Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 13:44, курсовая работа
Для осуществления производственной деятельности предприятия должны иметь необходимые средства труда и материальные условия. В системе бухгалтерского учета средства труда выделены в отдельный объект, именуемый основными средствами предприятия.
Основные средства составляют основу материально-технической базы организации, определяют её технический уровень, ассортимент, количество и качество выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.
Основные фонды занимают, как правило, большой удельный вес в общей сумме основного капитала предприятия. От их количества, стоимости, технического уровня, эффективности использования во многом зависят конечные результаты деятельности предприятия: выпуск продукции, ее себестоимость, прибыль, рентабельность, устойчивость финансового состояния.
Введение…………………………………………………………………………………………….3
1.Организация и методика аудита арендованного имущества ……………………………..6
1.1. Цели и задачи проверки арендованного имущества…………………………………6
1.2. Основные положения методики проверки оборотов и сальдо по счету «Арендованные основные средства» ……………………………………………………………...7
1.2.1. Законодательно-нормативная база по учету арендованного имущества..….7
1.2.2. Источники информации для аудита арендованных основных средств……8
1.2.3. Техника исполнения аудиторской проверки арендованных основных средств.................................................................................................................................................9
1.2.4. Типовые нарушения, выявляемые в ходе аудиторской проверки арендованных основных средств ……………………………………………………………...…15
2. Аудиторская проверка арендованных основных средств ТУ ЗАО «Газпром инвест Юг» в г. Астрахани………………………………………………………………………………17
2.1. Краткая характеристика Территориального Управления ЗАО «Газпром инвест Юг» в г. Астрахани………………………………………………………………………….……..17
2.1.1 Историческая справка ЗАО «Газпром инвест Юг»…………………………17
2.1.2.Организационная структура управления ТУ ЗАО «Газпром инвест Юг» в г. Астрахани…………………………………………………………………………………..……19
2.1.3. Структура бухгалтерии ТУ «Газпром инвест Юг» в г. Астрахани……...21
2.1.4 Учетная политика «Газпром инвест Юг»……………………………………22
2.1.5. Анализ технико-экономических показателей деятельности ТУ ЗАО «Газпром инвест Юг» в г. Астрахани за 2007-2008 года…………………………………..……25
2.2. Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля арендованных основных средств……………………………………………………………………………….…27
2.3. Определение уровня существенности и оценка аудиторского риска для проверки основных средств …………………………………………………………………………..……..29
2.4. План и программа аудита арендованных основных средств ………………..……36
2.5. Детальная проверка правильности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам «Арендованные основные средства»…………………………………………39
2.6. Оформление результатов проведенного аудита. Аудиторское заключение…..…41
Заключение………………………………………………………………………………………..45
Список литературы……………………………………………………………………………... 47
Приложение…………………………………………………………………………………….....49
Источниками информации при осуществлении проверки арендованных основных средств являются:
Основные средства, полученные арендатором во временное владение и пользование (временное пользование), принимаются на забалансовый учет в оценке, согласованной с арендодателем в договоре аренды. Полученные в аренду основные средства отражаются записью по дебету счета 001 «Арендованные основные средства».
Одновременно арендатор копирует инвентарные карточки учета основных средств арендодателя, которые хранятся в специальной картотеке и служат основанием для организации аналитического учета данных объектов.
Возврат арендодателю арендованного имущества в связи с истечением срока аренды или досрочным расторжением сторонами договора обусловливает обратную бухгалтерскую запись по кредиту счета 001 «Арендованные основные средства». На основании оформленных актов (накладных) приемки-передачи основных средств бухгалтерия делает в инвентарных карточках отметки о выбытии арендованных объектов. Инвентарные карточки по выбытии арендованным основным средствам хранятся в течение срока, определенного руководством организации-арендатора.
Порядок принятия к бухгалтерскому учету расходов по арендной плате зависит от того, какую роль арендованное имущество играет в деятельности арендатора. При аренде отдельных объектов основных производственных средств (или их составных частей) арендная плата рассматривается как расход по обычному виду деятельности и подлежит включению в себестоимость изготавливаемой продукции (выполняемых работ, оказанных услуг) по элементу «Прочие затраты», что вытекает из ПБУ 10/99 «Расходы организации». Затраты, связанные с ее начислением, арендатор аккумулирует на активных калькуляционных счетах 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 44 «Расходы на продажу» и собирательно-распределительных счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».
Если арендованные основные средства используются арендатором для удовлетворения непроизводственных нужд, то расходы по арендной плате должны включаться в состав прочих расходов. С этой целью арендатор использует счет 91, субсчет 2 «Прочие расходы». Списание данных расходов производится по дебету счета 91-2 на основании оправдательных первичных документов [14, с. 420-424].
Для разработки эффективного подхода к аудиту арендованного имущества на стадии планирования проводится предварительная оценка системы внутреннего контроля, которая подтверждается или корректируется в ходе аудита.
Практика показывает, что далеко не всегда аудиторские проверки арендованных основных средств сопровождаются оценкой систему внутреннего контроля, что заведомо снижает их результативность. Это приводит, в частности, к увеличению затрат времени, так как своевременно не созданные предпосылки для обоснования выборочного способа проверки повышают вероятность искажений в оценке аудиторского риска. Адекватная оценка системы внутреннего контроля позволяет качественно и более доказательно сформировать выводы аудитора в Письменной информации аудитора руководству экономического субъекта и в аналитической части аудиторского заключения.
При оценке системы внутреннего контроля аудитор должен проверить наличие и действие распорядительных документов, закрепляющих способы ведения учета операций, связанных с арендованными основными средствами, осуществить экспертизу порядка документального оформления фактов хозяйственной деятельности, изучить утвержденные графики и схемы документооборота, провести экспертизу применяемой формы учета, проверить наличие регистров бухгалтерского и налогового учета, установить, соблюдается ли установленный порядок подготовки и представления внутренней бухгалтерской отчетности, обобщить информацию о составе, масштабах и характере операций в проверяемом периоде.
Оценив систему внутреннего контроля, аудитор должен спланировать характер, масштабы и сроки проведения аудиторских процедур в отношении арендованных основных средств.
С помощью аудиторских процедур
осуществляется проверка достоверности
данных бухгалтерского учета и отчетности.
При обнаружении нарушений
Арендные операции оказывают прямое влияние на имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации и косвенное – на сумму уплачиваемых ею в бюджет и внебюджетные фонды налоговых платежей. В связи с этим возникает необходимость в получении достоверных сведений о величине и структуре арендных операций, что предполагает решение следующих учетных задач:
1) формирование достоверной информации о собственном и арендованном имуществе;
2) проверка правильности документального оформления арендных операций;
3) полное и своевременное отражение арендных обязательств;
4) своевременное осуществление расчетов по арендным обязательствам;
5) правильный расчет, возмещение и налогообложение арендной платы;
6) правильное возмещение расходов, связанных с содержанием арендованного имущества;
7) выявление финансового результата об арендных операций;
8) точное определение себестоимости ремонта арендованного имущества;
9) формирование достоверной информации о капитальных вложениях в арендованное имущество;
10) обеспечение контроля за сохранностью и соблюдением правового режима использования арендованного имущества;
11) полное и достоверное раскрытие информации об арендованном имуществе и арендных обязательствах в бухгалтерской отчетности
Необходимым условием правильной организации бухгалтерского учета арендных операций является соблюдение общеметодологических учетных принципов. К ним относятся: имущественная обособленность организации, существенность информации, временная определенность фактов хозяйственной деятельности, приоритет содержание перед формой, непрерывность деятельности организации, полнота отражения фактов хозяйственной деятельности, последовательность применения учетной политики, разграничение в учете текущих затрат и капитальных вложений, рациональность учета, непротиворечивость учетной и отчетной информации.
Допущение имущественной обособленности предполагает обособленное существование активов и обязательств организации от активов и обязательств ее собственников и активов и обязательств других организаций. В соответствии с ним арендованное имущество должно числится на балансе собственника (арендодателя) и за балансом у реального владельца и пользователя (арендатора). Исключением из этого правила является:
имущество, выступающее предметом договора аренды предприятия, которое в соответствии с требованиями п. 84 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств подлежит учету на балансе арендатора;
имущество, выступающее предметом договора финансового лизинга, которое согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 29 октября 1998г. № 164-ФЗ «О лизинге» по соглашению сторон может учитываться на балансе лизингодателя или лизингополучателя.
Принцип существенности помогает организации, в учредительных документах которой не предусмотрена аренда как вид деятельности, самостоятельно определять тактику поведения при решении вопроса признания в бухгалтерском учете доходов от аренды. Так, если величина названного показателя составляет не менее 5% в общей сумме доходов, то его надлежит рассматривать в качестве дохода от обычных видов деятельности. При несоблюдении указанного условия арендная плата включается арендодателем в состав операционных доходов.
Принцип временной определенности
фактов хозяйственной деятельности
подразумевает отражение
Принцип приоритета содержания перед формой требует при отражении в бухгалтерском учете арендных операций исходить не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания. Однако применение данного правила на практике нередко сопряжено с юридическими трудностями, например расходы по проведению арендатором капитального ремонта могут включаться в себестоимость продукции, (работ, услуг) только в том случае, если такая обязанность возложена на него в договоре аренды.
Принцип непрерывности деятельности организации предполагает, что организация будет продолжать свою деятельность в будущем, что у нее нет намерений ликвидироваться.
Принцип полноты отражения фактов
хозяйственной деятельности означает
необходимость отражения в
Принцип рациональности учета предполагает рациональный, экономичный учет арендных операций исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.
Принцип непротиворечивости заключается в том, что данные синтетического и аналитического учета арендных операций должны совпадать.
Последовательность применения учетной политики заключается в том, что выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного учетного периода к другому [19, c.115, 117].
Проверка документального
В ходе проверки аудитор должен убедиться в правильности оформления документов, подтверждающих рыночную стоимость принимаемых к учету объектов, таких, как экспертные заключения, справки организаций-изготовителей и др.
При этом необходимо обратить внимание на соответствие периода получения документа и даты принятия объекта к учету.
В ходе аудиторских процедур может обнаружиться, что в отчетности организации отражены арендованные основные средства, право пользования на которые не подтверждено должным образом. В этой ситуации аудитор должен рассмотреть вопрос о правомерности включения данных о таких основных средствах в отчетность, оценить масштабы выявленных нарушений и определить, каким образом они влияют на достоверность финансовой отчетности организации и аудиторское заключение.
Ограничения прав распоряжения основными средствами возникают в большинстве случаев в связи с договорами залога и выявляются аудитором обычно в ходе аудиторской проверки задолженности по кредитам и займам (перекрестные аудиторские процедуры).
Определенные ограничения на такие права могут содержаться и в договорах лизинга и покупки основных средств с отсрочкой платежа и выявляются в процессе анализа условий соответствующих договоров при выборочной проверке операций по поступлению основных средств за отчетный период.
Установив существование ограничений прав собственности организации на основные средства, аудитор должен также убедиться в том, что существенная информация о таких ограничениях раскрыта в финансовой отчетности.
Оценку арендованных основных средств аудитор проверяет посредством анализа первичных документов, подтверждающих стоимость основных средств при их приобретении (договора аренды, инвентарные карточки, карточку и анализ счета 001 «Арендованные основные средства» и др.).
Оценка организации
Аудитор должен изучить решения, принятые по результатам инвентаризации, и проверить правильность отражения этих результатов в учете.
При этом необходимо убедиться в соблюдении положений по бухгалтерскому учету, регулирующих порядок и сроки проведения инвентаризаций.
Аудитору также необходимо выяснить, анализируются ли результаты инвентаризации руководством, принимаются ли соответствующие меры, если в результате инвентаризации выявлены излишки или недостачи.
В ходе аудиторской проверки аудитор может наблюдать за процессом проведения инвентаризации (если период проведения аудита совпал с фактическими сроками проведения инвентаризации).
При проведении аудита, с целью
получения аудиторских
Особое внимание необходимо обратить на неиспользуемые арендованные основные средства, так как наличие большого количества неиспользуемых основных средств может свидетельствовать о недостаточно эффективном контроле за их использованием и целесообразностью аренды, а может указывать на подготовку организации к выпуску нового вида продукции, т.е. на ситуацию, когда оборудование приобретено, но пока не используется в производстве.