Аудит инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи, определяющие внутреннюю структуру работы:
- изучение понятия и состава инвестиционной деятельности;
- изучение порядка проведения аудиторской проверки инвестиций;
- изучение арбитражной практики по вопросам аудита инвестиций.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...
3
1 Теоретические основы инвестиционной деятельности и особенности организации аудита инвестиций………………………………………………...
5
1.1 Нормативно-правовая база по инвестиционной деятельности………………………………………………….…………………..
5
1.2 Понятие, состав, специфика инвестиционной деятельности и ее влияние на организацию учета и аудита………………………………………..
7
2 Порядок проведения аудиторской проверки инвестиций……………...……
14
2.1 Разработка плана и программы аудита…………………………….
14
2.2 Аудит инвестиционных проектов…………………………………….
19
2.3 Аудит основных средств……………………………………………...
25
2.4 Аудит нематериальных активов……………………………………...
31
2.5 Аудит затрат по капитальному строительству при хозяйственном и подрядном способах его осуществления……………………………………..
36
2.6 Аудит финансовых вложений…………………………………...……
42
3 Арбитражная практика, спорные вопросы в аудите инвестиций…………...
48
Заключение………………………………………………………………………..
59
Список использованных источников……………………………………………
61

Работа содержит 1 файл

курсач по АУДИТУ.doc

— 341.00 Кб (Скачать)

В аналитическую  часть отчета могут быть включены графики, таблицы, отражающие ход и результаты промежуточных расчетов, итоги расчетов и т.д. Эти материалы оформляются в виде приложений к отчету. На них в тексте отчета делаются ссылки, а сами материалы рассматриваются как неотъемлемая составная часть отчета.

В качестве макетов  рабочих документов для оформления результатов оценки эффективности  инвестиционного проекта целесообразно  использовать таблицы, характеризующие:

- имущественное  состояние экономического субъекта;

- ликвидность  (платежеспособность);

- срок окупаемости  (дисконтированный срок окупаемости);

- оборотный  капитал;

- чистый (приведенный)  доход;

- внутреннюю  норму доходности;

- индексы доходности  затрат и инвестиций.

Полученные  результаты сравниваются с критериями эффективности, соответствующие отклонения также приводятся в рабочих документах.

Аудитор формирует  также свои рекомендации для улучшения  финансового состояния предприятия  и дает прогнозную оценку ожидаемого результата от выполнения этих рекомендаций [11].

 

2.3 Аудит  основных средств

Целью аудиторской  проверки наличия и сохранности  основных средств является подтверждение  реальности статей бухгалтерской отчетности.

Аудитор должен проверить: не числятся ли в составе  основных средств объекты стоимостью ниже установленного организацией лимита или объекты, срок службы которых менее 12 месяцев (независимо от стоимости); не производился ли в организации перевод ОС в малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и наоборот. При этом следует учитывать, что лимит стоимости объекта определяется на дату приобретения объекта (ввода в эксплуатацию). Характерной ошибкой, выявляемой при аудиторских проверках, является необоснованный перевод ОС в малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. Часто причиной такого перевода служит стремление организации увеличить свои расходы за счет дополнительного начисления амортизации.

При аудиторской  проверке необходимо получить подтверждение  надлежащего оформления прав собственности  организации на объекты ОС.

Аудитору должны быть предоставлены договоры на создание, приобретение, передачу объектов основных средств, а в необходимых случаях - и свидетельства о регистрации сделок в соответствии с законодательством.

Важным вопросом при проверке основных средств является выяснение правильности оценки основных средств, поскольку от этого зависят расчеты с бюджетом по налогу на имущество, а также достоверность отражения финансовых результатов организации и составления отчетности.

Для проведения проверки аудитор привлекает первичные  документы, по которым основные средства приняты к учету.

Проверка правильности оценки основных средств может быть сплошной (при небольшом количестве объектов) или выборочной.

Аудитор проверяет  наличие и оформление договоров  купли-продажи основных средств; правомерность  включения отдельных расходов в  стоимость основных средств согласно положениям ПБУ 6/01; правильно ли определена инвентарная стоимость законченных строительством объектов; правильно ли определена стоимость объекта после достройки и дооборудования, реконструкции, модернизации или частичной ликвидации.

Аудитор проверяет: оформлены ли протоколы согласования цены и отражена ли денежная оценка в учредительных документах; правомерность  включения других расходов в первоначальную стоимость; достоверность установления рыночной цены. Для определения рыночной цены могут быть использованы данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения о стоимости отдельных объектов основных средств. Расходы, понесенные организацией по доставке таких основных средств, также включаются в стоимость объекта.

Оценка объектов, приобретенных за иностранную валюту, производится в рублях путем перерасчета  иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, действующему на дату приобретения объектов в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление.

Аудитор должен проверить, правильно ли определен  момент перехода права собственности  в соответствии с условиями контракта; включены ли в стоимость таможенные платежи (пошлины, сборы) и другие расходы, связанные с приобретением основных средств.

При проверке правильности оценки основных средств аудитор  должен обратить внимание на то, были ли случаи изменения первоначальной стоимости объектов, какие причины вызвали эти изменения (достройка, дооборудование, реконструкция, частичная ликвидация), отражены ли затраты по капитальным вложениям на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", показывается ли источник этих капитальных вложений с увеличением добавочного капитала.

Проверка правильности переоценки основных средств приобретает  важное значение, поскольку согласно ПБУ 6/01 организациям предоставлено право не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать полностью или частично объекты основных средств.

Такая проверка осуществляется на основе изучения документов, содержащих ее результаты.

Аудитор должен проверить: подверглись ли переоценке все основные средства или их часть; не производилась ли переоценка земельных участков и объектов природопользования, числящихся в составе основных средств; каким способом производилась переоценка (путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам); имеется ли документальное подтверждение рыночных цен; выборочно проверить правильность расчетов; менялась ли степень износа после проведения переоценки, отражены ли результаты переоценки в инвентарных карточках, правильно ли отражены результаты переоценки в бухгалтерском учете, учтены ли результаты переоценки при составлении отчетности.

Для подтверждения  наличия основных средств проводится проверка организации аналитического учета и результатов инвентаризации ОС.

Аудитор должен также проверить, как обеспечивается сохранность ОС.

Проверка проведения инвентаризации основных средств осуществляется аудитором с привлечением первичных документов - инвентаризационных описей, протоколов заседаний инвентаризационных комиссий, решений руководства организации по итогам проведения инвентаризации.

Проверка материалов инвентаризации необходима аудитору для того, чтобы убедиться, насколько можно доверять результатам внутреннего контроля, чтобы скорректировать аудиторский риск и аудиторские процедуры.

Дальнейшая  проверка проводится по результатам  сверки данных Главной книги с показателями регистров синтетического и аналитического учета. Сверяются данные инвентарных карточек синтетического учета основных средств. Аудитор может проверить соответствие показателей движения основных средств по группам ф. N 5 с данными аналитического учета по инвентарным карточкам. На данном этапе проверки аудитор с помощью процедуры прослеживания проверяет правильность отражения данных первичных документов в регистрах аналитического и синтетического учета, записей в Главной книге. Это позволяет ему убедиться в том, правильно ли отражена операция в бухгалтерском учете [13].

Целью проверки учета поступления основных средств  является подтверждение того, что  приобретенные основные средства были правильно отражены в учете и  представляют собой стоимость реальных объектов, введенных в эксплуатацию.

Приступая к  аудиту поступления основных средств, следует провести формальную проверку первичных учетных документов с  точки зрения оформления их в соответствии с установленными правилами.

Аудитор должен проверить: отражаются ли затраты по объектам основных средств, приобретенным за плату, возведению (сооружению), изготовлению на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", на котором формируется первоначальная (инвентарная) стоимость объекта. При этом проверяется состав расходов, включаемых в инвентарную стоимость основных средств, их связь с созданием данного объекта.

В ходе проверки выбытия основных средств аудитор  устанавливает причину списания, целесообразность и законность операции. Для этого используются договоры на реализацию основных средств, акты на списание, акты приема-передачи основных средств, данные аналитического учета [13].

Если организация  приобретала основные средства за плату, аудитор должен проверить правильность отражения НДС на счетах бухгалтерского учета или его включения в первоначальную стоимость объекта.

Аудитор должен установить: выделен ли НДС в договоре, в первичных документах поставщиков, в расчетных документах организации; имеется ли счет-фактура на приобретенные  основные средства, используется ли в учете счет 19 "Налог на добавленную стоимость" при осуществлении капитальных вложений; для каких целей приобретен объект основных средств, поскольку от этого зависит порядок списания сумм налога с кредита указанного счета [13].

При проверке выбытия основных средств необходимо выяснить, правильно ли начислены и уплачены налоги на добавленную стоимость и на прибыль. При передаче основных средств по договору дарения плательщиком НДС является сторона, передающая основные средства.

При проверке операций по реализации основных средств и их передаче по договору дарения необходимо обратить внимание на составление счетов-фактур и их регистрацию в книге продаж.

Аудитор должен учесть, что в случае реализации основных средств по цене продажи  ниже остаточной НДС должен быть начислен и уплачен в бюджет со стоимости ОС не ниже остаточной. Дополнительное начисление НДС в этом случае производится по отдельному расчету и осуществляется за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации [13].

Определение правильности начисления и отражения в учете амортизационных отчислений проводится на соответствие соблюдению бухгалтерских правил, установленных ПБУ 6/01 и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств.

Аудитору необходимо получить перечень объектов ОС, по которым применяются особые условия начисления амортизации или ее прекращения.

Применение  того или иного способа начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств должно производиться  в течение всего срока полезного использования. Однако для целей налогообложения начисление амортизационных отчислений следует производить от первоначальной стоимости по единым нормам.

В случае, если сумма амортизационных отчислений, начисленных методом, выбранным  организацией, за отчетный период превышает сумму амортизационных отчислений, принимаемых для целей налогообложения в размерах, исчисленных по установленным нормам, должна быть произведена корректировка для определения налогооблагаемой прибыли.

Также аудитор проверяет правильность установления срока полезного использования основного средства, поскольку от этого зависит сумма амортизационных отчислений отчетного периода и установление нормы амортизационных отчислений. В случае выявления неправильно установленных норм аудитор определяет, насколько завышена (занижена) себестоимость продукции (работ, услуг).

Организация в  отчетном периоде могла производить  затраты на модернизацию и реконструкцию  объектов основных средств. Аудитор  проверяет в этом случае: учитывались  ли затраты на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", была ли увеличена первоначальная стоимость объекта по окончании работ, показано ли в учете увеличение добавочного капитала организации [13].

 

2.4 Аудит нематериальных активов

Цель аудита нематериальных активов (НМА) – подтвердить соответствие существующего в организации порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, а также достоверность отражения информации о НМА в бухгалтерской отчетности.

Аудиторская проверка НМА основана на общем плане проведения аудита, где необходимо уделить внимание важным или нетипичным операциям по учету НМА. Планирование должно способствовать выявлению потенциальных проблем и качественному конечному результату аудита.

Для определения  объема работ, необходимых для формирования мнения о достоверности отражения информации о НМА, нужно рассмотреть состояние внутреннего контроля бухгалтерской отчетности. К нематериальным активам могут быть отнесены результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, в том числе:

- исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезная модель;

- исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;

- имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

- исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

- исключительное право патентообладателя на селекционные достижения и др.

В составе НМА учитываются также деловая репутация организации. А организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации) с 2007 года в составе НМА не учитываются.

При анализе  системы внутреннего контроля аудитор  обращает внимание на следующее:

- определен ли круг лиц, ответственных за сохранность НМА;

- каким образом организация обеспечивает неразглашение коммерческой тайны;

- создана ли комиссия по приемке НМА;

- проводится ли инвентаризация НМА.

Чтобы сделать вывод об организации бухгалтерского учета, аудитор анализирует учетную  политику на момент раскрытия в ней  информации:

- о способах оценки НМА, приобретенных не за денежные средства;

- принятых организацией сроках полезного использования НМА (по отдельным группам);

- способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам НМА;

- способах отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по НМА.

Отсутствие контроля со стороны руководства организации над НМА, а также неудовлетворительная организация системы их бухгалтерского учета повышает аудиторский риск. В таком случае аудитор увеличивает объем выборки.

Этапы и процедуры аудита НМА:

Информация о работе Аудит инвестиций