Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 10:16, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ маркетинговой деятельности ОАО «Орский машиностроительный завод», а также разработка путей улучшения маркетинга на предприятии.
Задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть методику анализа маркетинговой деятельности предприятия;
- рассмотреть место маркетинговой деятельности в экономическом анализе в целом;
- оценить внешнюю и внутреннюю среды предприятия;
- проанализировать эффективность маркетинговой деятельности предприятия;
- предложить мероприятия, способствующие улучшению маркетинговой деятельности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ 6
1.1 Сущность материальных ресурсов предприятия и их классификация
1.2 Задачи анализа обеспеченности предприятия материальными ресурсами 11
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ ОАО «ОРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» ЗА 2007-2009 ГГ.
2.1 Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия 13
2.2 Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами 16
2.3 Анализ состояния складских запасов предприятия 22
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ ОАО «ОМЗ» В 2010 Г.
3.1 Предложения по совершенствованию обеспечения материальными ресурсами предприятия 28
3.2 Определение экономической эффективности предложенных мероприятий 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 4 |
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ | |
1.1
Место маркетинговой |
6 |
1.2
Методика анализа |
9 |
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ОМЗ» ЗА 2008-2009гг | |
2.1 Анализ основных экономических показателей предприятия | 17 |
2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия | 20 |
2.3 Оценка эффективности маркетинговой деятельности предприятия | 30 |
ГЛАВА
3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЕШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ |
|
3.1
Основные пути улучшения |
36 |
3.2
Определение экономического |
39 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 41 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 42 |
ВВЕДЕНИЕ
Несомненно, основой современного рыночного хозяйства является маркетинговый подход к организации деятельности как на микроуровне - на уровне предприятий и организаций, так и на макроуровне - уровне всей национальной экономики. Большинство предприятий стремится использовать новую для них концепцию для целей адаптации к существующим, весьма нелегким для них, условиям современной экономики. Однако для становления концепции маркетинга необходимо преодолеть ряд трудностей, обусловленных как общеэкономическими предпосылками, так и типично российскими особенностями.
Исследование маркетинговой деятельности на предприятиях определяется, прежде всего, ориентацией промышленных предприятий на удовлетворение потребностей производимой продукции. Маркетинговая деятельность должна способствовать успешному решению, повышению эффективности показателей экономической деятельности, узнаваемости и продвижению предприятия на рынке. Без маркетинга сегодня не обходится не одна организация, успешно развивающаяся и имеющая в своем арсенале запас ликвидности и платежеспособности. Нельзя переоценивать улучшение маркетинговой деятельности стоит еще только по тому, что развитие маркетинга можно рассматривать как инвестиции в предприятие в долгосрочной перспективе.
Целью данной курсовой работы является анализ маркетинговой деятельности ОАО «Орский машиностроительный завод», а также разработка путей улучшения маркетинга на предприятии.
Задачами курсовой работы являются:
-
рассмотреть методику анализа
маркетинговой деятельности
-
рассмотреть место
- оценить внешнюю и внутреннюю среды предприятия;
-
проанализировать
- предложить мероприятия, способствующие улучшению маркетинговой деятельности предприятия.
Объектом изучения данной курсовой работы является ОАО «Орский машиностроительный завод».
Предмет исследования - маркетинговая деятельность предприятия.
Информационная база исследования маркетинговой деятельности представляет собой труды Баранчеева В. в учебнике «Стратегический анализ», статья Бочкарева А. «Раздвоение маркетинга» в журнале «Эксперт», труды Быстрова В. в учебнике «Основы маркетинга» и другие.
Практическая основа курсовой работы представлена бухгалтерской отчетностью ОАО «ОМЗ», а также информацией из годовых отчетов, публикуемой на сайте предприятия.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА МАРКЕТИНГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Один из самых известных учебников по маркетингу начинается с утверждения, что в более ранних изданиях этот учебник назывался «Введение в учение об экономике сбыта». Понятие «экономика сбыта» включает производственные и непроизводственные подразделения, а также меры необходимые для преодоления напряжения между производством товаров и их использованием или потреблением. Затем понятие «экономика сбыта» было заменено понятием «маркетинг».
Маркетинг - это система организации и управления производственной и сбытовой деятельностью предприятий, изучение рынка с целью формирования и удовлетворения спроса на продукцию, услуги, получение прибыли и увеличение выручки от продаж.
В качестве концепции управления (философии бизнеса) маркетинг требует, чтобы компания рассматривала потребление как «демократический» процесс, при котором потребители имеют право «голосовать» за нужный им продукт своими деньгами. Это определяет успех компании и позволяет оптимально удовлетворить потребности потребителя.
Поскольку маркетинг - это способ убедить массы сделать покупку, большинство ошибочно отожествляют данное понятие со сбытом и стимулированием. Разница заключается в следующем: сбыт, главным образом, предполагает контакт лицом к лицу - продавец имеет дело с потенциальными покупателями. Маркетинг использует средства массовой информации и другие способы, чтобы завладеть вниманием и убедить многих людей, которые могут вообще не иметь никакого прямого контакта ни с кем из компании данного сбытовика. Один из ведущих теоретиков по проблемам управления, Петер Друккер, говорит об этом так: Цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель - так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами.
Маркетинг - явление сложное, многоплановое и динамичное. Этим объясняется невозможность в одном универсальном определении дать полную, адекватную его сущности, принципам и функциям характеристику маркетинга.
Из сущности маркетинга вытекают основные принципы. Однако в отечественной и зарубежной литературе под «принципами маркетинга» понимаются различные вещи.
Выделим следующие основополагающие принципы:
1) Тщательный учет потребностей, состояния и динамики спроса и рыночной конъюнктуры при принятии экономических решений.
2) Создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса (причем исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы).
3) Воздействие на рынок, на покупателя с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы.
Маркетинговая деятельность представляет собой комплекс мероприятий, ориентированных на исследование таких вопросов, как:
- удовлетворение технических и социальных норм страны, импортирующей товары предприятия, что означает обязанность обеспечить должные уровни безопасности использования товара и защиты окружающей среды; соответствие морально-этическим правилам; должный уровень потребительских свойств товара;
- управление маркетинговой деятельностью как системой, то есть планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений;
Процесс маркетинга начинается с изучения покупателя и выявления его потребностей, а завершается приобретением товара покупателем и удовлетворением его выявленных потребностей. Рынок, на котором действуют субъекты маркетинга, можно разделить на «рынок продавца», где предприятие реализует собственную продукцию, и «рынок покупателя», на котором оно приобретает нужные производственные компоненты. Таким образом, маркетинг в главной мере выгоден и продавцам и покупателям товара.
Связь
и деловое общение с
1.2
Методика анализа маркетинговой деятельности
предприятия
Одним
из исключительно действенных
Хорошо проведенный
Маркетинговый
ситуационный анализ, охватывая в
комплексе всю производственно-
Ситуационный анализ является одним из источников разработки прогнозов предприятия, бизнес-плана и других разделов перспективных планов. В международной практике принято проводить ситуационный анализ один-два раза в год не только в целях управления маркетинговой деятельностью, но и контроля за ней.
Основным
предметом ситуационного
При функциональном подходе выделяются четыре направления деятельности предприятия: снабжение, производство, организация НИОКР и сбыт. Кроме того, должны быть изучены и сферы деятельности, обеспечивающие нормальную работу предприятия: финансы, служба информации и кадровая политика, которые оказывают влияние на принятие решений в маркетинге. [№ 7,с. 134]
Информация о внутренней среде фирмы необходима, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации. Важно то, что помимо производства продукции, оказания услуг организация обеспечивает возможность существования своим работникам, создает определенные социальные условия для их жизнедеятельности.
Анализ внутренней среды проводят по следующим направлениям:
1) производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции предприятия; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования, система контроля запасов; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности, техническая эффективность мощностей; местонахождение производства и наличие инфраструктуры; экология производства; контроль качества, издержки и качество технологий; патенты, торговые марки и тому подобное;
2) персонал: структура, потенциал, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников;
3) организация управления: организационная структура, система управления; уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства; фирменная культура; престиж и имидж фирмы; организация системы коммуникаций;