Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:18, курсовая работа
Важнейшим инструментом в улучшении работы предприятия становится логистика. Задачи логистики включают в себя такие сферы деятельности, как изучение спроса на продукцию и услуги предприятия; формирование портфеля заказов потребителей, участие в ассортиментной загрузке производства заказами потребителей, перспективное, текущее и оперативное планирование сбыта, осуществление мероприятий по стимулированию сбыта, осуществление принципа системности, т.е. управление распределением во взаимосвязи всех элементов сбытовой деятельности.
Введение……………………………………………………………….……..5
1. Теоретические основы формирования сбытовой политики
фирмы – производителя……………………………………………………….7
1.1 Сущность, цели, задачи и принципы сбытовой политики………………7
1.2. Управление сбытовой деятельностью предприятия………...................21
1.3. Организация сбыта……………………………………………………….31
1.4. Контроллинг в системе сбыта и его виды………………………………40
Заключение……………………………………………………………...……. 47
Список литературы……………………………………
Установление норм сбыта для торговых посредников заключается в распределении общего объема сбыта продукции в виде заданий, которые определяются с учетом потенциала торговой организации, категории заказчиков (вида канала распределения, степени конкуренции в районе расположения потребителей и рыночной конъюнктуры).
Нормы сбыта должны быть реальными. За установление всех норм продажи и за их выполнение несут ответственность руководители отдела сбыта.
Селекция канала сбыта
является стратегическим решением фирмы.
Во- первых, решается вопрос о выборе
прямого или непрямого пути сбыта
продукции. Затем формируются различные
альтернативные варианты того или иного
пути сбыта, осуществляются технико-экономическое
сравнение вариантов и выбор
одного из них. При выборе принимаются
во внимание размер и доступность
рынка, периодичность совершения покупок,
стоимость транспортировки и
хранения запасов, политика конкурентов
в сфере товарораспределения. В
случае равнозначности вариантов выбирают
тот, который учитывает скорость
реализации (для скоропортящихся
товаров) и затраты фирмы-производителя
(для промышленных товаров и потребительских
товаров длительного
Организация торговых коммуникаций
включает организацию отношений
с существующими и
Важным организационным
мероприятием является выбор месторасположения
торгового предприятия. Основным критерием
при оценке эффективности
При оценке предпочтительного
варианта также учитываются: затраты
на транспорт по доставке товара от
производителя; характер товара (продовольственный,
непродовольственный, производственно-технического
назначения); привлекательность
Координация деятельности службы
сбыта, связей с внутренними подразделениями
фирмы и внешними субъектами окружающей
среды проводится с целью поддержания
эффективного поведения системы
сбыта и обеспечения поставки
необходимой потребителю
Основным средством и инструментом координации является организационная форма, структура службы сбыта, которая отражает размер фирмы, тип и ассортимент товаров, количество и месторасположение покупателей, каналы распределения, методы торговли, права и ответственность от вышестоящего к нижестоящему уровню. В зависимости от сочетания этих факторов фирмы могут использовать следующие формы организации службы сбыта: функциональную, региональную, товарную, отраслевую, комбинированную.
Функциональная организация
службы сбыта используется малыми и
средними фирмами, имеющими однородную
номенклатуру товаров. Коммерческий директор
координирует торговые операции на национальном
и внешнем рынках, рекламу и
стимулирование сбыта. Управляющий
по сбыту на национальном рынке организует
работу сбыта с помощью трех управляющих
по сбыту, осуществляет контроль за складированием,
транспортировкой и доставкой товара
через заведующего отделом
Недостатком этой формы организации
является то, что могут потребоваться
значительные средства на ее адаптацию
в случае расширения номенклатуры продукции
и появления возможности
Каждое подразделение
в такой организационной
Региональная организационная
структура эффективна, когда имеют
место рассредоточенность торговых
операций, высокая концентрация предприятий
в пределах каждого отдельного района
и различия во вкусах и предпочтениях
покупателей, проживающих в разных
географических районах. Достоинством
такой организации сбыта
Товарная организация сбыта формируется, когда планируется реализация товаров широкого ассортимента и различной номенклатуры. Вся ответственность за планирование и разработку стратегий для реализации определенного продукта или группы продуктов возлагается на управляющего продуктом (группой продуктов). Управляющий сбытом организует разработку стратегии сбыта, прогноза и сметы сбыта, политики цен и упаковки, мероприятий по рекламе и стимулированию сбыта. Торговые уполномоченные руководят специалистами по сбыту конкретного товара или группы товаров и несут ответственность за формирование заказов и реализацию товара А (Б, В и т. д.). Специалисты по сбыту конкретного товара являются высококвалифицированными работниками, компетентными в области характеристик, назначения и использования товара А, имеющими опыт работы с покупателями.
Достоинство товарной организации
сбыта — возможность
Отраслевая организация сбыта применяется для поставки однородной продукции фирмам-потребителям различного профиля (машиностроение, энергетика, химия, текстильная промышленность и т. д. ).
Коммерческому директору
подчиняются управляющие сбытом
продукции по каждой отрасли промышленности.
Количество специализированных отделов
(групп) сбыта определяется числом обслуживаемых
отраслей промышленности. В качестве
уполномоченных по сбыту привлекаются
торговые работники, имеющие инженерную
или инженерно-экономическую
Такая организация службы
сбыта наиболее приемлема для
реализации товаров производственно-
Комбинированная структура сбыта, как правило, более гибкая и имеет высокую готовность к новым требованиям расширения номенклатуры производимой продукции, появлению новых рынков, новым требованиям покупателей.
На практике применяются различные комбинации структур организации сбыта, например, функционально-продуктовая, продуктово-рыночная, регионально-функциональная и др. От того, какая будет принята и использована организационная структура сбыта, зависят во многом результаты деятельности не только сбытовой службы, но и организации в целом.
Развитие рыночных отношений,
прогресс информатизации предпринимательства
вызывают необходимость и создают
возможность формирования ориентированных
на сближение производителя и
потребителя организационных
Сбытовые организационные структуры, как органичный элемент системы организации управления предпринимательством в целом и маркетингом в частности должны быть ориентированы на рост числа коммерческих сделок и потенциала имеющихся возможностей. Такие структуры должны быть динамичны, обновляясь на краткосрочной, эпизодической и поэтапной основах, иметь небольшое количество иерархических уровней и носить сетевой характер.
1.4. Контроллинг в системе сбыта и его виды
Сбыт — неотъемлемый элемент
процесса маркетинга, так как является
завершающей, наиболее ответственной
стадией обеспечения
В качестве теории, методологии и инструмента исследования и создания устойчивости плановых характеристик сбытовых операций используется контроллинг.
Контроллинг-сбыт является
составной частью маркетинг-контроллинга.
В центре его внимания находятся
пути обнаружения слабых сторон в
сбытовой деятельности и возможностей
ее профилактической оптимизации. Контроллинг-
сбыт можно рассматривать как
систематическое критико-
Цель контроллинга-сбыта
состоит в повышении
Цели контроллинга-сбыта
должны быть увязаны и скоординированы
с другими сферами
Основными функциями контроллинга-сбыта являются: планирование, обеспечение информацией, контроль (наблюдение), регулирование (управление).
Функция планирования охватывает формулирование целей сбытовой деятельности или их корректировку, а также формирование необходимых плановых показателей сбыта продукции.
Функция обеспечения информацией
включает координацию потребности
в информации с ее предложением,
а также обработку и подготовку
оперативных данных. Для этого
используются внутренняя информация предприятия,
источники информации о рынке, факторах
окружающей среды. Структурирование информации
осуществляется в рамках требований
бухгалтерского учета, производственного
учета и установленных
Функция контроля охватывает наблюдение и анализ количественных и качественных характеристик сбытовой деятельности и установление причин отклонений этих характеристик от плановых.
Функция регулирования в
системе контроллинга-сбыта
Выполнение функций
- системообразующий элемент
– создает и развивает
- регулирующий элемент
— осуществляет адаптацию
Информация о работе Анализ сбытовой деятельности предприятия