Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 10:16, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ маркетинговой деятельности ОАО «Орский машиностроительный завод», а также разработка путей улучшения маркетинга на предприятии.
Задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть методику анализа маркетинговой деятельности предприятия;
- рассмотреть место маркетинговой деятельности в экономическом анализе в целом;
- оценить внешнюю и внутреннюю среды предприятия;
- проанализировать эффективность маркетинговой деятельности предприятия;
- предложить мероприятия, способствующие улучшению маркетинговой деятельности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ 6
1.1 Сущность материальных ресурсов предприятия и их классификация
1.2 Задачи анализа обеспеченности предприятия материальными ресурсами 11
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ ОАО «ОРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» ЗА 2007-2009 ГГ.
2.1 Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия 13
2.2 Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами 16
2.3 Анализ состояния складских запасов предприятия 22
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ ОАО «ОМЗ» В 2010 Г.
3.1 Предложения по совершенствованию обеспечения материальными ресурсами предприятия 28
3.2 Определение экономической эффективности предложенных мероприятий 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ
Внешние угрозы предприятия:
Возможности уменьшения или исключения слабых сторон:
Полученные данные показывают как эффективность проводимой маркетинговой политики (сильные стороны, внешние благоприятные стороны), так предпосылки развития маркетинговой деятельности на предприятии (возможности уменьшения или исключения слабых сторон).
Для оценки эффективности маркетинговой деятельности также можно воспользоваться анализом показателей, характеризующих рентабельность и платежеспособность ОАО «ОМЗ».
В таблице 2.7 представлены статьи актива баланса предприятия.
Таблица 2.7
Статьи актива баланса ОАО «ОМЗ» за 2008-2009 гг.,
тыс.руб
Статьи баланса | 2008 г. | 2009 г. | Темп роста, % | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Внеоборотные активы,
тыс. руб. удельный вес, % |
576 804
46,0 |
610 075
53,3 |
105,7 | |
- Основные
средства,
тыс. руб. удельный вес, % |
318 493 25,4 |
327 557 28,6 |
102,8 | |
- Прочие
внеоборотные активы, тыс. руб. удельный вес, % |
258 311 20,6 |
282 518 24,7 |
109,3 | |
Оборотные
активы,
тыс. руб. удельный вес, % |
675 412
53,9 |
533964
46,6 |
79,0 | |
- Запасы
и затраты,
тыс. руб. удельный вес, % |
476 947 38,0 |
360 824 31,5 |
75,6 | |
- Дебиторская
задолженность, тыс. руб. удельный вес, % |
185 899 14,8 |
170 059 14,8 |
91,47 |
Продолжение таблицы 2.7
1 | 2 | 3 | 4 |
- Денежные
средства и
краткосрочные финансовые вложения, тыс. руб. удельный вес, % |
12 566 1,0 |
3 081 0,2 |
24,5 |
Итого актив, тыс. руб. | 1 252 216 | 1144039 | 91,3 |
Данные таблицы 2.7 свидетельствуют об уменьшении имущества предприятия за анализируемый период на 8,7%. Данная тенденция связана с падением оборотных активов, которые в 2009 г. упали на 21%, а у внеоборотных активов темп роста составил 5,7% от уровня 2008 г.
В структуре активов за исследуемый период произошли значительные изменения. Удельный вес оборотных активов в имуществе ОАО «ОМЗ» за 2008-2009 гг. уменьшился с 53,9% до 46,6%. С точки зрения ликвидности баланса, следует отметить сокращение удельного веса денежных средств и краткосрочных финансовых вложений в составе оборотных активов с 1% в 2008 г. до 0,2% в 2009 г. Также необходимо отметить сокращение дебиторской задолженности предприятия за анализируемый период.
К 2009 г запасы ОАО «ОМЗ» уменьшились на 25%. Но ситуация меняется в лучшую сторону: доля запасов в структуре капитала предприятия сокращается.
В таблице 2.8 представлены статьи пассива баланса предприятия.
Таблица 2.8
Статьи пассивна баланса ОАО «ОМЗ»
Статьи баланса | 2008 г. | 2009 г. | Темп роста, % |
1 | 2 | 3 | 4 |
Собственные
средства,
тыс. руб. удельный вес, % |
733 961
58,6 |
503604
44,0 |
68,6 |
Заемные
средства,
тыс. руб. удельный вес, % |
518 255
41,3 |
640 432
55,9 |
123,5 |
Продолжение таблицы 2.8
1 | 2 | 3 | 4 |
-
Долгосрочные пассивы,
тыс. руб. удельный вес, % |
22 917
1,8 |
11 492
1,0 |
50,1 |
-
Краткосрочные кредиты,
тыс. руб. удельный вес, % |
301 290 24,0 |
477 166 41,7 |
158,3 |
-
Кредиторская
задолженность, тыс. руб. удельный вес, % |
194 048 15,5 |
151 777 13,2 |
78,2 |
ИТОГО пассив, тыс. руб. | 1 252 216 | 1 144039 | 91,3 |
Собственные средства в 2009 г. на 14,6 % сократили свою долю в общем имуществе предприятия. Заемные же средства выросли 23% за анализируемый период.
Доля долгосрочных кредитов за исследуемый период изменяется незначительно – с 1,8% до 1%. В относительном выражении величина долгосрочных пассивов уменьшилась в 2 раз. Сумма краткосрочных кредитов выросла на 58 % к 2009 г.
Динамика показателей платежеспособности представлена в таблице 2.9.
Таблица 2.9
Динамика показателей платежеспособности
ОАО «ОМЗ» за 2008-2009 гг.
Показатель | Норматив | 2008 г. | 2009 г. |
Коэффициент абсолютной ликвидности | ≥ 0,2 | 0,04 | 0,006 |
Коэффициент срочной ликвидности | ≥ 0,8-1,0 | 0,40 | 0,27 |
Коэффициент текущей ликвидности | ≥ 2,0 | 1,36 | 0,84 |
Анализ данных таблицы 2.9, показывает, что все коэффициенты платежеспособности имеют значения гораздо ниже нормативного уровня, что свидетельствует о неплатежеспособности предприятия и о неэффективности проводимой маркетинговой деятельности в частности. Отрицательным моментом является негативная тенденция снижения коэффициентов абсолютной, срочной и текущей ликвидности в течение анализируемого периода.
Теперь рассмотрим показатели рентабельности предприятия, представленные в таблице 2.10.
Таблица 2.10
Показатели рентабельности ОАО «ОМЗ» за 2008-2009гг.
Показатели | 2008г. | 2009г. |
Коэффициент рентабельности продаж | 0,212 | -0,081 |
Коэффициент рентабельности капитала | 0,321 | -0,062 |
Коэффициент рентабельности основных средств | 1,285 | -0,21 |
Коэффициент рентабельности затрат | 0,262 | -0,075 |
Коэффициент рентабельности материальных оборотных активов | 0,858 | -0,199 |
Показатели рентабельности в идеале должны возрастать. В ОАО «ОМЗ» тенденция к снижению наблюдается по всем показателям рентабельности, что является негативным моментом маркетинговой деятельности ОАО «ОМЗ».
Анализ
эффективности позволяет сделать вывод
о том, что предприятие нуждается в совершенствовании
маркетинговой деятельности и сегодня
находится относительно в упадочном состоянии.
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЕШЕНИЯ
3.1
Основные пути улучшения
Проведя анализ и оценку внешней среды ОАО «ОМЗ», мы выяснили, что сегодня предприятие находится в зависимости от поставщиков, потребителей и от колебаний состояний экономики.
В связи с этим мы предлагаем уменьшить степень влияния факторов как прямого, так и косвенного воздействия внешней среды.
Мероприятия коснутся дебиторской задолженности, в рамках уменьшения влияния со стороны потребителей, и кредиторской задолженности, в рамках снижения зависимости от поставщиков и факторов косвенного воздействия внешней среды.
Итак, предприятию также стоит обратить пристальное внимание на дебиторскую задолженность, которая на 18 % сократилась к 2009 г. (с 205 млн. руб. до 170 млн. руб.)
В рамках улучшения маркетинговой деятельности необходимо поручить обязанности по возврату денежных средств за реализованную продукцию и четко следить за сроками предоставления коммерческого кредита. Именно тщательный и всесторонний контроль позволит держать дебиторскую задолженность в рамках запланированной ее величины.
Рассмотрим мероприятия, по совершенствованию управления дебиторской задолженности, как основного направления улучшения маркетинговой политики.
Прежде всего, необходимо провести исследование: почему клиенты не платят в срок. Потребители не платят в срок по следующим причинам:
- клиент чем-то неудовлетворен продукцией или услугой;
- это способ привлечь к нему внимание;
-
у клиента есть достаточно
денег, но составленное им
- бюджеты двух контрагентов не согласовываются;
- у клиента дефицит денежных средств.
Снизить дебиторскую задолженность ОАО «ОМЗ» возможно после внедрения на предприятии ТУД (тотального управления деньгами).
Главная задача ТУД в плане обеспечения сбора денежных средств состоит в тщательном анализе 19, всех клиентов и выявлении причин несвоевременной оплаты счетов клиента. [№19, с.13]
Сбор
дебиторской задолженности