Автор: Татьяна Новикова, 01 Декабря 2010 в 15:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие теоретических, методологических и правовых аспектов аудита кассовых операций.
Введение 2
1. Теоретические основы аудита денежных средств 4
1.1. Цели и задачи аудита денежных средств 4
1.2. Источники информации для проведения проверки 5
1.3. Предварительное планирование аудита денежных средств 7
2. Планирование аудита денежных средств на примере ОАО «Самарский хлебозавод № 9» 11
2.1. Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля 11
2.2. Расчет аудиторского риска и уровня существенности 18
2.3. План и программа аудита денежных средств 24
3. Методика аудита денежных средств 29
3.1. Методы сбора аудиторских доказательств 29
3.2. Аудиторское заключение по финансовой отчетности ОАО «Самарский хлебозавод № 9» 35
3.3. Типичные ошибки в учете денежных средств и рекомендации по их устранению 38
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Содержание
С момента создания предприятия у него появляются денежные средства: вначале – перечисленные на расчетный счет предприятия его учредителями, затем – полученные от клиентов за проданные товары или оказанные услуги. Денежные средства организации представляют собой совокупность денег, находящихся в кассе, на банковских расчетных, валютных, специальных и депозитных счетах, в выставленных аккредитивах, чековых книжках, переводах в пути и денежных документах.
Осуществляя хозяйственную деятельность, предприятие сталкивается с необходимостью производить расчеты как внутри самого предприятия, так и вне его. Внутренние расчеты связаны с выплатой заработной платы и подотчетных сумм работникам, дивидендов акционерам и др. Внешние расчеты обусловлены финансовыми взаимоотношениями по поводу поставок продукций, выполнения работ, оказания услуг, закупки сырья и материалов, уплаты налогов, взносов во внебюджетные фонды, получения и возврата кредитов и др.
Все вышеизложенное придает особое значение учету денежных средств как важнейшему инструменту управления денежными потоками, контроля сохранности, законности и эффективности использования денежных ресурсов, поддержания повседневной платежеспособности организации. Здесь от аудиторов требуется повышенное внимание, так как на практике наибольшее количество нарушений и злоупотреблений должностных лиц связано именно с этим участком учета.
Целью курсовой работы является раскрытие теоретических, методологических и правовых аспектов аудита кассовых операций.
В соответствии с целью в ходе работы решались следующие задачи:
Объектом исследования является открытое акционерное общество «Самарский хлебозавод № 9», краткая характеристика которого приводится в первой главе работы.
Работа
состоит из введения, трех глав и
заключения. Далее приводится список
использованной литературы и приложения.
В первой главе описываются
Во
второй главе приводится методика изучения
и оценки систем бухгалтерского учета
и внутреннего контроля на примере
ОАО «Самарский хлебозавод № 9»
Третья
глава посвящена методике аудита
денежных средств. В ней описываются методы
сбора аудиторских доказательств, приводится
возможный вариант аудиторского заключения
по финансовой отчетности ОАО «Самарский хлебозавод № 9»
В заключении подводятся итоги проделанной работы и делаются выводы.
Цель аудита операций с денежными средствами – формирование мнения о достоверности показателей финансовой отчетности, характеризующих денежные средства, и соответствии ведения бухгалтерского учета этих операций требованиям законодательства Российской Федерации.
Аудитор собирает доказательства исходя из следующих предпосылок:
Источниками информации при аудите денежных средств могут быть следующие документы:
Планирование – процесс, позволяющий наиболее рационально выполнять аудит и одновременно уменьшать риск необнаруженных существующих ошибок в финансовой отчетности клиента.
Аудитор должен тщательно планировать свою деятельность по трем основным причинам: это дает аудитору возможность получить достаточное количество свидетельств о положении дел клиента, поможет удержать в разумных пределах затраты на аудит и позволит избежать недоразумений с клиентом.
Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, включает в себя разработку аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также разработку аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.
Планирование аудита аудиторской организации состоит из следующих основных этапов:
На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь следующую информацию:
Для
эффективного планирования аудита до
написания письма-
На
этапе предварительного планирования
аудиторская организация
При планировании состава аудиторской группы аудиторская организация должна учитывать бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита (подготовительного, основного и заключительного); предполагаемые сроки работы группы; количественный состав группы; должностной уровень членов группы; преемственность персонала группы; квалификационный уровень членов группы.
Общая информация о предприятии необходима для того, чтобы в дальнейшем сделать обоснованное заключение о достоверности отчетности. В частности, необходимо выяснить специфику деятельности и отраслевые особенности предприятия, понять его организационное устройство, определить производственные, финансовые и другие связи, познакомиться с юридическими обязательствами, получить информацию из различных источников.
Обсуждения с работниками управления, встречи с высшим руководством и исполнительным персоналом, беседы с менеджерами и персоналом, не имеющим отношения к ведению учета, способствуют получению информации «из первых рук».
Посещение и осмотр основных участков, производственных единиц, складов позволяют убедиться в наличии и сохранности активов, сформировать представление об условиях производства.
На основе полученной информации аудитор должен решить, необходимо ли привлечение для консультаций по отдельным вопросам специалистов (юристов, специалистов по налогам, технологии и т.д.).
Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская организация должна использовать предварительные знания об экономическом субъекте, а также результаты проведенных аналитических процедур.
С помощью аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических процедур аудиторской организации должны варьироваться в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Составляя
общий план и программу аудита,
аудиторская организация должна
учитывать степень
Результаты
проводимых аудиторской организацией
процедур при подготовке общего плана
и программы следует детально
документировать, так как они
являются основанием для планирования
аудита и могут использоваться в течение
всего процесса аудита.