Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:18, курсовая работа
Важнейшим инструментом в улучшении работы предприятия становится логистика. Задачи логистики включают в себя такие сферы деятельности, как изучение спроса на продукцию и услуги предприятия; формирование портфеля заказов потребителей, участие в ассортиментной загрузке производства заказами потребителей, перспективное, текущее и оперативное планирование сбыта, осуществление мероприятий по стимулированию сбыта, осуществление принципа системности, т.е. управление распределением во взаимосвязи всех элементов сбытовой деятельности.
Введение……………………………………………………………….……..5
1. Теоретические основы формирования сбытовой политики
фирмы – производителя……………………………………………………….7
1.1 Сущность, цели, задачи и принципы сбытовой  политики………………7
1.2. Управление сбытовой деятельностью предприятия………...................21
1.3. Организация сбыта……………………………………………………….31
1.4. Контроллинг в системе сбыта и его виды………………………………40
Заключение……………………………………………………………...……. 47
Список  литературы……………………………………
Выводы: таким образом, сбытовая политика 
– это организация 
Сбытовую политику фирмы – изготовителя 
продукции следует 
Основными элементами сбытовой политики является следующее:
– транспортировка продукции – её физическое перемещение от производителя к потребителю;
– доработка продукции 
– подбор, сортировка, сборка готового 
изделия и прочее, что повышает 
степень доступности и 
– хранение продукции – организация создания и поддержание необходимых её запасов;
– контакты с потребителями – действия по физической передачи товара, оформлению заказов, организации платёжно-расчетных операций, юридическому оформлению передачи прав собственности на товар, информированию потребителя о товаре и фирме и т.д.
К одной из ключевых логистических 
функций относится и 
К поддерживающим логистическим функциям обычно относят:
– складирование;
– грузоперевозку;
– защитную упаковку;
– обеспечение возврата товаров;
– обеспечение запасными частями и сервисного обслуживания;
– сбыт возвратных отходов;
– информационно-компьютерную поддержку.
1.2 Управление сбытовой деятельностью предприятия
«Термин «управление сбытом» имеет несколько толкований. В широком смысле он может толковаться как общее руководство сбытовой деятельностью фирмы. Так, совет директоров управляет сбытом, используя различные методы и принимая различные решения. Например, ограничивая уровень расходов на организацию сбыта; определяя общую политику в области каналов распределения и сбыта (в частности через оптовиков или напрямую розничным торговцам), а также средства и методы их стимулирования – интенсивность и характер рекламы, ценовую политику и т.п.; принимая решение вообще обойтись без сбытовых агентов (коммивояжеров), а использовать метод продажи по телефону или неперсональную продажу (по почте или через прессу). Все эти стратегические решения могут воздействовать на управление сбытом в организации, его масштабы, характер и конечные результаты.
В узком смысле управление сбытом понимается как планирование и реальное каждодневное руководство сбытовой деятельностью фирмы. Управление сбытом как одна из многочисленных функциональных задач компании и должно осуществляться в соответствии с одобренным планом, который является составной частью маркетинга, а тот в свою очередь – частью общего плана компании».
Теперь рассмотрим подробно каждый из этапов управления распределением.
Этапы заключаются в:
1. Определении каналов сбыта;
2. Выборе посредников;
3. Организации поставок;
4. Стимулировании деятельности посредников;
5. Контроле деятельности посредников.
Этап 1. Определение каналов сбыта.
Выбор определенного типа маркетингового канала зависит от планируемых показателей продаж и прибыли компании, ресурсов, имеющихся в её распоряжении, и стратегии позиционирования. Если компания готова пожертвовать краткосрочной прибылью ради упрочнения и расширения рыночных позиций, возможно, целесообразно принять решение о расширении собственного торгового персонала, хотя прямые продажи сопряжены с высокими постоянными издержками. Напротив, реализация продукции через дистрибьюторов предполагает минимальные постоянные, но высокие переменные издержки. Если компания удовлетворена небольшой долей на рынке, то ей следует обратиться к услугам посредников.
Так как прямые продажи требуют значительных расходов, выбор канала распределения определяется ресурсами компании. И, наконец, выбор каналов зависит от стратегии позиционирования. В частности особенно важен вопрос об интенсивности географического охвата.
Особое внимание при выборе каналов должно уделяться вопросам стратегии, в частности:
Сегментам рынка, на которых планирует работать поставщик;
Отличительным преимуществам, на которые он планирует опираться.
Обусловлено это следующим:
- необходимо выбрать надежный 
канал, участники которого 
- участникам каналам необходимо 
эффективно представлять и 
- отличительные преимущества продукции поставщика.
Необходимо также оценить 
мотивацию участников канала и их 
сотрудников, возможность контроля 
за деятельностью посредников и 
степень риска совместной работы. 
Мотивация участников канала определяется 
ролью товара поставщика в работе 
компании-участника канала. Положительно 
воздействуют на уровень мотивации 
посредников отношения 
Производители обычно выбирают 
те каналы, в которых они имеют 
возможность контролировать работу 
участников, влиять на разработку посредником 
стратегии продвижения и 
Степень контроля определяется 
относительной властью 
Работа производителя 
в канале чревата определенными 
рисками, так как посредник, приобретая 
во взаимодействии с поставщиком 
опыт и знания, впоследствии может 
превратиться в его конкурентов. 
Например, после того, как новый 
товар производителя «прорубает 
просеку» на рынок, крупные розничные 
торговцы выводят на него собственные 
торговые марки. Кроме того, возможна 
ситуация, когда производитель попадает 
в зависимость от посредника, присваивающего 
создаваемую в канале добавленную 
стоимость. Наконец, поставщик, использующий 
единственный канал, рискует попасть 
в изоляцию, не замечая ни новых 
возможностей, ни угроз, возникающих 
при появлении новых 
Процесс выбора оптимального 
канала включает в себя следующие 
шаги: Определение задач, стратегии 
и характеристик надежности канала, 
используемых как критерии оценки вариантов; 
Оценка степени важности каждого 
критерия; Составление перечня 
Этап 2. Выбор посредников.
Первоначально необходимо определиться 
с общим количеством 
Различают три стратегии охвата рынка:
1. Стратегия интенсивного 
сбыта путем использования 
2. Стратегия избирательного 
сбыта, используемая для 
3. Эксклюзивное распределение 
и франшиза - способ охвата рынка 
изготовителем только через 
Определившись с общим количеством посредников, необходимо определить их тип. Для этого необходимо проанализировать преимущества и недостатки каждого типа посредника относительно ключевых задач компании в сфере распределения.
Этап 3. Организация поставок продукции фирмы на предприятия-посредники (товароснабжение посредников)
При организации поставок 
продукции фирмы на предприятия-посредники 
важно учитывать следующие 
1. Планомерность поставок;
2. Ритмичность доставки;
3. Оперативность поставок;
4. Экономичность поставок.
Основными факторами, влияющими на организацию процесса товароснабжения, являются:
1. Уровень управления процессом товароснабжения;
2. Достоверность коммерческой информации, используемой для расчета и объема графика поставок;
3. Размещение поставщика 
и сети предприятий-
4. Состояние и размещение складского хозяйства;
5. Развитость транспортной инфраструктуры в регионе;
6. Специфические характеристики поставляемой продукции.
Этап 4. Стимулирование деятельности посредников.
Для того, чтобы участники 
сбытовой сети эффективно продавали 
продукцию поставщика, их необходимо 
мотивировать. Различают стимулирующие 
и партнерские факторы 
К стимулирующим факторам 
мотивации участников канала в основном 
относятся краткосрочные 
Выбор методов стимулирования основывается на определении коммуникационной стратегии канала сбыта. Выделяют три коммуникационные стратегии:
Стратегия вталкивания;
Стратегия втягивания;
Смешанная стратегия.
Стратегии вталкивания характеризуются 
тем, что основные маркетинговые 
усилия изготовителей обращены на посредников, 
чтобы побудить их принять марки 
фирмы в свой ассортимент, создать 
необходимые запасы, выделить ее товарам 
хорошее место в торговом зале 
и побуждать покупателей к 
закупкам товаров фирмы. Цель: добиться 
добровольного сотрудничества с 
посредником, предложив ему привлекательные 
условия и продвигая свой товар 
любым доступным способом. Стратегия 
вталкивания подразумевает 
Стратегия вталкивания необходима 
для обеспечения взаимодействия 
с теми сбытовиками, без которых 
фирма не может получить доступ к 
рынку. Чем выше их способность торговаться, 
тем меньше выбора у фирмы. На рынках 
с концентрированным 
Информация о работе Анализ сбытовой деятельности предприятия