Теоретические основы инвестиционной деятельности и особенности организации аудита инвестиций………………………………………………...
5
1.1 Нормативно-правовая база по инвестиционной деятельности………………………………………………….…………………..
5
1.2 Понятие, состав, специфика инвестиционной деятельности и ее влияние на организацию учета и аудита………………………………………..
7
2 Порядок проведения аудиторской проверки инвестиций……………...……
14
2.1 Разработка плана и программы аудита…………………………….
14
2.2 Аудит инвестиционных проектов…………………………………….
19
2.3 Аудит основных средств……………………………………………...
25
2.4 Аудит нематериальных активов……………………………………...
31
2.5 Аудит затрат по капитальному строительству при хозяйственном и подрядном способах его осуществления……………………………………..
36
2.6 Аудит финансовых вложений…………………………………...……
42
3 Арбитражная практика, спорные вопросы в аудите инвестиций…………...
48
Заключение………………………………………………………………………..
59
Список использованных источников……………………………………………
61
3 Арбитражная практика, спорные вопросы в аудите инвестиций
Пример 1. Организация в 2008 г. осуществляла строительство дилерского центра хозяйственным и подрядным способами. Отношения с подрядчиками оформлены договорами подряда. К договорам приложены расчеты сметной стоимости выполняемых работ. Объект принят комиссией в октябре 2008 г. Акт ввода в эксплуатацию префектом не подписан. Документы не переданы на регистрацию права собственности, так как без разрешения префекта документы на регистрацию не принимаются.
В бухгалтерском учете объект был принят к учету по первоначальной стоимости в октябре 2008 г. Объем капитальных вложений в строительство дилерского центра составил 26 335 000 руб. С ноября 2008 г. по объекту начисляется амортизация.
Проверка документального
оформления выполненных работ
1) Пунктом 38 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.03 г. N 91н (далее - Методические указания), установлено, что принятие основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приема-передачи основных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект. Отсутствие акта по форме N ОС-1а "Акт о приеме-передаче здания (сооружения)" по дилерскому центру и наличие неподписанного акта о передаче объекта в эксплуатацию свидетельствуют о том, что капитальное строительство не завершено.
В соответствии
с п. 41 Положения по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской
Таким образом,
в бухгалтерском учете
Дебет 01, Кредит 08-3 "Строительство объектов основных средств" - 26 335 000 руб.
2) Согласно п. 52 Методических указаний, если капитальные вложения в объект завершены, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приему-передаче, объект недвижимости эксплуатируется, документы переданы на государственную регистрацию, организация вправе начислять амортизацию по объекту с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.
В рассматриваемой ситуации отсутствует документальное оформление объекта недвижимости, кроме того документы не переданы на государственную регистрацию. Таким образом, перевод недвижимости без подтверждения о подаче документов на государственную регистрацию в состав основных средств противоречит законодательству. Поэтому начисление амортизации по дилерскому центру неправомерно. В учете следует составить исправительные записи по признанию начисленной амортизации в составе расходов по обычным видам деятельности в ноябре и декабре (способом "сторно" до момента утверждения бухгалтерской отчетности):
Дебет 44, Кредит 02.
3) Доказательством существования вновь созданного объекта являются документы, подтверждающие факт его создания, а именно акты по выполненным подрядчиками работам, утвержденные в установленном порядке. При отпуске материалов на строительство при хозяйственном способе их стоимость должна оформляться требованием-накладной.
Ввиду того что по ряду подрядчиков отсутствуют первичные документы, в составе капитальных вложений не могут быть признаны работы, выполненные подрядным способом на сумму 5 292 364 руб. и хозяйственным способом - на сумму 3 405 358 руб. В бухгалтерском учете следует составить сторнировочные записи:
Дебет 08-3, Кредит 60 - 5 292 364 руб.,
Дебет 08-3, Кредит 10 - 3 405 358 руб.
Общая сумма непризнанных затрат составит 8 697 722 руб. (5 292 364 + 3 405 358).
4) Согласно п. 6 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства. При этом на основании пп. 1 и 5 ст. 172 НК РФ указанные суммы НДС подлежат вычетам на основании счетов-фактур после принятия на учет работ по капитальному строительству и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, не может быть принята к вычету сумма НДС по документально неподтвержденным расходам по строительству дилерского центра подрядным и хозяйственным способами в размере 1 137 597 руб. (714 171 + 423 426).
Пример 2. Организация-заказчик подрядным способом строит объект за счет средств инвестора и ведет бухгалтерский учет произведенных при этом затрат. Целевые средства, зачисленные на расчетный счет, отражены как задолженность поставщика в сумме 2 000 000 руб. С суммы поступивших средств организацией уплачен НДС в бюджет. Согласно инвестиционному договору инвестор финансирует приобретение строительной техники, которая приобретается заказчиком и передается подрядчику для выполнения строительных работ (договором строительного подряда предусмотрено, что обеспечение строительства строительной техникой является обязанностью заказчика).
Для строительства объекта организация приобрела экскаватор стоимостью 1 770 000 руб., в том числе НДС - 270 000 руб. Стоимость техники включена в состав затрат по строительству. НДС принят к вычету.
При проверке хозяйственных операций был выявлен ряд ошибок. Для их исправления необходимо учитывать следующее.
1) В соответствии со сложившейся практикой целевые средства инвестора на строительство, подлежащие перечислению поставщикам и подрядным организациям, следует отражать у заказчика-застройщика на счете 86 "Целевое финансирование", аналитический учет по которому ведется в том числе по назначению целевых средств (п.п. "г" п. 3.1.8 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций). В связи с этим в учете организации необходимо сделать исправительные записи:
Дебет 51, Кредит 60 - 2 000 000 руб. - сторнирована сумма задолженности инвестора в виде средств, зачисленных на расчетный счет,
Дебет 51, Кредит 86 - 2 000 000 руб. - отражены целевые средства, поступившие от инвестора на строительство объекта и зачисленные на расчетный счет организации.
2) В рассматриваемом случае за счет средств, полученных от инвестора, приобретается строительная техника. Строительные машины, механизмы, инвентарь и инструмент, а также транспортные средства строительных и монтажных организаций отнесены к оборудованию, не входящему в сметы на строительство. Машины и оборудование, не входящие в сметы на строительство, учитываются в технологической структуре капитальных вложений обособленно (пп. 4.1, 4.5.2.6 Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству (утверждена постановлением Госкомстата России от 3.10.96 г. N 123), далее - Инструкция N 123. Затраты на приобретение оборудования и машин, не входящих в сметы на строительство, не относятся к объектам строительства (п. 2.7.1 Инструкции N 123).
Таким образом,
затраты на приобретение строительной
техники напрямую на стоимость строящегося
объекта заказчиком-застройщико
Принятие к учету приобретенной техники ведется в общеустановленном порядке по стоимости, равной сумме, уплаченной продавцу техники (без учета НДС) в соответствии с пп. 4, 7, 8 ПБУ 6/01 "Учет основных средств". В бухгалтерском учете следует составить исправительные записи:
Дебет 08-3, Кредит 60 - 1 500 000 руб. (1 770 000 - 270 000) - сторнирована из состава капитальных вложений стоимость экскаватора без НДС,
Дебет 08-4 "Приобретение объектов основных средств", Кредит 60 - 1 500 000 (1 770 000 - 270 000) - отражены капитальные вложения в приобретение объекта основных средств,
Дебет 01, Кредит 08-4 - 1 500 000 руб. - объект принят к учету по первоначальной стоимости.
3) При передаче строительной техники подрядной организации выбытия техники не происходит, а ее стоимость продолжает учитываться на счете 01 "Основные средства" с обособленным отражением в аналитическом учете (как техника, находящаяся на строящемся объекте в пользовании подрядчика). В бухгалтерском учете заказчика-застройщика стоимость строительной техники погашается путем начисления амортизации, которое может производиться линейным способом (пп. 17, 18, 19, 20 ПБУ 6/01). Затраты на эксплуатацию строительных машин формируют себестоимость строительно-монтажных работ согласно пп. 4.10, 4.17 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (утверждена постановлением Госстроя России от 5.03.04 г. N 15/1, п. 7.1 Инструкции N 123). В такие затраты включается сумма амортизации строительной техники.
В рассматриваемом случае подрядчик не осуществляет затрат на эксплуатацию строительной техники в виде сумм начисленной амортизации. Соответственно суммы амортизации, начисленной заказчиком по используемой при строительстве технике, включаются заказчиком в фактические затраты на строительство объекта.
4) Поступившие целевые средства на строительство (в части, подлежащей перечислению поставщикам материалов и техники, а также подрядной организации) не включаются в налоговую базу по НДС, поскольку не являются средствами, полученными заказчиком-застройщиком в связи с продажей им товаров, выполнением работ, оказанием услуг. В бухгалтерском учете следует составить исправительную запись способом сторно:
Дебет 86, Кредит 68 - 360 000 руб. (2 000 000 х 18%).
НДС в сумме 270 000 руб., предъявленный заказчику продавцами строительной техники, приобретенной в рамках инвестиционного договора, не может быть принят заказчиком к вычету, поскольку данная техника не используется заказчиком для осуществления операций, облагаемых НДС (п.п. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).
В налоговом учете полученные от инвестора средства на строительство не включаются в состав доходов организации (п.п. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Соответственно расходы, осуществленные за счет указанных средств (в данном случае суммы начисленной по технике амортизации), в состав расходов организации не включаются.
Пример 3. Организация приобрела за 3 590 000 руб., в том числе НДС 590 000 руб., разрушенное и непригодное для использования здание производственного цеха. Переход права собственности на здание зарегистрирован в установленном порядке. Организация производит его восстановление собственными силами в соответствии с проектно-сметной документацией. Затраты на выполнение ремонтно-строительных работ составили 12 300 000 руб. Работы продолжаются в течение 6 месяцев, затраты на выполнение работ распределяются по месяцам равномерно (условно) и включаются в состав расходов по обычным видам деятельности. После восстановления производственный цех принимается к учету в состав основных средств организации. НДС принят после принятия объекта к учету в состав основных средств.
Для исправления выявленных ошибок необходимо учитывать следующее.
1) Затраты на восстановительные работы по разрушенным зданиям и сооружениям, осуществляемые за счет капитальных вложений, которые включают затраты на ремонтно-строительные работы, проводимые в соответствии с проектно-сметной документацией (или рабочими чертежами и сметами на отдельные объекты и виды работ), относятся к строительным работам и включаются в капитальные вложения в основные фонды. При этом под разрушенными зданиями и сооружениями понимаются объекты, ранее списанные на основании дефектных ведомостей (пп. 4.1, 4.2.16, 3.4 Инструкции N 123).
Стоимость здания (без учета НДС), подлежащего восстановлению, должна быть учтена на счете 08-3. В учете следует составить исправительные записи:
Дебет 08-4, Кредит 60 - 3 000 000 руб. (3 590 000 - 590 000) - сторнирована сумма средств по приобретению объекта основных средств,
Дебет 08-3, Кредит 60 - 3 000 000 руб. (3 590 000 - 590 000) - отражена стоимость объекта, подлежащего восстановлению.
2) На основании п. 1.2 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций затраты организации на осуществление ремонтно-строительных работ по восстановлению разрушенного здания относятся к долгосрочным инвестициям. Учет долгосрочных инвестиций, в том числе затрат на ремонтно-строительные работы по восстановлению объекта, осуществляемые хозяйственным способом, также ведется на счете 08-3 (пп. 2.1, 2.3, 3.1.1, 3.1.2 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, ПБУ 2/2008).
В бухгалтерском
учете следует составить
Дебет 26, Кредит 10, 68, 69, 70, 60 - 12 300 000 руб. - сторнирована стоимость затрат по восстановлению производственного цеха, признанная в составе расходов по обычным видам деятельности,
Дебет 08-3, Кредит 10, 68, 69, 70, 60 - 12 300 000 руб. - признаны затраты по восстановлению объекта в составе капитальных вложений.
По окончании ремонтно-строительных работ и вводу производственного цеха в эксплуатацию он принимается к учету в качестве основного средства по первоначальной стоимости, определяемой в соответствии с п. 8 ПБУ 6/01:
Дебет 01, Кредит 08-3 - 15 300 000 руб. (3 000 000 + 12 300 000).
3) Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления признается объектом обложения НДС согласно п.п. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ. Поскольку в рассматриваемом случае ремонтно-строительные работы относятся к строительным работам и носят капитальный характер, их выполнение для собственного потребления признается объектом обложения НДС (письма Минфина России от 5.11.03 г. N 04-03-11/91, Управления ФНС России по г. Москве от 31.01.07 г. N 19-11/8073). Налоговая база при этом определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение (п. 2 ст. 159 НК РФ). Моментом определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления является последний день месяца каждого налогового периода (п. 10 ст. 167 НК РФ).